Светлана Шумайлова

22.04.2012 5166 0

Экспериментальное поколение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная молодежная политика - это не лидерство одиночки, а способность команды чиновников вести диалог с обществом. Послевыборные митинги показали, что диалог этот выстроен, возможно, с ошибками. О том, где нужно искать причины протестных волнений, в интервью «Бизнес Новостям» рассказала заместитель главы городской администрации Светлана Шумайлова.

«Немолодежные» митинги
Начнем с вашей новой должности. Почему ушли из областного правительства?

- Это было совместное решение - предложение со стороны городской администрации и от  Никиты Юрьевича, который говорил, что вот есть та же молодежная политика плюс определенное расширение полномочий. И было бы хорошо, по мнению губернатора, если бы мы развивали эти темы в связке «город-область». Я посчитала, что это действительно интересно, и согласилась использовать накопленный опыт на новом месте.

Поговаривают (даже в самой мэрии), будто губернатор пригласил вас сюда, чтобы сохранить влияние на горадминистрацию, потому что, получается, вы - чуть ли не единственный человек Белых в этой структуре...
- Не знаю, насколько можно таким образом домысливать мотивы Никиты Юрьевича. На самом деле мы были хорошо знакомы с Владимиром Быковым, я для него не новый человек. Мы очень много проектов реализовывали при его участии, особенно касающихся гражданско-патриотического воспитания. Новым для меня был Дмитрий Драный, с которым раньше по работе не сталкивалась. С ним сразу стали понимать друг друга с полуслова, поскольку оба привыкли работать в высоком темпе и желаем видеть перспективу, решать какие-то принципиальные проблемы, которые, может быть, долгие годы не решались в связи с недостаточностью людей или желания сделать шаг, иногда не очень легкий. Считаю, что сейчас как раз то время, когда все можно реализовать.

А почему ушел ваш предшественник Анатолий Фатиев?
- Не могу отвечать на такие вопросы, потому что меня пригласили работать уже на вакантное место, когда Анатолий Николаевич уволился.

Если коротко: чем сейчас занимаетесь?
- Заместитель главы администрации - это должность стратегического планирования и координации межведомственного взаимодействия. Например, я - председатель комиссии по делам несовершеннолетних, куда входит множество различных ведомств. И не только тех, которые я курирую. Это образование, опека и попечительство, УМВД, общественники. Кроме этого, контролирую реализациею целевых программ. Чтобы работать на моем месте, недостаточно знаний в одной только социальной политике. Нужно понимать всю ситуацию в городе и предлагать актуальное решение проблем. У меня в подчинении находится управление по делам молодежи, физкультуры и спорта, туризм, плюс управление культуры и управление по взаимодействию с правоохранительными органами. Охрана общественного порядка и антитеррор для жизнеобеспечения города очень важны.

Насколько это близко и интересно вам как женщине? Молодежь, которую курировали будучи начальником областного управления, куда более женское дело, нежели то, чем занимаетесь сейчас.
- У меня первые полгода чувства были, что душу оставила на прежнем месте, а тут начала работать управленцем... Очень сложно было перестроиться. Что касается взаимодействия с правоохранительными органами, мне кажется, у меня свежий взгляд. Я никогда не работала в структурах МВД, никогда не была военной и на проблемы смотрю глазами обыкновенного жителя, заинтересованного в безопасности. Это ощущение накладывается на знание управленческих механизмов и приводит к нормальному результату. Мы решаем много вопросов, связанных, например, с правонарушениями несовершеннолетних. Вот это совсем мое. Может быть, лучше, чем кто иной, я понимаю психологию подростков, специфику работы с ними. Поэтому наши совместные решения, на мой взгляд, сейчас более глубокие, нежели ранее. Не узкоотраслевые.

Как вы могли бы оценить работу управления по делам молодежи сейчас, после вашего ухода?
- Сложно оценивать. Команда, которая осталась, достаточно сильная. Но «молодежка» - это то, что не очень зависит от какого-то органа. Молодежная политика - это общественная политика, потому что необходимо взаимодействовать с различными категориями молодежи и общественными организациями. Люди, которые остались в управлении, умеют это делать.

По поводу общественной политики. После выборов 4 декабря молодежь активно участвовала в митингах, в том числе протестных. Это может быть свидетельством, что в государстве что-то не так с молодежной политикой, раз новое поколение выходит не за власть, а против нее. Где нужно искать решение проблемы? Что изменить в избранном курсе?
- Я бы не стала называть митинги «молодежными». Ко мне попадали все уведомления о проведении акций протеста от политических партий и общественных объединений. Оценивая документы, я бы не сказала, будто было именно какое-то молодежное движение.
Что касается присутствия молодежи на этих акциях. Да, было. Но это не большая ее часть. Вообще, не вижу ничего плохого в том, что молодежь выходит на улицы. Молодежь - именно та категория населения, которая должна двигать новые процессы. В том числе связанные с установлением демократии. Мне кажется, к этому всегда и стремилась молодежная политика, чтобы мы создавали переговорные площадки того же молодежного парламента и правительства. Только жаль, что не всегда ребята думают сами... Бывает, ими манипулируют взрослые люди, которые преследуют свои, не обязательно хорошие, цели. В этом проблема.

Но ведь выходит-то молодежь против власти, которая на нее же работает...
- На основе каких статистических данных сделаны такие выводы?

Об этом говорят наши читатели, да и сама много раз, проходя по улице, видела плакаты в руках юных активистов, читала в Интернете лозунги не самого лучшего морального содержания, адресованные режиму и президенту. Возникает ощущение, что молодежная политика построена недостаточно грамотно.
- Главное, как мне кажется, - не сделать ошибку и не начать придумывать за молодежь  механизмы, которые бы на нее повлияли. Каждый молодой человек живет в конкретной семье, которая может быть не очень благополучна в том числе и из-за того, что у нас не очень богатый регион. Люди много работают, чтобы были деньги на содержание ребенка. Плюс социум. Возможно, этот механизм и дает понимание, что что-то происходит не так или несправедливо. Мы всегда говорим, что вот они площадки, создавайте механизмы, говорите о том, что необходимо молодежи, а мы, чиновники, это поддержим. Хотя особой поддержки от государства иногда и не надо. Помню, читала в Интернете, как губернатора просили исправить душ в общежитии. Это говорит о бедности нашего мышления, только и всего. Настолько все готовы свалить свои проблемы на власть, на бизнес, на общество, на «жизнь такая». Сами к себе требования практически не предъявляем. Я, кстати, не только о молодежи сейчас говорю, но и о взрослых людях, которых государство приучило к жизни в неких социальных рамках, внутри которых тебе все должны: работу, квартиру, поездку куда-нибудь и т.д.
Что в молодежной политике изменить? Честно говоря, столько механизмов существует, что если бы сейчас кто-то нашел идеальное решение, что нужно сделать для того, чтобы не было несчастной молодежи, наверное, получил бы Нобелевскую премию. На самом деле сейчас то время, когда очень многое возможно, если есть желание. Общаюсь со студенчеством и четко понимаю, что когда ребята говорят, что у них чего-то нет, иногда нужно слышать «мне лень действовать». Например, меня уверяли, что нет какой-то информации. Не только в Интернете, а, в принципе, в свободном доступе. Спрашиваю, искал? Нет, не искал. Я всегда готова помочь и поговорить с тем, кто готов конкретно сформулировать какие-то претензии. Хотя слово «помощь» в отношении молодежи мне не нравится, все-таки это не старики, которые действительно ничего не могут. Молодежи нужна информация, которая компенсирует недостаток опыта. Наверное, есть еще что-то, но, в принципе, механизмов достаточно, чтобы нормально жить.



Справедливость через суд
Вы только что обозначили проблему отсутствия у молодежи интереса к поиску какой-то профильной информации по молодежной политике. Насколько целесообразно тогда было создавать городской молодежный сайт? Чем вы будете привлекать на него молодежь? И уверены ли, что он действительно востребован среди целевой аудитории?

- У нас нет задачи кого-то насильно привлекать. Если человеку нужно, он ищет конкретную информацию. Если набрать в поисковике «молодежный досуг и развлечения», наш сайт окажется в конце перечня, потому что на ресурсе размещены не только развлечения. А если интересует жизнь молодежи, возможности самореализации, сайт обязательно посетят. Чем он привлекателен? Там полный объем информации для городской молодежи, которая хочет от жизни чего-то большего, чем просто учиться.

Как раз о поддержке талантливой молодежи. У ДЮСШ-5 была ситуация, когда у них пытались отобрать стадион, 2 года шел суд. Какая же у нас поддержка молодежи, если у мальчишек элементарные сложности с тренировками?
- Представьте, что есть стадион Трудовые Резервы, который одновременно принадлежит двум собственникам. Само поле — это территория ДЮСШ-5, а здания, расположенные на стадионе, оформлены на пермскую спортивную фирму. Каждый из собственников считал, что стадион принадлежит ему. В результате мы инициировали судебное разбирательство и поле признали нашим. Сейчас у нас на руках есть решение суда, скоро начнем ремонтировать ливневую канализацию, которая проходит по середине поля. Этим нужно срочно заниматься, чтобы благоустроить площадку для занятий. Вроде и ситуация запущена, но раньше ремонт сделать не могли, потому что это была спорная собственность. Это примерно тоже самое, как гулять по городу, например, по улице Ленина, и думать: «Неужели в городской администрации не видят обшарпанные дома? Позвали бы молодежь, вместе бы покрасили, уж если нет денег или рабочих». А теперь хорошо понимаю, что вот этот дом наш, а следующий - уже федеральная собственность. Мы не можем ни копейки потратить из бюджета на то, чтобы эту федеральную собственность «подкрасить». Будет нецелевое использование средств.

Светлана Витальевна, вы упомянули молодежный парламент и молодежное правительство как один из механизмов реализации молодежной политики. Однако зачастую общественность, даже сами чиновники не воспринимают всерьез их участников. Зачем проекты вообще нужны, если никаких социальных лифтов не создали? Плюс ко всему и в молодежном парламенте, и в молодежном правительстве идет пропаганда ценностей государственной службы. А позже все удивляются, почему молодежь не идет в рабочие...
- Поиск работы - системная проблема и для взрослых, и для молодежи. При постоянном кадровом голоде хорошего специалиста найти очень трудно. Иногда из 10 ни один не соответствует требованиям. Это касается не только городской администрации или правительства, но и любых других организаций. Механизм молодежной политики - это некая связка образования с практикой. Как правило, нас учат запоминать факты и формулы. А надо размышлять. В вузах, где этим занимаются, результаты с трудоустройством лучше.
Парламент - вообще особая тема для разговора. Когда-то сама молодежь, несколько конкретных людей, пришли ко мне и сказали, что власти не дают им возможность делать больше, чем просто проходить практику на предприятии. Они захотели думать, предлагать свои идеи и формулировать их в законы. Тогда возникли парламент и правительство. Мы создали площадку, дальше все зависело от молодежи. Некоторые говорят, что это неэффективная структура, что идут туда одни карьеристы без знаний и опыта. Но мне все-таки кажется, те, кто действительно заинтересован в получении практики на государственной и муниципальной службе, ее получают.
Никто никому не запрещает выступать на Законодательном собрании, присутствовать на заседании правительства. Есть, может быть, какие-то мифы либо рамки в голове, чего нельзя делать. А запретов на самом деле нет и если яркие личности появлялись в рамках парламента или правительства, они сейчас работают в системе органов исполнительной власти, потому что это площадка в том числе и кадровая. Хорош или плох проект? Мне кажется, зависит от того, кто с какими целями туда идет. Он никакой, просто есть. По крайней мере я рассматриваю это так.

Чего еще смогли добиться парламент и правительство, кроме трудоустройства нескольких человек?
- Вообще, это вопрос не только ко мне. Для меня, как для чиновника, который эти механизмы создал, результатом стал кадровый резерв для органов исполнительной власти. Члены молодежного правительства создают и реализуют проекты, которые помогают в решении  определенных проблем. Эти структуры воспитывают в молодых людях понимание, что нельзя ждать, что тебе что-то дадут просто так.

А что тогда делать с нежеланием молодежи идти в рабочие?
- В Кировской области 360 тыс. молодых людей. Мы ведь говорим только о 40 из них, которые работают в молодежных парламенте и правительстве. Да, проект воспитывает чиновников. На рабочие специальности ориентированы другие инициативы. Например, два года вместе с центром занятости мы выпускали минифильмы, после которых многие пошли учиться в техникумы и профуличища. Это были не стандартные ролики типа «я рабочий, стою у станка и делаю болванки». Снимали нормальные фильмы, показывающие зарплату и возможности рабочих.



Двусмысленная модернизация
Если не брать во внимание эти проекты, сложилось впечатление, что работа управления по делам молодежи, в принципе, имела социальную направленность, а молодежи, вероятно, хотелось попробовать себя в чем-то более серьезном, экономическом. Например, тот же проект производства асфальта с использованием резиновой крошки.

- Да, без сомнения, проекты были в основном социальные, что и может делать молодежь в своем возрасте. Мы давали возможность ребятам поучаствовать в них и ни разу не написали, что нужно брать только социалку, и никакой экономики. Это их выбор.
По поводу проекта с резиновой крошкой. Ребята шли в кадровый резерв, презентуя себя через задуманное. Когда они изучили информацию более детально, появилось понимание, что в силу климатических условий в Кировской области выполнить проект нельзя. Это будет увеличение количества затрат с тем же результатом, который есть сейчас. В целом экономические проекты ребятам решать сложно.

Наверное, подтверждение этому - проект «Модернизация 43», в котором было немало молодежи. Бизнеса в районах не получилось.
- Проект запускался при поддержке управления. Мы планировали обучить предпринимателей на местах, смотивировать молодежь на деятельность, связанную с бизнесом, заставить людей мыслить и поискать на том месте, где живут, возможности для создания своего дела. Это как раз тот проект, который стремился стать самостоятельным. Мы же понимаем, что речь идет о персоналиях... Вообще, такие проекты появляются, потому что есть проблема в умах, в определенной деятельности. Я не оцениваю «Модернизацию» как провальную: в районах области координаторами были наши специалисты по делам молодежи и знаю, что бизнес все-таки создан. Не 50 бизнес-планов, как планировали, но все же.

Примерно в одно время с «Модернизацией» запускалась «Белозабра». Насколько экономически целесообразно было тратить миллион правительственных денег на оплату работы не самых профессиональных организаторов, если есть, к примеру, тот же «Летучий корабль» и ему подобные компании, которые специализируются на организации досуга?
- Начнем с того, что «Летучий корабль» никогда не заявлялся на конкурсы. А деньги на подобные вещи распределяются только через конкурсы, поэтому важна инициатива не только от правительства области. Кстати, по документам, которые были представлены на «Белозабру», проект показался интересным и достаточно полезным для молодежи. Как он состоялся, мы видели. Я тоже даю низкую оценку «Белозабре». В нашей практике она была первой из неудавшихся идей.
Если в дальнейшем подобная организация будет заявляться на получение гранта. К сожалению, 94-ФЗ не дает нам возможность запретить выделение денег организации, которая однажды не оправдала ожидания. У кого меньше цена, тот и прав.

Вот есть, скажем, молодежные организации, которые себя вполне оправдывают, например, РСМ и ДИМСИ. Однако есть информация, будто их положение сейчас не самое лучшее, потому что несколько последних лет подряд правительственную поддержку получали другие организации и объединения. Нам говорили, будто представители победителей грантовых конкурсов входили в комиссию по распределению грантов.
- Никогда представители организаций, претендующих на грант, не принимали решение о его распределении! Условно человек, который не является руководителем организации, но имеет к ней отношение, может попасть в список экспертов. Но даже в этом случае он не участвует в обсуждении и принятии решения о присуждении материальной поддержки. Мы вообще часто сначала собирали проекты на конкурс, потом смотрели список общественных организаций и формировали конкурсную комиссию из тех, кто не подал заявку. Иногда звонили и лично спрашивали, будут ли участвовать в отборе, чтобы не было никаких накладок.
Недавно в правительстве области была пресс-конференция, на которой выступала представитель РСМ. Так что все у них хорошо, организация продолжает работать. Насколько я знаю, последний грантовый конкурс, который проходил уже без меня, они не выиграли. Нужно понимать - экспертный совет утвердит только ту идею, которая снимет какую-то проблему и будет соответствовать требованиям 15 человек разноотраслевого уровня...
Вообще РСМ - одна из немногих организаций, которая получает поддержку постоянно, в том числе мы всегда оплачивали ее представителям поездки на форумы и мероприятия, которые проходят на юге страны.

Вы проработали на новом месте почти год. Сожаления нет, что ушли из правительства?
- Наверное, есть сожаление об отрасли. Пару месяцев назад меня звали обратно, но я посчитала важным достичь результата здесь, куда пришла работать  после «молодежки».

Беседовала
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru


Досье:
Светлана Витальевна Шумайлова
, заместитель главы администрации города Кирова.
Дата и место рождения: 13 июня 1970, город Киров.
Образование: Кировский государственный педагогический институт им. Ленина, специальность - «учитель истории и общественно-политических дисциплин».
Карьера:
- 1987-1989 годы - средняя школа №16, старшая пионервожатая;
- 1989-1992 годы - райком комсомола, секретарь по работе со школами;
- 1992-2001 годы - центр детского творчества, заместитель директора;
- 2001-2004 годы - администрация города Кирова, председатель комитета по делам молодежи;
- 2004-2011 годы - управление по делам молодежи Кировской области, заместитель начальника; начальник;
с 2011 года - администрация города Кирова, заместитель главы администрации.
Любимая кухня: блюда из морепродуктов.
Увлечения: путешествовать вместе с дочерью.
Жизненная философия: «Чтобы знать, куда идти, надо знать, на чем стоим».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений