Олег Бармин
29.04.2018 12:19:00
2637
0
Бизнес-стендап
Взлететь, обжечься, упасть, снова подняться, а потом с легкостью и юмором об этом говорить. Таков Олег Бармин, ставший самым молодым миллиардером в Архангельске и обанкротившийся там же. А потом уже в Москве доказавший, что можно начать сначала. В нашем городе на прошлой неделе он делился своим опытом с начинающими бизнесменами в рамках программы «Ты — предприниматель».
- Вы в Кирове в первый раз?
- Нет, уже третий или четвертый. Один раз я был в каком-то мохнатом году на каком-то там огурце (речь о празднике «Истобенский огурец», на который экс-губернатор региона Никита Белых приглашал известных блогеров - «БН»). Потом был еще на форуме миллионеров.
- Какое у вас сложилось впечатление о нашем городе?
- Я всегда сужу о городе по людям. В целом мне без разницы, как он выглядит. Но если здесь есть интересные люди, которые правильно встречают (это не значит, что мне нужен трон), с которыми можно выпить бокал вина или вкусный кофе и поговорить.... В этом городе есть и кофе, и вино, и люди прекрасные. Поэтому я сюда приехал. Если бы у меня было иное ощущение, меня бы здесь, наверное, не было. Еще на предыдущих мероприятиях я познакомился с несколькими вашими предпринимателями. У вас есть, например, Костя-звездочет (так он значится у меня в контактах — сам предложил), который придумывает какие-то игрушки для детей. Он приезжает иногда ко мне в гости, мы общаемся.
- Как начинался ваш бизнес и как вы пришли к тому, что стали самым молодым миллиардером в Архангельске?
- Мне 37 лет, в 15 лет я начал заниматься бизнесом. Сначала это была автомойка, потом шиномонтажка, дальше коптильня. Постепенно появился автомобильный бизнес, который вырос до большого объема с выручкой в 100 млн долларов в год. Мы продавали в Архангельске около 400-450 машин в месяц, 70-80 - в Калининграде, а еще в Нарьян-Маре реализовывали снегоходы и квадроциклы. Половина рынка была наша. При холдинге были автосалон, кафе, глянцевый журнал, клининговая компания.
Потом наступил кризис, и мы начали банкротиться. Потери составили 3,5 млн долларов. Это произошло по двум причинам: из-за кризиса и потому что я дурак. Но есть такой статистический факт, что в среднем американский миллиардер за свою жизнь банкротится семь раз. Это не то что бы неизбежно, но относиться к этому надо проще. Когда банкротился я, не пострадал ни один наш клиент и ни один сотрудник. У нас не было судов. Страшно, когда кто-то приносит деньги, но не получает в итоге ни деньги, ни машину. Мы этого избежали.
- Как?
- Просто вовремя поняли, что у нас образовалась огромная дыра и сказали «стоп»: закрываемся, банкротимся, отдаем все людям. Я взял себе только 150 тысяч рублей, чтобы хотя бы полгода мне было на что жить.
- А о каких уголовных делах пишут СМИ вашего города?
- Банкиры паниковали из-за того, что мы не вернули часть кредитных средств, потому что частично мы что-то проели, частично потеряли из-за подешевевших активов. Но деньги из компании не выводились. Ну разве что кто-то из сотрудников украл колесо или лампу. Однако в случае банкротства больших компаний контролирующие органы всегда подозревают преступление, поэтому нас начали проверять традиционными российскими методами. Было возбуждено три дела, но все они в итоге закрыты за отсутствием состава преступления. А у нас в стране это бывает крайне редко.
- Потом вы перебрались в Москву?
- Да, и сразу завел блог, чтобы описать всю эту ситуацию. Потом открыл цветочный бизнес, медовый бизнес, а позже стал наемником в компании Rambler&Co - меня читал ее генеральный директор и ему нравилось. После этого я работал 3,5 года в «Билайне». А недавно открыл компанию, которая занимается производством видео для социальных сетей. Сейчас у меня чуть меньше 20 млн подписчиков.
- Что за видео?
- Мы делаем 40 роликов в день на разные темы. Есть видео для бизнесменов: про то, как изготавливают обувь, носки, сыр и т.д., как им пришла идея в голову, как все начиналось. Есть «попса», например, рассказ про то, как построили самый большой лайнер в мире. Есть женский канал: топ-5 губных помад и другие.
- А в чем заключается медовый бизнес?
- Это бренд «ЛипкоСладко». У нас 200 позиций, мы сами делаем мед, смешиваем его с малиной, черникой, орешками, отливаем свечи. Продажи идут на 40 млн рублей в год. По разным оценкам, наша пасека входит в топ-100 в России по своим объемам.
- Тяжело конкурировать в этой сфере с другими компаниями?
- Проблема не в этом. Мы могли бы продавать меда гораздо больше, но так как я уже обжигался на кредитах, то не рискую больше расширяться слишком резко. Мы прирастаем только за счет собственных средств.
- То есть вы совсем не берете кредитов?
- У нас был с партнером 1 млн рублей на двоих. Но я понимаю, что даже когда все плохо, один миллион всегда можно отдать. Все остальное — только за счет прибыли. Наверное, это не совсем правильно, потому что развиваться надо. Можно было бы выйти на крупные торговые сети, но для этого тоже нужно иметь большие объемы производства, а значит, надо расширять пасеку. Улей под ключ в среднем стоит 15 тысяч рублей, соответственно, 100 ульев — 1,5 млн рублей. То есть, нужны серьезные вложения. А мы растем не быстро: в прошлом году у нас было 1000 ульев, а в этом — 1300. Такова моя позиция, и меня устраивает существующий уровень роста бизнеса.
- Как появился ваш цветочный бизнес?
- Идея была такой: я понимал, что могу занять 2-3 млн рублей у друзей. В Москве на эти деньги можно открыть маленькую кафешку, какую-нибудь «шаурмячную» или магазин цветов, например. Я обнаружил, что цветами в столице занимаются по-колхозному: 8 лет назад это были страшные палатки со страшными сотрудниками и страшными цветами. Сейчас же в каждом городе появились профессиональные флористы, которые через соцсети продвигают свою продукцию. Это радует. У меня один магазин. Была мечта построить сеть, но я понял, что если на простых красных розах это сделать можно, то на крутых букетах со сложными компонентами — нет. У нас еще нет для этого подходящей культуры. Я понял, что если вкладываться в мед, то я буду получать 10 рублей, а если в цветы — только рубль. Поэтому цветочный бизнес у меня локальный. Денег мы заработали, людей научили. Так, после меня в Москве открылось около 50 подобных салонов.
- Как часто вы ездите в другие города и рассказываете людям о своем опыте?
- 1-2 раза в месяц. В этом году я был в Новосибирске, Перми, Самаре. На самом деле я думаю, что все мастер-классы и обучение — это такая фигня. Моя лекция — это стендап, как в камеди-шоу, но про бизнес. Он смешной и вдохновляет. У вас болото, но я из такого же болота, как у вас, и рассказываю, как там можно жить интересно, как открыть бизнес, какую рекламу замутить. А еще объясняю, как подняться, если вы рухнули. И показываю, что это не так сложно, как кажется. Что вы отвечаете на вопрос: «Где взять деньги?» — Немножко подкопить, найти партнера.
- То есть вы считаете, что партнеры нужны, даже несмотря на то, что вас многие подводили?
- Да, нужны. Времена бывают разные. Можно, конечно и в одиночку открыть бизнес. Накопить 500-700 тысяч за пару лет, если постараться, не сложно. Взять в кредит 200-300 тысяч рублей — это не так уж и много. А на 1 млн рублей можно много что открыть. Но иногда нужен кто-то еще. В меде, например, у меня без партнера не было бы бизнеса, потому что я не люблю пчел. А он живет на этой пасеке, в лицо всех их знает, малину садит, за деревьями ухаживает. Я же туда приезжаю два раза в год, чтобы отдохнуть. В бизнесе на видео у меня тоже есть партнер, и у нас с ним распределены роли. Когда вас двое и вы разные, вы не даете друг другу «убежать». Почему меня «унесло» с автосалоном? Были партнеры, которые мне никогда не перечили. А у самого ума не было: горячий молодой парень, амбиции. Вы часто говорите о том, что не надо жить в северных городах - «холодильниках», что у них нет будущего.
- Почему?
- Да, после того, как я в Архангельске дал интервью и сказал об этом, там случился скандал, на меня все обиделись, спрашивали, почему я так нелестно отзываюсь о своей малой родине. Но правда в том, что когда я прихожу на кладбище, то вижу, что средний возраст мужчин, которые там лежат — 50 лет. Меня это удручает. В свои 60 лет я бы хотел не там лежать, а еще, простите, сексом заниматься. В Советском Союзе нам говорили, что мы должны осваивать территории и жить в том числе в Архангельске. Это странно. Я считаю, что население в моем городе должно составлять не 1,4 млн человек, а всего тысяч сто. Люди занимались бы лесозаготовкой, добычей алмазов. Все. Большего количества населения там не нужно.
Если у тебя есть возможность уехать в Калининград, или в Сочи, или в Крым, туда, где тепло, где в декабре +15, поезжай. Даже в Москве депрессия, и все серое. А на море приехал - и депрессии нет. Да, у меня есть друзья, которые говорят: «Я люблю этот город, я хочу тут жить». Живите, но имейте в виду, что ваше здоровье от этого лучше не станет.
- А в чем причины такой привязанности к нашим городам? Таков наш менталитет?
- Люди не хотят ничего менять, это же страшно для них. И я их отчасти понимаю. Когда я приехал в Москву, мне в квартире надо было трубу заменить. Что делать, куда бежать? В Архангельске, к примеру, есть дядя Вася, который занимается этим 20 лет — все его знают и понимают, что он всегда поможет. А где-то там непонятный город, незнакомые люди, работу надо искать. Тут же худо-бедно, но все свое.
- Вопрос о глобальном. Какие-то изменения в экономике страны в целом вы видите?
- Я часто бываю за границей. И на мой взгляд, экономические ограничения ужасны. Чем больше санкций и препонов, тем хуже для экономики. Но, с другой стороны, мне приятно, что многие мои сограждане начали заниматься сыром, например. Раньше приезжаешь в Калининград или Адыгею, а там ни одного поля не засеяно. Сейчас же свободного клочка земли не найти. Поэтому тема импортозамещения работает, и это реально приятно. Что касается экономики в целом, то 1,5-2% роста в условиях оказываемого на нас давления — это неплохой результат. Может быть, могло быть и еще хуже, а может, лучше.
Посмотрите на то, как наши города развиваются: Казань суперская, Краснодар растет, Самара строится, Ростов подтягивается, Калининград просто прекрасен — там недавно построили новый аэропорт. Еще 8 лет назад, когда я выезжал из России в Европу, между нашими городами ощущалась космическая разница. Но недавно я был в Лондоне, Стокгольме и понял, что все изменилось. Условия жизни, сервис — все в России стало на порядок лучше.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Досье:
Олег Сергеевич Бармин, предприниматель, маркетолог, специалист по соцмедиа.
Дата и место рождения: 30 сентября 1980 год, город Северодвинск.
Образование: высшее (экономика и управление в машиностроении)
Карьера: с 17 до 20 лет — маленькие виды бизнеса (шиномонтаж и автомойка), с 20 до 28 лет — автомобильный бизнес, с 29 лет — цветочный и медовый бизнес.
От автора:
- Олег Бармин, кажется, не боится выходить за рамки общепринятых стандартов: говорит, что хочет. Делает, что хочет. Рискует, ошибается и не стесняется признаться в своих неудачах. Человек с абсолютно не российской ментальностью, невероятно открытый и простой. Я уверена, что страна будет меняться, когда таких людей станет больше.