Эркен Кагаров

06.05.2018 12:24:00 1907 0

Против хаоса

«Если хотите узнать, как жилось в 90-е, приезжайте в Киров», - говорит известный дизайнер, арт-директор студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров. По его мнению, за последние 4 года внешний вид нашего города мало в чем изменился.
Поэтому Эркен терпеливо в очередной раз рассказывает (в 2014-м году он уже читал подобную лекцию), как должно быть, и что для этого нужно делать. И отвечает на вопросы «БН».
 
— Эту фотографию я сделал в Москве возле Курского вокзала, - объясняет Кагаров на своей лекции. - А вот это из Ярославля (на снимках обвешанные рекламными вывесками стены). Но это не только российская проблема, и она заключается не в том, что у нас нет дизайнеров или денег. Вот фотография из Берлина, например. Свои проблемы есть и в Нью-Йорке. Дело в том, что вывески располагаются без учета архитектурных особенностей здания, их слишком много на ограниченной площади, и они разные.
 
Несколько лет назад в Москве мы разработали специальные принципы для того, чтобы упорядочить городскую визуальную среду. Это архитектурно-дизайнерские концепции, которые объясняют, на какой улице можно вешать те или иные вывески. Так, было предложено писать слова без подложек. Обычно делается специальный каркасный прямоугольник, на котором размещаются буквы. Но если его убрать, то фоном для вывески станет само здание. Также, по нашим правилам, слова должны располагаться только между первым и вторым этажами, и по габаритам вывески должны быть строго определенных размеров (Эркен показывает несколько примеров — они выглядят очень сдержанно - «БН»). Также вывеску нужно привязывать к архитектурным особенностям здания — окнам, проемам, колоннам.
 
Кроме того, оказалось, что даже наши культурные учреждения размещают свои афиши без уважения к архитектуре собственных зданий. В этом был замечен Исторический музей, концертный зал Чайковского. Мы посоветовали сделать баннеры более узкими и разместить их на более темном фоне. Как видите, стало намного лучше (дизайнер демонстрирует фотографии - «БН»).
 
Большое значение имеет уличная мебель и ее формат. Например, лавочки должны проектироваться в зависимости от того, где они будут располагаться: в прогулочных зонах им, конечно, нужны спинки, чтобы люди могли присесть, а в трансферной зоне они не должны привлекать много внимания, и спинок им явно не нужно. Клумбы у нас, как правило, принято окрашивать в зеленый или желтый цвет. Зачем это делается, непонятно. Краска слезает, и мы вынуждены перекрашивать их каждую весну. На самом деле бетон вообще воды не боится, поэтому красить его не нужно. Кроме того, так создается более естественная среда.
 
Далее — урны. Мы все боремся с курением, но при этом курильщиков у нас все равно достаточно, а урн для них очень мало. Поверьте, запах загоревшего от окурка мусора гораздо вреднее для наших легких, чем запах самого дыма. В Европе, например, разработаны определенные стандарты для урн: они высокие, чтобы мусор не сдувало, накрыты крышкой, чтобы животные ничего не разворошили, и покрыты пупырышками, чтобы на них нельзя было ничего наклеить или нарисовать. У нас же городская мебель покупается по закону о госзакупках, а значит, самая дешевая. Кроме того, уличная мебель должна сочетаться между собой и с окружающей средой. Бывает так, что сама по себе скамейка или урна абсолютно нормальные, но вместе они создают впечатление хаоса.
 
- Как реагировал бизнес на внедрение новых правил?
- Мне часто говорили, что я убил малый бизнес. Я какое-то время даже думал: «Что же делать, нельзя же так?». Но давайте рассмотрим на примере: сколько рекламных табличек у Курского вокзала было, а сколько осталось? Их количество не изменилось. Просто они стали скромнее по размерам и цвету, благодаря чему снизился визуальный шум.
Сейчас я уверен в том, что при разработке новых правил необходимо учитывать очень много факторов, и мнение одного конкретного предпринимателя не может быть решающим. Да, с одной стороны мнение бизнеса важно, а с другой — не принципиально. У него никто не отнимает возможность разместить вывеску. Это могут быть кронштейны, табличка у входа, витрина или что-то еще. Но в рамках правил.
 
- Были жалобы на потерю прибыли?
- Предположим, когда яркая вывеска вдруг стала менее активной, предприниматель потерял часть клиентов. Да, такое может быть, и это естественно. Правила и ограничения всегда на что-то влияют. Но надо понимать, что город — это территория совместного использования, поэтому то, что удобно одному человеку, может быть неудобно другим. Всегда нужно искать оптимальный вариант. Конечно, если все будут писать любую информацию на стенах и заборах, все в целом получат больше возможностей, но город от этого станет хуже — его общая экономическая привлекательность уменьшится. То есть для каждого в отдельности она увеличится, а в целом для всех уменьшится. Если бы мы только одного предпринимателя заставили убрать яркие таблички, конечно, он бы пострадал. Но когда все должны это сделать, то все в равных условиях. При этом наш опыт показывает: когда снижается общая громкость, эффективность каждого в отдельности сохраняется.
 
Я как-то приехал на берег Черного моря. На набережной стояли несколько кафе, в которых играла популярная на то время музыка. Каждый делал громче, чтобы привлечь людей к себе. Но в итоге ни к кому из них вообще не хотелось заходить. Они мешали друг другу, а в результате отпугивали всех туристов.
 
- В Москве сейчас перемены достаточно заметны?
- Сначала мы реализовали пилотный проект, на который получили много отзывов и комментариев. И когда он был сделан, часть новых правил была учтена в новых законах. Но нельзя охватить все и сразу. К примеру, в Москве много старинных вывесок, которые жалко ликвидировать. Для них мы прописали отдельную норму, которая звучит примерно так: если вывеска была сделана в 1971 году или ранее, она может нарушать существующие правила. Перед нами не стояла задача все сделать одинаково — мы просто хотели уменьшить количество визуального хаоса в городе.
 
И сейчас в Москве изменяются не только эти правила. Так, например, были расширены многие тротуары, а дороги сужены. При этом количество пробок не увеличилось. Ученые давно выяснили, что чем больше дороги расширяешь, чем больше автомобилей по ним начинает ездить, а пробки все равно никуда не исчезают. Теперь же у нас увеличилось количество людей, передвигающихся по тротуарам, и количество прибыли в торговых точках, которые там расположены.
 
И стало значительно лучше. Куда едут москвичи, если хотят отдохнуть? В Питер. Но недавно стала наблюдаться обратная тенденция: некоторые питерцы едут в Москву, потому что в самой северной столице стало хуже. Санкт-Петербург — город-музей, и раньше законодательство, касающееся вывесок, там было намного строже, а сейчас оно стало давать сбои. В Москве же, наоборот, ситуация исправилась.
 
- Каким вы увидели наш город? Насколько он плох в плане визуального шума?
- Раньше большая часть российских городов имела схожие проблемы. Но сейчас во многих из них ведется работа по наведению порядка в хаосе с вывесками, рекламой и т.д. И Киров во многом проигрывает. Сюда приезжаешь, как в заповедник 90-х.
 
- Посоветуйте, как нам убедить чиновников начать что-то менять. Сегодня, кстати, на вашей лекции, никого из них не было.
- Вопрос специфический. Я могу сказать одно: регламент - это не самая затратная вещь для городского бюджета. Он требует только политической воли. Никаких денег в это вкладывать не надо. Казалось бы, должен потратиться бизнес. Но если разнести все перемены по времени, а не просить всех все изменить к утру, то никто не понесет никаких серьезных затрат. В любом случае раз в пять лет бизнес либо меняет вывески, либо меняет место дислокации. И если бы у вас было сделано подобное распоряжение еще пять лет назад, когда я приезжал к вам с такой же лекцией, уже сегодня город был бы лучше. Логично, что если не сделать этого сейчас, то и через пять лет хорошо не станет.
 
- С чего начать?
- Нужно продемонстрировать преимущества нового вида города, рассказать о новых правилах, сделать сайт, где привести примеры того, как было и как стало в других городах. Похожий проект сейчас реализуется в соседнем с вами Ижевске. Они создали специальное сообщество, пообщались с бизнесменами, а потом поговорили с администрацией города и т.д. Если этим заниматься, то ничего невозможного нет. Многие же просто не знают, как может быть. И бизнесмены тоже не виноваты в том, что у них такая агрессивная реклама: нельзя разложить мясо перед кошкой и ожидать, что она его не будет трогать. Но когда появляются рамки, то все их начнут соблюдать. Конечно, нужен и контроль. В Москве есть организация, которая следит за нарушением законодательства. Как только у нас появился регламент о размещении информационных конструкций, контролеры начали следить за ними: сначала предупреждают, потом выписывают штраф, а если и это не срабатывает, проводят принудительный демонтаж незаконной конструкции. При этом подобная организация, насколько я знаю, работает на самоокупаемости.
 
- Наши чиновники обычно говорят о том, что их заботят в первую очередь другие проблемы: дороги, ливневка...
- У вас наверняка есть какие-то выборные должности, а есть назначаемые. Значит, не надо таких чиновников выбирать. Я не считаю, что если есть пять проблем, то надо решать сначала одну, а другие не трогать. Можно заниматься всем параллельно. И всегда можно найти возможность повлиять на решения администрации.
Например, у нас очень большое количество денег тратится на очистку некрасивой городской среды. Я считаю, надо этот баланс изменить и часть средств, которые отдаются дворникам (скажем, около 10%), направить на создание более благоприятной среды. Да, может быть у нас будет чуть грязнее, но станет более комфортно.
 
Еще пример: любой город тратит средства на очистку разных объектов от объявлений, на закраску вандальных надписей. Но можно же либо изначально установить антивандальные конструкции (перфорированные, рельефные), либо дать возможность разрисовывать существующие уличным художникам. Или хотя бы не закрашивать их в белый цвет, потому что он обязательно привлечет вандалов. Есть, например, нейтральный серый.
 
- В последнее время в нашем городе обозначилась тенденция к ярким краскам. Недавно решили один из торговых центров раскрасить во все цвета радуги, дома в дымку разрисовывают....
– Все зависит от контекста, от окружения, в котором находится данный объект. Нельзя делать здание ярким в окружении таких же ярких объектов, но имеющих другой стиль и характер. Фон для яркого элемента должен быть нейтральным. Известный архитектор Сергей Чобан говорил, что необычных зданий в городе не должно быть много. Он сравнил их с оправой и драгоценным камнем: оправа должна быть нейтральной и не ярче самого камня. Так, например, в Санкт-Петербурге 80% зданий весьма скучны. А у вас я сегодня видел дома, разрисованные под дымку. Они мне очень понравились. Но для того, чтобы они смотрелись еще лучше, необходимо убрать весь рекламный хаос, сделать тротуары, установить нормальную городскую мебель. При этом если нарисовать дымку где-то еще, она уже будет лишней.
 
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье:
 
Эркен Кагаров, арт-директор студии Артемия Лебедева.
Дата и место рождения:
1966 год, Ташкент (Узбекистан).
 
Образование:
В 1985 году окончил Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова, Ташкент.
В 1992 — Ташкентский государственный институт искусств им. М.Уйгура.
 
Карьера:
В 1992 году переехал в Москву, где работал дизайнером в рекламном агентстве «Гратис».
С 1994 – член Союза дизайнеров России.
С 1999 — Академии графического дизайна.
С 2004 – член Art Directors Club Russia.
С 2005 – член Московского союза художников.
С 1994 – основатель и арт–директор (сейчас креативный директор) брендинговой компании Imadesign, Москва. Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской по специальности «графический дизайн» Высшей академической школы графического дизайна на базе Московского художественного училища прикладного искусства.
 
Достижения:
По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы в студии разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города и составлено соответствующее руководство.
 
От автора:
Когда говорит Эркен Кагаров, все самое сложное становится очень простым. Кажется, все можно сделать легко и быстро. И он делает это: непринужденно и без лишнего пафоса. Видно, однако, как ему грустно, что нашему городу он пока пользы принести не смог. Нет у нас такой силы воли и энергии, как у него.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений