Эдуард Носков
Штучный продукт
Осенью прошлого года Кировскую область посетил вице-премьер Сергей Иванов и объявил о создании в регионе ракетного завода, которому не будет равных чуть ли не во всем мире. О том, как идет строительство надежды отечественного оборонного комплекса на базе ОАО «ВМП «АВИТЕК», откуда возьмутся полторы тысячи свободных специалистов и о долгожданном предложении новой должности «Бизнес Новостям» рассказал директор филиала № 2 «Концерна ПВО «Алмаз - Антей» Эдуард Носков.
Школьный резерв
Расскажите, пожалуйста, о ваших планах по развитию ракетного завода в ближайшей перспективе.
- Начнем с того, что это не совсем мои планы, а, скорее, правительства России и Концерна ПВО «Алмаз - Антей» в целом. Я только участвую в их реализации. Задача, которую нам нужно будет решить в следующие два года — строительство нового крупного производственного корпуса и проведение реконструкции двух существующих. Также нам предстоит возведение ряда помещений для обеспечения производства, в том числе административно-бытовых.
Строительство уже идет полным ходом, к реконструкции приступим в июле, то есть через несколько недель. Пока на площадях, которые необходимы для работы, заканчивается технологический цикл действующего производства завода «АВИТЕК». Заполнение строящихся цехов оборудованием начнется с середины 2013 года. Однако участвовать в производстве холдинга вместе с другими нашими предприятиями-партнерами будем буквально с августа-сентября 2013-го. К полноценному функционированию, с учетом всех пусконаладочных работ и в соответствии с установленными планами, приступим в 2015 году.
То есть, первые опытные образцы появятся через год?
- Нет, пока это будет выполнение отдельных операций, которые на сегодняшний день нет возможности выполнять на других предприятиях. До 2015 г. мы не будем в полном смысле слова выпускать готовую продукцию, скорее станем участвовать в ее производстве на отдельных этапах.
Вы высказывались о том, что для работы ракетного завода собираетесь создавать 1,5 тыс. привлекательных рабочих мест машиностроительного профиля. И обещали коллегам-машиностроителям, будто оттока кадров с кировских предприятий при этом не произойдет.
- Полторы тысячи рабочих мест — это не так и много. У нас только из школ каждый год выпускается около 10 тысяч молодых людей. В самом городе Кирове, если мне память не изменяет, в общей сложности насчитывается порядка 150 тысяч трудоспособного населения. Поэтому легко можно увидеть, что в нашем случае речь идет всего об одном проценте работоспособных людей областного центра. Я не считаю, что найти полторы тысячи сотрудников без массового оттока кадров с других заводов было бы нереально или труднодостижимо. Другой вопрос — квалификация этих людей. Ракетное производство требует определенных навыков. Например, умения пользоваться современными вычислительными программными продуктами. Такими навыками сотрудники действующих предприятий зачастую не владеют.
А где тогда столько людей узкой специализации возьмете?
- Я больше делаю ставку на молодежь. Но, если посмотреть возрастной состав кировских промпредприятий, думаю, вам тоже часто приходилось слышать, что он не достаточно сбалансированный. Молодежи не хватает. Тогда о каком переманивании идет речь? В нем просто нет никакого смысла. Опасения беспочвенны.
Мы будем стараться самостоятельно выращивать себе сотрудников, эффективно вкладывать средства в их образование. Для нас, в первую очередь, имеет значение обучаемость, включающая в себя желание получать новые знания самостоятельно. Надеюсь, что благодаря автоматизированным рабочим местам сможем избавиться от рутинного труда, который так не любит молодежь. Поэтому трудиться будет интересно. И вознаграждение будет соответствующее. Желающие идти к нам уже есть, хотя еще никаких объявлений о приеме на работу не размещали.
В рамках подготовленной программы по развитию персонала мы будем предварительно договариваться с будущими сотрудниками, составлять индивидуальные программы подготовки специалистов. Причем многие из тех, кого трудоустроим на постоянную работу, смогут получить необходимые знания и навыки уже в процессе монтажного и пусконаладочного этапов.
А вы не рассматривали возможность трудоустройства сокращенных сотрудников «Молота» на своем предприятии?
- Какой-то специальной программы для этого нет, поскольку самая большая проблема там заключается в том, что эти люди фактически живут в другом населенном пункте. И пункт этот находится за пределами транспортной доступности. Обсуждать тему можно только найдя решение возникающих попутно социальных проблем сотрудников «Молота». К тому же, допустим, если один человек из семьи работал на «Молоте», его жена или дети могли быть устроены в других организациях Вятских Полян или близлежащих населенных пунктов. Как в таком случае предлагать им переезд? Кроме того, мне приходилось встречаться с мнением, что вообще население Вятских Полян не очень склонно к перемене места жительства. Думаю, у бывших работников «Молота» есть возможность трудоустройства куда ближе к дому, чем в Кирове. Например, внутри района или соседних республиках. Мы, конечно, не против индивидуально с кем-то обсуждать возможность приехать на ракетный завод, но скорее на общих основаниях, поскольку средств и ресурсов для индивидуальных программ не предусмотрено.
«Авитек» не тронут
В одном из интервью вы говорили, что к 2015 году в новое производство планируется вложить 15 млрд. рублей. Сколько инвестиций вложено в настоящий момент?
- План этого года по строительству и закупкам оборудования составляет порядка 2 млрд рублей.
Кстати по поводу денег. Видела в прессе высказывание вице-президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова. Он говорил, что в 2011 году не было проблем с финансированием оборонного комплекса, однако предприятия оказались физически не готовы освоить бюджетные ресурсы — выполнить предложенные работы. Как вы думаете, в 2012 ситуация изменилась?
- От наших коллег по концерну слышал, что на этот год возлагаются большие надежды. Они связаны с заключением долгосрочных контрактов. Многие предприятия отрасли являются единственными изготовителями определенной продукции для нужд министерства обороны и юридически, наверно, имеет значение только согласование цены, а не заключение самих контрактов. Хотя, иногда даже при согласованных ценах уходит неоправданно большое время на оформление документов и перечисление авансовых платежей. Тем не менее, я считаю, что процесс размещения и исполнения гособоронзаказа постоянно совершенствуется.
То есть, по вашему, предприятия готовы освоить бюджетные средства, которые предлагает государство и выполнить все в срок?
- Мне чаще приходится сталкиваться со случаями, когда на уже выполненные работы или изделия заключение контрактов по каким-то причинам откладывается. Неисполнение бюджета учитывается по линии расходования средств. Поэтому, если не заключены контракты, то и средства не расходуются. Отсюда нехорошая статистика. То есть, неосвоение бюджетных средств далеко не всегда означает, что изделия, которые планируется оплатить, не изготовлены. Просто юридически деньги не двигаются. Работы, как правило, выполняются в срок и раньше.
В наиболее тяжелом положении находятся предприятия, которые не имеют достаточных запасов продукции и оборотных средств, поскольку в долг мало кто сможет что-то производить
Как вариант можно объединяться и сообща работать на исполнение контрактов. Например, многие комплектующие систем ПВО могут быть освоены машиностроительными заводами Кировской области. И вы могли бы скооперироваться с кем-нибудь, чтобы было удобнее...
- Надо понимать, что в Концерне ПВО «Алмаз - Антей» существует политика концентрации производств среди собственных предприятий. В основном акцент сделан на сотрудничество с предприятиями внутри концерна, достаточно большого и многопрофильного, чтобы предоставить каждому участнику возможность удовлетворить свои потребности. Естественно, для нас наиболее близким и непосредственно связанным по технологическому циклу будет действующий завод «АВИТЕК». Конечно, и с другими предприятиями Кировской области мы тоже сотрудничать не откажемся. Вероятно, будем проводить переговоры. Хотя, такой вот системной кооперации в рамках выпускаемых изделий раньше не существовало.
Я не прогнозирую, что это будет какое-то глубокое обширное взаимодействие именно в связи с тем, что ракетное производство имеет узкую специализацию. В то же время мы предполагаем, что на новые производственные мощности и технологические возможности ракетного завода будут обращать внимание существующие предприятия и, может быть, захотят предложить сотрудничество. Мы готовы им помогать.
Интересно узнать дальнейшую судьбу «АВИТЕКА». Он будет поглощен ракетным заводом или предприятия будут работать по принципу взаимодополнения?
- Я думаю, что у «АВИТЕКА» хорошее будущее. Как минимум будем работать все время в тесном сотрудничестве. Предприятие и сейчас, после создания на его базе ракетного завода, остается так называемым центром компетенции по двум направлениям внутри концерна. Кроме того, у этого конкретного предприятия есть огромный раздел работы, связанный с авиатехникой. Часть изделий ракетной техники с большим производственным потенциалом, которую выпускает «АВИТЕК», не планируется производить на мощностях ракетного завода. Вообще политика концерна, наряду со строительством новых площадок, предусматривает проведение оптимизации и модернизации производственных мощностей в том числе и самого «АВИТЕКА».
Военный приоритет
На парламентских слушаниях в Совете Федерации в феврале этого года шла речь о том, что к 2020 году в России должны быть созданы несколько десятков крупных научно-производственных компаний, способных обеспечивать вооруженные силы современными образцами оружия и боевой техники, быть конкурентоспособными на мировых рынках. Например, уже появился ракетный завод в Кировской области, который вы возглавили. Мы готовимся к какой-то внешней угрозе или просто следуем рыночной конъюнктуре?
- Если разбирать подробно то, о чем вы говорите, скорее всего, речь идет об оптимизации, поскольку количество предприятий оборонного профиля в советское время было чрезвычайно велико. Сейчас, естественно, износ промышленного, технологического, физического потенциала комплекса в целом требует именно модернизации, в том числе связанной с переносом устаревших мощностей на вновь созданные. Здесь надо понимать ситуацию не как физическое увеличение занятых в отрасли, а как реновацию и повышение эффективности предприятий, исходя из рыночных принципов. Чтобы один человек делал столько, сколько раньше успевало двое-четверо или даже больше. Есть очень серьезные предпосылки к тому, чтобы техническая революция оказалась нам по плечу, поскольку не только увеличиваются расходы государства на закупку вооружения и модернизацию армии, но и активно реализуется соответствующая федеральная целевая программа по развитию российского оборонно-промышленного комплекса.
То, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев делают ставку на оборонно-промышленный комплекс, с одной стороны, логично — хорошая обороноспособность укрепляет позиции государства на мировой арене. Но не придет ли Россия к возрождению СССР, когда приоритет «оборонки» обернулся дефицитом потребительских товаров, в нашем случае речь о дефиците средств на обеспечение социальных обязательств?
- Этот вопрос было бы правильнее адресовать руководителям государства... Насколько я понимаю, речь идет именно о совершенствовании системы расходов на военные цели и переходе на новые образцы, которые требуют меньше затрат при эксплуатации и меньше обслуживания, при этом обеспечивают более эффективную защиту интересов России. Здесь, наверно, можно только к классикам апеллировать: «если вы не кормите свою армию, то будете кормить чужую».
А насколько для вас нов, эффективен и уникален опыт который вы получаете сейчас?
- Это не столько что-то новое, сколько возможность попытаться воплотить то, чему когда-то учился в университете. Безусловно, есть и новизна, потому что учился я 15 лет назад и с удовольствием обнаруживаю неизвестные мне ранее технические достижения российского и зарубежного машиностроения. И с удовольствием воплощаю их в жизнь.
У кировского ракетного завода есть какие-то существенные отличия или преимущества по сравнению с другими предприятиями концерна «Алмаз-Антей»?
- То, что мы делаем, - это технологический прорыв. Аналогов этому заводу не будет не только в России, но, возможно, и за ее пределами.
Долгожданное предложение
Тот факт, что перед тем, как перейти в правительство области, вы трудились на «АВИТЕКЕ», как-то повлиял на выбор кандидатуры директора ракетного завода, созданного на базе того же «АВИТЕКА»?
- Не знаю, как здесь правильно расставить акценты и отследить причинно-следственные связи. Разумеется, мне было интересно вернуться в ту отрасль, в которой я когда-то начинал работать и которую неплохо себе представляю. Может быть, когда разрабатывали идею формирования предприятия, сыграло роль то, что я знаком с продукцией, которую планируется производить.
Легко ли принимали решение об уходе с должности зампреда регионального правительства, Эдуард Алексеевич?
- Да, легко. Когда мне сделали предложение от концерна «Алмаз-Антей», принял его быстро. Такие предложения не поступают каждый день.
Насколько вам вообще было интересно и комфортно работать в правительстве? Вы один из немногих, кто смог сохранить свой пост после ухода Николая Шаклеина с губернаторства...
- Это не такая работа, которая приносит удовольствие каждый день. Она ответственная, очень сложная и априори подразумевает временный характер. Более того, те должности, которые я занимал, временные и даются на период полномочий конкретного губернатора. Поэтому, соглашаясь идти на такую работу, сразу понимаешь, что это не навсегда. Мне бы так до пенсии пришлось поработать еще с тремя-четырьмя губернаторами. По-моему, это слишком.
Если сравнить команду Шаклеина и Белых. В чем для вас принципиальное отличие? Вы теперь не зависите ни от того, ни от другого, и можете высказать свое мнение открыто.
- Ну, почему независим? Я живу на территории, за положение дел на которой отвечает Никита Белых. С Николаем Ивановичем у меня остались хорошие добрые отношения. Я благодарен за тот опыт, который мне удалось при нем получить. Определенные знания получил, взаимодействуя с нынешним губернатором и его командой. Я бы не стал выделять какие-то существенные отличия между этими двумя командами. В обоих случаях работать было достаточно интересно. И там, и там приходилось спорить. По крайней мере, считаю, хорошо уже то, что у меня не было каких-то глубоких личных конфликтов внутри команд в течение всего времени, что я в них работал.
Беседовала Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru
Досье
Эдуард Алексеевич Носков, директор филиала № 2 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»
Дата и место рождения: 30 ноября 1972 года, г. Киров.
Образование: Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана; Всероссийский заочный финансово-экономический институт.
Семейное положение: женат, воспитывает двоих дочерей.
Карьера:
- 1996-2000 гг. - Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК», начальник технологического бюро; помощник главного конструктора;
- 2000 г. - главный специалист департамента промышленности администрации области;
- 2001-2004 гг. - заместитель генерального директора ОАО ВМП «АВИТЕК»;
- 2005-2009 гг. — первый заместитель председателя правительства Кировской области;
- 2009-2011 гг. - заместитель председателя правительства Кировской области;
- с 2011 года - директор филиала № 2 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Любимая кухня: домашняя
Увлечения: охота
Жизненный девиз: «если не я, то кто»?
Жизненная философия: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой»