Олег Бармин

29.04.2018 12:19:00 2637 0

Бизнес-стендап

Взлететь, обжечься, упасть, снова подняться, а потом с легкостью и юмором об этом говорить. Таков Олег Бармин, ставший самым молодым миллиардером в Архангельске и обанкротившийся там же. А потом уже в Москве доказавший, что можно начать сначала. В нашем городе на прошлой неделе он делился своим опытом с начинающими бизнесменами в рамках программы «Ты — предприниматель».
 
- Вы в Кирове в первый раз?
- Нет, уже третий или четвертый. Один раз я был в каком-то мохнатом году на каком-то там огурце (речь о празднике «Истобенский огурец», на который экс-губернатор региона Никита Белых приглашал известных блогеров - «БН»). Потом был еще на форуме миллионеров.
 
- Какое у вас сложилось впечатление о нашем городе?
- Я всегда сужу о городе по людям. В целом мне без разницы, как он выглядит. Но если здесь есть интересные люди, которые правильно встречают (это не значит, что мне нужен трон), с которыми можно выпить бокал вина или вкусный кофе и поговорить.... В этом городе есть и кофе, и вино, и люди прекрасные. Поэтому я сюда приехал. Если бы у меня было иное ощущение, меня бы здесь, наверное, не было. Еще на предыдущих мероприятиях я познакомился с несколькими вашими предпринимателями. У вас есть, например, Костя-звездочет (так он значится у меня в контактах — сам предложил), который придумывает какие-то игрушки для детей. Он приезжает иногда ко мне в гости, мы общаемся.
 
- Как начинался ваш бизнес и как вы пришли к тому, что стали самым молодым миллиардером в Архангельске?
- Мне 37 лет, в 15 лет я начал заниматься бизнесом. Сначала это была автомойка, потом шиномонтажка, дальше коптильня. Постепенно появился автомобильный бизнес, который вырос до большого объема с выручкой в 100 млн долларов в год. Мы продавали в Архангельске около 400-450 машин в месяц, 70-80 - в Калининграде, а еще в Нарьян-Маре реализовывали снегоходы и квадроциклы. Половина рынка была наша. При холдинге были автосалон, кафе, глянцевый журнал, клининговая компания.
 
Потом наступил кризис, и мы начали банкротиться. Потери составили 3,5 млн долларов. Это произошло по двум причинам: из-за кризиса и потому что я дурак. Но есть такой статистический факт, что в среднем американский миллиардер за свою жизнь банкротится семь раз. Это не то что бы неизбежно, но относиться к этому надо проще. Когда банкротился я, не пострадал ни один наш клиент и ни один сотрудник. У нас не было судов. Страшно, когда кто-то приносит деньги, но не получает в итоге ни деньги, ни машину. Мы этого избежали.
 
- Как?
- Просто вовремя поняли, что у нас образовалась огромная дыра и сказали «стоп»: закрываемся, банкротимся, отдаем все людям. Я взял себе только 150 тысяч рублей, чтобы хотя бы полгода мне было на что жить.
 
- А о каких уголовных делах пишут СМИ вашего города?
- Банкиры паниковали из-за того, что мы не вернули часть кредитных средств, потому что частично мы что-то проели, частично потеряли из-за подешевевших активов. Но деньги из компании не выводились. Ну разве что кто-то из сотрудников украл колесо или лампу. Однако в случае банкротства больших компаний контролирующие органы всегда подозревают преступление, поэтому нас начали проверять традиционными российскими методами. Было возбуждено три дела, но все они в итоге закрыты за отсутствием состава преступления. А у нас в стране это бывает крайне редко.
 
- Потом вы перебрались в Москву?
- Да, и сразу завел блог, чтобы описать всю эту ситуацию. Потом открыл цветочный бизнес, медовый бизнес, а позже стал наемником в компании Rambler&Co - меня читал ее генеральный директор и ему нравилось. После этого я работал 3,5 года в «Билайне». А недавно открыл компанию, которая занимается производством видео для социальных сетей. Сейчас у меня чуть меньше 20 млн подписчиков.
 
- Что за видео?
- Мы делаем 40 роликов в день на разные темы. Есть видео для бизнесменов: про то, как изготавливают обувь, носки, сыр и т.д., как им пришла идея в голову, как все начиналось. Есть «попса», например, рассказ про то, как построили самый большой лайнер в мире. Есть женский канал: топ-5 губных помад и другие.
 
- А в чем заключается медовый бизнес?
- Это бренд «ЛипкоСладко». У нас 200 позиций, мы сами делаем мед, смешиваем его с малиной, черникой, орешками, отливаем свечи. Продажи идут на 40 млн рублей в год. По разным оценкам, наша пасека входит в топ-100 в России по своим объемам.
 
- Тяжело конкурировать в этой сфере с другими компаниями?
- Проблема не в этом. Мы могли бы продавать меда гораздо больше, но так как я уже обжигался на кредитах, то не рискую больше расширяться слишком резко. Мы прирастаем только за счет собственных средств.
 
- То есть вы совсем не берете кредитов?
- У нас был с партнером 1 млн рублей на двоих. Но я понимаю, что даже когда все плохо, один миллион всегда можно отдать. Все остальное — только за счет прибыли. Наверное, это не совсем правильно, потому что развиваться надо. Можно было бы выйти на крупные торговые сети, но для этого тоже нужно иметь большие объемы производства, а значит, надо расширять пасеку. Улей под ключ в среднем стоит 15 тысяч рублей, соответственно, 100 ульев — 1,5 млн рублей. То есть, нужны серьезные вложения. А мы растем не быстро: в прошлом году у нас было 1000 ульев, а в этом — 1300. Такова моя позиция, и меня устраивает существующий уровень роста бизнеса.
 
- Как появился ваш цветочный бизнес?
- Идея была такой: я понимал, что могу занять 2-3 млн рублей у друзей. В Москве на эти деньги можно открыть маленькую кафешку, какую-нибудь «шаурмячную» или магазин цветов, например. Я обнаружил, что цветами в столице занимаются по-колхозному: 8 лет назад это были страшные палатки со страшными сотрудниками и страшными цветами. Сейчас же в каждом городе появились профессиональные флористы, которые через соцсети продвигают свою продукцию. Это радует. У меня один магазин. Была мечта построить сеть, но я понял, что если на простых красных розах это сделать можно, то на крутых букетах со сложными компонентами — нет. У нас еще нет для этого подходящей культуры. Я понял, что если вкладываться в мед, то я буду получать 10 рублей, а если в цветы — только рубль. Поэтому цветочный бизнес у меня локальный. Денег мы заработали, людей научили. Так, после меня в Москве открылось около 50 подобных салонов.
 
- Как часто вы ездите в другие города и рассказываете людям о своем опыте?
- 1-2 раза в месяц. В этом году я был в Новосибирске, Перми, Самаре. На самом деле я думаю, что все мастер-классы и обучение — это такая фигня. Моя лекция — это стендап, как в камеди-шоу, но про бизнес. Он смешной и вдохновляет. У вас болото, но я из такого же болота, как у вас, и рассказываю, как там можно жить интересно, как открыть бизнес, какую рекламу замутить. А еще объясняю, как подняться, если вы рухнули. И показываю, что это не так сложно, как кажется. Что вы отвечаете на вопрос: «Где взять деньги?» — Немножко подкопить, найти партнера.
 
- То есть вы считаете, что партнеры нужны, даже несмотря на то, что вас многие подводили?
- Да, нужны. Времена бывают разные. Можно, конечно и в одиночку открыть бизнес. Накопить 500-700 тысяч за пару лет, если постараться, не сложно. Взять в кредит 200-300 тысяч рублей — это не так уж и много. А на 1 млн рублей можно много что открыть. Но иногда нужен кто-то еще. В меде, например, у меня без партнера не было бы бизнеса, потому что я не люблю пчел. А он живет на этой пасеке, в лицо всех их знает, малину садит, за деревьями ухаживает. Я же туда приезжаю два раза в год, чтобы отдохнуть. В бизнесе на видео у меня тоже есть партнер, и у нас с ним распределены роли. Когда вас двое и вы разные, вы не даете друг другу «убежать». Почему меня «унесло» с автосалоном? Были партнеры, которые мне никогда не перечили. А у самого ума не было: горячий молодой парень, амбиции. Вы часто говорите о том, что не надо жить в северных городах - «холодильниках», что у них нет будущего.
 
- Почему?
- Да, после того, как я в Архангельске дал интервью и сказал об этом, там случился скандал, на меня все обиделись, спрашивали, почему я так нелестно отзываюсь о своей малой родине. Но правда в том, что когда я прихожу на кладбище, то вижу, что средний возраст мужчин, которые там лежат — 50 лет. Меня это удручает. В свои 60 лет я бы хотел не там лежать, а еще, простите, сексом заниматься. В Советском Союзе нам говорили, что мы должны осваивать территории и жить в том числе в Архангельске. Это странно. Я считаю, что население в моем городе должно составлять не 1,4 млн человек, а всего тысяч сто. Люди занимались бы лесозаготовкой, добычей алмазов. Все. Большего количества населения там не нужно.
 
Если у тебя есть возможность уехать в Калининград, или в Сочи, или в Крым, туда, где тепло, где в декабре +15, поезжай. Даже в Москве депрессия, и все серое. А на море приехал - и депрессии нет. Да, у меня есть друзья, которые говорят: «Я люблю этот город, я хочу тут жить». Живите, но имейте в виду, что ваше здоровье от этого лучше не станет.
 
- А в чем причины такой привязанности к нашим городам? Таков наш менталитет?
- Люди не хотят ничего менять, это же страшно для них. И я их отчасти понимаю. Когда я приехал в Москву, мне в квартире надо было трубу заменить. Что делать, куда бежать? В Архангельске, к примеру, есть дядя Вася, который занимается этим 20 лет — все его знают и понимают, что он всегда поможет. А где-то там непонятный город, незнакомые люди, работу надо искать. Тут же худо-бедно, но все свое.
 
- Вопрос о глобальном. Какие-то изменения в экономике страны в целом вы видите?
- Я часто бываю за границей. И на мой взгляд, экономические ограничения ужасны. Чем больше санкций и препонов, тем хуже для экономики. Но, с другой стороны, мне приятно, что многие мои сограждане начали заниматься сыром, например. Раньше приезжаешь в Калининград или Адыгею, а там ни одного поля не засеяно. Сейчас же свободного клочка земли не найти. Поэтому тема импортозамещения работает, и это реально приятно. Что касается экономики в целом, то 1,5-2% роста в условиях оказываемого на нас давления — это неплохой результат. Может быть, могло быть и еще хуже, а может, лучше.
Посмотрите на то, как наши города развиваются: Казань суперская, Краснодар растет, Самара строится, Ростов подтягивается, Калининград просто прекрасен — там недавно построили новый аэропорт. Еще 8 лет назад, когда я выезжал из России в Европу, между нашими городами ощущалась космическая разница. Но недавно я был в Лондоне, Стокгольме и понял, что все изменилось. Условия жизни, сервис — все в России стало на порядок лучше.
 
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
 
Досье:
Олег Сергеевич Бармин, предприниматель, маркетолог, специалист по соцмедиа.
Дата и место рождения: 30 сентября 1980 год, город Северодвинск.
Образование: высшее (экономика и управление в машиностроении)
Карьера: с 17 до 20 лет — маленькие виды бизнеса (шиномонтаж и автомойка), с 20 до 28 лет — автомобильный бизнес, с 29 лет — цветочный и медовый бизнес.
 
От автора:
- Олег Бармин, кажется, не боится выходить за рамки общепринятых стандартов: говорит, что хочет. Делает, что хочет. Рискует, ошибается и не стесняется признаться в своих неудачах. Человек с абсолютно не российской ментальностью, невероятно открытый и простой. Я уверена, что страна будет меняться, когда таких людей станет больше.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений