Владимир Крешетов
Некоторое время назад случилось то, что еще за несколько месяцев до этого казалось, пожалуй, научной фантастикой: второй по величине город Кировской области, мощнейший промышленный Кирово-Чепецк возглавил один из наиболее ярких депутатов-оппозиционеров Законодательного собрания IV созыва Владимир Крешетов. «Бизнес Новости», естественно, не могли не воспользоваться случаем, и не узнать, как из оппозиции стать властью, насколько тяжело из депутата превратиться в чиновника и когда в Чепецке наконец отремонтируют дороги. «Десант» нашей газеты «высадился» в городе, что расположен между Вяткой и Чепцой, и задал Крешетову несколько неудобных вопросов.
Плевательница власти
Владимир Васильевич, хотелось начать с политики... но, заехав в ваш город, понял, что Чепечку тема дорог куда важнее политики. Они же у вас, простите, просто отвратительные.
Пытаемся что-то предпринять. Я поднимал этот вопрос еще в 2003 году, говорил, чтобы привести город в надлежащее состояние, требовалось порядка 120 млн рублей в ценах того года. Ежегодно мы выделяли на эти цели по 8-10 миллионов, затем и по 20. Если все эти суммы сложить, то примерно получится требуемая сумма. А в итоге что? То, что имеем. Практика содержания дорог в Кировской области показывает, что если в них вкладывать по схеме «понемногу каждый год», серьезного результата достигнуть трудно. Разве это по-хозяйски? Нет, конечно. Но из этого порочного круга мы вырваться не можем. Это пока удалось лишь Кирову, получившему в прошлом году федеральных средств на сумму в 400 с лишним миллионов.
Помнится, что «Единая Россия» заявляла, что эти деньги были получены благодаря ее работе...
Это были деньги федерального бюджета. Какая бы партия его ни делила, федеральным он быть не перестает. Хотя правящая партия в общем-то имеет право на такие заявления. Знаете, когда-то Дэн Сяо Пин говорил, что не важно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Людям не важно, какая партия что-то провозглашает, главное, чтобы они увидели результат. Поэтому я не в обиде, ведь это пошло на пользу Кирову. А вот Кирово-Чепецк, как и другие города, оказался за бортом. Я понимаю, что своя рубашка ближе к телу и все успехи наиболее видны в столицах, но, как гласит одна из пословиц, в жизни можно объяснить все, даже смерть, но вот только родным погибшего от этого не легче.
И все же мы надеемся, что и в нашу сторону произойдут подвижки в этом вопросе. Как никак, Чепецк - второй город в регионе. С другой стороны, хочу оправдаться, в настоящее время на путепроводе мы готовим ремонт по новой технологии на основе полимерных смол, в планах отремонтировать порядка 100 «квадратов». Конечно, это капля в море, но, согласитесь, лучше, чем ничего. Работаем с региональным центром, чтобы увеличить ассигнования, и необходимо отметить, что правительство региона идет нам навстречу. Это, в купе с новыми технологиями, дает надежду, что через некоторое время вас не так удручит состояние дорог в нашем городе.
Будем надеяться. Много лет вы находились в оппозиции власти. Сейчас вы сами стали властью, главой второго по величине города региона, крупного промышленного центра, где активно развиты различные сферы бизнеса. Каково это?
Изменилось ли у меня восприятие мира и действительности в связи с назначением? Ни коим образом. Оказавшись во власти, я, безусловно, должен действовать в рамках законодательства, по другому быть не может. Другое дело, как я лично отношусь к этим законам... Да наше законодательство где-то несправедливо, где-то неверно, но я уже зажат в рамки, поэтому уже не могу заниматься критикой, я обязан работать.
Все-таки, каким-то образом ваши убеждения отражаются на работе?
Можно так сказать... Я в рамках муниципалитета из всего многообразия зла должен выбрать наименьшее или свети его к минимуму. Для некоторых его величество рубль заслоняет глаза, а дальше хоть трава не расти. Лично для себя на муниципальной службе выработал правило: действовать в рамках закона, но с наименьшими для человека потерями.
То есть уже со «шкурой чиновника» свыклись?
Со шкурой? Понимаете, человек - существо даже более неприхотливое, чем скотина, он свыкается с любой шкурой. Нельзя свыкнуться лишь с горем и некомфортным состоянием. Власть еще никого не сделала лучше в моральном, этическом и человеческом смыслах. Задача любого чиновника - оставаться человеком, не страдать, чтобы другие не страдали от нахождения в шкуре чиновника. Это самая непростая человеческая задача. Это главное, что я вынес за все годы своей жизни.
Очень много в последнее и не только время говорится о проблемах управления муниципальными образованиями, а именно о двойственной системе «глава - глава администрации». Успели ли вы почувствовать все «прелести» этот системы на себе и нужно ли ее менять?
Понял это для себя еще в 2003 году, когда был принят 131-ФЗ. Я был противником этой системы и продолжаю им оставаться. Главой муниципалитета должен быть председатель исполнительной власти, избираемый всем населением. В конце концов, мы имеем такую структуру на уровне региона, за одним лишь исключением - губернатор не избирается. В подобной системе не следует искать правых и виноватых. Кроме того, необходимо поровну отвечать как за неудачи, так и за достижения. У нас же зачастую бывает, что лавры приписывают главе района, а неудачи списывают на главу администрацию... Это в корни не верно.
Перед вами сейчас какая цель стоит?
Я буду счастлив, если большинство моих сограждан-согорожан скажет, что «чуточку, но жить стало лучше»... Если мне с улыбкой будут смотреть в лицо, если не будут плевать в след. Не даром Аркадий Гайдар написал, что такое счастье в «Судьбе барабанщика». «Счастье - это когда не нужно ничего говорить и объяснять, когда люди и так знают, кто ты. Счастье - это когда тебя понимают».
По городу вы, наверно, перемещаетесь много. Останавливают ли вас люди на улицах? О чем говорят, спрашивают, что говорят?
Перемещаюсь. Хожу только пешком, так как у меня нет личного транспорта. Слышу и поздравления и сочувствие.
А чего больше?
Поздравлений. Много черпаю для себя. Так или иначе, человеческая психология такова, что если ты взобрался на маленькую кочку, люди считают, что ты изменился и перестал замечать окружение. Говорят часто: «А ты видишь это или то?» Конечно, вижу. Вы спрашивали про дороги. Конечно, я курсе всего происходящего, я не утратил этого восприятия. Любой человек, сев в чиновничье кресло (Ред. - указывает на свое кресло), лучше не станет. Кресло умное, а человек остается тем же самым. Это необходимо понимать. Но кресло заставляет больше думать, относиться к своему делу более ответственно. Это не есть средство самолюбования, оно должно мобилизовывать весь имеющийся у человека потенциал.
Под «жумпелом» демократии
13 марта изменилась, если так можно выразиться, политическая ситуация в регионе. Коммунист, по всей видимости, станет вице-спикером Заксобрания, коммунист же возглавит инфраструктурный комитет, коммунист стал главой Кирово-Чепецка. Ваша партия осознает, что для нее наступил «час X», своеобразная проверка, сможете ли вы вместо критики заняться реальными делами?
Конечно, осознаем. Вы думаете, что компартия сейчас пребывает в восторге от побед?Никакой радости нет. Ленин в свое время высказал колоссальнейшую мысль, что при нерешенном главном вопросе при решении частного мы всегда будем натыкаться на него. Главный вопрос сегодняшнего дня - это власть и собственность. В конце концов, мы действуем в рамках нерешенного вопроса, а в одной отдельно взятой деревне коммунизма не построишь. Мы это прекрасно понимаем.
Более того, я считаю, что на этом низовом уровне партийной борьбы просто не должно быть. Муниципальная власть, в конечно итоге, не есть государственная власть. Мы наиболее приближены к народу, мы - плевательница власти. За все недоработки «верхов», «середняков» отвечают и утираются именно муниципальные чиновники. Москва далеко, Киров поближе, но тоже не доплюнешь, а с нас спрашивают за все и по полной программе. Поэтому мы действуем в узком и стянутом пространстве. Чем ближе к низу, тем амплитуда правового маятника меньше.
Начинать в этих условиях политический мордобой и политические распри, еще серьезнее сужая собственное правовое поле, бессмысленно и глупо. Поэтому я против деления на нашем, низовом уровне на фракции. У нас должна быть одна фракция - жители Кирово-Чепецка или любого другого населенного пункта нашей страны. Нет смысла спорить о том, кто правее, а кто левее. В данном случае эйфории от того, что меня выбрали главой города, от того, что здесь появился «красный мэр», нет. Мэр, пэр... Я не люблю этих слов. Кто я тогда? Я городничий!
Наверняка прежний «городничий» Кирово-Чепецка имел стратегический план развития города. Будете ли вы этот план менять, возможно у вас есть своя программа?
Самое последнее дело - считать предшественников ниже по уровню мышления или понимания, чем ты сам. Они не менее умные, не менее ответственные. Нужно быть благодарным им за то, что они сделали или даже не сделали. Третьего апреля мой предшественник Анатолий Чеканов в этот самом кабинете защищал стратегию развития Кирово-Чепецка до 2015 года. Ни оснований, ни желания на то, чтобы ее начать менять, у меня нет. Необходимо разобраться с ней, вникнуть и работать.
У нас вообще модно ломать, модернизировать, оптимизировать. Перефразируя слова Геббельса, который говорил, что «когда я слышу слово «интеллигент», рука моя тянется к пистолету», жизнь заставила меня при словах «модернизация» и «реформа» тянуться к карману. Не дай Бог, отберут последнее. Жизнь к этому привела. Посмотрите, до чего мы дошли: демократия стала ругательством не потому, что она плоха, а потому, что под жумпелом «демократия» у нас творились самые негативные вещи. Не существо реформ плохое, а плох тот факт, что под лозунгом реформ преобразования зачастую совершаются без проработки, без включения в этот процесс простых жителей. Они придумываются в столице или «заграницах», то есть в условиях отличных от условий жизни населения и страны.
Уже упомянутый вами знаменитый 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» не является ли подтверждением ваших слов?
Именно. Причем мы это понимали сразу, но нас как не слушали, так и не слушают. Но если бы верховная власть имела реальную связь с низами, если бы низы не выполняли роль налима в аквариуме, который беззвучно открывает рот, ситуация, поверьте, была бы другой. К сожалению, мы всегда становимся умными после.
Город и комбинат
Не секрет, что глава Кирово-Чепецка серьезно зависит от руководства градообразующего предприятия - филиала компании «Уралхим». С его руководством в лице Сергея Дриневского или, возможно, Дмитрия Мазепина, уже успели установить контакт?
Четверть поступлений в бюджет дает комбинат. Если говорить о контакте, то он не нарушался. Всю жизнь я работал на этом предприятии. Когда сюда пришел «Уралхим», мы встречались в этом же кабинете с Мазепиным. Как бы я тому ни относился, жизнь требует нормального контакта с руководством предприятия. Я знаю, что кто-то хочет поспикулировать на этом: желанный этот глава для руководства химкомбината или нет. Это от лукавого, а не от действительности.
Но вам, как главе города, намного выгоднее, когда город в наименьшей степени будет зависеть от конкретного предприятия?
Город зависим от предприятия ровно настолько, насколько это экономически обосновано. Комбинат дает рабочие места, а это НДФЛ. Львиная доля муниципального бюджета, что греха таить, формируется как раз за счет этого налога. Чем стабильнее и эффективнее работает предприятие, тем более эффективны и результативны наши действия. Мы зависим от завода. Такая ситуация неизбежно заставляет нас контактировать, взаимодействовать и, если хотите, дружить. Никуда о этого не денешься. Да и зачем?
Однако последние события показали, что в кризис монопрофильная экономика опасна.
Но ведь Кирово-Чепецк и его предприятия, в отличие от многих других моногородов, пережили сложное время довольно неплохо и без ощутимых для жителей города потерь. Химический комбинат стабилен. Конечно, он понес свои потери, но они серьезно на финансовом обеспечении города не сказались. Взаимопонимание и поддержка здесь имела место. И еще... я понимаю, о чем вы меня завуалированно спрашиваете.
О чем же?
Некоторые СМИ постоянно упоминали, что в городской думе 70% депутатов - представители комбинат. Якобы это плохо. Ничего дурного в этом нет. Чем отличается интересы работников трудового коллектива химкомбината от интересов любого другого жителя города? В принципе, ничем. Естественно, что каждый радеет за свое предприятие, но это совершенно нормальная практика. Что заботит каждого человека? Наверное, возможность получать достойную заработную плату. Остальные вопросы - вторичны. А посему нет никакой разницы, представители какого предприятия составляют большинство в органах представительной власти на местном уровне. Что касается амбиций или отсутствия таковых у высшего руководства или менеджмента, то этот момент, наверное, тоже присутствует. Что и начинают «трясти» средства массовой информации, устраивая из этого шоу.
Еще один вопрос связан с химическим комбинатом. Вот-вот начнется сезон паводка, а это грозит Кирово-Чепецку и Кирову серьезными последствиями (вспомните прошлый год). Как-то к этому уже готовитесь?
Естественно. И, в первую очередь, я должен сказать, что руководство и работники комбината в этих вопросах чрезвычайно ответственны, говорю без всяких купюр, партийных или каких-то иных. Когда моих товарищей по партии начинает заносить в сферу экологических проблем, я тут же даю отпор. Мы, в независимости от нашей партийной принадлежности, должны быть честны перед общественностью. Если говорить о вложениях в природоохрану, то какой бы серьезной она ни была в советские времена, и с какой бы ностальгией я ни относился к тому периоду, в те времена их было гораздо меньше. Советский Союз - совершенно другая страна с другим законодательством и иным отношением к подобным вопросам.
Вспомните мичуринский постулат о том, что у природы необходимо взять все, что только можно. Оказывается, только брать, ничего не возвращая в замен, не получится. Сегодня есть трудности, о которых можно и нужно говорить, обращать на них внимание, но я скажу, что уровень технической безопасности сегодня выше, нежели 20 лет назад. Необходимо понять, все, что случилось в прошлом году - не есть вина сегодняшнего руководства комбината, это вина нас всех, накопившаяся за годы пуска завода минеральных удобрений, годы его модернизации, за 90-е. Отдуваемся.
По Кирову на уровне легенды ходит слух, что когда ветер дует в сторону областного центра, заслонки комбината открыты сильнее...
Приходилось слышать, но это полная ерунда. Из той оперы, что на чужом столе щи всегда жирнее. Фантазии из области фантасмагории. Других комментариев подобрать не могу.
Самогон с безверием в закуску
В Кирово-Чепецке «Единая Россия» стала даже не второй, а третьей, проиграв не только КПРФ, но и «Справедливой России». Почему?
Финансовый ресурс, использованный здесь оказался ниже, чем в Кирове, и разрыв между ресурсами нашими и партии власти в Кирово-Чепецке был не таким. Кроме того, протест на местах, был организованнее.
Традиционно «левые» пользовались поддержкой в сельской местности. Последние выборы показали обратную картину: в селах люди голосовали за партию власти, а в крупных городах области - за оппозицию. С чем это связано?
Предположить, конечно, можно все, что угодно, но я бы высказал свою мысль словами поэта Евгения Жуйкова: «Фейерверк в столице, а в селе самогон с безверием в закуску». Вера уничтожена. Это надежда человека покидает последней. А веру изничтожили. Степень катастрофы в селе и последствия этой катастрофы с городскими не сопоставимы. А чем больше степень деградации, тем выше неразборчивость людей, действующих по принципу «будь, что будет».
После голосования по кандидатуре спикера Законодательного собрания многие заговорили о расколе местной оппозиции, консолидировавшейся перед выборами. Есть ли раскол?
Я думаю, что нет. О нем заговорили потому, что 15 человек из оппозиции проголосовали за Женихова, но оппозиция у нас довольно разношерстная. В наших рядах много беспартийных.
В частности, один из лидеров местных коммунистов Дмитрий Русских.
Дмитрий Русских, к слову, в подходах подчас дает фору самым партийным из нас. Но соглашусь с вашим примером. Никто не станет отрицать, что в рядах оппозиции есть люди, далекие от программных линий партий. И, в конечном итоге, партийной дисциплины, присущей правящей партии, у нас нет. А уж там она, поверьте мне, железная. «Железнее», чем в КПСС. Уж я об этом могу судить, так как в КПСС я с 1979 года, причем являюсь членом ее руководящих органов. У нас такой дисциплины, такой соглядайности, такого доносительства не было. Мы, оппозиционеры, гораздо более свободны в морально-этическом плане. У нет настолько жесткого диктата сверху. В мире не найти и двух людей, действующих и думающих совершенно одинаково, подчиняющихся одним законам. Вот эта «разность» и большая раскрепощенность проявилась во время голосования по кандидатуре председателя Заксобрания. Поэтому был не раскол, а следствие человеческой разности и отсутствии «держимордовского» диктата.
Вы хотите сказать, что союз есть и он прочен?
Он есть и он достаточно прочен, насколько он может быть таковым при различии подходов, оценок и даже политической мысли руководителей. Я думаю, совместная работа оппозиции продолжится. По крайней мере, надеюсь на это.
От автора
В администрации Кирово-Чепецка царит непривычная для человека из большого города спокойная атмосфера. Гардеробщица, никуда не торопясь, раздает «номерки», полусонный охранник на вахте переписывает в журнал паспортные данные, при этом не смотрит в огромные и многочисленные сумки фотографа, форма которых вполне себе напоминает чехлы для оружия. «Он подумал, сколько «стволов» мы гипотетически могли пронести в моих сумках», - невесело шутит фотограф, поднимаясь на третий этаж, где расположен кабинет Владимира Крешетова. Местные чиновники мирно косятся на приезжих незнакомцев. Все тихо и неспешно. Среди всего этого умиротворения темпераментный глава смотрится несколько необычно. Он тверд, прямолинеен, а где-то резок. Сказываются годы, проведенные в оппозиции. В конце беседы глава города благодарит нас за визит и предлагает кофе-чай, по пути говоря, что совершенно к вниманию прессы не привык. Так и хочется ответить: «Привыкайте, Владимир Васильевич».
Досье:
Крешетов Владимир Васильевич, глава города Кирово-Чепецк.
Дата и место рождения: 9 июня 1950 года в Муроме Владимирской области.
Образование: в 1967 году окончил среднюю школу с серебряной медалью, в том же году поступил на химический факультет Московского Государственного университета, который успешно окончил в 1972 году.
Карьера: в 1972 году начал трудиться на Кирово-Чепецком химическом комбинате в специальном конструкторском бюро инженером-химиком, затем старшим инженером-химиком, руководителем химической лаборатории.
В 1979 году вступил в ряды КПСС. В том же году направлен на работу в качестве директора СГПТУ № 6 г. Кирово-Чепецка. В 1983 году был избран заместителем секретаря парткома химкомбината, а в 1990 году – секретарем парткома.
В 1991 году начал работать на Кирово-Чепецком химкомбинате в цехе № 76 инженером-технологом, начальником участка, технологом-заместителем начальника цеха.
В 2001 году был избран депутатом Кирово-Чепецкой городской думы, являлся председателем думы второго созыва.
В 2006 году после истечения срока полномочий начал трудиться начальником цеха № 200 Кирово-Чепецкого химкомбината, затем первым заместителем начальника того же цеха.
В конце 2009 года был принят старшим мастером производственного обучения в управляющую компанию «Уралхим».
В 2006 году избран депутатом Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва. Является членом фракции КПРФ.
25 марта 2011 года был избран главой муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области. 5 апреля состоялась инаугурация.
Семейное положение: женат, имеет дочь.
Беседовал
Павел Караваев
karavaev@bnkirov.ru