Андрей Никитин
Илья Муромец против покемона
Едва ли не самый часто задаваемый вопрос Андрею Никитину, руководителю Агентства стратегических инициатив, звучит так: А правда, что создание АСИ – это ответ Владимира Путина на модернизацию Дмитрия Медведева? Андрей Никитин на этот вопрос, как правило, отвечает: «Это не так. Агентство — это общая задача руководства страны по созданию возможностей для самореализации лидеров». Или: «Это часть общей стратегии модернизации страны». Мы не смогли отказать себе в возможности тоже спросить об этом.
Проект АСИ связывают так или иначе с Владимиром Путиным. Он является председателем наблюдательного совета. В свое время политолог Станислав Белковский даже предрекал, что АСИ – станет той площадкой, «которую Путин займет после ухода с поста председателя правительства». Насколько активно, на самом деле, глава государства в этом участвует?
- Владимир Владимирович - наш руководитель, - в этот момент мой собеседник вдруг приосанивается, становится серьезен, его голос приобретает уверенные и твердые нотки. - И мы всегда чувствуем его внимание и его участие. Это правда. Поэтому нам хочется что-то менять, хочется что-то делать. В том числе потому, что нам повезло с руководителем. Для меня это большая честь и большая ответственность, и мы стараемся делать так, чтобы то, что мы делаем приносило пользу. Это важно.
Три зеленых лампочки
Немного истории. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов было создано 11 августа 2011 года, как автономная некоммерческая организация по инициативе бывшего тогда премьером Владимира Путина. Основная задача - реализация комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров. – Это из «Википедии». Андрей Никитин переводит эти слова на более человеческий язык:
- Агентство - это три большие темы. Первая большая тема, это все, что связано с легкостью ведения бизнеса. То есть, возможности для бизнеса в России. Вторая большая тема - это все, что связано с компетенциями и квалификациями. А третья тема - может быть, она не такая масштабная, но не менее важная, это доступ бизнеса в социальную сферу. Там, где это не влияет на качество услуг - почему у нас не может быть частных детских садов? Почему у нас не может быть частных больниц или частных домов для престарелых?
Андрей Сергеевич, стало ли Агентство стратегических инициатив чем-то иным, чем вы говорили в интервью сразу же после своего назначения — площадкой для реализации возможностей амбициозных лидеров?
- Для нас ключевая деятельность – это поддержка проектов. Проектов, которые помогают людям реализовать их планы и идеи. Порядка 100 проектов мы поддержали в прошлом году, в этом году мы рассчитываем упростить ряд процедур…
Согласовательных?
- Своих, внутренних процедур и выйти на цифру больше 100 проектов. Боюсь говорить 200, но, я думаю, мы сможем и 200 поддержать. Это одно направление. А другое - та работа, которую мы осуществляем с регионами по улучшению инвестклимата. Смысл этой работы в том, что у предпринимателей появляется возможность содержательно участвовать в федеральной повестке. То есть, президент предложил, если уж хотим улучшать инвестклимат, то пусть сами предприниматели и предложат те шаги, которые нужно для этого предпринять. И этот процесс действительно заработал: люди, не получая за это денег, наоборот, тратя свои деньги, приезжали из регионов, сидели в рабочих группах и рисовали эти «дорожные карты». И теперь мы, по крайней мере знаем, что принятые сейчас «дорожные карты», сделаны не чиновниками, не какими-то учеными-теоретиками от экономики. А предпринимателями, которые сами написали, что им нужно.
Справка: АСИ разработало и внедряет сегодня в регионах четыре дорожные карты (всего их будет более двух десятков) – «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение процедур получения разрешения на строительство» и «Совершенствование таможенного администрирования».
Этот подход – привлекать к работе АСИ действующих предпринимателей на общественных началах не изменился? Вообще, есть люди, которые работают у вас на постоянной основе?
- В АСИ, конечно, есть некий штат - около 100 человек. В основном, это люди, которые поддерживают проекты в трех направлениях – в «новом бизнесе», в «социальном бизнесе» и по направлению «Молодые профессионалы». Плюс люди, которые организуют работу по региональному стандарту и по «дорожным картам». В АСИ нет экспертов. То есть, мы в чистом виде проектный офис, и наша задача - не самим придумывать что-то, а организовать работу. Мы привлекаем предпринимателей. Мы, если надо, подтягиваем организаторов, делаем те же краудсорсинговые платформы, упаковываем то, что предлагают предприниматели, в форму, приемлемую для вынесения на суд президента и которую бы понимало правительство.
До марта прошлого года ходили упорные слухи, что проект АСИ - предвыборный и после президентских выборов про него забудут. Ну, к примеру, если взять ваш бюджет. В 2011 году он составил 100 млн рублей. Каков он будет в 2013 году?
- Ну у нас 100 млн рублей в 2011 году было только на последний квартал. Сейчас бюджет составляет так же около 400 млн рублей. Так что операционно мы остаемся в тех деньгах, какие были. Больше не тратим. К тому же, я хочу это подчеркнуть, деньги – не бюджетные, а пожертвования…
Внешэкономбанка?
- Не только, разные компании, довольно крупные жертвуют нам деньги. Соответственно, мы не тратим бюджет.
АСИ еще называют яслями для выращивания «новой элиты». Ваше отношение к этому выражению? И зачем в стране на данном этапе понадобилась «новая элита»?
- Вы знаете, я как-то не думал над этим выражением, потому что вообще не очень люблю слово «элита». Наверное, это так, если отталкиваться от внедрения инвестстандарта в регионах.
Извините, перебью. А что такое инвестстандарт?
- Это тоже не какое-то наше ноу-хау. Мы просто изучили опыт десятка российских регионов, которые резко вырвались вперед в плане развития промышленности, привлечения инвестиций, создания нового качества жизни. И то, как они это делали, их идеи мы объединили в 15 пунктов. Далее для внедрения этого стандарта в регионе, с одной стороны, есть администрация, которая должна по нему работать. С другой - мы из местных предпринимателей создаем экспертную группу, которая отслеживает, насколько стандарт действительно работает. Иначе говоря, у нас есть такой светофорчик, который мы и президенту показывали на Госсовете. Первая зеленая лампочка загорается, если администрация сообщает, что этот пункт стандарта выполнен, вторая зеленая загорается, если местный бизнес говорит, что да, действительно, что-то изменилось. А третья загорается после «контрольной закупки», когда по нашей просьбе предприниматели из других регионов звонят в администрацию и говорят: А мы хотим открыть у вас завод. И затем фиксируют, как им отвечают, как организовывает всю работу администрация. Часто бывали поначалу такие моменты, когда первая лампочка - зеленая, а предприниматели говорят: Нет, красная. Это показуха. Это не работает. И тем самым мы задаем новый равноправный формат общения между бизнесом и чиновниками. В каких-то регионах, где губернатор более демократичный, это проще проходит. Где-то - сложнее. Но предпринимательская элита выращивается в этом смысле.
Без каких-то лифтов?
- Почему. Кто-то из них, наверное, станет когда-то вице-губернатором. Если захочет. Вы понимаете, кому-то ведь нужен карьерный лифт, а кому-то нужно почувствовать, что его точку зрения слышат. И что он в своем регионе, в своей стране – человек, который может высказать идею, и она будет востребована. С этой точки зрения лифт работает. Потом, не все же предприниматели хотят стать чиновниками, министрами. Но все хотят, в том числе и власть, чтобы до нее доходила неискаженная информация.
На 100 шагов вперед
Вот смотрите, в международном инвестиционном рейтинге Doing Business Россия – на 120 месте из 183-х…
- Уже на 112-м, - поправляет Никитин.
У вас есть какая-то задача по продвижению России в этом рейтинге «удобства для ведения предпринимательской деятельности»? Каких показателей и в какие сроки Россия должна достигнуть?
- Смотрите, президент в указе написал 20-е место. То есть, сразу на 100 шагов вперед. Это в том числе и наша задача. Но вы понимаете, все эти рейтинги – штука условная. Вопрос не в них. Больше того, рейтинг Doing Business меряется в любой стране по самому крупному экономическому центру. То есть, в России – это город Москва. Поэтому если бы перед нами стояла задача просто подняться в рейтинге, нам достаточно было бы в Москве что-то улучшить, и мы бы тут же выросли по всем параметрам. Но вопрос не в этом. Там, внутри рейтинга заложены очень четкие вещи. Разрешение на строительство. У нас это занимает до 3-х лет, в Сингапуре – 1 день. Понятно, что мы – не Сингапур. Там маленький город, там все очень просто, но почему бы это не делать хотя бы за 30-40 дней в России? А подключение к электроэнергии в России – это отдельная история…
Меня тоже удивило, что ваш стандарт позволяет присоединиться к электросети в течение 40 дней…
- В Москве сейчас – 280 дней. Это мы говорим только о низких мощностях, то есть, это малый бизнес. Как может человек, который, условно говоря, строит пекарню - бизнес, который живет на обороте: испек – продал, снова испек – продал – ждать почти год? Ведь если ты год лампочку не можешь включить, то стоит ли потом удивляться, почему все так дорого.
Вы говорите, что учитываете опыт наиболее успешных регионов. А как они это смогли сделать? Ведь цифра в 40 дней на техприсоединение к электросети взята не с потолка?
- А вот это интересная история. Есть такой город Ульяновск. В 2012 году Минэкономразвития с нашим участием в качестве эксперимента посчитало рейтинг Doing Business по другим городам – не только по Москве. И оказалось, что, если бы у нас столица была в Ульяновске, у нас в мировом рейтинге было бы не 120-е, а 75-е место. Вот это качество работы губернатора. И качество его работы с федеральными чиновниками на местах.
Есть одно но. Та же сетевая компания – структура федеральная. У нее есть свои стандарты, и изменить их в сторону уменьшения сроков или снижения цены бывает крайне сложно.
Почему? Если 10 губернаторов обратятся к министру энергетики с тем, что ситуацию далее терпеть нельзя, я вас уверяю, найдутся. То есть, если говорить по одному, то да, конечно. У нас ведь губернаторы – это основные люди в стране вообще. Это 83 человека, каждый из которых управляет регионом. Если у них есть общее понимание позиции, которую они консолидировано высказывают, спорить с ними очень сложно. И поэтому от качества работы на местах зависит очень многое. Смотрите, условия и в Москве, и в Ульяновске, казалось бы, одни и те же. А места в рейтинге – 120-е и 75-е.
Серьезные игрушки
Я слышал, что вы должны были приехать в Киров несколько раньше. Визит отодвигался из-за обысков у губернатора, из-за каких то разногласий “наверху”?
- Давайте сразу четко договоримся. Наше Агентство не имеет никакого отношения ни к политике, ни к идеологии. Мы никоим образом не комментируем работу правоохранительных органов. Это не наш вопрос. Наш вопрос - инвестклимат. И в Кировской области мы планировали эту встречу еще где-то полгода назад. Она сдвигалась в графике по причине работы, каких-то совещаний. Неделю назад я не смог приехать, потому что была серьезная встреча в Москве. Но это никак не связано с вашими историями. Я приехал все равно. И мы будем работать с Кировской областью. Пусть правоохранительные органы разбираются с тем, что они считают нужным. Меня интересует предпринимательство. И самая главная встреча для меня - это встреча с бизнесом. Потому что страна у нас огромная, и я не хочу оказаться в ситуации, при которой мы посмотрели бы только опыт Калуги и Ульяновска. На всю страну его не всегда можно развернуть. Например, опыт Татарстана очень сложно на Кировскую область ретранслировать.
Ну да, при их финансовых возможностях...
- И финансовые вопросы, и логистика, и география. Татарстан - компактный. Мне Никита Юрьевич показывал, как проехать сверху донизу всю Кировскую область.
Кировская область пока не очень активно предлагает вам собственные проекты. Если я не ошибаюсь, представлен всего один – что-то связанное с Иван-чаем. Плюс у нас начата реализация проекта из соседней Перми - “Новая скорая помощь”, но он только-только запускается. Что должен повлечь за собой Ваш визит и подписанное с губернатором соглашение? Увеличение предлагаемых проектов? Или это будет как раз работа по «дорожным картам» и по сокращению сроков согласовательных процедур?
- Во-первых, конечно, результатом моей поездки должно стать включение Кировской области в работу по улучшению инвестклимата в регионе, в работу по «дорожным картам». А одна и задач, которую перед нами поставили в этом году – и об этом президент сказал в послании - это, создание инвесткарты России. Мы хотим побороться за инвесторов, которые еще только определяются, прийти ли им в Россию, в Бразилию или в Китай. И будем вместе с правительством создавать систему, которая предлагает потенциальному инвестору полную картину того, какие в каждом из регионов есть возможности, плюсы и уникальные преимущества. И здесь мы рассчитываем на сотрудничество в том числе с Кировской областью. С другой стороны, Агентство стратегических инициатив не придумывает проекты самостоятельно. Мы помогаем тем, кто уже что-то сделал. К нам приходят люди с такой лидерской позицией, позицией созидателя: Я это очень люблю, хочу и буду делать. Поможете - спасибо. Не поможете - сам сделаю. И мы таким людям помогаем снять какие-то барьеры, какие-то ограничения. Но в основе лежит их желание сделать то, что они считают правильным. Так появился ряд проектов, которые у нас есть. В том числе “Новая скорая помощь”. Надеемся, что она будет хорошо развиваться у вас. Сегодня мы с губернатором выяснили, что у нас есть очень важный проект по индустрии детских товаров. И выяснилось, что для Кировской области индустрия детских товаров - совершенно не чужая.
Я бы сказал, у нас создается своего рода кластер детства. А как вы могли бы помочь нашим игрушечникам? Ни инвестиционными, ни грантовыми бюджетами, насколько мне известно, вы не располагаете.
- На самом деле, у Игропрома есть очень серьезный пакет проблем. Я расскажу только об одной. У нас в голове у чиновников не существует игрушки как таковой. Она существует физически. Мы это знаем, играли в детстве в нее. А в документах ее нет. Потому что в министерстве промышленности, если игрушка из дерева - это куда-то в столярное производство, если из ткани, то это в текстиль. То есть, нет кода игрушка, поэтому когда представители Юго-Восточной Азии везут нам непонятно что, не соответствующее нормам СанПиН, мы даже защититься от этого не можем. То есть, игрушка банально не существует, понимаете?
Хотя идеологически это очень важный товар.
- И даже если мы хотя бы посодействуем, чтобы Минпром выделил игрушки, наконец, в отдельный код товаров, то это уже даст производителям возможность обращаться в Минэкономразвития с защитой против внешнего демпинга. Другая простая вещь - кто-то у нас думает сейчас в стране, какие игрушки поставляются в детские сады?
Нет. На свой страх и риск закупают либо сами сады, либо, чаще, родительские комитеты на собранные с родителей деньги.
- А вы хотите, чтобы ребенок играл, условно говоря, в Илью Муромца или в покемона? Наверное, все-таки в Илью Муромца, хотя я, конечно, ничего против покемонов не имею. Но тем не менее. Там, в этой отрасли масса вопросов существует, которые надо решать не потому, что мы хотим помочь конкретному заводу или бизнесмену, а потому, что это позволит в целом развить отрасль.
Здоровый человек должен работать
Вы получали степень MBA в Стокгольмской школе экономики. Это связано как-то с прочтением книги профессоров этой школы Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк навсегда»? Я видел, что она вам понравилась.
- Нет, я поехал туда учиться и там познакомился с Кьеллом Нордстремом и с Йонасом Риддерстрале. Они у меня преподавали, и тогда я прочитал их книгу.
В таком случае, какая экономическая модель вам больше импонирует - скандинавская, с высокой социальной ответственностью или скорее американская, максимально рыночная?
- Ну, сейчас американская модель очень продвинулась в сторону социальной ответственности. К сожалению. Но я считаю, что человек должен сам отвечать за свои поступки. А государство должно помогать людям, которые в силу объективных причин не могут это сделать - инвалидам, людям, которые имеют ограниченные возможности. Но здоровый взрослый человек должен зарабатывать деньги сам. А не жить на пособие. Государство же должно создать условие, при котором у него есть возможность найти эту работу. Скорее, я в этом плане консерватор, в традиционном смысле этого слова.
Кстати, в этой книжке одна из основных идей, что современный капитал любой компании - это люди. Но под людей до сих пор банки не дают кредит. Лишь под недвижимость, оборотные средства и так далее. Эта ситуация будет меняться, вы считаете? То есть, действительно ли в России капиталом компании станут люди?
- Эта ситуация будет меняться, потому что ценность именно человеческого капитала сейчас настолько быстро растет, что в ряде компаний уже даются деньги под людей. Как IT-компания получает деньги? Подо что? У них офис – арендованный, стол, стул, компьютер. Но их же банки кредитуют. Они дают ровно под людей, на самом деле. У нас есть отдельное направление работы - национальная система компетенции и квалификации. И мы с вами можем полтора часа разговаривать на эту тему. Ибо мы сейчас очень много над этим работаем.
Поддерживаете образовательные проекты?
- Понимаете, тут же дело не в образовании. Дело в двух вещах: как совместить компетенции и квалификации. Или, еще проще сказать, как сделать так, чтобы образование в вузе соответствовало тому, что хочет работодатель. А лучше чуть-чуть опережало то, чего хочет работодатель. Второй вопрос из той же серии - создание 25 миллионов рабочих мест. Понятно, что это не новые рабочие места. Это модернизированные рабочие места, в основном. А у нас по современным нормам считается, что человек минимум раз в пять лет должен проходить переобучение. Вот, представьте себе работницу, которой сейчас 40 лет. Она училась последний раз 20 лет назад. Как возродить систему, чтобы люди постоянно учились постоянно и соответствовали тем задачам, которые сейчас перед экономикой стоят? Очень много там вопросов, но я считаю, что это крайне важно.
Как-то вы сказали, что нужно поддерживать проекты, связанные с производительностью труда. Что надо платить нормальные деньги тем, кто у тебя работает, облегчать их труд, автоматизировать... Сейчас оптимизация - одно из самых любимых слов работодателей. Оптимизируют тут, там, а в результате просто проводят сокращение и дают человеку дополнительную нагрузку и говорят: делай, не давая ему каких-то инструментов.
- Это, конечно, неправильно. Вопрос модернизации производства должен все равно приводить к улучшению условий труда. Если это не так, значит, это какое-то другое слово. Когда я занимался производством, у нас был завод по производству стекловолокна. Это достаточно вредное производство. Люди работали в респираторах, в цехах было шумно. Когда мы закупили новое оборудование, работник фактически перестал быть рабочим, потому что он работал с огромным экраном - тач-скрином и программировал режимы работы для этого станка. В нормальном светлом помещении без каких-то вредных испарений. Вот это я понимаю, модернизация. Когда у нас рабочий перестает быть физической силой. Когда он занимается умственным трудом, связанным с производством. Я об этом говорил.
Как, в этом случае, вы относитесь к стремлению Министерства образования сократить количество вузов и количество бюджетных мест? Понятно, что по доле людей с высшим образованием мы уступаем и Японии, и США. Если мы еще сократим, не станем ли мы необразованной страной?
- По доле людей с высшим образованием мы не уступаем, мы первые в мире практически. А что касается сокращения вузов, вы понимаете, что никто же не будет сокращать учебные места. Проблема в том, что у нас люди не получают образование. Они любыми средствами получают диплом. И когда в вузе ничему не учат, то такой вуз зачем? Кого он готовит? Я знаю, в одном регионе был техникум, а теперь это университет. И я захожу туда, а там те же самые преподаватели, которые были в техникуме. Как такое может быть? Да будьте вы лучше хорошим техникумом. Вот, сейчас в Первоуральске на трубном производстве очень серьезно взялись за возрождение техникума. Так там в техникум конкурс - 9 человек на место, больше, чем в любой вуз. Потому что там стипендия 60 тыс. рублей, если мне память не изменяет, и гарантированное рабочее место потом.
Досье:
Андрей Сергеевич Никитин
Родился в 1979 г. в Москве.
Образование и карьера:
В 2001 году окончил Государственный университет управления, в 2006 получил степень кандидата экономических наук. В 2007 окончил программу EMBA Стокгольмской школы экономики
2002 — директор по развитию инвесткомпании «Нефтегазинвест»
2004 — генеральный директор ООО «Торговый дом „Стеклонит»
2009 — генеральный директор ООО „Управляющая компания «Рускомпозит“.
2011 — генеральный директор Агентства стратегических инициатив
Опросник Марселя Пруста
Ваш любимый цвет и цветок - Цвет - синий, цветы - все простые: тюльпаны, ирисы.
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть? - Наверное, я хотел бы изучать историю нашей православной цивилизации. Историю России, историю Византии и т.д.
Реформа, которую вы цените особенно высоко? - Реформа Александра II - освободителя. Наверное, его судебную реформу.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? - Наверное, я бы хотел легче учить иностранные языки.
Ваш девиз? - Их несколько для разных случаев жизни.