Анатолий Лесков

13.05.2018 12:30:00 4660 0

«А как по-другому?»

Чиновники его не любят, зато обычные люди уважают. Коллеги-бизнесмены доверяют. Он живет по принципу: «Кто, если не я?», и поэтому старается сделать жизнь в родном городе максимально комфортной для жителей. Не все проекты должны приносить прибыль, уверен предприниматель из Зуевки Анатолий Лесков. 

Анатолий Владимирович, почему у вас несколько направлений бизнеса? Следуете правилу «не класть все яйца в одну корзину»? 
– У меня основной вид деятельности – строительство, все остальные вытекают из него. Есть производство стройматериалов, аренда недвижимости. «Я все умею», могу быть «авто-мото-теле-фото-электро-радио-монтером» - так не бывает. Стройка до войны была и после войны есть. Здания строятся, значит, их надо эксплуатировать. Другое дело, что занимаюсь разноплановыми объектами. Сейчас вот 25-метровый бассейн в Зуевке планирую строить.
 
В полуразрушенном трехэтажном здании, которое выкупили у муниципалитета?
– Рядом. То здание я сейчас восстанавливаю. Хочу сделать из него большой спорткомплекс с фитнес-клубом, а рядом построить полноценный бассейн. Объединить их теплым переходом. В Зуевке этого ничего нет. У нас новая школа метрах в 600 от этих объектов строится, без бассейна, так что будет востребован.
 
Насколько знаю, вы строите магазины «Магнит» в районах? 
– Около 6 лет этим занимаюсь: в Уржуме, Нолинске, Кильмези, Неме, Унях, Фаленках, Яранске... Руководители «Тендера» сами на меня после строительства подземки в Зуевке вышли, предложили совместно работать. Все без торгов делаем. Обговариваем цену объекта на выходе - и в путь. Я сам землю ищу, согласовываю, на свои деньги строю, и у меня полностью готовый магазин выкупают. Да, есть риски, что могут не купить. Сейчас в Суне построил — а они из-за своих переделов (покупки части акций «ВТБ» - «БН») притормозили сделку. Но нас в бизнес никто не тащит, мы сами идем.
 
В качестве подрядчика на государственные или муниципальные торги заходите?
– Не умею и не хочу работать с бюджетными деньгами. 
 
Чем закончилась эпопея с ж\д переездом в Зуевке? На ваш взгляд, что стало причиной конфликта и был ли она на самом деле? 
– Был ли у властей с кем-то — я не знаю, у меня лично ни с кем конфликта не было. Это была обычная подковерная возня. К нам в 2016 году приезжал губернатор, он спросил у администрации района: «Откуда взялся платный переезд?» Чиновники невнятно произнесли, что не знают. Раз не знаете – будет переезд муниципальным. Ну и началось: суды, проверки, шпалами по ночам дорогу перекрывали. Мне глава Зуевки предложил поднять шлагбаумы, чтобы машины бесплатно ходили. Я сказал в ответ: «Если будешь сам ходить на работу бесплатно — подниму». Промолчал.
 
Хотя еще перед началом строительства (стройка началась в 2005-м, переезд открылся в 2013-м -  «БН») человек 10 чиновников приезжали. На том месте был брошенный хлебозавод, грязь. Я им тогда рассказал про свою идею. Глава Зуевки ответил: «Это нереально. Если сделаешь здесь переезд, я тебе лично памятник при жизни поставлю». Сейчас ни того главы, ни памятника.
Чем все закончилось? В ноябре прошлого года было очередное заседание суда. Транспортная прокуратура вновь потребовала ликвидировать переезд и привести все в первоначальное состояние. Суд поддержал мою сторону. К тому времени и договор аренды с Горьковской РЖД, из-за которого все эти бюрократические проблемы возникали, подписали. Сейчас работаем на законных основаниях. Больше, слава богу, никто не тревожит. Главное, что машины по полчаса-часу не стоят, люди на работу не опаздывают, «скорые» время не теряют. Недавно звонил мэр из Краснодарского края, просил приехать и помочь им такой же ж\д переезд под Новороссийском построить. Там тоже к морю часами попасть не могут, стоят из-за поездов. Я отказался: и в Кировской области работы много.
 
Знаю вас еще и как борца-активиста с бездействием чиновников…
– Я не борец. Всегда говорю: конкретно тот или иной человек мне плохого ничего не сделал, даже если и сделал – я не злопамятный. Просто избирательного подход не приемлю. У нас, к примеру, есть объекты, где нарушена масса противопожарных норм и правил, мне это в ответах и контрольно-надзорные органы подтвердили. А местная власть не реагирует, отписки шлет. Сейчас с предпринимателями бумаги подготовили, в Киров повезем. Почему мои здания «от и до» проверяют, а эти не трогают?
Я в районах работаю, знаю, как там реагируют на подобные вещи. В Уржуме построил здание, во время дождя капли с крыши к соседу на огород упали. Женщина пришла в администрацию, написала заявление. Сразу же градсовет собрали, меня пригласили. Моментом отреагировали на элементарную ситуацию. У нас – ноль реакции. 
Я не борец, просто требования для всех одинаковыми должны быть. В Зуевке когда «Магнит» сдавал, мне трех листов белого профнастила внутрь не хватило. В Кирове тогда такой не катали, из Перми возили. Мне ни за что разрешение не дали. А сейчас почему так – с одних дерут, на других глаза закрывают? Я из-за этого возмущаюсь!
 
Если по «предпринимательским» делам обращаетесь – слышат?
– У нас глава района Анатолий Кощеев уже год и три месяца у власти. Ни разу не собирал предпринимателей, о каком развитии речь? В Зуевке бани городской нет, хотя затраты на нее невелики – 3-4 миллиона. Собрал бы глава предпринимателей: ребята, давайте, сделайте! Я, к примеру,  готов подтянуть газопровод от своего ГШРП: цепляйтесь, ставьте газовые котлы, пользуйтесь бесплатно, только чтобы баня в городе была. Четвертый или пятый год – все решают. Или «привязал» бы в конце концов баню довеском к «жирному» бизнесу: не бывает весь бизнес на 100% прибыльным.
Обратился в администрацию – для бассейна вода нужна. Ответили: «Не дадим, ее и так не хватает». Тут же, при них, звоню главе одного из районов -  спросить, как там такие ситуации решают. Говорит: «Приезжай к нам, строй у нас. Мы тебе место найдем, коммуникации протянем, ты только построй». А у нас в Зуевке воды нет. Предложил скважину построить. Она без потребления воды работать не может: заилится. Спрашиваю: раз у вас воды не хватает, будете у меня излишки покупать? Отказались. Анекдот же! Сейчас вроде вопрос решился, воду дают все-таки.
 
Вы часто у банков занимаете? Доступ к деньгам есть?
– Ну конечно, и кредиты, и в лизинг работаю. Перекредитовываться сложно стало. Было время – годы 2011-2012 – банки раскидывались деньгами. Три миллиона по паспорту давали! Сейчас получить кредитные деньги, особенно в районе, очень сложно. А залог как оценивают? Я построил в Суне магазин за 23 миллиона, приехал банк и оценил в 2 миллиона рублей, как так-то? Ты что за это сможешь получить? 
Быстро все меняется. Как с помидорами турецкими получилось? Федеральные чиновники  сказали: «В путь! Турецких помидоров на рынке не будет!» Ребята из Ставрополья и Краснодара берут громадные кредиты, строят теплицы: раз нет помидоров турецких – будут наши есть. А турецкие помидоры вновь на российский рынок «приехали». Как эти ребята-предприниматели будут выживать? Обманули их. Или у молочников закупочные цены на сырье рухнули. Объясняют тем, что много сырья из Белоруссии пришло. А мы-то здесь при чем? Ребятам сеять надо, а они удобрения купить не могут. У них кредиты, а чем гасить? Не думаю, что после всего этого предприниматели на рынок валом пойдут. Не пойдут. 
 
Вы один из предпринимателей-старожилов, первую строительную компанию создали в 1991-м. Когда бизнесмену было проще: тогда, в 90-е, или сейчас?
– Тогда было непросто, но в бизнесе можно было заработать бешеные по тем временам деньги. Зарплата, к примеру, у обычных рабочих была 8-12 тысяч, а можно было съездить до Москвы, продать доску и за неделю привезти 80 тысяч. Но все было очень нестабильно: приедешь с доской в столицу, а ее не купят. Сейчас стабильности намного больше, да и отношение людей к предпринимателям другое. Уже не говорят, что ты поганый бизнесмен или жулик. Хотя очень немного остались из тех, кто в 90-е бизнесом занимался. Из моих знакомых человек 10. Мы редко, но пересекаемся. Кого-то застрелили, кто-то в бандиты ушел, кого-то еще по каким-то причинам не стало. Мы тогда формировались, и кто хотел идти дальше – проходил школу, работал и шел. Одноразовые быстро закончились. Урвали свое – и закончились. Та школа очень нужна была. 
Сейчас и отношение государства к предпринимателям изменилось: госструктуры понимают, что не будет страны без бизнеса. Хотя все эти мифические запятые в документах, хитрые силуановские (главы минфина Антона Силуанова – «БН») расчеты – все равно нестабильны и настораживают. И во многие подконтрольные государству учреждения зайдешь - сидит лоб, видно, что ему скучно здесь, что сидит и мучается. Я все время думаю: «Если б я сидел на его месте, давно б повесился».
 
А вы бы пошли в чиновники? Если бы зарплату хорошую предложили?
- Нет. Если человек идет в чиновники, он должен работать, а не просто как попка сидеть и говорить: «Денег нет, денег нет!» Когда к нашим, местным бизнесмен заходит, к нему отношение: ты никто и звать тебя никак. Хотя есть люди, которые встают и работают, я таких тоже знаю.
Меня дважды на главу района звали, сейчас снова предлагают. Только зачем мне это надо? Ну, сяду я там, а дальше что? Знаешь старый анекдот про три папки? Приходит новый начальник на работу, спрашивает прежнего: «Как и чего?». Тот: «Я тебе ничего объяснять не буду. Работай, в столе три папки. Будет совсем хреново – открывай по одной». Год бегает – все достало. Открывает первую, там написано: «Вали на старого начальника». В общем, как у нас и принято - валит на старого. После второго года открывает вторую, написано: «Обещай». Он со всех трибун обещания раздает. Еще год протянул - ничего не выходит. Думает, что там в третьей, может, еще год протяну? Открывает, а там коротко: «Пиши три папки». 
Если сейчас район возглавить – то же самое будет. Надо года три потратить только на то, чтобы на три этажа посадить людей, которые работать будут. Время потрачу не на развитие района, а на подбор кадров.
С другой стороны, говорят, что найти некого. Да неправда это! Надо из района в район двигать. Тем более, главы районов стали в одном лице, без глав администраций. Те-то люди остались где-то, которые работали. 
 
Может, вам в политику? К примеру, в Госдуму. 
- В политику? Грязным делом заниматься? Нет! А в Госдуму… Нет у меня столько денег. Да и зачем? Там система запущена еще в 90-е — Ельциным, Жириновским... Сейчас Жириновскому 72. Не станет его — у него есть сын Игорь Лебедев. Все так и будет продолжаться. Уйдет «Справедливая Россия» - у нее приемник останется. Ничего не поменяется. Мое мнение: чтобы быть политиком, надо быть «особенным» человеком.
 
Для вас есть разделение – работа и личная жизнь? Супруга к вашей деятельности с пониманием относится?
- Думаю, для любого предпринимателя это одно и то же. Было бы по-другому, если бы я работал чиновником - не высшего ранга, которому в любое время позвонить могут, а рядовым, который в пятницу пнул дверцу кабинета – и пошел домой личной жизнью заниматься. В бизнесе волей-неволей всегда круговерть. Мы с супругой женаты 33 года. И такие темы не обсуждали. Наверное, привыкла. А как по-другому? Для меня бизнес и личная жизнь одно и то же.
 
Сейчас, с нынешним умом, опытом и знаниями пошли бы в бизнес?
- Сейчас бы - пошел. Рабочим или тем же грузчиком по здоровью не могу пойти. Чиновничьего аппарата слишком много, поэтому в бизнесе свою нишу найти проще. Здесь я сам чего-то добиваюсь, есть собственная стратегия развития. При этом есть и понимание, когда нужно остановиться. Время не может бежать бесконечно. Ни к чему это: сорвать денег, а потом сидеть, как эти дерипаски — заработали, а не знают, как сохранить. Так ты становишься рабом своих денег. Чтобы этого не произошло, надо идти в бизнес для себя, а не для того, чтобы хапнуть много-много, а потом сидеть и по ночам пересчитывать. 
 
Вы много делаете для жителей Зуевки, и вам же за это попадает. Зачем вам все это надо? 
- А почему люди должны ездить в баню в другие поселки? Для чего тогда и все остальное строить? У нас как пятница или суббота, народ на электричку – и в Киров: в бассейн, по магазинам. Пусть все это здесь будет. Наши-то люди чем хуже? Понятно, что этот же бассейн не прибыльный проект, лично мне он не нужен – у меня бассейн дома есть, я два раза в день в нем плаваю, тем не менее пусть он будет в Зуевке. Мне для автомобильного бизнеса и дорога около подземки не нужна, и канава с водой вдоль трассы не мешала. Только там же люди пешком ходят, дети. Если этим не заниматься… Нас и так нет, закончились мы. Из районов люди мигрируют: Фаленки в Зуевку едут, Зуевка – в Кирово-Чепецк и Киров. Только мы же все Кирову тоже не нужны, все равно обратно возвращаются. Пусть и здесь повеселее будет. Это не громкие слова, просто так должно быть. А как по-другому?
 
ДОСЬЕ:
Лесков Анатолий Владимирович, индивидуальный предприниматель, директор ООО «Дом-Строй», «Строймаг», «Зуевский вестник».
Родился: 1 июня 1963 года.
Образование: высшее. В 2014 году окончил Вятскую сельхозакадемию (по специальности «Инженер»).
Карьера: Первую строительную компанию создал в 1991 году. В бизнесе уже 27 лет.
 
БЛИЦ:
Что цените в людях? Честность, доброту, порядочность, ум, эмпатию.
Что для вас счастье? Здоровье своих близких и родных. 
Вы много тратите на благотворительность. На что не жалко?
На все, что касается детей или инвалидов.
Вы строите церкви. Верующий? 
Не глубоко. Но людям вера нужна. 
У вас много предпринимателей, с кем общаетесь? 
Много, по всей России. Являюсь членом фонда регионального развития «Перспектива». Много ездим по миру – в США, Англии, в последний раз в Японии были. Как свои общаемся, могу и за советом, и за помощью обратиться. 
Жизненный девиз? «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов».
 
Анастасия Белова, 
a.a.belova@mail.ru
 
От автора
Есть люди, которые считают правильным жить по принципу: можешь чем-то помочь другим - помоги. Не важно, в какой роли: бизнесмена, активиста или друга. И делают это молча, не афишируя. Анатолий Владимирович — из таких. Еще он боец. Если уверен в своей правоте — пойдет до конца. Он из тех, про которых говорят: человек с внутренним стержнем.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений