Светлана Бокова

04.02.2018 15:20:00 1990 0

Как правильно любить детей

Светлана Бокова - пример того, как не уезжать из города, не переводить юридический адрес бизнеса в другой регион, а все делать здесь и сейчас. В недалеком 2012 году она открыла частный детский сад. Сейчас у Светланы, можно сказать, уже сеть учреждений. Было сложно, но преодолимо. Подробности — в интервью «БН».
 
- Что вас вдохновило на открытие частного детского сада? Насколько всем известно, этот вид бизнеса нельзя назвать самым легким и прибыльным.
- Дети — мои главные вдохновители. Идея возникла, когда моему младшему ребенку понадобился детский сад. Я обошла все учреждения города и увиденная картина меня не порадовала. Причем это касалось и частных детских садов, в которых мало что соответствовало нормам, и государственных: в них практически неизменной осталась та система, в которой воспитывали еще наше поколение. Я имею ввиду жесткие рамки и необходимость сделать ребенка удобным и управляемым. Мне это не подходило, так как я сама выросла в другой атмосфере. У моих родителей было три ребенка и в каждом из нас они видели личность, которую любили и уважали. И даже если меня наказывали, я никогда не чувствовала себя униженной и воспринимала свои ошибки адекватно. Я ощущала себя свободнее, чем мои сверстники. Но при этом понимала, что не нужно путать свободу и вседозволенность. Это не значит, что я была неуправляемой. Меня достаточно было замотивировать, и я все делала. Поэтому когда дело коснулось воспитания моих собственных детей, я стала изучать этот вопрос очень детально. И решили создать собственный детский сад?
 
- Легких путей вы явно не ищете...
- Да. Я всегда стараюсь мыслить системно, поэтому сразу приняла решение, что буду создавать образовательное учреждение, в котором дети будут находиться до школы.
 
- Требования к таким детским садам очень жесткие. Расскажите о них.
- Кроме уже имеющихся зданий бывших детских садов в нашем городе нет других помещений, подходящих по всем нормам для этой деятельности. Я — первая в Кирове, кто решил приспосабливать под эти цели другие площади. Приходилось обустраивать дополнительные эвакуационные выходы, ломать стены, строить лестницы, расширять дверные проемы, обустраивать санузлы в каждой комнате, где находится группа. И мы добились соответствия всем правилам. Например, по нормам Роспотребнадзора, на ребенка должно приходиться не менее 2 квадратных метров площади. У нас этот показатель сейчас в разы выше. Я подошла ко всем этим вопросам очень внимательно: мне важно было, где и как расположены окна, насколько они большие, можно ли рядом с детским садом обустроить детскую площадку и т.д.
 
- Как контролирующие органы отреагировали на ваше появление на рынке?
- Это было для них неожиданно: им пришлось дополнительно изучать законодательство. Но между нами сразу установилось партнерство. Для меня были открыты все двери: консультации давали везде. Сейчас мы работаем по лицензии, ведем образовательную деятельность, поэтому у нас регулярно проходят плановые проверки и со стороны Министерства образования, и со стороны МЧС и Роспотребнадзора.
 
- Насколько часто?
- Не могу сказать точно, так как время идет быстро. Не успел выдохнуть, как снова пришла проверка. Но мы в них заинтересованы. Я им даже благодарна. Если требования к нам высоки, то и планка наша постоянно повышается.
 
- Сколько у вас сегодня детских садов?
- У нас работает три учреждения. Все они полностью укомплектованы детьми и даже есть очереди: мамы готовы ждать до лета, когда освободятся места. Общий штат наших сотрудников — 50 человек.
 
- Кадры для вас наверняка - вопрос особый?
- Да, у меня очень высокие требования к персоналу. Я уверена в том, что дети развиваются только рядом с тем человеком, который тоже развивается. Поэтому у нас постоянно проходят обучающие курсы, семинары по повышению квалификации. И главное, что я хочу видеть в педагоге — безусловную любовь к ребенку. Нужно не просто любоваться детьми. Я думаю, все ответят утвердительно на вопрос «любите ли вы детей». Но правильно любить могут только единицы. Я таких людей вижу, принимаю на работу и наблюдаю за ними во время испытательного срока. Сейчас у нас полный комплект, подобраны все кадры. Многие предприниматели сказали бы: «Если соблюдать все требования законодательства, можно разориться».
 
- Как вам удается получать прибыль?
- Я отношусь к той части предпринимателей, кто рассматривает прибыль не с точки зрения сиюминутного обогащения. Но понимаю, что бизнес не может работать совсем без прибыли: нет прибыли - нет развития, нет развития - наступает стагнация. В сегменте социального предпринимательства не может быть огромной прибыли, и это нормально. Надо выстраивать финансовое планирование таким образом, чтобы бизнес был успешным: выставлять адекватную стоимость своих услуг, изыскивать доступные заемные средства, когда они нужны. Если говорить о рентабельности, то ее можно увидеть, я думаю, только через год. Окупаемость вложений очень низкая: на это нужно закладывать лет пять. Кроме того, у нас очень большая расходная часть: часто приходится закупать мебель, игрушки, оборудование. Я построила бизнес ради реализации своей педагогической концепции. Не наоборот. Мне не пришлось искать идею для бизнеса. У меня вообще не было цели строить бизнес. Я никогда не считала себя лидером. Но родилась идея, воодушевила, зажгла меня и изменила мою жизнь. Ну а присущий мне перфекционизм заставил все сделать в лучшем виде: и воспитание детей, и бизнес.
 
- Сегодня в Кирове количество детских студий очень велико — открываются в каждом дворе. Конечно, в основном они не имеют статус частных садов, но относитесь ли вы к ним, как конкурентам?
- Подобные студии открываются в таком большом количестве, потому что к ним не предъявляется таких жестких требований, как, например, к детским садам. Хотя мне это не совсем понятно: дети же везде одинаковые. Есть спрос - есть предложение. Спрос возникает из-за дефицита мест в бюджетных садиках. Родителям необходимо выйти на работу, и другого выхода у них нет: не все могут оплачивать дорогие услуги частных детских садов. Но сразу замечу, что если садик открыт по всем правилам, то его услуги не будут стоить дешево. В целом у каждого свои клиенты, о конкуренции речи нет.
 
- А государственные детские сады сегодня остаются на том же уровне развития, о котором вы говорили в начале интервью?
- Я думаю, подобная проблема актуальна для многих организаций. В этой сфере работает много умных и талантливых людей, но существующий бюрократизм не дает им развиваться. Федеральные образовательные стандарты, которые были приняты в 2013 году, прекрасны. Однако для их реализации не выработано никаких методик. Людей нужно переучить, рассказать им, что и как поменять, но это делается очень медленно, потому что ресурсов не хватает. Поэтому всем выгодно работать по старинке с удобным ребенком. Кроме того, пока будут преодолены все бюрократические барьеры при внедрении чего-то нового, сами эти новшества перестанут быть актуальными.
В этом случае частные детские сады более мобильны: мы ведем постоянную научную работу, изучаем мировой передовой опыт в дошкольном образовании и можем быстро применять его на практике.
 
- А материально-техническая база в детских садах также не изменилась со времен, скажем, вашего детства?
- Минимум там обеспечен. Поэтому у родителей всегда просят материальной помощи: по ремонту, например, или по покупке игрушек. И если посчитать все вложения, которые они делают, может быть, цена и не будет сильно отличаться от стоимости услуг в частном детском саду.
 
- В ближайшее время что-то можно улучшить в этой сфере, на ваш взгляд?
- Есть такая поговорка: «Видишь проблему — кинь в нее деньгами». Но, конечно, в этом вопросе много и других сложностей: большую роль играет система и человеческий фактор.
Я не считаю, что проблемы можно решить с помощью увеличения финансирования. Сначала люди должны поменять свое отношение к работе. Например, если врач или учитель говорит, что он не может качественно выполнить свою работу, потому что ему ресурсов не хватает, то это плохой работник. И по совести такой должен уволиться и пойти работать в другую сферу.
Я верю только в изменения, которые начинаются с себя, со своего рабочего места. В любой сфере - образовании, медицине, государственном управлении. Когда люди начнут работать на совесть, не ожидая, что им кто-то что-то даст, добавит, решит проблему, тогда мы все хорошо будем жить.
 
- Что касается среднего образования, что для вас «хорошая школа»?
- Это та школа, которая подходит ребенку. В начальных классах большую роль играет педагог. Это должен быть учитель с большой буквы. Учитель, а не менеджер образования. Тот, кто любит детей.
 
- Вы сторонница мнения, что наше советское образование — лучшее в мире?
- У нас накоплен очень хороший опыт. Советская школа была прекрасной. Там было создано все для работы педагогов, которые действительно любят детей. А сегодня изменился мир и менталитет людей. У учителей нет мотивации работать, отдавать душу и сердце своим детям. Трудно говорить о том, что сегодня происходит в системе образования, но, конечно, ее нужно менять, и это не может произойти в один момент.
 
- Как вы относитесь к ЕГЭ?
- Я уже сказала, что я — человек системный и не могу говорить о каких-то моментах, не рассматривая их в контексте чего-либо. ЕГЭ сложно ругать. Этот экзамен показывает некий средний балл, дающий оценку уровню знаний ребенка. Но к тому, как он включен в общую систему образования и как реализуется непосредственно на местах, возникает много вопросов.
 
- Ваш бизнес — очень неожиданный и во многом рискованный. В поисках лучшей жизни вы могли бы уехать в более развитый в инфраструктурном плане город. Но вы решили создать эту инфраструктуру здесь, с нуля. Почему?
- Зачем искать проблемы на стороне, если можно спросить себя: «Что ты можешь изменить в той ситуации, в которой живешь?». Я воспитана человеком с ощущением внутренней свободы, и я люблю свою родину. Эти же нравственные ценности мы стараемся прививать нашим детям. В итоге они вырастут свободными и смогут что-то создать в нашем городе.
 
Да, организовать такой бизнес мне было сложно. И если я сама себе задам вопрос о том, сделала бы я то же самое еще раз, я отвечу отрицательно. Но все сложности преодолеваются, когда есть цель. Моя цель была настолько яркая и воодушевляющая, что на проблемы я не обращала внимания.
 
Досье:
 
Светлана Валериевна Бокова, основатель детского сада «Детское село».
 
Дата рождения: 7 апреля 1975 года. 
 
Образование: Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва), специальность - экономика и социология труда. 
 
Карьера: ЦУМ — менеджер по персоналу; компания «Калинка-Морозов» - менеджер по персоналу, с 2012 — генеральный директор сети детских садов «Детское село». 
 
Семейное положение: замужем, двое детей.
 
Увлечения: спорт (бег, лыжи, йога) и шитье кукол.
 
Любимая литература: читаю много книг по бизнесу и детской психологии. Последнее прочитанное художественное произведение - «Весь невидимый нам свет» Энтони Дорра.
 
Любимая музыка: классическая.
 
Любимая кухня: Я — гурман, люблю открывать новые впечатления, ощущения, могу экспериментировать, люблю выйти в хорошие рестораны и попробовать изысканные блюда. Любимое блюдо — борщ, приготовленный только мной.
 
Девиз: Легче, выше, проще, веселее.
 
От автора:
Попав в один из детских садов Светланы, хочется вернуться в детство и заново пройти этот путь. И это не реклама, а лишь желание приобщиться в идеалам и нормам жизни нового поколения, оказаться на волне современной жизни. Вдохновиться. Хотя вдохновения вам с горкой «насыплет» и сама основательница этих учреждений: Светлана — прямое доказательство того, как можно сделать то, о чем ленивые говорят, что нельзя.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений