Ирина Русских
06.10.2014 10:13:00
6418
0
Было не страшно
ГТРК «Вятка» сменила руководство. Поначалу эта новость звучала как-то странно: одна из старейших телекомпаний России, бессменный Владимир Семенов у руля «Вятки»... и вдруг появляется некая Ирина Русских. Впрочем, никаких интриг. Оказывается, Ирина Русских пришла в компанию еще 17 лет назад, будучи совсем молоденькой студенткой, зато с твердым желанием «бороться со всеми несправедливостями мира». Куда она «поведет» компанию и не растеряла ли за столько лет боевого духа?
В стиле «Россия 24»
1 октября в коридорах ГТРК «Вятка» царит дух торжества. Дамы преклонного возраста с цветами в руках, почтенные седовласые мужчины, шампанское и цветы... Ветераны кировского теле- и радиоэфира, вспоминают, каким было телевидение несколько десятилетий назад: Олимпиада 80 в Москве, прямые трансляции демонстраций и концертов, детские программы, телевизионные спектакли, документальные фильмы и встречи с космонавтами - все это было в истории ГТРК «Вятка». В истории, которая насчитывает уже 56 лет («Вятка» была 10-й по счету телекомпанией, открытой в России).
Сегодня телерадиокомпания переживает новую эпоху. Мир изменился и настойчиво требует соответствовать ему.
- И мы будем меняться, - улыбается Ирина Русских, усаживаясь в кресло директора. Она только что говорила слова благодарности тем, кто стоял у истоков кировского телевидения, самой же Ирине Русских предстоит писать новую историю ГТРК «Вятка».
«Красивая женщина!» - стрелой проносится где-то рядом короткая мысль. И тут же сменяется следующей: «И сильная». Уж очень твердым взглядом Ирина Русских пронизывает собеседника.
Ирина Анатольевна, новое руководство — это всегда новые правила игры. Какие изменения ждут ГТРК «Вятка». В каком направлении вы планируете двигаться?
- Планы достаточно серьезные. У нас крупный медиахолдинг и изменения коснутся всех наших СМИ (всего их шесть).Что касается нашего главного продукта — информационного вещания - думаю, зрители уже замечают, как качественно меняются новости. Мы увеличили емкость новостей, будем добавлять динамики, живости, мобильности, актуальности...
Простите, сразу перебью: чтобы сделать качественные новости, нужно качественно перестроить людей, которые делают новости. Как вы этого добьетесь — будете обучать журналистов или наберете новых сотрудников?
- Конечно, будем обучать. Мы поставили перед собой задачу делать новые проекты (убрать «не меняя состава»). У нас работает замечательная команда, мы проводили встречи с коллективом, люди понимают, что пора меняться, горят желанием работать. Не исключается и привлечение новых специалистов, возможно, более молодых, но со знанием, опытом. Будем и студентов привлекать, обучать, «выращивать». Что же касается основных изменений, то самые серьезные перемены ждут «Россию 24». Мы постараемся приблизиться к формату канала-вещателя: появится больше информационных материалов, аналитических программ на тему экономики, политики, бизнеса, мы будем делать новости в стиле «России 24». Эта работа уже ведется.
И упор будете делать на информационно-аналитическое направление. Это востребовано?
- Может быть, с точки зрения финансовых потоков более востребованы развлекательные передачи. Но у нас есть определенный стиль и формат, и я уверена, что это будет востребовано. Мы ориентируемся на деловую аудиторию (30+), на людей интеллектуально-развитых, образованных, которые интересуются событиями и неравнодушны к тому, что происходит вокруг нас. Кроме того, думаю, многие уже подустали от развлекательных передач и нуждаются в качественных информационно-аналитических программах.
Мы с вами в пока обходим стороной радио и интернет... Что здесь нового ожидается?
- Что касается радио, то нас ждут довольно серьезные перемены. В 2015 году «Радио России» уйдет в FM-диапазон. Ожидаются конструктивные изменения по содержанию, по формату нашего эфирного вещания на «Радио России» и «Маяке». Будем открывать новые проекты, приглашать в студию гостей, обсуждать интересные для общества темы, транслировать программы на сайте. Кстати, сайт у нас тоже обновляется. Скоро изменится и его внешний облик, и внутреннее наполнение. Наша задача — превратить сайт в серьезный информационный портал. Я прекрасно понимаю, что интернет занимает серьезные позиции на рынке.
Вы разделяете мнения о том, что интернет в будущем сильно потеснит рынок традиционных СМИ?
- Не думаю, что произойдет серьезный скос рынка в сторону интернета. Все, что должно было случиться, уже случилось. Действительно, немалая часть зрителей ушла в интернет, но это не значит, что рынок телевизионных, печатных СМИ сойдет на нет. Сегодня не смотря на то, что есть интернет-версии газет, люди по-прежнему предпочитают взять бумажную газету в руки и почитать ее.
Уходим в «цифру»
Недавно во время визита в Киров заместитель гендиректора ВГТРК Рифат Сабитов заявил, что холдинг ВГТРК переходит на цифровое вещание. В следующем году изменения ждут и гостелерадиокомпанию «Вятка». Готовы ли вы уйти в «цифру»?
- У нас уже сегодня идет вещание на территории области в «цифре», но только без региональных вставок. Если никаких форс-мажоров не будет, то мы ожидаем поставку высококачественного оборудования, связанного со студийными, монтажными работами и в 2015-2016 годах мы откажемся от аналогового вещания и полностью перейдем в цифру. Для нас это, в первую очередь, совершенно другой уровень качества изображения. В целом открываются хорошие перспективы, так как все наши каналы входят в первый мультиплекс, они будут доступны жителям на безвозмездной основе.
Но зрителям все равно нужно покупать ресивер, чтобы телевизор мог поддерживать соответствующий сигнал. А для многих жителей районов это довольно существенные расходы.
- На самом деле вы же понимаете, что цифровизацией занимается не ГТРК «Вятка». Мы только подаем сигнал, наполняем контент, а все технические вопросы решает «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Если вы спрашиваете, ожидаем ли мы возможного сокращения аудитории, то я надеюсь, наша аудитория останется с нами.
Телекомпании, которые сейчас пытаются развиваться в «кабеле», тоже заявляют об огромных трудностях. Например, запрет рекламы определенных товаров не позволяет им чувствовать себя уверенно в финансовом плане. Не ждут ли нас, случайно, такие времена, когда будет в принципе очень мало регионального телевидения, потому что телекомпании просто не смогут конкурировать?
- Знаете, вопрос сложный. Время расставит все на свои места. Кстати, мы тоже планируем завести «Россию24» не только в эфирное время, но и в кабель. Это серьезно расширит нашу аудиторию. Что касается ограничений по рекламе в кабеле... Практика показывает, что ограничения, которые существуют в эфирном вещании (например, запрет рекламы сигарет и пива), себя оправдывают. К примеру, среди моих знакомых количество курящих людей в последнее время серьезно сократилось. И даже в творческом коллективе (вы же знаете, что гениальные идеи рождаются в дыму) многие отказались от курения. Отсутствие в эфире рекламы сигарет и пива, безусловно, влияет на подсознание, на психику. Ограничения в рекламе - это последовательная мера, которая позволяет проводить государственную идеологию. В экономическом плане это действительно проблема для многих СМИ. Но что тут обсуждать, если правила на государственном уровне уже установлены? Их надо либо принять и концентрироваться на чем-то другом, либо просто сидеть и плакать.
В целом те шаги, которые государство предпринимает в отношении СМИ, вас устраивают? Есть мнение, что наблюдается некоторое закручивание гаек.
- Я абсолютно искренне полагаю, что целью того или иного закона является не закручивание гаек как таковых. Мне кажется, что это попытка влияния на общество с целью поднять культурный уровень, напомнить, что в обществе есть некие ограничения. Если ты живешь в социуме, то должен соблюдать правила, а если заявляешь, что для тебя этих правил не существует - иди в землянку и живи там. К примеру закон о знаках информационной продукции, безусловно, разрабатывался с целью ограничить детей, подрастающее поколение от негативного влияния. Посмотрите, что делается... Взять хотя бы ситуацию со спайсами, которая гремит по всей России. Большинство пострадавших — несовершеннолетние. Цель закона, я думаю, правильная. Другой вопрос, как этот закон реализуется. Зачастую в процессе реализации срабатывает пресловутый человеческий фактор, включается бюрократическая машина со всеми ее перегибами, в итоге мы сталкиваемся с не всегда оправданными требованиями и ограничениями. Но, я повторюсь, сама по себе идея очень неплохая. Если не мы, то кто будет ограждать наше молодое поколение, кто объяснит, что допустимо, а что неприемлемо? Кто должен сказать молодым людям, что если кого-то бьют, а ты в это время снимаешь происходящее на мобильный телефон и выкладываешь в сеть, то это не совсем адекватное поведение. Поколение сейчас сложное...
У вас работает много представителей сложного поколения?
- Достаточно. У нас сборный коллектив. Есть, так скажем, мудрые люди, а есть молодые ребята, которые еще только начинают осваиваться в профессии. В процентном соотношении — примерно 50 на 50. Всего у нас работает около 140 человек.
Вы строгий руководитель?
- Да, строгий, но справедливый. Я всем заявляю, что сделаю все возможное, чтобы не дать в обиду ни одного работника нашей компании. Я могу потом сама его наказать, если будет за что, но в обиду не дам. Я могу спросить строго. Но в то же время, если человек выделяется, если человек — герой, я увижу это и отмечу. Я знаю в компании каждого, стараюсь подходить к каждому индивидуально и представляю, кто на что способен. В целом же позиция у нас такая: если мы работаем командой, то должны чувствовать плечо друг друга, и каждый человек должен понимать, что если он сегодня уберет плечо, то постройка рухнет, а если завтра плечо уберет кто-то другой, он сам может рухнуть.
Страшно не было
Для вас лично решение возглавить ГТРК «Вятка» было сложным? Не страшно было?
- Не страшно. Во-первых, с Владимиром Георгиевичем Семеновым у нас замечательные отношения, я очень уважаю его как личность, как профессионала, мы работали в команде долгое время и вместе шли к определенным результатам, так что у нас не было никаких недомолвок по поводу моего назначения. Надо понимать, что смена руководства — это не чья-то спонтанная прихоть. Это было продуманное решение со стороны Владимира Георгиевича. У него появились новые интересы, приоритеты в жизни. Например, он с удовольствием преподает студентам, учит их телевизионному мастерству. В общем и целом мы понимали, что происходит. Наверное, мне не было страшно еще и потому, что я здесь работаю уже 17 лет. У меня есть понимание всех процессов, есть контакт с людьми. Я пришла в ГТРК «Вятка», когда училась на втором курсе юридической академии, будучи молодой студенткой, с горящими глазами, с желанием бороться со всеми несправедливостями мира. Да, кроме шуток, я училась в институте на юриста именно с этой целью — бороться с несправедливостью. Кстати, до меня юристов в ГТРК «Вятка» вообще не было. Этакое чистое поле в плане документооборота, договорного права и прочих юридических вещей. А у меня тогда не было ни опыта, ни навыков, так что мне было очень страшно. Я не знала, за что схватиться, но, конечно, вида не показывала, и постепенно во всем разобралась. Через три года работы мне предложили стать заместителем по юридическим и общим вопросам. Я, честно говоря, не была шокирована, Для меня это было неожиданно, ноя согласилась. С этого момента началась моя управленческая работа. Так что к сегодняшней должности я пришла, чувствуя себя подготовленным специалистом.
Вы вообще любите журналистов? Странный, наверное, вопрос, но в последнее время в наш адрес кто только не кидает камни.
- Люблю ли я журналистов? Профессионалов — люблю. Непрофессионалов — нет. Я ценю действительно профессиональный взгляд и понимание, что журналист своим словом может как вознести, так и навсегда уронить, затоптать. Интеллигентным, качественным, профессиональным словом, можно, не называя вещей, подвести зрителя к тому выводу, который тебе нужен. Если я вижу, что журналист это умеет и делает, я это всегда ценю. А вот когда вчерашний школьник называет себя журналистом и начинает «гнать желтуху», или на пустом месте поливать кого-то грязью, - этого я очень не люблю.
Как вы в целом оцениваете уровень региональной журналистики?
- Мне сложно ставить всех в один ряд. Даже у одного журналиста есть материалы очень высокого качества, а есть средненькие материалы. Но если вы спрашиваете о среднем уровне, то я так и оцениваю уровень мастерства — средне. Хотя нельзя не сказать, что многие ребята от нас уходят на центральные каналы в Москву, Петербург, где их берут с удовольствием, потому что они знают свое дело, умеют работать и не ленятся. Так что в Вятке есть очень талантливые журналисты. Я, кстати, не могу не похвастаться: только сегодня мы получили письмо, в котором нас известили, что наш журналист, режиссер Алексей Фоминых победил в очень серьезном конкурсе «Патриот России». Жюри присудило ему 1 место за цикл передач «Вятские — война и мир». Это очень интересный проект.
Между тем, претензии в адрес журналистов высказывают не только по поводу мастерства. Речь идет и о цензуре, в том числе. Как у вас выстраиваются взаимоотношения с властью?
- У меня уже состоялись встречи с ключевыми фигурами. Моя цель сегодня — выстроить и с властью, и с обществом, и с представителями экономики такие отношения, которые позволили бы нам конструктивно и цивилизованно решать спорные моменты и достигать общих целей. Никакого давления при этом мы не испытываем. Все прекрасно понимают, что наши СМИ — это независимые СМИ, и мы делаем материалы так, как считаем нужным, если нужно что-то покритиковать — критикуем, если необходимо акцентировать внимание на проблеме и потребовать ее решения — акцентируем и требуем.
Сейчас, спустя 17 лет работы в СМИ, вы все еще желаете бороться со всеми несправедливостями мира?
- Конечно. Разумеется, в течение жизни многие мои лозунги пообтерлись по углам, жизнь их немного пообтесала, но основная идея осталась.
Может быть, бороться с несправедливостью удобнее было бы в политике? Нет таких планов?
- Знаете, мои личные амбициозные планы все-таки связаны с ГТРК «Вятка». У меня есть сейчас шанс привнести что-то новое в жизнь компании. И если я это сделаю, я буду считать, что я не зря работала, жила. Я хочу оставить след в истории ГТРК «Вятка». О политике даже не задумывалась. А единственное о чем сейчас сожалею — что очень мало времени в сутках.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
Досье:
Ирина Анатольевна Русских, директор гостелерадиокомпании «ГТРК «Вятка»
Дата и место рождения: 5 августа 1974 года, Киров.
Образование: высшее. Окончила «Московскую государственную юридическую академию» и «Всероссийский заочный финансово-экономический институт», выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров.
Карьера: До ГТРК «Вятка» работала в нотариальной компании, с 1997 года — юрист в ГТРК «Вятка», с 2000 по 15 сентября 2014 — заместитель директора ГТРК «Вятка», с 15 сентября 2014 года — директор ГТРК «Вятка».
Увлечения: туризм, активный отдых. Никогда не упускаю шанс отправиться куда-нибудь с палаткой.
Любимое блюдо: рыба во всех ее проявлениях, морепродукты, мясо.
Любимая музыка: музыка, которая «зажигает».
Любимые книги: на сегодняшний день - классика. С удовольствием перечитываю Ф.М. Достоевского
Девиз: Жизнь слишком коротка. Надо успеть оставить в истории свой след!
Где бы вы хотели жить? В Вятке. Еще до недавнего времени у меня были амбициозные планы, я мечтала уехать куда-нибудь в большие города, или за границу, а сейчас понимаю, что если уеду — буду очень тосковать. Я люблю Вятку.
Способность, которой вы хотели бы обладать? Летать на метле (смеется). На самом деле мне бы хотелось красиво петь.
Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине? Я ценю такое состояние в мужчине, когда в его присутствии никакой человек, в том числе женщина, не хочет оспаривать никакие факты. Наверное, это совокупность разных качеств.
Недостаток, к которому вы испытываете наибольшее снисхождение? Вранье и сплетни. Это очень мелко, поэтому я это просто презираю.
Ваша идея о счастье? Счастье - самореализация. У каждого она своя.