Ивао Охаси

15.04.2018 12:06:00 1462 0

Город из ничего

 
Как создать из ничего город кроликов или центр экотуризма? На прошлой неделе на этот и другие вопросы ответил эксперт по урбанистике из Японии Ивао Охаси. Он приехал в Киров и провел несколько встреч в ВятГУ на тему развития нашего города, региона и страны в целом. «Бизнес Новости» публикуют основные тезисы выступлений эксперта с совещаний, а также его разговор с журналистом.
 
- Расскажите на ваших примерах, как в Японии реализуются проекты по комплексному развитию городов.
- В Японии тоже наблюдается демографическая проблема. Население стареет, уровень экономического развития снижается последние 25 лет. Во многих региональных городах не хватает деловой активности: люди оттуда уезжают, магазины закрываются. И это не 1-2, а 50-60 городов. У меня в качестве примера есть несколько кейсов по регенерации городских кварталов: некоторые из них позитивные, но есть и негативный опыт.
К примеру, у нас есть остров Окуно. Еще недавно на нем ничего не было. Сейчас это одно из самых популярных мест для туристов. Называется он островом кроликов. Но это произошло не само по себе. За одним столом собрались городская власть, бизнес, университет, местные жители и придумали идею, которую все поддержали.
Еще один город — Манива. Когда-то это был небольшой населенный пункт с количеством населения не больше 150 тысяч человек. Сейчас это один из самых инновационных городов и центр экотуризма Японии. Он также был организован по принципу государственно-частного партнерства. Там строятся высокие деревянные здания, реализуются проекты по созданию топлива из биоматериалов, например. И опять же местные власти, бизнес и жители пришли к консенсусу в вопросах видения будущего своего города.
 
- Вы сказали, что есть и обратные примеры?
- Да, у нас есть город, который был в свое время центром промышленной активности. Когда предприятия перестали развиваться, там решили создать музей, но не продумали до конца его концепцию. Не оказалось того, кто был бы готов принять на себя ответственность за принятие решений. Город в итоге оказался банкротом. При этом и на уровне правительства, и на уровне губернатора, и сами жители знали, что у города большие проблемы, но никто не считал их лично своими. То есть никто не проявил инициативы.
 
- Каковы же основные факторы, способствующие успеху в развитии таких проектов?
- С моей точки зрения, на первом месте должно быть создание транспортной инфраструктуры. Во-вторых, важно месторасположение города. Также огромную роль играет фактор времени. Даже самая хорошая идея может провалиться, если время для ее реализации выбрано не верно. Нужно внимательно исследовать перспективы развития будущего спроса.
Кроме того, необходим лидер. С помощью рыночного механизма не всегда можно решить какую-либо проблему. А во главе с лидером можно всегда прийти к консенсусу и определить нужное видение стратегического развития.
 
- У нас в России положительные примеры такого развития есть?
- Да, ваши города развиваются, у них есть огромный потенциал. Но мне вспоминается одна моя поездка в Восточную Сибирь. Там на расстоянии 20 км друг от друга расположены два города — Забайкальск (Россия) и Маньчжурия (Китай). 20 лет назад население в каждом из них составляло по 10 тысяч человек. Сейчас же в Забайкальске проживает 7 тысяч, а в Маньчжурии — 400 тысяч. И это один из самых успешных китайских регионов.
 
- Что же сделали китайцы?
- Они очень быстро начали работать. Во-первых, создали большой коммерческий центр, в который начали ездить как раз люди из России. Во-вторых, они открыли несколько предприятий по переработке леса, который, конечно, импортируется из Сибири. Налоги, соответственно, остаются в Китае. Рабочие места создаются там же. С моей точки зрения, ситуация может измениться — все то же самое может делать и сама Россия.
В вашей стране есть много индивидуальных хороших проектов. Но нет общего видения развития ситуации. Поэтому сначала нужно очень внимательно изучить все факторы будущего роста и конкурентоспособность.
 
- То есть вы верите, что наша страна сможет справиться с этими проблемами?
- Да, для этого у вас есть прекрасные возможности. Россию часто называют транзитным коридором между Китаем и Европой. Я против этого. Ваша страна должна стать не транзитным коридором, а экономическим. Для этого нужно создать особое пространство для привлечения инвестиций. Киров, кстати, как раз находится на этой линии — через вас проходит Транссибирская магистраль. Поэтому развитие вашей территории должно касаться не только вас, а помогать процветанию территории всей страны.
 
- Каким должен быть алгоритм последовательных действий, чтобы такое развитие случилось?
- На основе японского опыта я могу выделить три подхода. Во-первых, нужно создать атмосферу ожидания развития. Никто ни в чем не будет заинтересован, если не будет чего-то ждать. Но просто красивые слова не помогут, нужна концепция. Второе — синергия. Пример: кто-то решил построить в Москве новую станцию метро. А бизнес при этом понял, что земля в этом месте станет дороже. Что же случится после этого в вашей стране: тот, кто ближе к властям, узнает о строительстве раньше всех, скупит землю, а потом перепродаст ее в три раза дороже. Такого быть не должно. Власть и бизнес должны вместе заботиться о развитии территории — создании над новой станцией метро школы, например. Третье — нужно зарабатывать не только для себя. У Китая и Японии в самом начале развития денег не было вообще, но наш бизнес начинал с малого, а, зарабатывая, инвестировал снова и снова. В России пока так происходит редко.
Нужно уметь договариваться. Для этого можно устраивать неофициальные встречи — в барах, на дачах, например. Они помогают создать общую платформу, видение. У нашего региона есть хорошие перспективы как раз в лесной отрасли, о чем мы уже говорили.
 
- Чего же нам не хватает, на ваш взгляд?
- Ваши банки сегодня плохо кредитуют бизнес, не дают деньги на долгие сроки. Поэтому если и дальше будут взаимодействовать только бизнес и банки, ничего хорошего из этого не выйдет. Нужно участие со стороны государства. Нужно создать систему взаимодействия, систему развития местной промышленности, экономики и привлекать для этого средства не только из банков, но и со стороны государства. В Москве так делают. Но ваш город, иногда кажется, слишком еще далек от этого.
 
- Относительно недавно мы стали применять на практике новые экономические механизмы — создавать моногорода и кластеры...
- Да-да, это правильный подход, у нас тоже есть подобные примеры. Я читал о вашем биокластере. Хорошая идея. Используя ваши лесные ресурсы, можно создать подобное и в этой отрасли.
 
- А мы не опоздали? В более развитых странах это практикуется уже очень давно.
- Нет. С моей точки зрения у вас есть огромный потенциал. Нужно иметь уверенность в себе, и создавать взаимное доверие между бизнесом, властью и населением.
 
- Сегодня много говорилось о том, что наши власти в первую очередь думают о насущных проблемах: как прибрать город, отремонтировать дороги. А стратегий по дальнейшему развитию у нас нет.
- Я прекрасно их понимаю. Если говорить про бизнес, то генеральный директор какой-то компании, конечно, тоже занимается оперативными делами. Каждый день ему нужно решить какую-либо проблему. Но одновременно с этим в сферу его ответственности входят и стратегические задачи. Он должен понимать, как его компания будет выглядеть через 10 лет. Также нужно делать и городским властям. Я бы рекомендовал 90% сотрудников вашей команды заниматься оперативными делами, а 10% пусть думают о долгосрочном развитии.
В Японии мэрии работают примерно так же. У нас 80% состава кадров занимается насущными проблемами: нам тоже нужен ремонт, проверка качества воды, развитие парков. Но есть и другой отдел, который отвечает за подготовку долгосрочной стратегии.
 
- Как наших чиновников убедить в том, что это необходимо?
- Должен быть сильный лидер. Однажды я был в одном сибирском регионе, где принял участие в подобном совещании и говорил о возможностях развития территории, о создании стратегических приоритетов. Но напротив сидели руководители города, которые сказали, что им в первую очередь нужно решить другие проблемы — улучшить качество больниц, школ, детских садов. «У нас нет возможности думать о будущем, когда качество нашей жизни ухудшается прямо сегодня», - сказали они. Все, что им было нужно — это средства для модернизации. А где их взять, если не заработать? Для этого нужно поднимать конкурентоспособность экономики города, привлекать туда для работы бизнес, а уже на основе полученной прибыли улучшать качество жизни в городе.
Так же и в любой семье: папа всегда хочет улучшить качество жизни для мамы и детей. Но денег сразу на все у него нет. Сначала он должен заработать, а значит стать конкурентоспособным как врач, преподаватель или журналист, например. По-другому невозможно решить данные проблемы.
 
- В Кирове очень актуальна проблема точечной застройки. Знаете ли вы методы, с помощью которых ее можно решить?
- Возьмем, например, столицу Великобритании Лондон. 30 лет назад там была совсем другая атмосфера. Сейчас же в Лондоне можно видеть и империалистическую застройку, и современные здания. Но красиво это или нет, кто может определить? На мой взгляд, город нужно зонировать: в одном квартале может расположиться старинная застройка и ничего не должно ее разбавлять, в другом — новые дома. Конечно, можно совместить классические здания и модернизированные, но только если это сделает хороший дизайнер. Я вчера был на Тверской площади в Москве. Там много зданий дореволюционной постройки, а рядом с ними стоит новая гостиница. Но смотрится все это очень гармонично. Поэтому когда город создаст подобную стратегию, бизнес должен работать в ее рамках и не выходить за ее пределы.
 
- Успели ли вы познакомиться с нашим городом?
- Мне очень понравился Киров. Здесь еще чувствуется ностальгия по советскому прошлому, а одновременно с этим у вас сохранилась архитектура XIX века. Интересно, что автомобили у вас самые разные, что указывает на диверсификацию спроса. Это хороший знак в отличие от Москвы, где слишком высок спрос на дорогие автомобили.
Еще два дня назад я ничего не знал о Кировской области и думал, что это где-то далеко, что здесь ничего нет и привлекать японских инвесторов к вам бессмысленно. Но сейчас я вижу, что у вашего региона есть огромный потенциал, а главное, у вашей молодежи горят глаза. Поэтому я уверен, что у вас все получится, а я готов к сотрудничеству.
 
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье
Ивао Охаси, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков, советник московского представительства РОТОБО (Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами)
 
Дата и место рождения: 1959 год, Токио.
 
Образование: 1984 г. — Sophia University, Токио (специальность «Международные исследования»).
 
Карьера: с 1984 г. — исследователь в JETRO (Японская организация содействия внешней торговле);
 
1987-1989 гг. — приглашенный исследователь, Венский институт сравнительных экономических исследований, Австрия;
 
1991-1998 гг. и 2001-2008 гг. — глава представительства JETRO в России и странах СНГ;
 
1999-2000 гг. — адъюнкт-лектор в университете Мейдзи Гакуин, Япония;
 
2000-2001 гг. — лидер группы по вопросам России и СНГ в отделе зарубежных исследований штаб-квартиры JETRO;
 
2008 г. - руководитель Московского филиала Исследовательского института Номура (NRI);
 
2012-2013 гг. — адъюнкт-лектор в НИУ ВШЭ;
 
с 2014 г.— советник Ассоциации индустриальных парков по Японии и странам АТР.
 
От автора:
- Ивао Охаси по-восточному сдержан и вежлив. Он приехал сюда, чтобы делиться опытом и, кажется, рад был каждой реакции на свои слова. Да, он говорил во многом очевидные вещи. Но он показал главное — эти очевидные вещи в Японии реализованы, а у нас — нет.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений