Ольга Верхотурова
О том, как сегодня развивается туристическая отрасль, «Бизнес Новости» поговорили с Ольгой Верхотуровой, директором одного из самых крупных кировских агентств - «Вятки-тур».
- Ольга Анатольевна, вашей компании уже более 20 лет. Расскажите о том, как вы ее создавали.
- Идея появилась в середине 90-х годов: тогда организовывалось много новых фирм, начали говорить о туризме, в том числе выездном. Это было заманчиво и интересно. Мы объявили конкурс, наняли специалистов. А в 2000 году стали обучаться сами. Дочь после окончания инфака стажировалась в Германии и Америке в крупных туристических компаниях. Этот опыт применяли в своей работе. Когда мы открывались в Кирове работало всего 7 туристических фирм, поэтому конкурентов практически не было.
- До каких масштабов вы доросли сейчас?
— Сейчас у нас четыре офиса, в которых работает 15 человек. Мы позиционируем себя как одно из крупнейших туристических агентств города. По каким направлениям вы работаете? Сейчас в принципе сложно найти направления, по которым не работала бы турфирма. Что касается нашей компании, мы работаем с ориентацией на отдых и путешествия по России. Больше 50% путевок продаем на наш юг, являемся туроператором по России и сами организуем туры - как на отдых, так и познавательные, экскурсионные. Прежде всего это Сочи, Анапа, Геленджик, курорты Крыма. Для групп по заявкам: экскурсии по Кирову и городам области, в соседние регионы: Татарстан, Марий Эл, «Золотое кольцо» и т. д. И конечно же, зарубежные туры.
- За последнее время что-то изменилось в развитии внутреннего туризма в России? Туристов стало больше?
- В целом по России люди стали больше путешествовать, узнавать другие регионы . Что касается нашей области, я бы не сказала, что у нас большой приток туристов. Этим вопросом надо специально заниматься, развивать инфраструктуру, представлять регион на туристических выставках. Мы много раз были на правительственных совещаниях, но они в большинстве случаев заканчивались только разговорами. Конечно, у нас появляется больше новых туристических объектов, например, недавно был открыт «Юркин парк». Но что есть у нас еще? «Истобенский огурец», «Вятский лапоть».... Это не так интересно для широкого круга людей. Они не поедут ради этих мероприятий в наш регион. Да, многие приезжают на Великорецкий крестный ход. Но это не совсем туризм.
- А Рябово, например, пользуется спросом? В него столько средств было вложено.
— Да, о нем спрашивают, но я бы не сказала, что мы организуем туда много туров. Мне эта тема близка, потому что я несколько лет работала в Художественном музее. Но массового спроса на Рябово, к сожалению, нет. Нужно развивать не отдельные проекты, а в целом интерес к региону. Я, например, не помню, чтобы мы когда-то участвовали в крупных выставках в Москве. А они проходят два раза в год, и туда приезжают представители многих регионов. Как-то к нам обратились из нашего Центра развития туризма, спросили, успеем ли мы за три дня подготовить материалы для какой-то выставки. Мы отказались. Какие три дня? Выставка — это серьезное мероприятие, к которому нужно готовиться заблаговременно.
- Как-то сказался на развитии внутреннего туризма состоявшийся этим летом в России чемпионат мира по футболу?
— Конечно, в больших городах все было красиво, празднично, создавалось определенное настроение. Это в любом случае очень полезное мероприятие для имиджа нашей страны. Люди много узнали о городах, в которых раньше никогда не бывали и в которые вряд ли бы специально поехали. Думаю, в будущем это скажется на развитии туризма в стране в целом. Но Киров пока от этого не выиграл? — К нам обращались за билетами, за помощью, но не было того, чтобы можно было назвать туристическим бумом. Зато когда у нас шли суды по Навальному, мне звонили разные федеральные издания и всерьез интересовались тем, возможно ли развитие в Кировской области судебного туризма. Также спрашивали, стало ли больше туристов в связи с этим. Я, конечно, сказала, что это ерунда.
- Количество турагентств в городе за последнее время заметно сократилось?
— Думаю, это очевидно. Вы лично много видите вывесок турфирм, когда ездите по городу? Меньше, чем раньше.
- Кризис так повлиял?
— Несколько лет назад, еще до кризиса 2015 года, турфирм в Кирове было около 220, а сейчас их, на мой взгляд, чуть больше 100. Но чаще всего речь идет о маленьких компаниях: один стол, один сотрудник, один директор. Многие даже и офиса не открывали, работая прямо у себя дома. Но при этом были зарегистрированы и считались фирмой. Почему они закрываются? Многие думают, что организовать турагентство очень легко. Но на самом деле это требует немалых вложений и усилий. Нужен как минимум хороший сайт, обученные сотрудники, договоренности с хорошо зарекомендовавшими себя на рынке операторами. Кроме того, турбизнес- один из малоприбыльных.
- Поэтому многие не справляются и закрываются? А некоторые заканчивают и уголовными делами. Буквально на днях руководителю одной из фирм вынесли приговор — она сядет в тюрьму.
— Это мне совершенно непонятно. Как вообще этот человек работал в сфере туризма? Где она клиентов-то искала? И собирала не по одному человеку, а группы людей. Значит, предлагались дешевые цены. Низкая цена в туризме должна насторожить, а не обрадовать. Не может у операторов быть большой разницы в стоимости туров. И все прекрасно знают, чем заканчиваются истории с компаниями, которые сильно демпингуют на рынке. За последние несколько лет обанкротилось немало туроператорских компаний, последняя история связана с «Натали Турс».
- Основная проблема туроператоров заключается в том, что они начинают сильно снижать цены?
— Да, а это сложный и серьезный бизнес, связанный с работой авиакомпаний, блоками мест в отелях. Что касается, например, «Натали турс», то ее суды с «Трансаэро» начались еще два года назад. Сформировалась большая задолженность, и они разбирались, кто кому должен. Мы тогда сразу перестали работать с «Натали турс». И даже если к нам приходили клиенты и просили туры от этой компании, мы им все объясняли и отказывали. Я считаю, что профессионализм агентства как раз в том и состоит, чтобы предвидеть подобные проблемы у операторов.
- Как вы их определяете?
— Профессионализм приходит с опытом. Мы отслеживаем проблемы с заселением, с персоналом вылета. Если они повторяются регулярно, мы прекращаем работать с таким оператором.
- Сколько сейчас на рынке надежных туроператоров?
— Так сложно ответить. И обанкротившиеся недавно компании были когда-то надежными. На рынке все стремительно меняется. Обычно мы работаем с туроператорами, которые на сегодняшний день стабильны.
- Сегодня изменилась структура предложений на туристическом рынке: не стало горящих путевок, скидок, цены поднялись...
— Действительно, сейчас изменилась концепция бронирования. Самые выгодные предложения приобретаются заранее, актуальна акция «Раннее бронирование».
- Может ли случиться так, что с развитием интернета турагентства перестанут быть востребованы? Сегодня практически любой человек может купить тур напрямую у оператора.
— Я уверена в том, что всегда будет существовать категория людей, которая не желает перекладывать ответственность за свой отдых на свои плечи. Многим очень важно живое общение с человеком, который что-то знает о туре, стране, операторе. Кроме того, агентство должно помогать решать проблемы, которые могут возникнуть у туриста. Недавно был случай — женщина с двумя детьми поехала в Турцию, купив путевку в хороший отель. По приезде она прислала нам фото номера, в который ее поселили: хуже двух звезд, и с плесенью. Информации о таких номерах ни на сайте, ни в каталоге не было. Ей сказали, что номерной фонд переполнен, а телефон гида не дали. Когда она сообщила нам о проблеме, мы срочно связались с туроператором, и на следующий день ее переселили в тот номер, за который она заплатила. Сама бы она, без поддержки агентства, вряд ли что-то смогла решить на месте. Во всех развитых странах до сих пор жив рынок туристических агентств, потому что его услуги востребованы.
- По данным Кировстата, в прошлом году кировчане в качестве направлений для отдыха в основном выбирали Турцию, Тунис и Таиланд. В 2018-м их предпочтения изменились, на ваш взгляд?
- Наш регион достаточно бедный, поэтому туристы выбирают, в основном, бюджетные направления. Но в целом в последнее время туристов стало больше. Насколько? Можете привести данные за последние год-два-три? — По сравнению с 2015 годом в 2016-м был небольшой спад примерно в 7%. В 2017 году рост составил более 20%. В этом году думаю будет также.
- А популярность Крыма возросла?
- Конечно, люди стали больше им интересоваться. Спрос увеличился благодаря телевизионной рекламе и открытию Крымского моста.
- Насколько, на ваш взгляд, обосновано введение курортного сбора?
— Я считаю, что это нужно для развития регионов. И не такие уж это большие суммы для туристов.
- На прошлой неделе на федеральном уровне сфера туризма была переведена из Минкульта в Минэкономразвития. Что это даст, на ваш взгляд?
- Лишь бы было во благо. Помнится, туризм уже был под началом Минэкономразвития, но почему-то сейчас умалчивают об этом. Поживем, увидим.
- В вашей отрасли что-то изменилось к лучшему за последнее время?
— Мы очень долго шли к тому, что было принято только недавно: ответственность за работу туроператора нельзя перекладывать на плечи агентств. Так, всем известно, что несколько лет назад многие агентства разорились вслед за операторами, когда с них стали требовать возврата денег за путевки. Некоторым пришлось выплатить и по несколько миллионов рублей. Почему-то многие считают, что раз мы берем деньги туристов, мы и должны отдать их обратно. Но мы же их сразу перечисляем туроператорам. Турагентство же должно отвечать только своей комиссией. И сейчас это так.
Также я приветствую введение онлайн-касс. Законопослушные фирмы должны процветать и было бы хорошо, чтобы им не мешали те, кто работает нелегально.
- Как вы видите будущее своей фирмы и отрасли в целом?
- Делать прогнозы — дело неблагодарное. И думаю, что даже эксперты с мировым именем не решились бы на это. Хочется верить в лучшее и в то, что на этом рынке останутся сильнейшие. И если все будет хорошо в экономике, то мы и дальше будем развиваться.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
Досье
Ольга Анатольевна Верхотурова, директор туристического агентства «Вятка-тур».
Дата рождения: 14 февраля.
Образование: Кировский государственный педагогический институт, филологический факультет.
Карьера: «Кировский областной художественный музей» - старший научный сотрудник, «Вятка тур» - директор.
Увлечения: путешествия, ландшафтный дизайн.
Любимая литература: классика, любимая книга - М. Булгаков «Собачье сердце».
Любимая музыка: легкая, популярная, любимый певец - Николай Носков.
Любимая кухня: русская. Пельмени, голубцы, торт «Наполеон».
Девиз: Жить сейчас!