Бизнес-школа на новый лад: как сегодня живет кировский авторынок – материалы газеты
Авторынок в городе функционирует. И довольно бойко. Всё почти как раньше. Не «пасутся» лишь табором по краям проезжей трассы неприкаянные владельцы всевозможного «автохлама», не желающие платить за стоянку. Сейчас торговля идет цивилизованно, красиво, опрятно: яркие вывески дилеров, магазинов запчастей, симпатичная кафешка с вкусной едой. В конце концов – приличный туалет. В этом убедился корреспондент «Бизнес новостей», побывав на «ломоносовской» автоярмарке.
Быстро прошелся по рядам. Самые дешевое авто – «Запорожец», причем в отличном состоянии. Цена 220 тысяч рублей. Самое дорогое – свежий «Ягуар» за 10 млн рублей.
Переговорив с приветливыми продавцами-мужчинами, понял: собственно бегства в онлайн на всякие торговые площадки в интернете, которое анонсировали эксперты, полностью так и не произошло. Похоже, в ближайшей перспективе и не произойдет. Всё-таки в подобных недешевых и далеко не тривиальных бизнес-сделках живое общение, «живая» перед глазами «ласточка» в выборе играют важную роль. Да, договорившись по интернету, покупатель тоже всё посмотрит-проверит, загонит на яму, погоняет движок, тормоза … Но по факту отдали деньги, подписал купчую – разошлись. Забыли друг о друге.
На рынке не так... В случае чего запросто вернетесь к своему знакомому (либо ставшему знакомым) человеку, расскажете о возникшей проблеме, посоветуетесь. Велика вероятность, что вас направят в надежную честную мастерскую без «кидков» с запчастями или вовсе обменяют разонравившуюся тачку с доплатой. Это называется старым, забытым для многих словом «доверие».
Запчасти для доноров и «праворульки»
Занявшись предметом автоторга, его генезисом и легитимацией в нынешних реалиях, тут же по-дилетантски поинтересовался разрезанными японскими машинами (такой вопрос в числе прочих предложила задать редакция, отправляя на здание). Этим нас в свое время пугал телевизор: помните, говорили, мол, «бизнесмены» в кавычках резали в Японии машины и везли их в Россию через Владивосток. Чтобы там сварить и продать как «типа новую» в любой точке страны?
На мой вопрос – «Как есть на самом деле?» – ответил 70-летний дядя Федор (попросил в анонимном порядке), квалифицированный специалист по «внештатным ситуациям» и «связям» с местным социумом. Он старожил нашего кировского авторынка эпохи его «дикой» анархической самоорганизации в приснопамятных 90-х. К слову, «дикая» полукриминальная торговля продержалась до 10-х «тучных» годов, и только в мае 2010 года было принято решение законодательно ее ликвидировать, четко прописав правила. И «прикрутив» народ немаленькими штрафами.
– Телевизор врал! – отфутболил дядя Фёдор «распил» с экрана.
– А смысл? Рассказывали, как разрезанные машины тащили на кораблях в РФ, чтобы сэкономить на растаможке. Тут сварить-склеить и выдать якобы добротные недорогие тачки.
– Тогда ответь мне: если привез две нестандартных разрезанных части, как ты собрался это сваренно-собранное чудо техники легализовать? Как его растаможишь, оформишь, сделаешь документы? Ведь максимум, что у тебя есть, это счет-справка на движок, кузов или на любую другую запчасть. Деталь!
– То есть пресловутые «распилы» – профанация?
– Ты приплыл – пусть даже с «джапанскими» бумагами. Первым делом идешь в официальный орган – таможню: ее нужно пройти – хоть с машиной, хоть с запчастями. И как ты превратишь японский ПТС при «распиле» в русский ПТС?
– Согласен, никак. Что же было «распилом»?
– Запчасти для доноров – битых аварийных тачек. Отрезанную деталь – «морду», задник или полукузов – везли сугубо для донора. Для того чтобы выправить битый автомобиль. С его документами. С ними можно продать «конструктор» на рынке.
– А зачем тогда по ТВ рассказывали про «распил»?
– Затем, – повысил голос дядя Фёдор, – чтобы закрыть, запретить в России торговлю «криворучками»-праворульками. Что, конечно же, не получилось. Сначала помешал ковид, потом санкции. Фирменные машины кратно взлетели в цене, некоторых почти не стало в наличии, поэтому японский «праворульный бизнес» оставили в покое.
Схема-многоходовка для «Перевозчика-8»
Беседуем с завсегдатаем-продавцом авторынка Володей К. (также попросил анонимно). Диалог, как ни странно, завязался с валютных перипетий. Для Володи – очень важных, потому что возит авто из заграницы.
Схема «санкционного» завоза машин оказалась непростой, особенно для меня, дилетанта.
Примерно полгода назад из-за санкций у Володи «обломился» импорт авто из Америки (а это был неплохой бизнес): тогда забанили все US-сайты, аукционы etc. Он быстро переключился на Европу. На это повлияло резко упавшее евро: стало выгодно водить оттуда, хотя за полгода до этого было наоборот.
Скажем, машина едет из Германии, далее Прибалтика или Польша – не суть. Условие одно: автомобиль дороже 50 тысяч евро не выпустят – санкции. Притом, что дешевле 50 тысяч евро, выпустят, но только на Беларусь (пока нет санкций на товары данной ценовой категории). Не в Россию.
– И что делает «Перевозчик-8»? – спрашиваю в шутку.
– Итак, ты взял тачку за 70 тысяч евро, – продолжает Володя. – Везешь под клиента заказ. Точнее, пока ее везут тебе твои «першие братья» – немецкие продавцы. Эта машина отписана в Германии на… казаха (потому что в ФРГ не продадут тачку россиянину), это входит в стоимость. Дальше дилеры-немцы идут на Польшу. В Польше их ждет (опять знакомый) белорус, едущий якобы в Казахстан. И уже он везет машину мне – в Беларусь.
– Как всё непросто…
– Вот-вот. На рынке порой попадаются товарищи, которым бесполезно что-либо объяснять. Говорят: «Да мы влегкую съездим и привезем тебе авто из загранки. Аха, давай, брат, скатертью дорожка.
– Дальше что по схеме?
– Белорус проезжает польскую границу, выбрасывает казахстанскую купчую и достает купчую на..
– Тебя?
– Нет. На меня нельзя: санкции. На белоруса, то есть на себя лично, гражданина Беларуси. Там он ее таможит. После этого я забираю у него машину. Расплачиваюсь за таможню и работу. Основные деньги уже пересланы немцам.
Во время дальнейшего диалога собеседник признался, что никто не отменял и обманов: и немец может исчезнуть после перечисления денег, и условный «казахский» белорус может не доехать до родной Белоруссии.
– А на американские автосайты, в том числе через VPN не прорваться?
– Нет. Там отмечено: «Вы заблокированы навсегда. Все вопросы – в Кремль». Так и написано.
Говоря про «маржу», заверил, что она осталась прежней: «Как брал 100-200 тысяч рублей за работу, так и беру. Ну, за «богатые» навороченные джипы, естественно, больше».
– А как происходит собственно продажа? – продолжаю расспрашивать про схему.
– Элементарно. Мы показываем клиенту сайт, он выбирает, показывает: «Эту». Перечисляет деньги в ФРГ – всё, дальше уже моя работа.
Отвечая на вопрос «Где берете валюту?», Володя пояснил: «По-любому на бирже – так дешевле. Если в банке, то я теряю практически всю прибыль».
– Ты ему предъявил сайт. Он переслал средства твоим людям. Те обеспечили грамотный оттуда проброс сюда. Абсолютное доверие. Абсолютная от тебя зависимость.
– Так и есть, – признался собеседник.
– Финальное... Я – богатый покупатель. Мне надо честно и, главное, «по-белому», без всяких мутных схем взять автомобиль. Как это сделать?
– Идешь к официальному дилеру и покупаешь. Например, свежий или почти свежий «Мерседес» возьмешь в салоне за 15 млн. У нас, перегонщиков, – за 10. Все чисто и без рисков.
На том и разошлись.
Параллельный импорт
Поскольку речь зашла о салонах, быстро прошелся по городским автомагазинам. Все по-прежнему открыты. С небольшими лишь изменениями. Поделюсь наблюдениями об этих корректировках в работе.
На подиуме – осколки былой роскоши прошлых лет, причем с наценкой. Хотя уже появились и новые автомобили 2022 года выпуска.
– Откуда вы взяли новые машины? – поинтересовался у менеджера одного из автосалонов на Московской.
Менеджер уклончиво, но вполне утвердительно ответил: невзирая на санкции и «закрытие заводов» (судя по улыбке – в кавычках), поступления идут. И в планах директивы «stop!» не ожидается.
Отчего я сделал вывод – машины никуда не денутся. Трансформируется логистика, названия, а бизнес останется. К тому же расширится за счет китайско-корейского сегмента.
Так рядом с известными мировыми брендами один из крупных автосалонов вывесил китайские бренды FAW, JAC, NAVAL и другие. Что говорит о неискоренимой жажде русского человека никогда не сдаваться, идти вперед. Несмотря на внешние угрозы, внутренние ураганы и катастрофические предвестия. Заявляя нам, горожанам-покупателям, лишь одно оптимистичное: «Прорвемся!»
Рынок перестроился.
Игорь Фунт.