Владимир Шулаев.

Близко к нефтяникам

29.09.2014 12:02:00 2973 0

Сможет ли Россия завоевать мир, зачем доярке зарплата, как у нефтяника, и почему русским людям нельзя думать о деньгах? Председатель колхоза «Красное Знамя» Владимир Шулаев знает, что ответить на эти вопросы.

Он вообще, кажется, знает какой-то секрет, который позволяет ему добиваться лучших в области надоев и урожаев и поддерживать жизнь в деревне.

Поворачивать землю
«Нет такой земли, которая бы в умелых руках при советской власти не могла быть повернута на благо человечества» – плакат с такой цитатой Сергея Мироновича Кирова однажды заприметил в «музеях» в Куменском районе губернатор Никита Белых. Тогда, в 2011 году, он инспектировал куменские сельхозпредприятия и остался очень доволен и надоями, и урожаями, и руководителями. И пусть советской власти давно нет, «умелые руки» продолжают «поворачивать землю» на благо человечества.

– Шулаев – молодец. За несколько лет шесть колхозов поднял, – говорит знакомый предприниматель, узнав, что  журналистский десант газеты «Бизнес новости» направляется в «Красное Знамя». – Не дает деревне умирать. И надои у него самые большие в области, и технологии передовые.
Технологии – из Израиля, куда Владимир Шулаев регулярно отправляется «перенимать опыт».
– Не должна Россия покупать за рубежом продукты, надо научиться приобретать и использовать чужие технологии, – рассуждает председатель «Красного Знамени», встречая нас в офисе своего предприятия. – Все страны, которые динамично развивались, шли именно этим путем.  Мы, допустим, сейчас занимаемся выращиванием рапса, экспериментируем с кукурузой, с тем расчетом, что со временем полностью откажемся от завозных кормов. Это сэкономит области серьезные деньги. А технологии перенимаем у израильских коллег. В израиле лучшее в мире сельское хозяйство. Конечно, многого они не рассказывают, но кое-что, используя нашу природную деревенскую хитрость, все же можно узнать (причем сам процесс добывания информации приносит массу удовольствия) и использовать у себя. Мы именно так и делаем: научились обрабатывать землю, сеять, содержать коров. И в этом году, например, мы надоим 9,5 тысяч литров на корову – это выше европейского уровня, выше, чем в США, и близко к уровню Израиля. Мы пока немного уступаем в селекции, но и здесь у нас перспективы большие, в конце концов, у нас не пустыня, как в Израиле.

– В хозяйствах, которые вы поднимаете, вы тоже внедряете израильские технологии?
– Да, берем какой-нибудь чуть живой колхоз, выстраиваем все процессы правильно, так, как они выстроены у нас, и в течение года увеличиваем производство этого колхоза в два-три раза. В прошлом году мы присоединили колхоз в селе Ошлань. Когда мы только начали помогать колхозу 3,5 года назад, в Ошлани надои не превышали 200 литров молока в день (200 граммов на корову), в этом году они надоят 9 тонн молока (8 с лишним тысяч на корову). Те же люди, те же коровы, просто другие принципы руководства.
Этой весной «Красное Знамя» присоединило хозяйство в Неме, и там уже увеличили объем молока в полтора раза. Успели помочь провести и посевные работы, так что можно рассчитывать на хороший урожай.
– Но пока говорить об этом хозяйстве рано. Поговорим через год, когда они выйдут на окупаемость, – скромно говорит Владимир Шулаев. – Они в свое время набрали столько кредитов, что просто сдались, увязли в долгах, пережили банкротство.

Впрочем, «Красное Знамя» уже столько раз проводило процедуру оживления умирающих колхозов, что сомневаться в успехе очередного предприятия не приходится.
–  Мы приходим в любой колхоз, и через три года он дает 8 тысяч молока на корову, – продолжает Шулаев. –  Я вас уверяю, 90% колхозов могут достигнуть таких результатов в течение 2-3 лет, если в них наладить определенные технологии ведения животноводства. Когда ты делаешь это, а еще даешь людям достойную зарплату и уверенность в завтрашнем дне, все меняется с ног на голову.  Именно поэтому я всегда говорю, что Россия способна накормить весь мир. И мир никуда от нас не денется.  Мы можем завоевать мир своим сельским хозяйством. Нужна только политическая воля. Надо, чтобы правительство поставило такую задачу, а организовать все мы сможем сами. Кстати, Кировская область правильно выстраивает политику в сфере сельского хозяйства. Взять ту же программу присоединения отстающих хозяйств. Раньше мы, допустим, просто альтруизмом занимались, а сейчас в регионе действует программа, предусмотрены субсидии, и возрождением села занимается уже не один колхоз, а десяток, может, два десятка хозяйств. Это очень важно, речь идет не только об увеличении надоев и урожаев, мы говорим о сохранении деревень. Не возьмешь колхоз – деревня развалится в течение 5 лет.
 
– Да, примеров таких, к сожалению, масса.
– И в этом вопросе тоже нужна политическая воля. Мы, допустим, сегодня видим, что некоторые колхозы разваливаются, но присоединить их не можем. Как правило, председатели не желают присоединяться. Их не смущает, что они платят своим работникам по 2-3 тысячи, что молодежь давно разъехалась, а мужики не видят перспектив и просто спиваются. Такие председатели обычно живут за счет аренды леса, а деревня тем временем умирает. В этих случаях нужно подключать государство.

Правильным курсом
– А что государство может сделать?

– На самом деле вся эта порочная система держится на лесных массивах. И в Заксобрании я неоднократно говорил о том, что в лесном хозяйстве нужно срочно наводить порядок. Сегодня многие паразитируют на аренде леса, берут лес за копейки в аренду и сдают в субаренду. Живут на ренте, налогов не платят. Я вообще выступаю за то, чтобы увеличить аренду леса в два раза, тогда в казну придут миллиарды рублей. Но сколько я выступал, совещания собирал – не принимают закон.

– Какие еще инициативы вы предлагали как депутат?
– Я депутат такой... хуже, может, и не сделаю, но в целом политикой не стараюсь заниматься, потому что заниматься надо тем, что умеешь, а я умею вести сельское хозяйство. Единственное, что я продвигаю третий год – мысль о том, что дотации надо привязывать к технологиям: используешь современные технологии – получаешь дотации, не используешь – не получаешь. Зачем поддерживать тех, кто сознательно работает неэффективно? В этом плане сейчас в департаменте сельского хозяйства и продовольствия к распределению дотаций подходят более разборчиво. И объем финансирования до сих пор увеличивался. Благодаря такой продуманной политике по надоям на одну корову область сегодня – первая в Приволжье, по урожайности мы обогнали Татарстан, Башкортостан, Саратов и некоторые другие регионы ПФО. И это при том, что выше Кировской области – тайга да тундра.

– Интересно, раньше я всегда слышала, как все аграрии оглядывались на Татарстан и причитали, что там хорошо и «денежно», а у нас плохо и бедно.
– Да, в Татарстане дотации в десятки раз больше, но это не всегда хорошо.  У них образовались огромные агрохолдинги (по 200 тысяч гектаров земли), там насадили управляющих, которые порой не знают, как заниматься сельским хозяйством. А у нас создался класс руководителей, которые умеют работать, и дотации при этом распределяются разумно. Поэтому идет движение вверх. Средняя зарплата у нас сейчас 29 тысяч – это выше среднеобластной и близко к уровню зарплат в нефтяной отрасли. Средняя зарплата у доярок – 40 тысяч, а бывало, они и по 70 зарабатывали.

Собрал урожай – поехал в Европу
– Я помню, как мы еще год назад, узнав, какие у вас зарплаты, собирались всей редакцией к вам доярками идти работать...

– На селе люди не должны получать меньше, чем в городе. Люди должны чувствовать себя нормальными, полноценными членами общества. И мы много для этого делаем. Например, каждому человеку даем возможность отдохнуть, после уборки урожая съездить за границу (по льготным путевкам), на море. Люди должны видеть, что не одни они много работают, что весь мир так живет. И наши сотрудники возвращаются из отпусков и рассказывают, как, например, персонал отеля бегает по 14 часов и обслуживает отдыхающих. И мне все реже задают вопросы по поводу больших нагрузок.  Кстати, и за здоровьем наших работников мы тоже следим. Во-первых, поддерживаем спорт: доплачиваем заведующему спортзалом, участвуем в соревнованиях – областных и всероссийских. Во-вторых, регулярно проводим медкомиссию (нанимаем медицинскую фирму из Кирова). Самое главное – не затягивать болезнь, поэтому мы стараемся выявлять проблемы вовремя. Это обязательно нужно делать, потому что хороших людей найти сложно, а плохих нам не надо.

– А как вы распознаете, хороший человек или плохой?
– Тут надо быть немного психологом. А может, и не немного. Я всегда в беседе с потенциальным сотрудником узнаю, сколько у него детей, где он жил, часто ли менял работу. Если выясняю, что человек поменял кучу работ, – не беру. Еще всегда спрашиваю – пьет или нет. Если мужик, тракторист, говорит мне, что не пьет – я такого мужика очень опасаюсь брать на работу, потому что, как правило, за его «убежденной трезвостью» скрывается какая-то проблема, которая потом обязательно проявится. Если человек говорит, что употребляет по праздникам, – это уже больше похоже на правду. А я вообще вранье не переношу. И, кстати, мы не запрещаем пить вино, русскому человеку этого нельзя запрещать.

– А как же повальная беда всех сельхозпредприятий – пьянство? Все поголовно называют эту проблему одной из главных.
– У нас нет проблем в этом плане. Сейчас вот уборка идет второй месяц, ни один еще не выпил. Да и в целом с кадрами проблем нет. Мы не жалуемся. Во всех шести хозяйствах работает 450 человек. Я не могу сказать, что у нас не хватает доярок или механизаторов. Конечно, небольшая ротация идет постоянно, и это нормально.

А вот сторожей в «Красном Знамени» и вовсе нет. Владимир Шулаев уверен: «сторожа – самые прохиндеи, убрали сторожей – воровства стало меньше». Сейчас везде видеокамеры. Пару раз местные жители пытались что-то утащить из хозяйства, так похитителей тут же идентифицировали по видеозаписи. В деревне это все знают,  и больше никто на колхозное добро не покушается. Да и зачем, когда колхоз сам готов во всем помогать?

– Как у вас денег на все это хватает – на зарплаты, путевки, медобслуживание?
– Вопрос надо так задать: почему у других не хватает? Потому что надо подходить к хозяйству как к бизнесу. Мы все считаем. У нас везде стоят счетчики на электроэнергию, например, и каждый старается выключать лампочку, когда она не нужна. Мы выстраиваем логистику так, чтобы экономить на ГСМ. Экономим на всем. Но тратим на социалку. Ежегодно мы раза в два увеличиваем объем средств, выделяемых на социальные нужды. В этом году, думаю, миллионов 5 потратим только на эти цели.

Зерно в бункерах
На полях «Красного Знамени» кипит работа, механизаторы убирают урожай. В этом году колхоз намолотил уже 30 тысяч тонн.
– Надо убрать еще около 4 тыс. гектаров, а на дворе уже сентябрь, – беспокоится Владимир Шулаев, рассекая по колхозным владениям (в день он иногда проезжает по 500 км). – В июле было много дождей, так что сроки уборки немного растянулись. Объем работ у нас огромный. Если Бог даст, должны намолотить порядка 40 тыс тонн. Этот объем сравним с объемами двух-трех районов.
– Сколько еще километров надо проехать сегодня? – отзывается вопросом на мой вопрос молодой комбайнер, помогая мне забраться в кабину машины. – Мы километрами не считаем, выполненную работу измеряем бункерами, которые заполняются зерном.
Впереди, слева, справа, везде – золотистые колосья. Красивый голландский комбайн мягко подминает их под себя, заполняя зерном бункер.
– Нравится вам здесь работать? – спрашиваю комбайнера.
– Нормально, терпимо, – скупо отвечает комбайнер.
– Если председателя хотя бы не ругают – это уже большое достижение, значит, хорошо работаем, – улыбается Шулаев.

– А дальше вы что будете делать? Какие у вас планы? Многие сейчас кредиты берут, фермы строят...
– Мы последние два года не берем кредитов. Это немного сдерживает развитие предприятия. До этого, конечно, кредиты дали хорошую динамику. Сейчас кредитная база у нас достигает 220–230 млн, но кредиты субсидированы, так что это не большая для нас закредитованность. А фермы будем строить, да, – кратко замечает председатель «Красного Знамени», как будто строить фермы для него – повседневное занятие. –  Самое главное для нас сейчас – поднять социалку. Мы в этом году отремонтировали в Парфеновщине Дом культуры, постараемся довести до хорошего состояния Дом культуры в деревне Ардашиха... Без социальной сферы ни одного хорошего, умного молодого человека в селе не удержать. А без молодежи мы работать не сможем. Хорошим специалистам в течение двух-трех лет мы стараемся строить жилье. После того, как они 15 лет отработают в колхозе, дома переходят в их собственность.

– Неплохая ипотека.
– Да, и сейчас молодежь к нам пошла. Детей тоже очень много. В Парфеновщине живет 300 человек и больше 100 детей, в семьях по 2-3 ребенка. Среди руководящего состава на предприятиях – тоже молодежь. Можно сказать, что мои замы – это моя волейбольная команда. У нас вообще спорт в почете, кто-то на лыжах бегает, кто-то в футбол играет. Когда ко мне приходят устраиваться на работу молодые ребята и говорят, что они спортсмены, я обязательно беру их. Здоровый образ жизни – это очень важно.

За окнами председательского автомобиля мелькают симпатичные домики с клумбами, тренажеры на зеленой лужайке, волейбольная площадка. На окраине Парфеновщины размечены участки под 50 новых коттеджей, уже уложен асфальт и установлены фонари. Деревня живет и развивается. А недалеко отсюда Шулаев обустроил конюшню. Может быть, когда-нибудь и разведение породистых лошадей будет приносить колхозу неплохую прибыль, а пока здесь с удовольствием занимаются местные дети, да и из Кирова приезжают люди, чтобы просто покататься на лошадях.
– Вот эту церковь видите? Тоже сами построили, – показывает Шулаев, и со вздохом добавляет: – Всегда Россия поднималась, когда жили духовно. Как только начинаем думать о деньгах – все разваливается.
У Владимира Шулаева ничего не разваливается. И он, кстати, готов делиться опытом. А если процесс передачи опыта еще и немного ускорить, Кировская область точно накормит и Россию, и мир.

СПК «Красное Знамя»
Куменский район,
п. Кумены, ул. Кирова,15.
E-mail: kz-agro@yandex.ru
Сайт: www.kz-agro.ru
Тел. (83343) 2-22-54



В этом году «Красное Знамя» планирует намолотить 40 тонн зерна – объем, сравнимый с урожаем одного-двух районов.

Когда-нибудь породистые лошади, вероятно, будут приносить колхозу неплохую прибыль. Пока же на лошадях катаются местные дети.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте