Вячеслав Куклин
На грани формаций
Россия сделала лишь маленький шажок на пути восстановления экономики после кризиса, считает генеральный директор «Кировской коммерческой компании» Вячеслав Куклин. О вреде спешки и революций, о том, как сохранить социалистическое лицо в капиталистических условиях и о символике трех «К» Куклин рассказал газете «Бизнес Новости».
Маленький социализм
- А почему вдруг ко мне интерес? - скромно спрашивает Вячеслав Сергеевич, усаживаясь в директорское кресло.
В кресло, стоящее в офисе компании, которая работает на рынке еще, кажется, со времен царя Берендея. Возмужав в советский плановый период, изучив вдоль и поперек технологию снабжения предприятий материальными ресурсами, эта компания в 90-е годы назвалась «коммерческой» и благополучно влилась в рыночную экономику. Встроился «в рынок» и Вячеслав Куклин. Он трудится в «ККК» (до перестройки - кировское территориальное управление Госснаба СССР) еще со времен, когда регионом руководил секретарь обкома КПСС Вадим Бакатин. Интернет о Куклине молчит, сам же он на правах кукловода ведет свою игру, особо не вмешиваясь в политику, не засвечиваясь в скандалах, не мелькая в телевизоре. А то, что скрыто - вдвойне интересно.
- Дом, в котором располагается «ККК», однажды построил купец Василий Калинин, - рассказывает Куклин. - Потом особняк, тогда еще невзрачный, двухэтажный, переходил из рук в руки, пока не оказался в собственности у купца Прозорова. Последний, руководствуясь одному ему известными убеждениями, уступил владения Министерству внутренних дел под губернаторовы покои и канцелярию.
В этих стенах управители губернии вершили свои губернаторские дела. Сегодня здесь восседает генеральный директор «Кировской коммерческой компании». Тоже верховодит, но уже в мире бизнеса.
Вячеслав Сергеевич, как вам работается в «губернаторском» доме?
Мы об этом не думаем. У этих стен богатая история... здесь, кстати долгое время «Кировская правда» располагалась. А мы работаем в сегодняшнем дне: «бегаем» от социализма к капитализму и обратно. Пытаются же у нас в условиях капитализма строить государство социальной направленности...
Пытаются, да...
А мы можем создать предприятие социальной направленности. И создаем.
При входе в «ККК» испытываешь смешанные чувства: как будто за спиной закрылась дверь в XXI век, а перед глазами - кусочек Советского Союза: портреты «передовиков производства» советского периода на стенах (причем, портреты сопровождает соответствующая символика), флаг, не советский, но тоже красный. «Наша стена почета - это дань истории», - поясняет Куклин. Здесь вообще много интересного: начиная от статуи Меркурия (покровителя торговли и предпринимательства), украшающей фасад здания, и заканчивая комнатой для приема пищи, больше похожей на современный бар, и собственным Медцентром. Каждое утро здесь играет гимн компании, а стены украшены видами губернской Вятки в исполнении вятского художника Александра Селезенева, фотографиями его же «производства» и даже портретом Сергея Мироновича Кирова. А для верующих сотрудников в подвале соорудили настоящую молельную комнату с иконами, свечами и расписными стенами.
В 1990-х годах в России происходили удивительные метаморфозы: бывшие коммунисты вдруг начали усиленно строить капитализм, вчерашние атеисты массово пошли в церковь. Сотрудники попросили нас сделать в компании молельную комнату, вот мы и сделали, «по просьбам трудящихся.
У вас тут такой маленький социализм в немаленькой компании... Все для народа?
Нет, о социализме речь не идет. Просто мы стараемся заботиться о людях: удешевляем питание, поддерживаем матерей-одиночек, помогаем готовить детей сотрудников к школе. Подарки, помощь ветеранам - это, разумеется, святое. Сделали также базу отдыха, куда сотрудники ездят отдыхать бесплатно. По большому счету, «Кировская коммерческая компания» - это народное предприятие: у нас 800 акционеров.
А не много на себя берет ККК? В последнее время наоборот популярными стали предложения о снижении социальной нагрузки на бизнес. Утверждают, что нужно сбросить этот балласт, иначе экономика не начнет работать эффективно.
Мне кажется, эти лозунги немного оторваны от жизни. В свое время предприятия освободили от «социалки». Также говорили, что предприятия заработают нормально, после того, как их освободят от содержания домов культуры, жилья и так далее. Освободили. Где предприятия? Я понимаю, что хотят как лучше, но получится-то как всегда, как говаривал незабвенный Черномырдин. Поэтому предприятия, особенно крупные, должны быть социально-ответственными.
Чтобы женщины рожали
Хорошо. Вы для сотрудников стараетесь. А между тем, судя по ежегодному отчету, в 2009 году производительность труда у вас резко упала. Может, все же построже надо?
Упал доход компании, а вместе с ним сократилась и выработка на человека. Люди не стали хуже работать. А снижение дохода - это следствие кризиса: усилилась конкуренция, упала покупательская способность, сократился спрос на лесопродукцию, замедлились темпы строительства.
Кризис, на ваш взгляд, позади?
Нет. Думаю, еще нет. Хотя движение к лучшему наблюдается.
Предприниматели, например, отмечают, что проще стало кредитоваться, и вообще имеет место быть некое оживление экономики. Это так?
Некоторые банки действительно снизили процентные ставки. Однако не думаю, что кредиты уж очень доступны, так как банки после кризиса стали более осмотрительными. В целом же кризис не преодолен. Это видно хотя бы по строительству жилья. Сегодня показатель возводимого жилья в регионе карабкается к отметке в 400 000 квадратных метров, а когда-то в области вводили 1 млн 200 тыс. квадратных метров, да еще десяток детских садов и минимум 2-3 школы. Сейчас любят говорить, что, мол, тогда бараки строили. Да, было время, и бараки строили. Когда к нам после войны эвакуировали заводы, никто же не припас предварительно жилье для рабочих этих заводов. Вот и колотили бараки. И в них, кстати, было весело жить.
Сомнительное такое веселье...
Все ходили друг к другу в гости. Некоторые комнаты разгораживались простыней, отодвинул занавесочку - и уже в гостях. Тогда людей только две вещи заботили: чтобы не было войны и было где жить. Были в советское время попытки малоэтажного строительства. Перед войной завод «Лепсе» построил шесть индивидуальных домов. Я как раз жил в таком. Потом была еще одна попытка реанимировать частное жилье. В 1989 году начало развиваться кооперативное движение. Госснаб СССР занимался обеспечением предприятий материальными ресурсами и предоставлял кооперативам гарантию по кредитам. Ответственности, кстати, было ноль. Выработали такую систему гарантий, при которой гарант ни за что не платил и не отвечал. Сегодня строят в разы меньше. Практически не появляется детских садов. Да и старые не берегут. Сколько садиков под офисы раздали? Просчитались. Думали, что спад рождаемости всегда будет, а женщины вдруг начали рожать (на самом деле, это самое главное - чтобы женщины рожали). Теперь мест в садах не хватает. Вообще, в Советском Союзе все же было больше уверенности в завтрашнем дне. У будущих мам были квартиры, ребенка можно было отвести в садик бесплатно, а дальше школа, техническое училище, институт.
Мне довелось однажды беседовать с основателем группы компаний «Рольф» Сергеем Петровым. Так вот он утверждал, что именно за эти квартиры, которые так щедро раздавало государство, страна расплачивается до сих пор, так как это были экономически ничем не обусловленные траты.
Не думаю, что страна расплачивается за садики и квартиры. Просто сейчас государство отказывается от социальных расходов. Посмотрите, во всю идет реформа ЖКХ, отрасль пытаются передать в частные руки, спешно создают ТСЖ. Население ставят перед фактом: платите деньги за ремонт домов... которые не ремонтировались 20 лет. И собирать эти деньги будут, видимо, до тех пор, пока дом не рухнет окончательно. То есть если раньше «социалку» сбросили предприятия, то теперь от нее отказывается и государство. Это все при том, что в бюджете социальные расходы только увеличиваются.
То есть расходуют неэффективно? Или не туда расходуют?
Не знаю. Сейчас активно муссируют тему коррупции. Руководитель Счетной палаты Степашин называет такие цифры, что думаешь «как так можно вообще... столько украсть». Но, мне кажется, это единичные факты. Допустим в нашем регионе... неизвестно с чем борются различные антикоррупционные комиссии, прокуратура и МВД. Где результаты? Каков итог? Задержали врача, учителя, на днях пожарного инспектора с 30 тыс. рублей. Это же не серьезно. Есть ощущение, что в действительности о коррупции знают только журналисты. И с их подачи складывается видимость, что все вокруг подчинено коррупции. Может быть, раскрытых преступлений станет больше, когда начнут действовать добровольные осведомители, на поощрение которых правительство готово выделить миллионы рублей. А знаете, что сдерживает борьбу с коррупцией? Один из идейных лидеров новой России однажды сказал, что 10% от сделки – это нормальное вознаграждение. Может быть, сдерживая карательные меры, государство улучшает качество жизни определенной категории населения? В Кировской же области обсуждать тему коррупцию, мне кажется, бессмысленно.
То есть вы в процессе своей работы никак не сталкиваетесь, например, со взятками?
Нет. Я никогда не давал взяток.
А у вас просили?
У меня - нет. Наверное, у кого-то просят...
Ну хорошо, коррупция - это все же только маленькая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю. Насколько в целом благоприятен предпринимательский климат сегодня? Никита Белых, например, декларирует задачу привлечения инвестиций как одну из основных в своей работе. Вы работали при Бакатине, Десятникове, Сергеенкове, при Шаклеине, работаете при Белых. Можете сравнить...
Каким-либо образом сравнивать руководителей области или их подходы к управлению не этично. Не забывайте, они работали в разных эпохах. Бакатин еще строил социализм, Десятников реализовывал в жизнь идеи реформаторов, Сергеенков, Шаклеин уже работали в новой России. И никто из предшественников Белых, я думаю, не отказывался от таких целей и задач, как привлечение в регион инвестиций. Это же развитие страны. Никита Белых - молодой амбициозный человек, за плечами у него бизнес, а потому есть свое видение вопросов предпринимательского климата. Я состою в экономическом совете при губернаторе и могу вас уверить: хороших идей очень много. Но проблема очень серьезная. Инвестиций не хватает в стране в целом, идет страшный отток капиталов. А в отдельно-взятом регионе выстроить эту работу крайне сложно. Тем более, что приходится решать множество частных проблем и вопросов.
Просчитались дважды
Как, например, вопрос с нехваткой вагонов для лесоперевозок... Насколько я понимаю, вас эта проблема коснулась непосредственно.
Да, наша компания занимается лесом, это традиционно было успешное направление. Но сначала вмешался кризис, а недавно получили такой удар со стороны РЖД.
Как-то решился вопрос?
Нашли поддержку у наших земляков в Москве. Подключился Совет Федерации. Но вагонов по-прежнему не хватает.
Все не слава богу у лесников... то жуки атакуют, то вагонов нет, то кризис лютует. У вас, судя по отчету, доля выручки от реализации лесопродукции в общем объеме выручки с начала кризиса сильно снизилась. Рынок еще не восстановился?
Нет. В один день трудности не преодолеть. Тем более, когда возникают такие проблемы с вагонами. Знаете, с железной дорогой получается так же, как с энергетикой. Чубайс утверждал, что как только электроэнергия перейдет в частные руки, как только появится конкуренция, цены на энергоносители упадут. Но сегодня энергетические компании говорят государству: дайте денег, работать не рентабельно. Государство, как с детскими садиками, просчиталось. История с реформой РЖД похожа. Стояла задача - создать конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок. Обещали снизить цены.
Сейчас и в лесу пытаются провести некую реформу: привести частников, создать конкуренцию. Не просчитаются?
Там в лесу и так одни частники. Был государственный «Кировслес», да сдулся. В лесу должен быть хозяин.
Хозяевами должны быть предприниматели?
Помните, как говорили о сельском хозяйстве - «на селе должен быть хозяин». Раздали земли, пытались взрастить фермеров. Да, сегодня есть ряд крепких компаний, но сколько хозяйств исчезло с карты региона? Поля зарастают... Поспешили в реформами. У нас все любят делать быстро. Между тем, в любом вопросе главное - не спешить. Сегодня поддерживают хорошие хозяйства. А что делать с остальными? Что делать с населенными пунктами, в которых хозяйства исчезли? Ведь когда-то была целая деревенская культура. В селе «водились» деньги. Мне довелось работать в «Агроснабе», так вот туда приходило столько техники, что мы вывозили ее в колхозы (практически насильно вручали), только чтобы освободить место на базе под новую технику. Рождаемость, в конце концов, росла за счет деревни. А сегодня там не только рождаемости, там и людей-то уже нет. Владимир Путин говорит, что надо развивать село. Региональные власти уверяют, что не бросят село, что будут, например, развивать ФАПы, чтобы жизнь на селе не исчезла совсем. Надеюсь, так и будет.
Только ФАПы нужно оснастить, фельдшеров обучить. На это требуется время.
В любом случае, здравоохранение необходимо реформировать. Нужно платить врачам за результат, а не за присутствие на работе, как Матвеев говорит.
То есть вы поддерживаете реформы?
1. Идея, бесспорно, неплохая. На федеральном уровне программу реформирования медицины озвучил премьер, на региональном - губернатор. Слушаешь, и душа радуется: все на селе будет хорошо, больницы отремонтируют, зарплаты врачам поднимут до достойного уровня, обеспечат населению бесплатную медицинскую помощь. Но реализуют все это революционными методами. Сначала рушат все до основания, потом строить начинают, надеясь на светлое будущее, которое наступит когда-то потом... А болеют люди сейчас.
Отъезд Марии Гайдар не отразится на осуществлении реформ?
Думаю, никак не отразится. В регионе осталась команда Гайдар, она и продолжит работу. Вообще, все отъезды и назначения вице-губернаторов, по идее, не должны сказываться на работе, если разработана стратегия, продуман план действий.
Нет людей вне политики
Но, согласитесь, последние перестановки в правительстве и горадминистрации наделали много шума. Вы за политической жизнью в регионе активно следите?
Да, конечно.
На выборы ходили?
Разумеется. Я не могу не ходить на выборы. Каждый гражданин должен проголосовать.
Внушительная часть молодого поколения убеждена, что голосовать не за кого... да и бессмысленно.
Да, это расхожее убеждение. Но выбор всегда есть. Да и молодежь сама должна что-то делать, чтобы к ней прислушивались. И в сегодняшних условиях можно заявить о себе.
Вы, насколько я понимаю, пытались пройти в Заксобрание четвертого созыва?
Никогда в жизни.
Я видела публикацию на сайте Избирательной комиссии Кировской области (за 2006 год), в которой говорилось о том, что кандидата в депутаты Заксобрания Куклина Вячеслава Сергеевича исключили из областного списка кандидатов, выдвинутых реготделением КПРФ. Чтобы кого-то исключить, надо кого-то сначала включить в список кандидатов...
Мне предлагали стать кандидатом от КПРФ, так нужно было партии и я с этим согласен, но никто не регистрировал меня в качестве кандидата в депутаты. Хотя я не помню, какая там была процедура... Во всяком случае, я был депутатом районного совета, городского совета, областного совета. Думаю, хватит.
В ближайшем будущем в политику больше не пойдете?
Нет. Но вы поймите, нет таких людей, которые вообще не участвуют в политике. Даже те, кто говорят, что в политику не вмешиваются, так или иначе причастны к политической жизни.
Чисто с политической точки название вашей компании, на ваш взгляд, не устарело?
Слово «коммерсант» действительно за последние годы дискредитировало себя и многие компании отказались от него, сменили название. Но в 1994 году мы выбрали такое имя - «Кировская коммерческая компания». Три буквы «к» - это было символично, так как у руля тогда стояли три человека, фамилии которых начинались на «к»: Куклин, Крупинин и Кузьмин. Это был наш выбор и мы его уважаем до сих пор.
Между тем, «коммерсантов» не жалует даже власть. К примеру, сейчас разрабатывают варианты снижения социального налога, но речь идет лишь о неторговых предприятиях. Вас не обижает такое отношение к торговле?
Вообще, решения пока нет. Есть философия. И есть разные мнения. Председатель общественного движения «Деловая Россия» Борис Титов, например, говорит, что нужно всех уравнять в этом вопросе. Премьер-министр Владимир Путин задает вопрос - что будет с пенсиями, если налог снизить?
Вам по силам платить такой налог?
Мы ревем, но платим. Бесспорно, это сказалось на результатах.
Не скучаете по Советскому Союзу? Там никаких налогов не было...
Потерявши голову, о волосах, как говориться не плачут. Все закончилось. Сейчас новый этап. Это выбор людей и с этим нужно считаться.
Вам комфортно в этом выборе?
Свободнее.
Мы беседуем около часа. Уже практически прощаемся в сквере на улице, как мимо проносится девочка и истошно кричит убежавшему вперед пареньку: «Никита, гад!»
Вот так вот... Вот воспитание, - задумчиво говорит Куклин. - Это пережитки сегодняшней свободы. С этого все и начинается. Пусть кричат, я не против. Раньше дети тоже шалили, но было уважение к старшим. Чтили традиции. Образование нам давали хорошее, широкое, и из школы выходили разносторонне развитые личности. Сейчас пытаются эту систему сломать и неизвестно чем это все закончится. А сколько скандалов с ЕГЭ? Такое впечатление, что один только Фурсенко «за», а все остальные против реформ. Президент говорит - не спешите, премьер ему вторит, а каток идет и идет. Вот эта спешка, этот революционный подход уже не раз играл злую шутку с нашей страной.
Досье:
Вячеслав Сергеевич Куклин, генеральный директор «Кировской коммерческой компании».
Дата и место рождения: 30 декабря 1941 года, г. Киров.
Образование: высшее экономическое. Окончил «Всесоюзный заочный финансово-экономический институт», «Академию народного хозяйства». Член-корреспондент Академии естественных наук России, стажировался в США, после чего сделал вывод: Задорнов прав, когда говорит про американцев.
Карьера: после окончания ремесленного училища работал электромонтером на заводе «Лепсе». Потом служил в Советской Армии. После армии работал слесарем-электромонтажником на заводе «Маяк», экономистом, заместителем директора в «Агроснабе», затем заместителем директора на «Кировском биохимическом заводе». Потом меня рекомендовали Бакатину и я занял должность первого заместителя начальника Волго-Вятского Главного территориального управления Госснаба СССР, позднее - начальника управления «Кировснаба», начальника Кировского Главснаба Территориального управления Госснаба СССР. С 1994 года - генеральный директор ОАО «Кировской коммерческой компании».
Увлечение: работа, футбол, баня.
Любимые фильмы: фильмы о государстве, которого больше нет... из серии «Чапаев», «Освобождение».
Любимая кухня: русская кухня, домашние пельмени.
Любимая музыка: музыка советских композиторов, В. Кикабидзе, С.Ротару.
Любимая книга: серия «Жизнь замечательных людей». Мемуары.
Семейное положение: женат, дочь, внучка.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com