Бизнес кричит о помощи
Неделя вновь отличилась массовыми письмами от предпринимателей с просьбами от помощи. Обращения адресованы властям.
Одно из последних — от частных пассажироперевозчиков. Региональное правительство указало им не снижать темпы и объемы работы. Правда, дополнительного субсидирования никто не выделил. Несмотря на то, что эта отрасль – одна из наиболее пострадавших от вынужденной самоизоляции и пандемии.
«400 тысяч на счастье»
2 апреля на заседании регионального оперативного штаба по борьбе с распространением коронавируса глава региона Игорь Васильев призвал не сокращать количество общественного транспорта, добавив, что «надо быть готовыми, что экономика не замирает, а люди должны добираться до мест своей работы».
«После указа губернатора о продолжении работы в прежнем режиме никаких дополнительных дотаций на нашу отрасль не ввели, – сообщил «Бизнес Новостям» в пятницу один из инициаторов обращения, юрист Михаил Киселев. - Выручка у предпринимателей сократилась на 70%. Денег с билетов не хватает, чтобы покрыть стоимость топлива, не говоря уже о зарплатах кондукторам, водителям. На аренду денег тоже нет. Перевозчики не одни такие, но сегодня ситуация в этой сфере – одна из самых ярких».
Автоперевозчики написали обращение к министру экономразвития и поддержки предпринимательства Наталье Кряжевой. «Ежедневно предприниматель-перевозчик все дальше и дальше погружается в долги перед контрагентами за поставленные запасные части, топливо и иные необходимые для повседневной деятельности товары и услуги», – отмечается в письме (копия, предоставленная реготделением «Опоры России», есть в редакции).
В письме подчеркивается, что «соблюдая предписания и указы высокопоставленных должностных лиц» организации в условиях кризиса не сокращают работников, график маршрутов выполняют неукоснительно и в полном объеме, проводят санобработку салонов транспорта.
«При существующих финансовых условиях перевозка пассажиров в общественном транспорте не приносит прибыль, а наоборот, требует дополнительных финансовых вложений в ее бесперебойную устойчивую работу», – и добавляют: «Просим предоставить поддержку перевозчикам в виде предоставления дополнительной помощи, дотации на период карантина. <...> Предприниматели в свою очередь, обязуются средства данной поддержки направлять на выплату заработной платы своим работникам, поддержание подвижного состава в надлежащем рабочем состоянии с учетом требований безопасности и экологических норм».
На вопрос, сколько не хватает для нормальной работоспособности частных автотранспортных предприятий Михаил Киселев ответил: в день – 400 000 рублей. Один выезд одного экипажа с водителем и кондуктором обходится примерно в 4 тысячи. А у частных перевозчиков таких рейсов за день бывает около сотни.
«Нам не покрыть убытки»
За последнее время это уже четвертое обращение от бизнеса из разных сфер, попавшее в редакцию. В недавней публикации «ПЛАТОНическое недопонимание» мы также сообщали об обращении грузоперевозчиков к бизнес-омбудсмену с просьбой помочь в отмене действующей системы оплаты проезда «Платон».
В минувший вторник в онлайн-газете «Бизнес Новостей» прошла вызвавшая бурную дискуссию публикация об обратившихся в региональному министру 84 предпринимателей из сферы торговли. По их мнению, в тяжелые времена все меры поддержки совершенно не учитывают интересы бизнес-сообщества. Ниже — выдержки из мнений ряда предпринимателей, опубликованных в онлайн-версии газеты.
«Меры поддержки, которые транслирует сегодня правительство, ко мне, как к представителю микробизнеса, не относятся. Те же кредитные каникулы для меня не актуальны: я не пользуюсь кредитными средствами, - говорит директор ООО «Печное дело» Максим Ситников. - Совсем не идет речь о поддержке непродовольственной розницы: в списки включены другие отрасли.
Для меня сегодня главный вопрос — чем платить аренду и зарплату. Президент сказал: предоставить сотрудникам нерабочие дни с сохранением зарплат. Из чего ее платить? Брать на выплаты кредиты, выдать людям деньги, а потом считаться должником?
Считаю, что государство должно сегодня взять на себя часть этих социальных обязательств».
«Других вариантов донести информацию до властей, кроме как подписав письмо, я на сегодня не вижу, - считает собственник сети магазинов «Сон и Я» Сергей Буторин. - Все возложили на плечи малого бизнеса. <...>.Розничная торговля непродовольственными товарами на сегодняшний день не попала в список сфер деятельности, которым нужна поддержка. Оказывается, мы не пострадали, приостановив работу всех наших точек. На сегодняшний день в Кировской области у нас их 18. Сегодня (ред.: 6 апреля) мы открыли в четырех пункты выдачи заказов, которые принимаем дистанционно. Пока заявок ноль. Даже если появятся — нам не покрыть все убытки, которые мы уже понесли за период карантина».
« На сегодняшний день у меня не работает 9 из 9 подразделений. Выручка — ноль. При этом мною оплачены все налоги за прошлый год, которые также пришлись к оплате в марте, - рассказала онлайн-газете руководитель группы компаний в сфере розничной торговли и общепита Юлия Долгоаршинных. - <...>. Нас не отнесли к списку «важных» предприятий для региона, поэтому до сих пор находимся в простое, хотя с сегодняшнего дня сотрудники большого числа предприятий вышли на работу. Совершенно нет понимания по дальнейшей работе с торговыми центрами и оплате аренды.
Получается, что малый бизнес уничтожен, а это - на минуточку - рабочие места, налоги и товары, к которым привыкли кировчане <...>».
«<...> Мы понимаем, что сегодня вся страна, включая органы власти, находятся в некоторой растерянности, потому что все столкнулись действительно с неординарной ситуацией по всей стране. Не хочется выглядеть в период, когда всем сложно, теми, кто просит поддержку в первую очередь. Мы не об этом говорим. Безусловно, мы патриоты своей страны, но и ты, страна, про нас не забывай. Вся суть письма заключает в этом. Мы готовы подождать, готовы потерпеть. Но дайте нам разъяснения — что делать дальше, как действовать, что ждать или не ждать, - рассказала владелица салона «Glance» Елена Никифоренко.
«Не сейте панику»
Ситуация патовая. При этом власти на сегодня призывают убрать эмоции и прислушаться к голосу разума:
— Посыл (ред: бизнеса) понятен и ясен. Из любых решений, которые мы сейчас будем принимать, нужно убирать эмоции. Эмоции никому не нужны, и они бывают крайне деструктивны. Я понимаю. Но, уважаемые предприниматели, уважаемые мои коллеги в том числе. Если мы сейчас с вами все «упадем» в эмоции, никакого конструктива от нас точно не будет. Нужно все-таки стараться в себе найти конструктив и все-таки дать возможность правительству Кировской области принять взвешенное решение. Мы в любом случае свои решения затягивать не будем, но они должны быть максимально эффективны. В первую очередь — для бизнеса,– подчеркнула, комментируя обращение бизнеса, министр Наталья Кряжева.
А глава региона на внеочередном заседании законодательного собрания Кировской области (9 апреля 2020 года - ред.) сказал: «Две недели каникул зимой – не приводя к краху страны. Идет девятый выходной день. Вы что панику-то сеете? Непонятная история?»
Добавим, в среду в номере онлайн-газеты опубликован материал «Как дойти до чиновников». В нем мы попытались по полочкам разобрать «антикризисный план» регионального правительства. В документе, в частности, говорится о снижении транспортного налога для перевозчиков автобусов. Подробнее тема — в печтаной версии свежего номера газеты "Бизнес Новости в Кирове" на стр. 6.
Елизавета Захарова
zakharova.eli.job@mail.ru