Бизнес «по чесноку» – интервью с основателем овощной фермы Алексеем Глушковым
БН: Алексей, как возникла идея заняться выращиванием чеснока?
— Совершенно случайно. Во время посещения продуктовых магазинов обратил внимание на отсутствие многих видов даже не кировских, а российских овощей и фруктов. И очень удивился, что на прилавках нет нашего чеснока, лежит всё импортный. Тогда мой друг и сейчас партнер по бизнесу Владислав Метелев предложил заняться бизнесом на селе. Я до этого купил усадьбу в Малых Гарях, где прошло мое детство. Земли было 40 соток, потом докупили. Раньше (да и сейчас немного) мы занимались сантехникой, а решили заняться чесноком.
БН: Почему именно эта культура, а не другие, которые можно вырастить в нашем регионе?
— Потому что тем же картофелем или морковью занимаются многие. И не только на приусадебных хозяйствах, но и в крупных колхозах. А чесноком до нас в промышленных масштабах никто не занимался. Первоначальная задача была (она и сейчас в приоритете) – накормить хорошим качественным местным чесноком Кировскую область. Неужели мы не заслужили того, чтобы перестать есть завезенный?
На старте, в 2017 году, было три небольшие грядки. Посадили ведро – собрали шесть. Нормально! Распахали еще 10 соток. Потом всё больше и больше. Сегодня у нас во владении 6 га, чеснок садим на 3-х из них.
БН: А остальные?
— Отдыхают. При выращивании любой сельскохозяйственной культуры необходимо соблюдать севооборот, чтобы в земле не накапливались болезни и вредители. Мы год садим, на второй даем земле передышку: получается чистый или сидеральный пар.
БН: Можно же засадить другими культурами. Другие направления развивать планируете?
— Можно и другими культурами. А развивать... Чтобы заниматься другими культурами, необходимо закупать совершенно другое оборудование, потому что для выращивания того же картофеля оно другое, для моркови – тоже другое. Мы плотно сотрудничаем с местной компанией «Агросемтомс», они предложили нам еще лук посадить. В предстоящем сезоне планируем попробовать. Если всё получится, займемся и луком.
БН: Как реализуете продукцию?
— В основном через фермерские магазины. К примеру, недавно «Фермерский дворик» открыл новый магазин, туда возим. Доставляем в «Дары природы», «Добрый фермер», в магазин «Бабушка Фрутта». На Коневский рынок зашли. Можете зайти и крикнуть: «Где вятский чеснок продается?» Сразу откликнутся.
Признаться, в фермерские магазины поначалу не так просто было попасть. Не сразу верили, что предлагаем наш, вятский чеснок. Мы даже специальную упаковку сделали – в сеточке с логотипом «Чеснок Вятки». Написано, что выращен в Кировской области. Думаю, надо какой-то флешмоб запустить, чтобы потребители покупали наше, вятское. Необязательно именно наш чеснок, а продукцию любого местного производителя. Этот девиз «Покупай вятское», «Покупай российское» необходимо продвигать как можно активнее.
БН: Делали попытки попасть на полки торговых сетей?
— Делали, и не раз. Даже с местной пытались, пока не получилось. Во-первых, сетям нужны объемы. Во-вторых, много бумаг. В будущем мы их сделаем, а пока у нас зарегистрировано ЛПХ и я являюсь самозанятым. Сетям необходимо выделять НДС и обязательно статус индивидуального предпринимателя. Дополнительно открывать ИП при наших объемах нецелесообразно. Как подрастем еще, и ИП сделаем, и на рынок через сети сможем зайти.
Ну и вопрос цены. У нас в конце прошлого года осталось примерно 500 кг товара. Хранили в специальном складе, постепенно перебирали и отправляли в фермерские магазины, не в сети. Тот же китайский чеснок в закупке сегодня дешевле нашего. Себестоимость в Китае 70 рублей, пока доходит до Кирова, вырастет до 150. У нас – с учетом всех расходов на работу, ГСМ, амортизацию оборудования и куче других выходит 143 рубля, без какого-то дохода. Мы в этом году собрали урожай и только-только на шестой год приблизились к нулю по затратам. Это достаточно большие вложения. Сейчас идем к тому, чтобы снижать себестоимость производства, в том числе за счет автоматизации.
БН: Все понимают разницу между местным и импортным, при этом – как раз из-за цены – покупают привозной...
— К сожалению, это так. Нас приучили, особенно крупные супермаркеты, покупать то, что предлагают они, а не что хотелось бы с точки зрения качества. Вы наберите в интернете описание многих продуктов – целая таблица Менделеева. И специфическая обработка, чтобы, во-первых, перелет выдержали, во-вторых, на полках привлекательно выглядели. Если взять наш чеснок, есть и маленький, и побольше, и совсем большой, кривой – всякий разный. Потому что настоящий. И чесноком пахнет. Гниет в конце концов, как обычный натуральный продукт. Знаете, как мы его позиционируем? Как раньше, как у бабушки.
БН: Сколько у вас сегодня земли?
— Изначально было 40 соток, потом прикупил соседний участок, который пустовал. Затем еще один – получилось 1,2 га. Начали в аренду брать участки, которые были в деревне, это все ЛПХ. Ну и, как это бывает, начали развиваться – свободная земля и закончилась. У нас здесь очень сильный колхоз – СПК племзавод «Гарский». Все поля вокруг обрабатывают. Молодцы, не придерешься. Занимаются разведением КРС, корм сами выращивают. У СПК есть поле 4 га за местной деревней Шалаево, где домов 10 осталось. Им туда ездить обрабатывать на больших тракторах стало не так интересно. Я пришел к председателю колхоза Ольге Геннадьевне Синцовой и говорю: «Можно мы эти поля в аренду возьмем?» Создали комиссию, обсудили – одобрили. Сейчас у нас 2 га в деревне и 4 га в поле. Там земли сельхозназначения, так что аренда небольшая.
БН: В конце ноября прошлого года к вам заезжал губернатор Александр Соколов. Тогда же главе района он поручил помочь вам найти еще землю, чтобы смогли и дальше развиваться. Как получилось пригласить такого гостя?
— Если между нами, то звезды так сошлись. Хотя, может, и не просто так сошлись. У нас урожай в 2022 году выдался неплохой: планировали выкопать 3,6 тонны, а выкопали 5 тонн! Повезли на ярмарки продавать. На «Истобенском огурце» нас заметили и пригласили на ярмарку в Киров. Потом постоянно начали приглашать, перед новым годом, где-то в ноябре, даже грамоту вручили от министерства сельского хозяйства и продовольствия за активное участие – сам министр подписал и вручил. Про нас в газете написали, затем по телевизору показали...
Через какое-то время узнаю, что в Оричевский район с рабочим визитом приедет губернатор. Ну и пригласил по дороге к нам заехать. Сначала через соцсети (мы же все на него подписаны). Как-то вышел проблемный пост, уже не помню о чем. Я написал отзыв: не всё так плохо, вот у нас хорошо, мы чеснок выращиваем. Местный. Приезжайте и посмотрите. Может, сам Александр Валентинович прочитал, может, его помощники. Потом при случайной встрече лично пригласил. Сказал, что заедет. И приехал! Вместе с главой Оричевского района Алексеем Лысковым и председателем законодательного собрания Романом Бересневым. Конечно, когда они у нас были, уже снег на участках лежал, но я всё показал-рассказал.
Тогда же и про землю зашла речь. Ее, кстати, уже нашли и оформили. В Малых Гарях. Буквально через 2 недели после приезда высоких гостей меня пригласил к себе глава Оричевского района, мол, вас уже вся область знает, а мы не знакомы. На встрече еще Татьяна Петровна Зяблицева была из районного министерства. Мы про себя рассказали. На этой встрече нам и предложили участок. Небольшой, но пока хватит. Я и губернатора, и главу района пригласил вновь к нам приехать. Летом, когда чеснок вырастет.
У нас поля вдоль дороги. Весной, когда начинается рост, появляется мелкая зелень на идеально ровных рядах. Очень красиво! Раньше те, кто мимо проезжал и видел всё это, посмеивались, мол, что тут у вас насажено, рис, что ли? Когда узнавали, что это чеснок, уже не до смеха было.
БН: Сколько людей сегодня у вас заняты?
— Я самозанятый, поэтому официально работаем вдвоем с напарником. На тракторах сами садим, полем, культивируем, поливаем, копаем... Хотя вы же понимаете, объемы сейчас большие, поэтому помогают наши родственники – жены, дети, родители. Когда надо – бросаем клич по деревне, помогут и с прополкой, и со сбором, и перебрать. Соседи по деревне нынче трактор в долг давали, на начальном этапе тоже много помогали, причем безвозмездно. Председатель СПК Ольга Геннадьевна помогает, непьющие работники колхоза… Мы же здесь все друг друга знаем.
БН: Что используете в качестве удобрений?
— То, что дает природа. Во-первых, золу. Меня многие спрашивают: где столько нашли? Мы хитро поступили: замачиваем золу в большой кубовой емкости, процеживаем и поливаем с помощью трактора и навесной бочки. Во-вторых, используем гуматы – это активные вещества, сделанные из низколежащего торфа или из бурых углей. В-третьих, собираем яичную скорлупу, мелем и разбрасываем. Берем ее на местном хлебозаводе, я там раньше пекарем работал. Такие экологичные удобрения. Единственное, весной разбрасываем аммиачную селитру, потому что без нее никак, не пойдет чеснок в рост.
БН: Доставкой сами занимаетесь?
— Пока сами. Летом продукцию поставляли еще и в семеноводческие магазины. Приезжали и предлагали поработать с отечественным производителем, кировской селекцией. Начали брать.
БН: Руководство региона инициировало разработку программы по развитию овощеводства. Ваше мнение?
— Великолепная идея, готов помочь в разработке! Такая программа очень нужна! В Кировской области (за что спасибо предыдущему министру сельского хозяйства и продовольствия Алексею Алексеевичу Котлячкову) очень хорошо развито животноводство. С молоком, сметаной, творогом – с этим у нас всё замечательно. А растениеводство? Буду рад, если в области это получится, и горд, что мы в этом тоже принимаем посильное участие.
На встрече мне губернатор сразу предложил: может, вам заняться семенным материалом? Для понимания: есть товарный чеснок, который идет на еду, а есть семенной – на семена. У нас в регионе нет банка семенного чеснока, сейчас мы с Владиславом Ивановичем движемся к тому, чтобы развивать именно чесночное семеноводство. Я уже упоминал наших партнеров, семеноводческую компанию «Агросемтомс», которой руководит Виктор Михайлович Мотов. Занимаются селекцией именно для Кировской области не только чеснока, но и других культур – моркови, баклажанов, лука, перцев… Мы первые два года садили сорт «Добрыня» – местный, сами вывели. На третий год приобрели у «Агросемтомса» сорт чеснока «Любовь». В 2022 году они нам дали на разведение еще 100 кг «Любови», и у нас еще 100 кг было. Плюс, поверив в нас, на пробу дали семена сорта «Кировский». Еще один товарищ дал семена совершенно нового сорта чеснока, который пока еще даже не зарегистрирован, но очень перспективный. Рабочее название – «Ашлань», по названию села в Кировской области. Так что основной сегодня у нас сорт – это «Добрыня», но впоследствии хотим заниматься больше «Любовью».
БН: Звучит интересно… Почему именно ею?
— Потому что это полностью вятская селекция и новый сорт, зарегистрированный только в 2017 году. И нам повезло быть на сегодняшний момент единственными обладателями и представителями этого сорта во всей России. Он выведен в Кировской области, морозостойкий, полностью отвечает нашему температурному режиму, устойчив к болезням, к засухам, нашим погодным условиям, когда то жара, то засуха, то еще что-то…
То есть сорт полностью адаптирован под наш местный климат. Это очень важно. На первых этапах нашей работы мы брали сорта из Краснодарского края – вообще не прирос, ну никак! Не подошли те сорта, поэтому работа, которой занимается Мотов и его команда, – уникальная для региона.
Мы вообще хотели оставить только два сорта, потому что так проще. К примеру, разные сорта чеснока надо сушить в отдельных камерах. Однако 2022 год показал, что покупатели хотят разнообразия. Проходят и спрашивают: «А есть ли что-нибудь новенькое?» Раз спрашивают, значит, будем выращивать и новые сорта.
БН: Ваше образование связано с сельским хозяйством?
— У меня образование среднее специальное – сантехник 4-го разряда. Специализированного аграрного нет. Сами всему учимся. Как только задумали заняться чесноком, с тех пор и учимся постоянно. Читаю интернет, специализированные книги, обмениваемся опытом со многими чесноководами в России. Знакомый Александр, который сейчас тоже в Кировской области чеснок выращивает, создал в Telegram чат «Чеснок Онлайн», где мы обсуждаем насущные для нас, чесноководов, темы. И учимся друг у друга постоянно. Делимся опытом.
БН: А какая-то научная база по чесноку в регионе есть?
— В этом году во время вегетации приезжали представители института имени Рудницкого, как раз Мотов там работает главным агрономом. С кафедры чесноко- и луковедения! Я даже не знал, что такая есть. Хотел от них ответы на ряд вопросов услышать, а больше они мне задавали. Сейчас сотрудничаем. Подсказывают мне, когда и какие полив, обработки лучше делать.
В выращивании чеснока очень много подводных камней. Это мы с трех грядок начинали, шишек набили, а одни знакомые с 3 га сразу начали и не собрали почти ничего, потому что технологией выращивания не владеют. Она далеко не так проста, как кажется. Это на одной грядочке, за которой ходит бабушка, несложно вырастить хороший урожай. А когда площади измеряются в гектарах... Мы раньше думали, что поливать чеснок не нужно. Оказывается, раз в две недели обязательно. И подкормки регулярно нужны. Главное – не посадить, это как раз самое легкое. Самое главное – вырастить. Возьмем ту же борьбу с сорняками – это кошмар. Есть несколько вариантов. Первый – ручной, но нам из-за масштабов он уже не подходит. Второй – химический, это обработка гербицидами. С учетом нашего тренда на экологичность нам он тоже не подходит. Мы выбрали третий: купили штригельную борону (обычная борона, только с пружинками). Это чудо какоето: убирает самые мелкие сорняки на фазе начального роста. Поле ровное, красивое и без химии. Сорняки же садить не надо, они сами растут. Те же чеснок, лук, морковь, картофель – да что угодно, они инородные для земли. Любой сорняк – это ее родное покрывало, поэтому всегда растет быстрее, лучше, в любом месте и при любых условиях. А культуру нужно научиться выращивать, это не так просто.
БН: На ваш взгляд и исходя из вашего опыта, стал ли сегодняшний потребитель лояльнее относиться к фермерской продукции?
— Очень хороший вопрос, и ответ на него тоже будет хороший. Думаю, людям надоели все эти пластиковые продукты, которые нередко продаются во многих современных магазинах. Надоело есть мясо непонятного качества. А сыры? Некоторые – это же ужас какой-то. И люди потянулись к фермерам, потянулись к их продукции. Хотят и мясо, и молочко именно от фермеров. Зайдите в любой, попробуйте. Мясо, сыры, молочка – превосходные. Наконец-то пришло осознание, что мы здесь, на вятской земле, можем делать почти всё. Ну да, помидоры в больших объемах, баклажаны или арбузы с дынями не можем. А ту же зелень можем, у меня друзья зеленым луком занимаются. Люди хотят натуральной картошечки, а не той, которая даже не гниет.
БН: А предприниматели активнее стали заходить в районы?
— О да. У меня очень много знакомых появилось в процессе развития нашего и их сельского бизнеса. Чесноком начали заниматься мы первые, потом в Орлове такое хозяйство появилось, в Волково, еще по всей области. Это направление начинает наращивать обороты. Есть друзья, которые выращивают коров, производят молоко, сыры, сметану, торгуют мясом, занимаются картофелем, морковью...
Я безумно рад, что наконец-то всё это начало возрождаться. За последние 20-30 лет постсоветского пространства большинство продукции появилось неизвестно откуда. Зачем было разрушать всё, что в советское время строилось годами? Возьмем для примера совхоз «Красногорский». Выращивали почти всё, я сам на их поля на морковь и капусту работать ездил, как и, думаю, половина кировчан. Но сейчас-то ведь их нет. И, как бы странно это ни звучало из моих уст, мы все, сельские предприниматели, очень радеем за то, чтобы на селе появлялось как можно больше людей, которые хотят заниматься землей. И наконец-то такие люди появляются. Мы же изначально, повторюсь, не ставили перед собой задачу заработать денег (хотя это, понятно, часть бизнеса, потому что есть хочется). Мы хотели накормить нормальным качественным чесноком сначала Кировскую область, а потом и Россию, потому что доля импортного чеснока в России по одним оценкам достигает 86%, по другим 92%. И мы готовы делиться своим опытом, чтобы как можно больше людей решили заняться сельским хозяйством. Кстати, 25- 27 февраля в Туле состоится второй съезд российских чесноководов. На первый приехали человек 30, второй уже собираются посетить 150 человек. Я там буду докладывать о вятских сортах «Любовь» и «Кировский» и расскажу, как организовать розничные продажи. Постараюсь помочь потенциальным коллегам, поделиться опытом.
БН: Каковы планы хозяйства на ближайшее время?
— Планируем еще увеличить посевные площади. Нужен еще один трактор, новое оборудование для выкопки чеснока, обработки, сушки – более производительное. Одна из ключевых задач – постройка нового склада, так как для нынешних объемов прежний становится маловат. Хотелось бы и сажалку более мощную, цены от 1,5 млн начинаются, и машину для уборки, которая от 3 млн рублей стоит. И главная задача – увеличить отдачу с каждого квадратного метра площадей, повысить продуктивность. Когда приезжали специалисты из института Рудницкого, предложили загустить посадки, технологически это возможно. Ну и в целом планы – продать как можно больше чеснока, чтобы купить более современное оборудование и развиваться дальше. И чтобы как можно больше жителей Кировской области ели настоящий чеснок, выращенный у нас, на вятской земле.
БН: Вы находитесь чаще в Кирове или в деревне?
— Купив дом в Малых Гарях, прописался здесь, так что считаюсь сельским жителем. И налоги поменьше, и землю как сельский житель могу взять подешевле. Когда работал в Кирове, там и жил, в деревню приезжал на выходные. В 2022 году, когда посевные площади увеличились, практически весь сезон жил в деревне. Зимой постоянно то там, то здесь. У меня же семья в Кирове. Супруга и трое детей. Еще собака и рыбки.
БН: Если бы вам предложили заплатить 1 млн в обмен на то, чтобы вы бросили всё и уехали из деревни, каким было бы ваше решение?
— Ну, во-первых, миллион мне никто не заплатит. Во-вторых, развитие сельского бизнеса, особенно в нашем регионе, – очень интересное направление. Послужить на благо отечеству, дать путь развития – это намного интереснее, чем миллион. Нет, окончательно переехать в Киров я сейчас не готов.
БН: Что лично для вас самое главное при ведении бизнеса?
— Как и в любом деле, главное – никому и никогда не врать. Я рассказываю только то, что сам знаю, в чем уверен и что испытал на своих полях. И жить, и работать надо по-честному или, как говорят в народе, «по чесноку».