Сергей Бабкин
Комиссар Путина
Политическая жизнь в Кировской области традиционно оживляется в преддверии выборов – теперь уже в Государственную думу. Новое время – новые лица. Размышлениями о ситуации в родном регионе, проведении праймериз и новых возможностях диалога общества и власти поделился буквально на днях назначенный руководителем общественной приемной Владимира Путина в Кировской области Сергей Бабкин.
Кто за кого решил
Сергей Леонидович, как прославленный генерал из Чечни попал к нам на Вятку?
- Странный вопрос. Мои корни отсюда, родители родом из Куменского района, детство прошло в Селезеневке, после школы поступил в Тюменское высшее инженерное командное училище инженерных войск, а уж потом военная судьба помотала меня по России. В Киров приезжаю каждый год, к родителям, теперь уже только к маме. И каждый раз замечаю, как город хорошеет, появляются новые дома, ремонтируются сады, школы, открываются новые производства. Конечно, все сверхблагополучно быть и не может, но в области, к примеру, дороги стали ремонтировать и даже строить – в родные места добраться вполне можно, поохотиться в наших богатейших лесах. Так что, по сути, я вернулся на родину.
Многие видят в вашем приезде продолжение «антикризисной политики» «Единой России» в регионе – не секрет, что оценки ситуации звучат от лица партфункционеров весьма нелестные. Так, Сергей Неверов впрямую окрестил Кировскую область «самым проблемным регионом». Вам легко далось это решение – приехать сюда работать в столь сложный для партии период?
- Решение приехать в Киров я принимал сам, как и все решения в своей жизни – вдумчиво и взвешенно. Меня никто не «направлял», согласитесь, трудно приказать генерал-лейтенанту... А если серьезно, я не согласен с оценками региона как «особо проблемного». Проблем везде хватает, и не бояться их увидеть, заявить о них – уже первый шаг к тому, чтобы эти проблемы начать решать. Оценки такие, возможно, основаны на не блестящих результатах прошедших выборов. Что ж, из всего надо извлекать уроки... А как – более слаженно или нет – работает теперь Законодательное собрание Кировской области, не мешает ли стремление некоторых оппозиционеров из ничего раздувать конфликт в ущерб законотворческой работе – судить жителям региона. И сам Киров, и область – далеко не самые худшие в России.
Бывать раз в год - это не часто. Теперь вам тут придется «поселиться». Общее впечатление о «проблемности» региона уже успели получить?
Впечатлений о регионе много, я уже успел немало с момента назначения «поколесить» по Кировской области, участвуя в праймериз «Единой России» и Народного фронта. Поверьте офицеру, я много повидал в этой жизни, мне довелось служить в довольно неспокойных регионах, поездить как военному человеку по всей России, и могу сказать, что нас, кировчан, миновали этнические конфликты, экстремизм, у нас довольно мирный регион. Не обижает Вятку и природа, ни тебе смерчей, ни наводнений – все спокойно, только живи да работай. Поэтому уверен: мы живем не хуже других, а те проблемы, которые есть, характерны для многих территорий России и вполне решаемы. Конечно, не за один день, некоторые нуждаются в серьезных системных решениях на уровне федерации. И если в общественную приемную В.В. Путина обращается порядка десяти человек ежедневно, значит, люди нуждаются в помощи, поддержке, уверены в том, что с их проблемой действительно помогут разобраться...
О приемной чуть позже предлагаю поговорить. Может, еще какие впечатления?..
Основные такие: заметная по сравнению с другими регионами политическая активность и в то же время не слишком радостная ситуация в реальной жизни населения. С точки зрения политики в области действительно довольно активны политические партии, общественные движения. Вопрос в другом – насколько это нужно простым жителям области, что им это дает? Есть у нас проблемы, характерные и для других регионов России – я говорю о качестве услуг в здравоохранении, состоянии областных дорог, ситуации в ЖКХ. Обо всем том, что вместе и создает необходимое людям качество жизни. С этим не все благополучно. И надо разобраться, сделать выводы, почему так происходит. В Кирове я пока осваиваюсь в новой должности, для меня очень серьезной и ответственной. И в ответ тем, кто решил, что меня тут послали «шашкой помахать», хочу сразу сказать – я не сторонник резких решений, я за сотрудничество и диалог на пользу дела.
О партнерах
Вам предстоит работать с Вячеславом Тимченко. Чего только не говорят об этом: и что он вас привез, и что вы уже много лет вместе, оба из Тюмени…
- Я знаком с Вячеславом Степановичем не так давно – впервые мы встретились здесь, в Кирове, куда и он, и я приехали знакомиться с новым полем деятельности. Оказалось, в одно и то же время оба проживали в Тюменской области, даже не зная друг друга – я там служил, он работал. А в Сибири слабаков не держат, там нужен крепкий характер. Думаю, сработаемся.
Самое главное, на что должна быть направлена наша работа – это развитие открытого диалога между властью и обществом. Уверен, если власть будет действительно слышать и понимать жителей региона, а население, в свою очередь, принимать активное участие в принятии важных решений – ситуация в жизни, в экономике, в решении насущных вопросов изменится к лучшему. Есть куда двигаться.
Это касается и работы приемной. Знакомлюсь с делами, видно, что работа проделана немалая. Но, как любой человек со свежим взглядом на ситуацию, думаю, смогу предложить что-то свое – то, что поможет сделать работу эффективнее. И тут снова речь об открытости власти, о готовности идти навстречу – задача объединить все политические силы, общественную инициативу, возможности власти с тем, чтобы в нашем регионе людям было комфортно жить, чтобы в Кировскую область, стремились приехать. Думаю, это возможно.
Удивительно, что мы с Тимченко до сих пор не были знакомы – так часто судьба могла нас свести. К примеру, я в Тюмени служил, а он там работал, правда, в разное время. Также я несколько лет служил в Ростове-на-Дону, а Тимченко родом из-под Ростова.
В разведку с ним пошли бы?
- Я, как говорят, старый солдат. Слова любви знаю, но прежде, чем сказать, хорошо подумаю. Чтобы узнать человека, нужно время. Разведка – дело серьезное. Для меня все это – не просто слова, такая позиция проверена боевым опытом.
Как вы считаете, какие цели преследовало федеральное руководство, перебросив вашего предшественника Игоря Игошина с Вятки во Владимир?
- Вопрос не по адресу, согласитесь. Во-первых, я уверен, что у федерального руководства были на это аргументированные причины, во-вторых, судить о человеке, которого даже не знаю, не берусь. Раз так случилось, значит, так надо. Моя задача – работать, отладить работу приемной в новых условиях, когда к деятельности партии «Единая Россия» подключился и Общероссийский народный фронт. А если кто сомневается, что Народный фронт – это уже политическая реальность, то может успокоиться – я, к примеру, не член «Единой России», я представитель именно Народного фронта от Всероссийской организации ветеранов Вооруженных сил.
Но в то же время вы будете руководить работой приемной лидера партии, неужели вы считаете ее действенным инструментом решения проблем населения?
- Я, возможно, повторюсь, но если каждый день до десяти человек приходят на прием со своими проблемами и чаяниями, значит, работа приемной нужна. Если это происходит не первый год, значит, люди своими обращениями подтверждают уверенность в эффективности нашей работы. Что важно, приемная – не «палочка-выручалочка», я точно как руководитель приемной не пойду латать прохудившуюся крышу или закатывать улицу до чьей-то деревни асфальтом. Кстати, как просто Сергей Бабкин, вполне могу, руки из нужного места растут, как жена говорит. Задача приемной – еще и глубоко анализировать проблемы, предлагая их оценить системно федеральному центру, напрямую, минуя долгие перипетии с различными ведомствами и структурами. Приемная – это как прямой телефон к лидеру партии, которая в нашей стране, как бы кому чего-то другого ни хотелось, отвечает за все. А раз отвечает, не боится этой ответственности – разгребать день за днем застаревшие проблемы, решать самые сложные вопросы – то, соответственно, получает и свою долю критики, а как же. Не критикуют только тех, кто ничего не делает. А мы в приемной тем более принимаем «удар на себя» - за всех нахамивших врачей, за всех не очень вежливых и расторопных чиновников, даже за жару летом и снег зимой.
А сами прием граждан будете проводить?
- Уже провожу. Считаю, важно почувствовать проблемы людей самому, понять причины, почему возникает та или иная проблема. Привлечь общественные организации к их решению, у нас много активных людей, людей думающих, неравнодушных.
Кадровыми перестановками в приемной Путина думаете заняться?
- Пока нет. Нет такой самоцели - кого-то обязательно поменять. Почему пока? Потому что в жизни бывает всякое, загадывать сложно, в приемной тоже люди работают, а не роботы.
Губернатор Никита Белых не провел ни одного приема в Общественной приемной Путина. Не пригласите его «наверстать упущенное»?
- Мы готовы работать со всеми. Чем больше возможностей появится у приемной, тем эффективнее будут решаться вопросы.
Партийные перетряски
Считается, что предвыборная политика «Единой России» в Кировской области будет строиться (по негласному указанию руководства партии) на критике губернатора и правительства области. Уже можете назвать какие-то принципиальные моменты, с чем вы не согласны? Будете что-то предлагать в противовес Белых и его команде?
- Давайте начнем с главного – никаких подобных установок я не получал. Строить работу на критике ради критики считаю неразумным. Если есть за что критиковать – поверьте, покритикуем вне зависимости «от чинов и званий», но есть хорошее выражение «Критикуя, предлагай». Я думаю, вот на таких взаимоотношениях будет строиться совместная, подчеркиваю, совместная работа. А то знаете, может получиться, как в известной поговорке: у кого чубы-то будут трещать? Мне вот тут приписывают в региональной прессе различные «силовые приемчики», но я уверен – если можно что-то решить миром, то так и надо работать. Сила в единстве мнений и действий, все остальное – суета. Да, будем изживать бюрократизм, продолжим «разворачивать» чиновничество к народу, но и общественность постараемся привлечь к решению каких-то вопросов.
Удалось ли пообщаться с представителями кировских элит? Получился ли диалог конструктивным? Есть ли вопросы к местной партийной верхушке?
- Интересное у вас разделение... Что ж, скажу – с элитами общался. С главной, на мой взгляд, элитой – людьми, населением. Много встречался в рамках праймериз с выборщиками – простыми учителями, врачами, рабочими. Я искреннее считаю: элита – это наши люди. Все остальное – от лукавого. Про «верхушку» - тоже отмечу, что мне привычнее название «ответственные люди». Собственно, такое впечатление они на меня и произвели. В остальном покажет общая работа. Со всем политсоветом – а это более 50 человек – познакомиться, конечно, пока не удалось. Все впереди.
«Единую Россию» сегодня критикуют все кому ни лень. Как результат – показатель на мартовских выборах в Заксобрание. Голосование было протестным. Люди устали от бренда или партию в регионе дискредитировали люди, ее представляющие?
- Причин может быть много, надеюсь, все они проанализированы. И по другим регионам тоже. А по поводу критики добавлю, что «Единую Россию» критиковать легко, потому что она на виду. Едешь по дороге – вопросы к «Единой России». Идешь в больницу – тоже. Другим партиям проще – они пытаются играть на настроениях людей, а не менять что-то к лучшему, на мой взгляд. Это знаете, как в анекдоте: «Опять ты борщ пересолила! – Ну так и не буду варить». Мы себе такого позволить не можем – будем варить, солить и работать, кто-то же должен работать, а не говорить.
Кировские «единороссы» прославились своими интригами аж в столице. Собираетесь ли с Тимченко такие игры пресечь в корне?
- В любой организации бывает период роста, который сопровождается различными ситуациями. Думаю, кировская «Единая Россия» с честью этот период обновления переживет и продолжит работать в полную силу.
Почему так уверенно об этом заявляете?
- Потому что меня, если честно, очень вдохновили проходящие в регионе всенародные праймериз «Единой России» и Народного фронта. Это не просто предварительное голосование, не просто выбор лучших среди достойных, это еще и ценный опыт общения партийцев с представителями примкнувших к фронту общественных организаций. Мы услышали друг друга, честно высказав свою точку зрения, где-то была критика, но много и предложений. Потому что сейчас как никогда важно объединиться – только вместе можно решать те серьезные задачи, которые ставит перед нами жизнь. И речь тут больше не о политической борьбе, а о борьбе за то, чтобы извечные застарелые проблемы решались, чтобы власть и население понимали друг друга, чтобы регион продвигался в своем развитии.
Досье:
Бабкин Сергей Леонидович
Дата и место рождения: родился в 1960 году в деревне Партизан Абатского района Тюменской области, где родители Бабкина работали после распределения по окончании Кировского сельхозинститута (родители родом из Куменского района).
Образование: в 1977 году после окончания Селезеневской средней школы Зуевского района поступил в Тюменское высшее инженерное командное училище инженерных войск.
Карьера: с 1984 года зачислен в органы КГБ СССР. В 1990 году закончил Краснознаменный институт КГБ СССР имени Ю.В. Андропова. С 2001 по 2003 г. - начальник Управления ФСБ по Чеченской Республике. Затем был назначен начальником Управления ФСБ по Московскому Военному округу. В мае 2011 года по рапорту уволен в запас в связи с проводимыми оргштатными изменениями.
За период службы в органах ФСБ награжден орденами «За заслуги перед Отечеством 3, 4 степени», «Мужества», «За военные заслуги», многочисленными ведомственными и общественными медалями, именным оружием. Почетный сотрудник органов государственной безопасности. Генерал-лейтенант запаса ФСБ.
Семейное положение: женат, имеет трех сыновей.