Что такое товар с защищенным географическим указанием?

Что такое товар с защищенным географическим указанием?

28.09.2020 800 0
27 июля 2020 года Гражданский кодекс РФ пополнился новым объектом интеллектуальных прав - географическим указанием. Что конкретно обозначает данное понятие, для чего понадобилось закреплять его юридически, и чем данный факт может быть полезен региональным товаропроизводителям - разберемся далее.

"Географическое указание (ГУ) - это обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением", - именно такую формулировку термина дает ст.1516 ГК РФ. Однако все в той же статье ГК РФ прописан и другой объект интеллектуальных прав - наименование места происхождения товара (НМПТ). 

В чем разница между этими двумя понятиями? По сути, различие кроется в одном лишь нюансе, который рискует стать поводом для множества судебных разбирательств. О чем речь? В первом случае – на территории конкретного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. 

Возьмем, к примеру, вина и такое понятие, как терруар. Это совокупность нескольких факторов, ключевым из которых является качество почвы. Используется, когда идет описание вина из конкретного региона. Так, говорят, что вина из Шабли демонстрируют «прекрасный терруар». Это значит, что они имеют ароматы и вкус, которые типичны только (!) для данного конкретного региона. Собственно, это как с «российским сыром»: его вкусовые качества различны в зависимости от региона производства. Итак:

Настолько ли принципиально важным было решение внести понятие «географическое указание» в ГК РФ? 

– По данным на сентябрь 2020 года, в России действуют не более 200 регистраций НМПТ. Около 150 из них - российские. Для сравнения, в Европейском Союзе охраняется более 3000 ГУ и НМПТ. Почему у нас данная цифра в сотни раз меньше? Как раз потому, что в силу специфических характеристик НМПТ не так просто зарегистрировать. Компании за это просто не берутся. Поэтому решение внести в ГК РФ такое понятие, как «географическое указание» и обоснованно, и своевременно. Я более чем уверен, что теперь производители будут регистрировать географические наименования, потому что это легче», – говорит Михаил Владимирович Гальцов, вице-президент Вятской ТПП, начальник управления развития бизнеса, официальный представитель Союзпатента в ПФО. 

Идем дальше. НМПТ подразумевает, что абсолютно все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара, должны осуществляться на территории конкретного географического объекта. И здесь в качестве примера можно привести знакомый с детства «Нарзан» либо «Вологодское масло». 

Как видите, к географическому указанию не столь жесткие требования, как к НМПТ. Однако и тут всплывают свои «подводные камни»:

– Что именно можно назвать «моментом, оказывающим существенное влияние на стадию производства» – это вопрос факта и субъективной оценки, который еще потребует дополнительных нормативно-правовых актов, разъяснений, подходов, рекомендаций, а также формирования судебной практики, – уверен Михаил Гальцов. – Но и после этого споры по нему все равно будут.

Еще одной причиной для дискуссии может стать такой немаловажный нюанс, как то, что заложено в сознании конечного потребителя? Иными словами: ассоциируется ли товар с конкретной местностью или же его наименование успело приобрести нарицательный характер. В первом случае производителя не удастся зарегистрировать на себя товар, во втором – препятствий для этого не будет.

Как подстраховать себя от возможных рисков?

– Обращаться за помощью к экспертам с большим практическим опытом. Так, специалисты Вятской ТПП более 20 лет стоят на защите интеллектуальной собственности как региональных предпринимателей, так и компаний со всей страны. За это время было зарегистрировано свыше 3000 товарных знаков, известных не только в Кировской области, но и по всей России. А соответственно, и колоссальный опыт реальной работы, который практически нереально почерпнуть из одних только книг.

У вас остались вопросы по теме? Возникла необходимость консультации по различным аспектам интеллектуальной собственности? Вы всегда можете обратиться к экспертам Вятской ТПП:

г.Киров, ул.Профсоюзная, 4, каб.10, 11.

Телефоны: 8 (8332) 43-40-08, 65-01-43. 8-982-383-40-08 (Viber) Михаил Владимирович

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте