Владимир Сизов

Владимир Сизов

24.06.2013 3809 0

Нас ведут не туда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путь укрупнения и сокращения вузов не перспективен, а реформы высшего образования не улучшают качество образования, считает ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук, профессор Владимир Сизов. 20 лет назад (Сизову тогда не было даже 30 лет) он организовал в Кирове первый коммерческий вуз, а сегодня знает, как сделать страну эффективной и даже умеет «заглядывать» в будущее. 

Биочипы и 3D-челюсти

- Владимир Сергеевич, ужасно интересна ваша «форсайт-деятельность». Вы пытаетесь прогнозировать будущее и даже подготовили проект «Вятка-2050». Я не припомню, чтобы кто-то вообще занимался чем-то подобным в Кирове.

- Мы заинтересовались таким инструментом прогнозирования как форсайт (попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества) три года назад. На основе первых опытов выпустили монографию «Образование будущего». Тогда это было просто экспертное видение. В прошлом году у нас уже прошла всероссийская конференция. Но мы не достигли поставленных целей: решили опереться на столичных звезд (как это принято в провинции), было супер интересно, но они рассказывали о том, что увлекало в первую очередь их самих, а мне был интересен именно форсайт. В результате я сам засел за литературу, изучил различные методики, и в ноябре прошлого года представил на суд общественности индивидуальный форсайт. Отзывы были разные...

 

- Когда мы публиковали в своей газете выдержки из вашей работы, многие удивлялись и говорили: «что за сказки написал уважаемый профессор: рОботы и движущиеся тротуары на улицах, чипы в головах...».

- А я в свою очередь был очень удивлен, что, оказывается, многие интеллектуальные, умные люди, вообще не в теме, что происходит в мире. Форсайт — это не угадывание будущего, не какие-то мои фантазии, это разработанный по специальной методологии прогноз на основе научных открытий, которые сделаны уже сегодня, технологий и мирового опыта. Удивительно было также, что моя работа заинтересовала городскую администрацию. Они вышли с предложением провести городской форсайт. В нем участвовало 121 человек — предприниматели, преподаватели и даже депутаты Гордумы. Как раз вчера я передал в мэрию письменную работу — форсайт-исследование Кирова на 170 страницах. К концу августа мы издадим его в виде книги, а электронный вариант будет доступен на сайте ВСЭИ к концу июня. 

 

- Конференций больше не будет?

- Давайте так договоримся: я все-таки ученый и моя задача — исследовать. В этой книжке настолько богатый материал, что просто бери и пользуйся. Кстати, что-то из того, что мы прогнозировали, уже происходит. Например, мы говорили о том, что двигатели нужно переводить на газ — это и дешевле, и экологичнее. Уже после того, как наша конференция прошла, в мае Владимир Путин объявил, что нужно переводить транспорт на газ. Значит мы двигались правильно, и другие наши идеи (их больше 150) могут реализоваться. Поэтому надо их брать и претворять в жизнь уже сейчас.  

 

- То есть это такое практическое руководство предпринимателям? Тогда конкретно: какие направления будут востребованы? 

- Биотехнологии — однозначно. Но это, скорее, все-таки не для малого бизнеса. Востребованы будут биотехнологии, связанные, в первую очередь, с выращиванием пищевых биомасс, не отличимых от продуктов естественного происхождения. Они заменят варварское производство мяса через убийство животных. Будущее за производством нанобиороботов способных изнутри «ремонтировать» наш организм. Появятся лекарства увеличивающие срок человеческой жизни в 1,5-2 раза. Они будут действовать на конкретные клетки в организме и даже на клеточные органеллы. Будущее за технологиями по выращиванию донорских органов и производством биопротезов. Уже сегодня биотехнологии позволяют это. Вы, наверное, слышали про ЗD-принтеры, которые могут напечатать любую трехмерную конструкцию. Сканируется образец и тут же, или за 1000 километров, воспроизводится. И это не фантастика – недавно с помощью такого принтера воспроизвели точную копию скрипки Страдивари. И воспроизвести можно не только механические вещи, но и живые объекты. Уже воспроизведена сердечная мышца, челюсти, уши. Правда все это делается за границей, а надо, чтобы у нас. И в Кировской области для этого создана технологическая платформа, у нас активно развивается биотехнологический кластер. Нужно только создавать на этой платформе современные технологии или покупать за рубежом самые передовые. Наше исследование также показывает, что будущее - за самолетостроением, ракетостроением, различными космическими технологиями, например, будут востребованы разработка и создание микроспутников. И для этого база в Кировской области тоже имеется. Что касается малого бизнеса, мы прогнозируем, что будет определенный взрыв сетевых кафе-столовых. За границей, в том же Китае, сегодня многие уже не ужинают дома, экономят время (это самое ценное, что у нас есть). Есть исследования, что люди начинают питаться в кафе, когда их доход достигает 800-1000 долларов в месяц. Учитывая, что средняя зарплата в Кирове где-то 16-17 тысяч, нам не так и далеко до этого уровня. Постепенно, лет через 5-10 мы к этому все равно придем. Будут востребованы «экобазары» по продаже экологически чистых продуктов от непосредственных производителей. В Кирове необходим завод по переработке бытовых отходов, большая перспектива есть у промышленных предприятий по глубокой переработке древесины, а так же заводов по изготовлению готовых конструкций многоэтажных домов, которые будут, как конструктор собираться на месте. 

 

- А систему образования в собственном вузе вы как-то меняете исходя из результатов форсайт-исследований? 

- Я убежден, что в нашем вузе вообще самая продвинутая система в этом отношении. Разумеется, система образования тоже будет подвержена изменениям. В ближайшие годы следует ожидать полной централизации системы аттестации знаний, т.е. ЕГЭ будут сдавать не только школьники, но и выпускники вузов и техникумов. В тоже время произойдет индивидуализация и либерализация всех типов образования. Если заглядывать в отдаленное будущее, то где-то к 2050 или 2060 году (точно сказать сложно) будут созданы такие технологии, что знания можно будет закладывать прямо в мозг. Уже сегодня принципиально понятно, как это сделать, но технически это очень сложно и пока до этого далеко.

 

- И замечательно, что пока далеко.

- Пока информация только переводится в электронный вид. И мы в этом плане обогнали местные вузы года на три точно. У нас в институте давно есть электронные учебники, они анимированы различными картинками, вставками из научно-популярных фильмов, мультиками, тексты озвучены. Постоянно проводим видеоконсультации, вебинары. У нас также есть электронный образовательный сайт. Мы начали его делать еще 7 лет назад и были тогда первыми. У нас давно введены экзамены в форме электронного тестирования. Грамотно составленными тестами можно проверить любое знание, умение и навык. И если ЕГЭ ругают – это означает, что его разработчики, видимо, просто ленятся. Разумеется, от традиционных форм обучения мы не отказываемся. Например, предпочитаем видеолекциям обычные «живые» лекции.  Мы же зачем-то ходим на концерты, хотя можем в интернете послушать музыку, и она там даже, возможно, будет качественнее, чем в живом исполнении. Но есть какая-то энергетика и непередаваемое обаяние от живого исполнения... 

 

- Так может тогда образовательный процесс не уйдет в электронный формат?

- Обязательно уйдет. Преподаватель останется только в качестве консультанта. 

 

- То есть вы, по идее, предсказываете смерть вашему бизнесу?

- Нет, просто трансформацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будет ли чудо?

 

- Но кто-то же рискует не успеть перестроиться. Сколько, на ваш взгляд, останется вузов в Кирове в обозримом будущем? Это можно спрогнозировать?

- Здесь сложнее, потому что это связано еще и с некими волюнтаристскими решениями. А вообще, на мой взгляд, количество вузов никак не влияет на качество образования. Скорее наоборот, слишком большими вузами управлять сложнее. Я-то с трудом до студентов дохожу, а ректору огромного вуза не то, что со студентами, и с преподавателями не удается общаться. Соответственно, какой бы умный ректор ни был, он не увлекает своей харизмой и не передает своих идей тем, кто их в конечном итоге должен реализовывать.  Есть такая деловая игра — «Инструкция»: человек читает инструкцию и должен ее передать следующему, всего 8 звеньев. Я проводил эту игру много раз, и всегда к восьмому звену от первоначального текста ничего не остается, все переиначивается. Тенденция укрупнения и объединения вузов неперспективна. В промышленности есть понятие «эффект масштаба» — чем крупнее предприятие, тем меньше издержки. Но это работает, когда мы производим какую-то продукцию, а здесь мы производим специалиста, экономить на нем нельзя. Я не знаю из каких соображений чиновники минобрнауки целенаправленно всеми правдами и неправдами «продавливают» укрупнение и сокращения вузов. По моему мнению – это ложный путь. Все должно происходить естественным образом.  

 

- Хорошо, а какой путь — не ложный?

- Давайте возьмем такую страну, как Япония. 70 млн населения, крошечная территория, никаких природных ресурсов. Но только лет 7 назад они уступили второе место в мире Китаю по ВВП. У них есть только один ресурс — люди. И вот как раз в Японии стремятся к 100-процентному высшему образованию. Только высшее образование дает возможность человеку предлагать инновации, изобретать что-то. Когда человек знает только как копать яму, он может усовершенствовать лопату, стили копания, но никогда не изобретет автомобиль «Тойота». 

 

- Между тем, на всех уровнях говорят о том, что наша страна отчаянно нуждается в рабочих.

- Все зависит от того, какую страну мы хотим получить. Если индустриальную страну (придаток другим технологически-развитым странам), то нам, конечно, нужны рабочие. Впрочем, рабочий с высшим образованием тоже никому еще не помешал. Но мы с вами говорим про развитые страны. За счет чего они развитые? Японцы давно ничего не производят сами, они продают технологии. Зачем нам готовить рабочих, если мы можем готовить инженеров и ученых, разрабатывать технологии и продавать их в другие страны. И вот при такой системе нужно, чтобы высшее образование получало 100% населения.

 

- Однако японцы китайцам все-таки уступили.

- Уступили, но по ВВП, а не по качеству жизни. Китайцы просто воспользовались своим преимуществом. Слишком большое количество населения можно воспринимать, как недостаток, а можно использовать как стратегический ресурс. Я в Китае бывал и не однажды и знаю, о чем говорю. Если вы там подарите кой-то сувенир, сделанный вручную, они не придут в восхищение, потому что у них до сих пор все делается руками. Даже бетонные плиты. Рядом с гостиницей, в которой я останавливался, стоял завод и я наблюдал, как китайцы вручную замешивают бетон и делают плиты. Для нас это дико, но когда я спросил, почему вы так делаете, мне ответили, что дешевле нанять рабочих, чем купить бетомешалку. К тому же таким образом решается проблема безработицы. Сейчас, правда, китайцы уже достигли среднего достатка и хотят жить лучше. Надо понимать, что если по ВВП Китай догоняет Америку, то по показателю «ВВП на душу населения» у них провал, и доходы на душу населения у них в разы меньше, чем даже в России.  

 

- Вы все-таки призываете повторить «японское чудо»?

- «Китайское» надо было делать раньше. Думаю, Горбачев, если бы он остался у власти, все-таки хотел пойти китайским путем. Но мы пошли другим путем, слушая западных аналитиков и консультантов. Время показало, что мы не достигли тех результатов, которые планировались. Возможно, был недоучтен человеческий фактор, особенность российского менталитета, и криминалитета в том числе. Никто же не ожидал, что найдутся люди, которые просто возьмут и своруют всю страну. В 2000-е многое переменилось, закончился беспредел, но  до сих пор не все идет так, как надо. Экономисты говорят об этом на каждой конференции, предупреждают, что Россия падает все глубже и глубже в яму, но вы думаете, кто-то их слушает? В России вообще-то уже началась рецессия, хотя об этом и не говорят. Я еще в марте говорил друзьям, что будет падение рубля. Оно началось в мае, а в июне официально объявили о грядущей девальвации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужен Минобртруд

 

- Итак, вы не очень одобряете тот путь, по которому сегодня движется система образования в России. Этот путь в том числе, видимо, предполагает гонения на гуманитарные направления, насколько это оправдано? 

- Вообще не оправдано. Опять-таки статистика это подтверждает. Ежегодно у нас выпускается 700-800 тысяч экономистов и юристов вместе взятых, это ровно в 2,5 раза меньше, чем инженеров. При этом на учете в службе занятости инженеров стоит гораздо больше. Поэтому о чем вы говорите? Вам инженеры нужны, а где они работать-то будут? И что бы там не говорили, я свою дочь отправил учиться на юридический, она закончила МГУ. Юристов, может быть, и много, но чем их больше, тем выше между ними конкуренция, соответственно, тем лучше они должны учиться, чтобы потом иметь возможность трудоустроиться. А если мы искусственно сократим количество экономистов и юристов, студенты будут знать, что так или иначе найдут работу, мотивация хорошо учиться пропадет вообще. 

 

- Но и сегодня уровень подготовленности выпускников никого не устраивает. 

- Тут тоже интересно получается. Любое предприятие хочет, чтобы на работу пришел сразу готовый специалист. Но это же предприятие не готово взять студентов на практику. А даже если и берет, то студент там занимается чем угодно, только не работой с юридическими, бухгалтерскими документами. Вы что думаете, кто-то пустит студента в бухгалтерию? Боятся. Чаще практика ограничивается функцией «мальчика на побегушках» и «девочки-секретарши». А потом руководители предприятий возмущаются — почему вы не готовите специалистов. А вы нам помогли в этом? А еще я всегда отвечаю на такие претензии следующим образом: мы можем подготовить любого специалиста, какого вам надо, вы только задайте нам его параметры и оплатите обучение. А то предприниматели все еще живут в советском союзе, когда обучение было бесплатное и государство брало на себя функцию платить за подготовку тех специалистов, которые нужны предприятиям. 

 

- Предприниматели предъявляют претензии вузам, вузы, как оказалось, — предпринимателям. А как-то договориться нельзя?

- Можно. Знаете, предприниматели плачутся — «вы кого готовите». А я ведь готовлю не «от фонаря», у меня есть государственный стандарт, в котором четко прописано, какой специалист на выходе должен получиться, какие курсы и предметы он должен изучить. Если бы предприниматели прописали какие нужны специалисты, предложили, какие предметы должны изучить эти специалисты, и взяли на себя маленькую обязанность принять в свою вотчину на практику этих будущих специалистов, проблема была бы решена. Но вообще, начинать решение этой проблемы надо с высшего уровня. На мой взгляд, то, что у нас существует Министерство образования и науки — это не правильно. Должно быть Министерство образования и труда. Образование, по идее, должно готовить не научных работников. Не понятно, почему нас сейчас заставляют заниматься больше наукой, чем образованием. То есть саму идею я понимаю: если человек не занимается наукой, то как он может преподавать? И, разумеется, преподаватели в любом случае занимаются наукой, но невозможно преподавать и одновременно делать серьезные научные открытия. В больших вузах эти два направления так или иначе отделяют, там есть научные отделы, которые занимаются только наукой, и есть люди, которые занимаются в основном обучением. Правильно и логично объединить министерство образование и труда, потому что выпускники потом идут трудиться, в науке остается менее 1%. Логично, чтобы одно министерство готовило требования к будущим работникам и исполняло эти требования. Сегодня два министерства договориться между собой не могут. 

 

Охота за собственностью

 

- Насколько активно министерство образования на вас влияет? 

- Мы подчиняемся всем требованиям. Их много, можно только мечтать об академических свободах, которые были в  1863 году, когда Александр II подписал университетский устав. Сейчас все жестче. Министерство выставляет параметры, которым должен соответствовать вуз, иногда эти параметры не вполне понятны. Уже оскомину у всех набил мониторинг вузов (негосударственные вузы с этого года тоже обязаны его проходить). Так вот ни один (!) из критериев, по которым оцениваются вузы, об эффективности образования не говорит вообще никак. Поэтому и возникает вопрос: вы зачем это  проводите? Так и скажите: хотим сократить вузы. 

 

- Так они и говорят, что нужно сокращать вузы, оставить только эффективные. 

- Тогда бы и оценивали эффективность. А оцениваются другие параметры. Допустим, первый параметр — показатель ЕГЭ должен быть не менее 60 баллов. Каким образом показатель ЕГЭ отражает эффективно вуз поработал или нет? Наверное, ЕГЭ оценивает эффективность школы? И не совсем верно утверждение, что ребята, которые сдали ЕГЭ лучше, идут в лучшие вузы, они идут туда, где есть бюджетные места. Понятно, что если вуз бюджета не имеет, то и конкурсный балл будет ниже. Или, к примеру, есть показатель — количество иностранных студентов в вузе. Скажите, мы кого учим? И каким образом количество иностранных студентов отражает качество обучения в вузе? Далее, показатели для всех регионов одинаковые, то есть в Москве преподаватель должен заработать на науке 50 тысяч в год, и здесь, в Кирове, тоже 50 тысяч. Общая выручка на каждого сотрудника одинакова и для нас, и для московских вузов... Опять-таки, как общая выручка связана с эффективностью и качеством обучения? По моему мнению, чтобы судить о качестве подготовки надо смотреть динамику - что получилось из ребят на выходе из университета, и обязательно оценивать зарплату выпускника через  пять лет, потому, что предприниматели рублем оценивают качество подготовки выпускника и его умение добывать и применять знания. 

 

Хорошие 90-е

 

- Экономика падает, требования к вузам ужесточаются. У меня в этой связи два вопроса: в этих условиях коммерческому вузу в глубинке насколько тяжело выживать? И считаете ли вы Киров глубинкой?

- Тяжелее, чем в Москве — это точно. Но нам всегда было тяжело. Мы привыкли. Мы жили, живем и, надеюсь, будем жить. А Киров — конечно, глубинка. Но со своим специфическим лицом. В Кирове, например, количество докторов наук на условно 100 тысяч населения в 6 раз меньше, чем в Москве. То есть в столице все же более интеллектуальная среда. 

 

- И как к вам пришла идея организовать коммерческий вуз в глубинке? Рискованно же.

- Ногами, наверное, пришла... Меня всегда веселят такие вопросы. Само собой все произошло. Мы же не сразу строили вуз. Я был молод, работал в обкоме комсомола, потом ушел оттуда и создал свой бизнес - учебно-оздоровительный центр (я раньше был тренером по цигуну). Потом появились другие направления, мы стали готовить людей в вуз, организовали курсы, лицензировали дополнительное образование, потом среднее профессиональное, а дальше естественным образом должен был появиться вуз. К высшему образованию мы где-то года полтора шли, потому что не очень понимали, как это организовать. Было сложно... хотя сложно было все 20 лет. Знаете, государственные вузы всегда жалуются, что у них такие большие проблемы, но ведь им деньги государство дает, и главное их эффективно потратить, а мне их еще и заработать нужно, и налоги заплатить, и людей накормить (в вузе вместе с совместителями работает около 200 человек) и как-то развиваться еще. Мне вообще кажется, что если ты прошел школу негосударственного вуза, то работать в государственном уже гораздо проще. 

 

- Вам, тем не менее, удается делать выгодный бизнес на образовании.

- Не забывайте, что вуз открылся в 90-е годы. Их принято называть «лихими», а я называю их просто хорошими годами, когда любому человеку можно было попытаться что-то организовать. Сейчас взять и открыть вуз просто нереально. Сегодня все настолько обложено бюрократическими процедурами, что вас в этот бизнес просто не пустят. Так что я бы поостерегся говорить, что это очень выгодный бизнес.

 

- Но у вас получается.

- Стараемся. А зачем делать плохо? У меня есть любимая пословица: делай, что должно, и будь, что будет. Да и вообще, такое ощущение, что меня ведет по жизни кто-то. Я когда начинаю чем-то другим заниматься, меня кто-то как будто аккуратно (или неаккуратно) возвращает обратно. Я человек верующий. И я верю, что у каждого человека есть миссия, и Господь приглядывает и ведет, если ты в него веришь. А потом ты ответишь за все, в том числе за то, что где-то когда-то схалтурил. Так что я стараюсь все делать по-честному. 

 

Беседовала 

Мария Петухова

petuhova.mv@gmail.com

 

Досье: 

Сизов Владимир Сергеевич, ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор. 

Дата и место рождения: 26 июля 1966 года, Киров. 

Образование: Кировский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина  (учитель биологии), Российский государственный гуманитарный университет (юрист) 

Карьера:

С 1988 по 1991 годы - комиссар областного штаба студенческих строительных отрядов  в Кировском областном комитете ВЛКСМ. 

С 1991 по 1997 годы - директор хозрасчетного учебно-спортивного центра.

С 1997 года - ректор негосударственного образовательного учреждения «Вятский социально-экономический институт». 

Председатель Совета руководителей негосударственных образовательных учреждений Кировской области; главный редактор всероссийского научно-методического журнала "Вопросы новой экономики"; руководитель Вятского отделения Международной академии исследования будущего (МАИБ); руководитель представительства Центра общественных наук МГУ в Кировской области; президент Вятского интеллектуального клуба; действительный член академий (академик): Академии философии и хозяйства (член Президиума), Международной академии исследования будущего и Российской Академии Естествознания.

Награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшей школы РФ».

Увлечения: «петь дома под гитару», писать книги, читать. Коллекционирование минералы, китайских чайников и старинных монет. 

Любимые книги, авторы: Набоков, Гоголь, Мураками, Пелевин («Священная книга оборотня»).

Кухня: китайская и среднезимноморская, нравится то, что жена готовит. 

Любимая музыка: Светлана Сурганова, Борис Гребенщиков. 

Девиз: Делай, что должно и будь, что будет. 

Семейное положение: женат, двое взрослых детей (дочь и сын).

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений