Светлана Шулятьева
Вне политики
Со Светланой Шулятьевой, известным в городе импресарио, мы встречаемся перед концертом ирландского танцевального коллектива. Параллельно решая какие-то рабочие вопросы, она приглашает нас прямо в зрительный зал и там, то в темноте, то в свете (так как идет настройка аппаратуры) мы узнаем, не мешает ли людям кризис получать свою долю зрелищ.
О танцах и Елене Летучей
Светлана Витальевна, расскажите, что за коллектив на этот раз вы к нам привезли?
– Это один из самых известных в Ирландии танцевальных коллективов. Правда, к нам он приехал в усеченном составе. Если бы мы пригласили в Киров все 40 танцоров, это бы никогда не окупилось. Зато все танцы будут исполняться под живую музыку и вокал. Всего к нам приехало 22 человека.
Насколько дорого обходятся гастроли подобных европейских гостей?
– На самом деле, не дороже наших, российских. Такие коллективы специально составляют тур по нескольким городам страны, поэтому не мы одни платим за их приезд в Россию и за визы, а все организаторы, к которым они приезжают.
Как Киров реагирует на ирландские танцы?
– Хорошо. В прошлый раз подобный коллектив привозили другие импрессарио, но мы узнали отзывы и все они положительные. Конечно, сейчас на продажах билетов сказался кризис – куплен весь балкон, амфитеатр, а в партере есть свободные места, потому что люди смотрят на цены и экономят. К тому же публика сюда приходит такая, которая считает деньги. В пятницу у нас будет концерт шоу «Танцы на ТНТ» - там ситуация обратная. Продан весь партер, а на балконе есть места. Люди выбирают более массовый продукт – так называемую попсу.
Вы выкладывали в сеть фотографии с приезда в Киров Елены Летучей и программы «Ревизорро». Вы как-то причастны к ее визиту?
– Нет, не причастна. Просто так совпало, что мы оказались в тот день в «СПК-центр». Мы знали, что Летучая в Кирове – ее увидели еще в самолете. А в тот день мы натолкнулись на улице Ленина на ее микроавтобус и зашли выпить кофе. Всем же интересно. Никто не знал, куда она пойдет. Мы угадали.
В декабре в «СПК» мои друзья как раз организовывают благотворительный вечер, и у них появилась идея, чтобы провела его именно Елена Летучая. Она согласилась. Сейчас уже везде выложены афиши мероприятия, бронируются столики.
Вы как человек шоу-бизнеса, можете рассказать, как на самом деле делается эта передача? Все ли в ней честно?
– Конечно, честно, я всех знаю в «СПК-центре». Кроме того, сама Лена нашла там несколько недочетов. Не бывает все идеально. Но настрой у всех был очень хороший, не было ничего постановочного: человек зашел и сразу на кухню. Потом в зале она заказала еду, и увезла даже с собой самсу. Кроме того, сама Лена Летучая - очень позитивный человек. А ее строгость говорит лишь о том, что она профессионально подходит к своему делу.
«Иностранщины» не надо
Как вам удается развиваться в кризис? Людям сейчас, наверное, не до зрелищ, раз они и на хлебе экономят.
– Мы работаем в том же режиме, может даже чуть больше. Конечно, кризис сказывается – кошельки людей несколько опустели. Кроме того, все зависит от того, какую аудиторию мы ждем на конкретный концерт. Залы все еще полны на выступлениях эстрадных звезд, публика жалует раскрученные имена. А, например, на концерт ирландских танцев идут хореографы, музыканты, люди искусства, у которых, как правило, не так много денег.
В этом году мы заканчиваем сезон в конце ноября, потому что с декабря люди уже начнут готовиться к новогодним праздникам. Следующее мероприятие у нас состоится уже только в конце января. А в 2016 году мы не повезем ничего особенно дорогого. Так, в январе приедет спектакль с новогодним сюжетом, к 8 марта мы расскажем историю для женщин - «В джазе только девушки».
В целом сегодня культурная программа города стала шире: если раньше на стендах висело 3-4 афиши, то сейчас их в разы больше. Зритель же сегодня очень избирателен.
То есть в вашем бизнесе всего два активных сезона – осень и весна?
– Получается, что так. Бывает, мы ставим еще спектакли летом.
А этого хватает, чтобы окупить ваше дело?
– Все окупается, раз мы этим занимаемся. Как любой бизнес, мы живем за счет опыта, анализа и трудолюбия. Под лежачий камень вода, как известно, не течет.
Сложно раскачать нашего кировского зрителя?
– Это, я скажу, палка о двух концах. С одной стороны, мы знаем, что наши люди любят, на что они заточены. Но иногда бывают мероприятия, на которых мы не зарабатываем. Тогда нужно сесть, все проанализировать и не совершать больше подобных ошибок.
А кого, например, не приняли?
– Несколько лет назад мы привозили «Абба-шоу» и ушли тогда в хороший минус, хотя концерт крутой и интересный. Поэтому больше мы ни трибьют-шоу, ни иностранных исполнителей не возим. И все подобные артисты, которые к нам приезжают, на мой взгляд, – убыточные проекты. Сегодня в «Родине» выступает, например, Кен Хенсли, и на него тоже билеты плохо продавались. Нам предлагали его еще весной. Но это «иностранщина», и людям она не интересна. В Кирове любят наше, русское, родное. Это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, Европа – это высокое качество, и жаль, что кировчане его отвергают.
Как вы делите места под солнцем с другими импресарио, которые занимаются этим же видом деятельности?
– Основных игроков на этом рынке немного – 3-4. Но помимо них можно еще насчитать человек 15-20, которые занимаются гастрольной деятельностью, организовывают по 2-3 мероприятия в год, например. В Gaudi есть организаторы, которые, правда, больше уходят в молодежную, диджейскую нишу. Мы этого не понимаем и нам этого не надо. Наша деятельность – это, в основном, спектакли. Мы стараемся привозить их как минимум раз в месяц. А потом уже дополняем театр другими направлениями.
То есть вы среди всех импресарио – самый, если можно так выразиться в данном случае, культурный. Как вы приучили к театру кировского зрителя?
– До нас спектакли тоже были. Мы просто стали это делать регулярно. А что касается культуры, то людям, на самом деле, нужно что-то легкое, простое, веселое. Им не хочется «заморачиваться» и углубляться в какие-то глубокие мысли.
У вас в основном антрепризные спектакли. А серьезные работы вы показываете?
– Мы привозили коллективы Театра Маяковского, Малого театра и Театра Виктюка. Это театры с большой буквы. Но все эти проекты нулевые. Я знаю, кого люди хотят видеть и на кого они пойдут. Почти на всех наших спектаклях как минимум пол-зала я узнаю в лицо. И нас уже хорошо знают. Верят, что на сцене будут именно те артисты, которые обозначены на афише. Да и антреприза антрепризе рознь. Не все спектакли сделаны на скорую руку – есть и качественные вещи.
А как к вам пришла сама идея заняться именно спектаклями?
– Это было 16 лет назад. Я сдавала госэкзамен в Перми и познакомилась там с ребятами из балета Панфилова. Они сами мне предложили организовать их гастроли в Кирове, поэтому и стали первыми, кого мы привезли. Мы с моей коллегой Ларисой попробовали, и у нас получилось. Что касается непосредственно спектаклей, то они мне ближе: мне нравится общаться с артистами, радуют сами работы, которые мы привозим. Сейчас же мы возим все. У нас был в начале года Стас Михайлов, Елена Ваенга, Ева Польна, спектакли, танцы, театр мыльных пузырей даже недавно привозили.
А из самых известных артистов вы вроде бы Киркорова и Лепса привозили?
– Да, первый раз за них брались именно мы. Потом уже другие организаторы.
Вы их как-то делите между собой?
– Нет, специальной очереди или дележки между нами нет. У самих артистов меняются менеджеры, а значит и условия. К тому же, как правило, самым популярным личностям туры организовывают столичные менеджеры, и они уже выбирают, с кем им работать в маленьких городах.
В прошлом году по политическим причинам в Кирове сорвалось, как минимум, два концерта: Андрея Макаревича и Дианы Арбениной. Это принесло серьезные потери бизнесу?
– Этого никак не предсказать: там же предполагался тур, и убрали его весь. Может быть, сам организатор не сделал бы ничего подобного. Убытки в любом случае немаленькие: реклама, организация райдера, в некоторых случаях бывает и предоплата. А что касается политики, то ее я обсуждать не люблю. Мы вне политики.
Сначала пальцы загибали
Наш город подходит для артистов в плане инфраструктуры?
– Да. Наших артистов мы, в том числе, привозим в «Хилтон». Отель на самом деле удачно вписался в пространство города. К тому же сейчас менеджеры артистов сами выходят на специальные сайты и выбирают гостиницы, изучая их рейтинги, отзывы и т.д.
У Ирины Круг, например, очень ответственный администратор, который знает все про город, куда они едут, про гостиницы и про транспорт. К слову, она приезжала к нам уже 3 раза.
А она действительно так популярна? Мне кажется, что многие не считают ее за артиста.
– Вам надо просто сходить на ее концерт и вы все поймете. Я тоже сначала не хотела ее приглашать. Но сейчас понимаю, что Ирина Круг очень профессионально работает. Она понимает, что она должна не просто соответствовать своему погибшему мужу, а быть лучше. И Ирина все для этого делает: всегда перед концертом, например, она проводит саундчек по 3-4 часа.
Все говорят, что у артистов замысловатые райдеры, что они много просят.
– Я бы так не сказала: у каждого в работе есть свои нюансы. У нас они такие. Кому-то нужно особое оборудование или свет, другим - специальные бытовые условия. Мы стараемся все выполнять. Вот сейчас к концерту готовится красивый задник, кулисы, свет, по поводу которого пришлось обращаться к специализированным компаниям. А могли бы на всем этом сэкономить. Но я считаю, что люди должны видеть красивое шоу.
Сложно ли договариваться с директорами наших культурных учреждений? Они идут вам на встречу?
– Ничего тяжелого, на самом деле, тут нет. Они рады нам, но дело в том, что самих площадок в нашем городе пока мало – только Филармония и ДК «Родина». И оснащения нам не хватает – приходится специально откуда-нибудь завозить.
Кстати, по поводу площадок – власти же собираются реконструировать Дом офицеров. Планируется, что там будет сцена и зрительный зал. Они вам не подойдут?
– Я думаю, этот проект не такой уж глобальный – само здание слишком мало и не позволит сделать большую концертную площадку. Вот здесь, в Филармонии, 760 мест, и их не всегда хватает. А там будут небольшие сцена и зрительный зал: само здание просто не позволит разгуляться. Хотя, конечно, сейчас не то время, чтобы мы нуждались в тысячных залах.
Интересуетесь ли вы местной культурной жизнью – концертной программой, театрами?
– Я мало знаю местных артистов, если только друзей. А что касается театра, то скорей хочется говорить о Театре на Спасской, чем о Драмтеатре и, думаю, вы понимаете, почему. В Драмтеатре я была недавно на малой сцене, где два молодых актера играли спектакль «Белые ночи». Это было здорово, не заштамповано и свежо. Потом еще Иван Шевелев делал спектакль «Я – солдат, мама». Тоже была интересна вещь. Хотелось бы больше таких вещей.
В Театре на Спасской мне очень понравился спектакль «Толстая тетрадь». Причем я ходила на предпремьерный показ и думала, что будет немало недочетов. Но за три часа спектакля я ни разу не посмотрела на часы – он прошел для меня на одном дыхании. Это очень важный критерий. Есть в Театре на Спасской и другие неплохие вещи. Кроме того, там Ирина Брежнева работает, творческая жизнь кипит.
А недавно и власти начали заниматься гастрольной деятельностью – привезли к нам пермский «Театр-Театр». Однако обидно, что они плохо раскрутили этот проект – на всех спектаклях были неполные залы. Билеты же продавались очень дешево, и город должен был увидеть эти работы.
А о новых частных музеях вы знаете?
— Да, я слежу за событиями «Галереи Прогресса», знаю Наташу Пышко и Диму Шиляева, правда, к сожалению, еще ни разу там не была. А что касается Музея шоколада, то это не музей вовсе, а очередной коммерческий проект. В любом случае, спасибо за такие проекты – с ними культурная жизнь в городе кипит.
Наша сфера культуры сейчас без главы: вы бы кого-то видели сегодня на месте министра культуры в Кировской области?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Я не слежу за политикой, мы ни от кого не зависим, все наши мероприятия исключительно коммерческие и мы все организовываем сами.
А ваше предприятие – это большое количество человек?
– Нет, нас двое: я и моя коллега.
Есть ли мечта привезти в наш город кого-то очень значимого для вас?
– Сейчас уже нет, наверное. Раньше, лет 15 назад, мы пальцы загибали. Из актеров я тогда очень хотела показать в Кирове Алису Фрейндлих. Тогда от нас, к сожалению, не летали самолеты в Санкт-Петербург. А сейчас она уже не поедет в силу возраста. Алиса Фрейндлих была в Кирове, когда мне было еще 16 лет. Это было круто, это была для нас определенная планка, тот пример, на который надо равняться.
Не было желания уехать из Кирова?
– Нет, меня здесь все устраивает. Москва кажется крутой, когда тебе 18 лет, а сейчас - это лишний бег. Сколько времени там тратиться в пробках! Когда мне приходится ехать через Москву на отдых, я старюсь делать это минуя все вокзалы, чтобы не видеть столичной суеты. Здесь у меня есть мои любимые близкие друзья, и все, что я делаю, мне нравится.
Можно ли быть честным в шоу-бизнесе?
– Шоу-бизнес окружают неправильные стереотипы – у нас очень многое строится на порядочности, договорных или просто партнерских отношениях. Мы все друг друга знаем и знаем, кому стоит доверять, а кому – нет.
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yanex.ru
Досье:
Светлана Витальевна Шулятьева, директор компании «Арт-гастроли».
Дата рождения: 5 марта 1976 год, Киров.
Образование: Пермский институт культуры и искусства, 1999 год.
Карьера: с 1999 года — импрессарио, директор компании «Арт-гастроли».
Опросник Марселя Пруста:
Какие добродетели вы цените больше всего? Честность, чувство юмора, порядочность.
Ваша идея о счастье? Гармония внутри. Чтобы рядом были семья и близкие люди. Остальное можно заработать.
Ваши любимые литературные персонажи? Нет любимых, сейчас слушаю аудиокнигу «Тайны двора государева».
Исторические персонажи, которых презираете? Все самые известные персонажи сделали что-то полезное. Пусть любой сначала достигнет их уровня, на их месте побывает, а потом судит.
Ваш девиз? Все на позитиве.