Антикризисная стратегия
У предпринимателя особый склад ума, умение подстраиваться под ситуацию и даже в сложные времена находить точки роста. "Бизнес Новости" попросили кировских бизнесменов поделиться мнениями о ситуации и мерами, которые они уже приняли и рекомендуют принять коллегам по цеху.
Сергей Крекнин, основатель «Делового Клуба»:
Два пути – развитие или деградация
- Наступили интересные времена. Мы привыкли называть кризисами существенные затруднения, которые возникают в жизни. Кризис воспринимается как препятствие, которое нужно просто преодолеть. Но это бытовое представление. На самом деле с точки зрения системного подхода кризис – это процесс смены одной системы на другую. Переход, мостик между двумя состояниями бытия. Это время характеризуется высокой степенью неопределенности, но имеет и свои закономерности. Например, точно известно, что кризис всегда заканчивается, это его особенность, он не продолжается вечно. И для завершения есть только два возможных сценария. Первый – развитие, приобретение нового качества, рост эффективности. Второй – деградация, разрушение, примитивизация, архаика.
Разрешение кризиса в социальных системах не определено изначально. Куда качнется маятник - в первый или второй сценарий, никто не знает. Но если в природе действует правило слепого естественного отбора, то в мире людей на разрешение кризисов влияет воля в соединении с разумом.
Частный бизнес попал в череду неопределенности – кризис глобален. Развитие или деградация в итоге ждет все компании. Повлиять на это может только воля плюс разум. И это хорошая новость для предпринимателей в это время.
Напомню, что развитие – это новое качество, рост эффективности, это иное (то, чего не было раньше). И развитие доступно тем, у кого есть воля и разум.
Личность, в отличие от бизнеса, не может обанкротиться
Личность, в отличие от бизнеса, не может обанкротиться. Человек любые неудачи способен перевести в опыт. Сейчас то самое время, когда настоящие предприниматели проявятся и смогут продемонстрировать развитие в условиях неопределенности. Мы увидим, как рушится старое и тут же возникает новое – иное. Посмотрите, как буквально за 10 дней изменился сервис доставки или способ управлять удаленной работой сотрудников. Уже есть примеры роста продаж у закрытых на карантин розничных магазинов за счет выхода в интернет-агрегаторы.
У предприятий только два сценария на ближайшее время: развитие или деградация. У предпринимателей, как у личностей, сценарий только один – развитие. Не все предприятия смогут в новых условиях работать по-старому и остановятся, но предприниматели с волей и разумом смогут создать развитие даже на обломках прежних компаний.
Все у нас будет хорошо. Процесс мировой перестройки продлится несколько лет. Мы будем жить в изменившемся мире, и именно мы создадим его. То, что сейчас происходит на планете, было неизбежно, хотя и не очевидно, в какое время это начнется. Но нам повезло: мы будем активными участниками.
Впереди у предпринимателей два-три напряженных месяца, но потом будет легче. Мы просто адаптируемся и «отрастим щупальца», необходимые для выживания и развития в новых условиях. А еще мы будем активно взаимодействовать друг с другом, и эта кооперация станет хорошей опорой для нас, к чему и я приложу свою руку.
План быстрой перестройки
Дмитрий Журавлев, директор компании «Кировпромбезопасность»:
- Анализ имеющихся данных. Наступивший кризис – не просто цикличный экономический, как в последние десятилетия. Происходит глобальная смена мирового уклада, влекущая за собой перестройку не только экономики и рынков, но и других институтов. Проще говоря, мир не останется прежним – поменяются технологии, психология и поведенческие привычки людей, формы коммуникации, другие сферы жизни. Ситуацию осложняет высокий уровень неопределенности – есть сразу несколько наиболее вероятных сценариев развития ситуации со своими вариациями. Изоляция из-за пандемии также внесла свои форс-мажоры, для многих ниш - критичные.
Для себя я первым делом провел анализ имеющихся стабильных данных из самых разных источников – от маркетинговых исследований рынков в Китае за последние два месяца (динамику падения и роста до, во время и после карантина), до аналитических прогнозов в России. Итог - около 15 ключевых негативных факторов кризиса и около 20 – позитивных. То есть те, из которых можно извлечь существенную пользу. Стратегия «антихрупкости» Нассима Талеба.
На их основе был написан антикризисный стратегический план на три месяца, цель которого – быстрая подготовка к перестройке и новым долгосрочным реалиям. Задача минимум – удержание текущих позиций, то есть недопущение снижения дохода. Задача-максимум – успешно перестроиться и выйти на запланированный рост, применяя успешные действия. Всего таких запланированных действий и изменений вышло почти 100, разбитых на 9 ключевых областей. Такое количество позволяет их гибко комбинировать в зависимости от ситуации.
Конкретные действия
Ключевые действия направлены на модернизацию продукта, увеличение продвижения и продаж, оптимизацию и повышение эффективности работы, финансовую стабилизацию и максимальное использование новых возможностей. Десять для примера:
1. Переделка и переупаковка текущих продуктов – менять надо много, до 60%, с учетом новых потребностей и привычек.
2. Изменение воронки и схемы продаж, корректировка каналов продаж.
3. Готовится запуск активного интернетпродвижения: резать и отменять рекламные бюджеты сейчас - это самоубийство.
4. Запущена внутренняя академия с профессиональным супервайзером – обучение сотрудников будет ежедневным.
5. Также переводим академию в онлайнформат и выводим на рынок вторую нишу – обучение сотрудников других организаций (в том числе удаленно).
6. Продолжаем внедрять систему управления Hubbard Management System, часть инструментов которой уже работает.
7. Оптимизация бизнес-процессов и расходов – временно убрано все лишнее, упор сделан на то, что эффективно и выгодно прямо сейчас.
8. Финансовое планирование будет возведено в абсолют. Его применение позволило нам накопить резервы и встретить этот кризис. Сейчас усилим, чтобы выживать и в его разгар.
9. Найм специалистов и продуктивных сотрудников, которые скоро будут искать более стабильное место работы.
10. Очень много идей, как перевести значительную часть работы в онлайн и начать «жить» в интернете. Будем делать. Для каждой ниши советы разные, но общий один – не переходить в онлайн сейчас уже нельзя.
Время считать
Татьяна Максимчук, директор компании «Бухгалтер и я»:
Работа на будущее
- Мой бизнес напрямую зависит от малого бизнеса: все мои клиенты - это предприниматели. Удивительно, но волнений и паники среди них нет. Да, они переживают и волнуются. Да, они расстраиваются. Но одно их объединяет – они строят планы, как жить дальше: как удержать и поддержать команду, что они сделают сразу, как разрешат работать.
Самое главное, что сейчас время не зарабатывать деньги, а нарабатывать будущих клиентов. Поднимать бренд и лояльность к нему - сейчас самые лучшие условия работать в этом направлении.
Наибольший доход с наименьшими затратами
Сейчас, как никогда, надо задуматься об учете в компании, проанализировать и понять, из чего складываются ваши доходы и расходы. Выявить, какие расходы прямые (без них вы не сможете осуществлять деятельность), а какие - косвенные (значит, можно урезать/отбросить). Желательно сделать такой срез минимум за три года, проанализировать и сравнить. И на будущее поставить такой учет на постоянной основе.К сожалению, многие в бизнесе пренебрегают этим и зачастую ориентируются на свою прибыль, просто исходя из того, что в этом месяце мне хватит себе на житье и покрытие постоянных расходов.
Увы, ситуация сейчас показывает, что подушку безопасности минимум на 2 месяца никто не имел, да и в принципе не задумывался. Такой анализ должен помочь и в будущем: при возобновлении работы вы фактически уже будете знать, как распланировать ваши финансы, отбросив в сторону ненужное и сосредоточившись именно в тех направлениях, которые приносят наибольший доход с наименьшими затратами. Чтобы уменьшить затраты, которые есть сейчас - это аренда и зарплата сотрудников, я могу порекомендовать только договариваться. Увы, государство в этом плане оставило нас без поддержки.
Что касается нашей компании, то нам, наверное, повезло в этом плане больше, так как наш арендодатель пошел на уступки и на пересчет арендной платы, за что ему огромное спасибо. Мы работаем сейчас полностью в дистанционном режиме и офисом не пользуемся. Работа у нас есть, потому что отчетность и налоги никто не отменял. Как говорится, вирус вирусом, а налоги в бюджет должны поступать. По моим личным прогнозам, раньше середины мая никому не разрешат работать и надо строить планы, исходя из этого прогноза.
Мнения собирала Юлия Варанкина
varankinau@gmail.com