Михаил Лихачёв
Спасительные поправки
МЧС России сделало очередные шаги к снижению административного давления на бизнес, кардинально поменяв тактику проверок. Сейчас ставки делаются на риск-ориентированный подход, а инспекторы чаще выступают как консультанты и помощники. При этом отменяется принцип «размазывания» ответственности за ЧП, в которых пострадали люди. Об этом и другом в интервью «БН» рассказал начальник Главного управления МЧС России по Кировской области, генерал-майор внутренней службы Михаил Лихачёв.
Михаил Владимирович, буквально в конце октября МЧС России разработало законопроект, освобождающий предприятия малого и среднего бизнеса от проверок на соблюдение требований пожарной безопасности в случае добровольного пожарного декларирования. Облегчит ли это работу бизнес-сообществу?
– Начнем с того, что развитие малого и среднего бизнеса, создание благоприятных условий для их работы входят в число основных задач нашего государства. В соответствии с этим МЧС России на протяжении ряда последних лет принимает и внедряет на практике документы, позволяющие уйти от проверок. Законопроект, о котором вы говорите, - один из них. Для снятия лишних административных барьеров из «Техрегламента о требованиях пожарной безопасности» (№ 123-ФЗ) исключаются жесткие фиксированные требования, декларирование переводится в добровольный формат. Регистрация декларации является основанием для освобождения бизнесмена от проведения плановых проверок органами федерального госпожнадзора. Изменениями будет установлен перечень объектов защиты, собственник которых может подать декларацию. Тем самым расширяются возможности собственников в полном объеме рисковать своим имуществом, но при условии безопасности людей.
Одновременно увеличивается и ответственность собственника?
– Увеличивается. Подчеркну: рисковать имуществом можно, жизнью другого человека (к примеру, наёмного работника) – нет. Если у предпринимателя и собственника объекта работают люди и, не дай бог, из-за нарушения требований безопасности кто-то погибнет, собственник пойдет под суд. Этот принцип начал внедряться в последние годы. Давайте вспомним громкие ЧП за несколько последних лет. 2003 год – крупный пожар в общежитии Института дружбы народов в Москве, 2006 год – во Владивостоке горит офисный центр. Там и там погибают люди. В то время основную нагрузку и ответственность несли органы контроля и надзора. Возьмём из последних резонансных примеров. Пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перми в 2009 году, 2015 год - в ТЦ «Адмирал» в Казани. Здесь в большей степени доля ответственности легла на собственников. Государство внимательнее смотрит не на надзорные органы, а на собственников объектов. Это и правильно. Когда ответственность «размазывается» - это плохо.
На Западе контрольные и надзорные органы вовсе не вмешиваются в работу малого и среднего бизнеса. Основную роль по обеспечению безопасности регулируют страховые организации. При наступлении оговоренного страхового случая (я имею в виду пожар) они либо выплачивают компенсацию, либо нет.
На днях на сайте уполномоченного по правам предпринимателей региона опубликован приказ за подписью министра Пучкова. В нем в том числе говорится о внеплановых проверках…
– Это приказ от 12 сентября. У нас в целом режим проверок согласуется с прокуратурой и размещается в открытом доступе. Предприниматель заранее знает, когда у него будет плановая проверка. Хотя до конца 2018 года для малого бизнеса установлены «надзорные каникулы», и такие предприниматели не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.
Приказом от 12 сентября (№ 492) исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений. Речь опять же о субъектах малого и среднего предпринимательства. Требование касается нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей. В случае поступления жалоб и обращений, в которых содержатся такие сведения, проводятся выездные внеплановые проверки, опять же только по согласованию с прокуратурой и при участии представителей «Опоры России».
Сейчас в терминологии, касающейся отношений предпринимателя и сотрудника МЧС, все чаще слова «проверки» и «санкции» заменяются на «помощь» и «диалог». Что изменилось?
– Раньше надзорный орган занимался только надзорной деятельностью. Сейчас его функции расширены: добавлена профилактическая работа. Бизнесмен может обратиться к нам за консультацией и получить помощь без составления документов, без привлечения его к административной или другой ответственности. Это дает нам возможность и право не проверять, а помогать, заниматься профилактикой в юридическом статусе. Раньше инспектор при обнаружении недостатков был обязан привлекать к административной ответственности, а консультативная форма была неформальной. Сейчас бизнесмен может получить методическую помощь на юридической основе. Не проверку, а именно помощь.
Означает ли это, что раньше предприниматели могли скрывать свои проблемы и не обращались к вам, опасаясь «административки» или другого наказания?
– Насколько помню, серьезный бизнес всегда обращался. Подходили и спрашивали: «У меня проверка через год. Напишите, что мне необходимо сделать, чтобы у меня не было нарушений». Помогали, писали рекомендации, человек готовился, и проблем не возникало.
Вопрос о кадрах. Есть ли «текучка» среди спасателей? Идет ли молодежь в МЧС?
– Кандидатов на службу у нас достаточно. Ежегодно в учебные заведения МЧС России (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иваново) конкурс от Кировской области – два человека на место. Каждый год мы направляем на учебу 15-20 кировских выпускников.
Что касается «текучки», в целом ее нет. Понятно, что сейчас, в условиях дефицита бюджета, везде происходит жесткая экономия, процессы оптимизации. Это касается, в основном, управленческих и обеспечивающих структур. Сотрудников, которые занимаются тушением пожаров, оптимизация не затронула.
Каков средний возраст сотрудников? Достойная ли зарплата?
– В основном, в кировском МЧС служат ребята в возрасте 30-40 лет. Уровень заработной платы рядового пожарного на первом году службы – 24 тысячи рублей, у водителя – 25 тысяч. Это я говорю о сотрудниках «в погонах». Неаттестованные работники (в основном, в районах) на первом году работы на должности пожарного и водителя получают 12-13 тысяч рублей. Эти зарплаты – при графике работы сутки через трое.
Знаю, многие кировчане сделали достойную карьеру в системе МЧС?
– Мы выпустили книгу об истории пожарного дела «За дымкой Вятского края». В ней есть отдельная глава, посвященная вятским людям, достигшим в системе высоких должностей. К примеру, Александр Викторович Агафонов, директор департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России. Именно под его руководством в России проводятся все крупные работы по ликвидации ЧП: крушение лайнера в Египте, самолета в Индонезии, в августе на Ямале ликвидировали последствия сибирской язвы. Директором департамента гражданской защиты МЧС России также является выходец из Слободского Андрей Владимирович Лутошкин. Есть сотрудники, становившиеся «Лучшим дознавателем» и «Лучшим начальником караула» МЧС России, удостоенные высшего звания «Заслуженный спасатель РФ». Многие известные люди Вятского края служили в пожарной охране. Один из представителей рода часовщиков Бронниковых – Николай Михайлович – в начале 20 века служил в Вятке начальником добровольной пожарной дружины, а чемпионка мира Мария Исакова начинала свою трудовую деятельность телефонисткой в 1 пожарной части (тогда располагалась на Коммуны,29). Нам действительно есть чем гордиться.
У МЧС сейчас много современных спасательных средств, техники, штат опытных сотрудников. Почему же возникают ситуации с трагическими развязками?
– Менталитет многих современных людей такой: в случае беды стоит позвонить, прилетит на вертолете спасатель и все решит. Так бывает далеко не всегда. Человек хотя бы немного должен сам позаботиться о своей безопасности. Поехал зимой на машине – элементарно положи в салон теплую одежду и валенки. Вдруг машина сломается или в кювет заедешь? Мы излишне урбанизированы: есть горячая вода, другие блага цивилизации. Некоторые дети даже не знают, откуда берутся куриные яйца, не говоря уже о том, как топить печь. Это и приводит к бедам. Инстинкт самосохранения, который вырабатывался годами благодаря полученным опыту и знаниям, затухает. И что в результате? Взять, к примеру, ситуацию на зимних водоёмах. Сейчас лёд ещё не окрепший, очень сильное течение, упал снег – вот-вот подтаивать начнет, а люди ходят по льду и совсем не осознают опасности. Думают, в случае чего – наберут спасателей. И не берут в расчет хотя бы тот факт, что спасателям элементарно нужно время добраться до места. А если в условиях снегопада? Многие люди халатно относятся к своим жизням и к жизням своих близких. Вот одна из основных причин всех бед.
Многих взрослых учить уже бесполезно. Мы работаем с детьми. К примеру, в детских лагерях запустили проект «День МЧС». Детям наглядно показываем, как на практике происходит тушение пожара, учим, как вести себя на воде в экстремальной ситуации, как оказывать первую медпомощь. Ребята, когда вживую все это увидят, когда сами попробуют сделать искусственное дыхание, когда при лабораторных опытах поймут, что пламя действительно появляется из-за малейшей искры, - урок такой «комбинированной безопасности» на всю жизнь запомнят. Мы так соратников нашего дела воспитываем, и эта работа у нас в числе приоритетных.
Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
Михаил Владимирович Лихачев, начальник ГУ МЧС России по Кировской области.
Дата и место рождения: 4 сентября 1963 г. в р/п Дергачи Саратовской области.
Образование: Черкасское пожарно-техническое училище МВД СССР, высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР, Академия
Государственной противопожарной службы МВД России.
Служба: начинал в 1983 г. начальником караула, затем инженером отделения госпожнадзора в Саратовской области. С 1992 г работал замначальника части, затем замначальника и начальником отдела госпожнадзора в Саратовской области.
2003 –2005 гг. - замминистра - начальник управления государственного пожарного надзора МЧС Саратовской области;
2005 – 2010 гг. – замначальника УГПН ГУ МЧС России по Саратовской области;
2010 - 2013 гг. - первый замначальника ГУ МЧС России по Саратовской области.
С 04.10.2013 года - начальник Главного управления МЧС России по Кировской области.
Руководил ликвидацией последствий ряда ЧС, в том числе при крушении железнодорожного состава в феврале 2014 года у ст. Поздино Кировской области. Награжден 17 ведомственными наградами.
Семья: женат.
Вопросы от читателей:
Оксана Венедиктова, член ОПКО:
Насколько эффективен общественный контроль в вашей системе?
- Киров – не очень большой город. Ответственных бизнесменов, как и недобросовестных, здесь знают в лицо. И в таких городах, где все друг друга знают, на мой взгляд, общественное регулирование эффективно. Мы очень активно взаимодействуем с Вятской торгово-промышленной палатой. Это общественный орган и может создать условия для контроля со стороны общественности. Самый простой пример – выпустить буклет, в котором показать: этот предприниматель работает добросовестно, а этот зарекомендовал себя не с лучшей стороны (сейчас даже на законодательном уровне применяется термин «недобросовестный» поставщик или исполнитель услуги). Это будет контроль общественного формата, который не является догмой или инструкцией к действию, тем не менее гражданин почитает и сможет определить для себя, с какой компанией можно работать, а с какой не стоит. Общественный контроль, на мой взгляд, более эффективен, не предвзят, не ангажирован и актуален.
Михаил Чудиновских, индивидуальный предприниматель:
В России создаётся аэромобильная группировка для реагирования на крупномасштабные ЧС. В Кирове такая есть?
- Есть, у нас она создана на базе специализированной пожарно-спасательной части. Это 120 специально обученных спасателей. Они готовы в любой момент выдвинуться в любую точку нашей страны и даже за рубеж и принять участие в спасательной операции. Мы решили развить тему и пойти дальше. В 2014 году сотрудники кировской специализированно пожарно-спасательной части впервые вышли на старт соревнований по экстремальному туризму «Вятский лось». Там, в условиях природной среды, были смоделированы различные ситуации, при этом задания участники заранее не знали (были сплав по замерзающей реке – соревнования проходят в ноябре, наведение переправ, поиск людей, оказание первой помощи, их эвакуация). Без сна и без отдыха больше двух суток. Нас предупредили: «Ваши спасатели даже до финиша не доберутся». А наши не только до финиша добрались, но и второе место заняли. Сейчас мы вышли с инициативой, чтобы такие соревнования проводить для всех российский спасателей. На эту мысль нас натолкнули поиски братьев Кулаковых в Опаринском районе. Тогда возникали ситуации, когда приходилось разыскивать людей, которые сами приехали на поиски детей.
От автора:
После интервью в редакцию я пришла с подарком. Михаил Лихачев подарил мне книгу «За дымкой Вятского края», о которой упоминал в разговоре. Неординарная, познавательная, красочная. В этот же день вечером, мы ее детально рассматривали с младшим сыном. Пятилетний ребенок слушал рассказы о подвигах героев, о том, как спасали от огня в давние времена, рассматривал иллюстрации. На ночь сын мне шепнул: «Мамочка, а ты знаешь, кем я хочу стать? Пожарным! Хочу людей спасать...».