Марина Копырина
Адвокаты — вне коррупции
В каких случаях бизнес чаще всего обращается к кировским адвокатам? Без каких качеств не обойтись в профессии и что может погубить адвоката? Об этом в интервью «Бизнес Новостям» рассказала президент «Адвокатской палаты Кировской области» Марина Копырина. Помимо основной деятельности Марина Николаевна активный общественник региона, поэтому и разговор начался с изменений в Общественной палате Кировской области.Сейчас идет избрание нового секретаря региональной общественной палаты. Вы – один из явных претендентов на пост…
— Нет, я не кандидат. Сразу отказалась: у меня обстоятельства изменились. Пока не до этого. К тому же Андрей Усенко думает о том, чтобы вернуться. Мы советовались с ним, из правительства ему звонили. Если врио губернатора кандидатуру одобрит – думаю, это будет лучшим вариантом.
ОПКО вы знаете «изнутри» - активно работаете с 2009 года. Поддерживаете ли мнение что палата практически приобрела статус «пятой власти»?
— Не власти. Я бы сказала иначе: слава богу, что власть стала прислушиваться к обществу. В палате работают группы по контролю за ремонтом дорог, за сферой ЖКХ, переселением граждан из аварийного жилья. И к нашим замечаниям прислушиваются. Некоторые из них - на грани уголовной ответственности. К примеру, есть участки дорог, где должно быть три слоя асфальта, а фактически там два. В перерасчете на деньги – это миллионы! Поэтому у нас и прокуратура на заседаниях рабочей группы присутствует. Думаю, реакция должна быть однозначной. И слава богу, что новый глава региона обратил внимание на наши острые проблемы - дороги и медицину. В правительстве кадровые изменения начались. Хотя лично я сожалею об уходе Кирилла Лебедева (бывший и.о. министра соцразвития Кировской области - «БН»). Он работяга, старался с нами решать все вопросы. А с министром здравоохранения сколько пытались общаться? По отчетам в регионе все замечательно, а на практике? У меня сын инвалид 1 группы. В течение нескольких лет покупала ему препарат. Знакомый подсказал: его бесплатно должны давать. Когда пришла за бесплатным – оказалось, что препарат нам не показан и его положительные свойства «придумали пациенты». И на это раз самой купить не дали, сказали: «Раз положено бесплатно – дадим бесплатно. Только надо подождать, когда закупят. Месяца четыре…». Вышла, проревелась в уголочке. Потом этот же знакомый помог решить проблему. Очень надеюсь, что сейчас начнутся изменения в проблемных отраслях.
С 2002 года вы являетесь бессменным президентом Адвокатской палаты Кировской области. Каковы ее цели и задачи?
- Адвокатская палата создана для того, чтобы ее члены оказывали профессиональную квалифицированную помощь гражданам и юридическим лицам Кировской области. У нас есть два больших направления - уголовные и гражданские дела. По уголовным делам присутствие адвоката обязательно, и просто юристы не допускаются. Участие в гражданских делах принимается на добровольной основе.
Речь о бесплатной юридической помощи? Насколько знаю, адвокаты не спешат принимать в ней участие?
— Пока да. До 30 сентября адвокатам необходимо написать заявление об участии в проекте по оказанию бесплатной юридической помощи по гражданским делам. Картинка печальная: на всю область пока подано семь заявлений (разговор происходил 9 сентября — «БН»). Пока не изменится положение закона — об обязательном участии, как и по уголовным делам – ситуация не изменится. Есть еще вариант простимулировать адвокатов: повысить сумму компенсации расходов за бесплатную помощь. Сейчас расходы компенсируются из областного бюджета, но с 2011 года, с момента принятия соответствующего постановления, ставки не повышались. Я собираюсь с этим вопросам выходить на врио губернатора. Пока адвокатам проект не интересен. Да и для самих граждан получение бесплатной помощи сильно заформализовано, поэтому обращаются нечасто. При всем при этом наши адвокаты оказывают очень много такой бесплатной помощи: консультируют в Приемной президента, офисах МФЦ, по «бесплатным дням» работаем с Ассоциацией юристов России и Минюстом . Вот только за компенсацией зачастую сами не обращаются.
В некоторых фильмах адвокаты представлены как эпатажные личности. Все-таки он должен быть игроком или «бойцом невидимого фронта»?
— Главная заповедь адвоката – не навреди доверителю. Задавая вопрос, нужно предполагать ответ. Если реально понимаешь, что он не в пользу подзащитного, лучше не задавать. Если адвокат ведет себя слишком активно - вскакивает с места, перебивает, задает много неуместных вопросов,- такое поведение недопустимо. Такие «игроки» работают на публику. Многие считают: если адвокат ведет себя так, значит, хорошо защищает. С нашей точки зрения, наоборот, это считается некорректным поведением в процессе судебного заседания. Если поступает сообщение от судьи о неуважении адвоката к участникам процесса, мы разбираемся. К счастью, у нас такие случаи единичны.
Сколько человек в Кировской области имеют статус адвоката? Судя по новостной хронике, зачастую больше похожей на криминальную сводку, их число должно вырасти?
— Сейчас статус адвоката имеют около 400 человек. Список резко не вырос: в 2002 году, когда был принят ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», в реестре был внесен 341 адвокат. Ажиотажа на получение статуса, как к примеру в Москве или Санкт-Петербурге, где с января в очередь на весь год записывают, у нас нет. В месяц сдают максимум 6-8 человек, чаще — 3-4.
Бизнес-сообщество чаще с какими вопросами к вам обращается?
— С самыми разными. У нас подписано соглашение с уполномоченным по защите прав предпринимателей — адвокат Сергей Носков дает бесплатные консультации. Многие вопросы пересекаются с Общественной палатой. По малому и среднему бизнесу наиболее частые проблемы возникают по налогообложению, аренде помещений. Сейчас ввели «чипирование» меховых изделий — уже поступают заявления.
Часто ли в регионе делят бизнес-активы? В том числе с супругами после развода?
— Конечно: и бизнес делят, и активы. Это рядовая ситуация. Предприниматели подстраховываются и редко на себя оформляют имущество. Записывают на мам, тёщ, бабушек. Когда возникает вопрос о взыскании — не на что обращать, при этом все прекрасно понимают, что бабушка на 9-тысячную пенсию «Мерседес» купить не может.
В чем, на ваш взгляд, причина?
— Думаю, у нас не совсем справедлива система налогообложения. Если честно заниматься бизнесом – выжить нереально. Предприниматели страхуются. Но когда они оставляют своих жен (особенно с детьми) без средств к существованию — я всегда на стороне женщин. До этого жили хорошо, было условие, что жена занимается воспитанием ребенка, потом вдруг разбежались... Дети-то при чем? Это, конечно, не ко всем относится: есть немало порядочных мужчин. Но есть те, кто получают деньги в конверте, и взыскивать с таких нечего.
Получается, справедливости добиться в таких ситуациях нереально и бесполезно идти в суд?
— Это вопросы опять же к государству. Если понимаем, что «Мерседес» не может принадлежать бабушке, надо менять законодательство. Необходим механизм, который подстегнул бы предпринимателей к тому, чтобы имущество оформлялось на него самого. Раньше, к примеру, были долговые ямы. И сейчас нужен стимул для легализации имущества.
Но сдвиги есть, определенные механизмы вводятся. Например, за границу с долгами не выпускают, приставы с ГИБДД сотрудничают по аресту автомобилей. Появляются механизмы, но их нужно ужесточать и дорабатывать.
Бывают случаи давления на адвокатов со стороны правоохранительных органов или чиновников?
— Нет. Мы же не государственная организация. У нас нет подчинения, в этом плане адвокат независим и на него сложно давить. Наша профессия тем и привлекает, что есть возможность для самореализации.
Коррупция и адвокатская деятельность — вещи совместимые?
— Честно говорю: в наших судах такого нет. Если адвокат скажет клиенту: «Надо деньги для судьи» - это мошенничество. У нас гонорар не ограничен: Совет палаты дает рекомендации по минимальным ставкам, а конкретная сумма вознаграждения прописывается в соглашении с доверителем. И обо всех расходах адвокат отчитывается по бланкам строгой отчетности. С этой суммы и налоги удерживаются.
Правда, что адвокаты очень хорошо зарабатывают?
— Таких единицы. Те, кто смог сделать себе имя. Они и из судов не выходят. А начинающие, особенно в районах, получают немного. Бывает, даже менее 10 тысяч рублей.
Какими качествами должен обладать представитель этой профессии?
— Во-первых, юридической грамотностью. Народ сейчас грамотный, и к адвокату идут с неоднозначными вопросами, по которым либо нет практики, либо ситуация сложная. Из других обязательных черт – независимость, умение тактично отстаивать позицию. Никто не отменял и принципы деятельности адвокатуры: публичность, независимость, гласность, самоуправление, корпоративность.
Что может погубить адвоката?
— Однозначно жадность. Если взял большую сумму и работаешь добросовестно – делаешь запросы, выезжаешь активно, тогда и жалобы не будет. А когда некоторые умудряются по 500 и по 800 тысяч взять и ничего не сделать – появляется жалоба от доверителя. Тогда начинается дисциплинарное производство. Мы недавно прекратили статус одного адвоката: взял гонорар и забрал документы на полгода. А там по наследственному праву срок истек. Женщина потеряла две машины, два земельных участка и квартиру. А адвокат понять не может: что сделал не так. Мы ему статус прекратили, но это крайняя мера и подобные случай — исключение из правил. Пересдавать на статус сейчас можно не раньше, чем через три года.
Каким видите адвокатуру Кировской области в ближайшие годы?
— Думаю, свои результаты даст развитие бесплатной юридической помощи. Мы совместно с общественной палатой и Минюстом продвигаем закон «Об общественном контроле», уже прошел первое чтение. С сентября ужесточен режим приема экзамена на статус адвоката — думаю, это качественно повлияет на уровень адвокатуры. Хотя в большинстве своем наши адвокаты — профессионалы своего дела. Недавно молодые адвокаты съездили на первый всероссийский конгресс молодых адвокатов, где было представлено 54 региона. Очень достойно выступили. Признаюсь, лично я очень горда таким успехом и радуюсь всем другим нашим достижениям.
Почему вы стали адвокатом, а не следователем или работником прокуратуры?
— У меня наставницей в институте была очень хорошая адвокатесса. Я видела, как она работает. Тогда специализаций не было: адвокат занимался и уголовными, и гражданскими, и арбитражными делами. В 1985 году в Кировской области было всего 96 адвокатов и мы занимались всем. И когда пришла в адвокатуру — у нас были социальные гарантии: женщины получали оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, больничные, отпускные. Сейчас этого нет.
Если бы возник вопрос о смене профессии — ушли бы?
— Признаюсь, я пыталась уйти в суд. Не потому, что привлекает судебная система — так как раз все непросто, а из-за пожизненного содержания. Деньги нужны были. Но осталась. И меня моя профессия полностью устраивает. Я в ней много лет, знаю тонкости, и народ меня знает. Считаю, что профессия адвоката — самая интересная из юридического сословия.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
Досье:
Марина Николаевна Копырина, президент ННО «Адвокатская палата Кировской области», заместитель секретаря ОПКО.
Дата и место рождения: 25 марта 1963 г., г. Киров.
Образование: в 1985 г. окончила Свердловский ордена Трудового Красного Знамени юридический институт им. Руденко.
Карьера:
1985 г. - Кировская областная коллегия адвокатов (адвокат-стажер).
1985 – 1998 гг. - заведующая Афанасьевской, затем — Зуевской юридической консультацией.
1998 г. - переведена в юридическую консультацию № 4 Кировской областной коллегии адвокатов в Кирове. Активно занимается преподавательской деятельностью (гражданское, авторское, патентное право, адвокатура).
2002 г. - избрана Президентом ННО «Адвокатская палата Кировской области», в 2006 - переизбрана на новый срок.
2006 г. - избрана Председателем Кировской областной коллегии адвокатов, в 2009 году - переизбрана на новый срок.
2006 — 2008 гг. входит в Совет Федеральной палаты адвокатов России, в настоящее время является членом комиссии по награждению Федеральной палаты адвокатов России.
С 2007 года – член Президиума Российской Гильдии адвокатов.
С 2008 года – вице-президент Федерального Союза адвокатов России.
Введена в состав Координационного совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу.
С 2009 г. избрана членом ОПКО. Возглавляет комиссию по этике и регламенту, член комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Руководитель РООО «Юристы за права и достойную жизнь человека». Имеет многочисленные награды, в том числе звание «Почетный адвокат России» и «Золотую медаль им. Плевако».
Хобби: чтение, вышивка, вязание, дача.
Кредо: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца.
Мечта: Чтобы в семье все были здоровы, особенно средний сын
Главное достижение в жизни: Семья - трое детей и внук.
От автора
Объем материала не позволяет рассказать о многих вещах, прозвучавших во время интервью. Марина Николаевна обо всем рассказывала открыто, честно, непринужденно — как и всегда говорит, активно выступая на многочисленных мероприятиях ОПКО. И еще рассказала о многих вещах, оставшихся «за кадром». В первую очередь, о семье. В эти моменты ее лицо начинало светиться каким-то особым светом. Рассказывала, как муж поддерживает, дети помогают, как с сыном Андрюшкой «точат мозг» - кроссворды разгадывают. Я поняла, что семья у этой женщины всегда была и будет на первом месте. Настоящая крепкая, дружная семья с самой лучшей мамой, женой и бабушкой.