«Дорожное» дело на 2,5 миллиарда
Миллиарды бюджетных рублей, выделяемых на обслуживание дорог Кировской области, практически оказались в руках московской компании с неоднозначной репутацией.
Эта история случилась в декабре 2011-го, когда в аукционе по обслуживанию 3 тыс. километров автомобильных дорог Кировской области победила московская строительная фирма ООО «Компания «Гарантия-Строй». Самое интересное началось после того, как выяснилось, что «победитель» не обладает ресурсами для выполнения работ по госконтракту, а предложенный им поручитель подтвердил свою платежеспособность подложными документами.
Кого-нибудь наймем
Аукцион на трехлетнее обслуживание автомобильных путей сообщения регионального и межмуниципального значения был объявлен в ноябре прошлого года. Заказчиком выступил дорожный комитет Кировской области, а проводил торги департамент государственных закупок. Общая стоимость контракта - порядка 2,5 млрд рублей.
Помимо традиционного участника конкурса - «Вятавтодора» - за день до проведения торгов, назначенных на 12 декабря, документы подала ООО «Компания «Гарантия-Строй» из города Жуковский Московской области. По некоторой информации, ее представители настолько хотели получить этот контракт, что в неформальной обстановке заявляли конкурентам из «Вятавтодора», что будут снижать стоимость лота до тех пор, пока выполнение работ по содержанию дорог станет для них нерентабельным. В «Вятавтодоре» прокомментировать эту ситуацию отказались... В общем, москвичи победили, предложив наименьшую цену. Как известно, именно стоимость является одним из определяющих условий победы на торгах по госзакупкам, которые проводятся в рамках 94-ФЗ.
После завершения торгов и составления итогового протокола в Киров прибыл представитель «Гарантии-Строй». От получения права на освоение бюджетных средств региона его отделяла всего одна, правда, ключевая, формальность - заключение договора с дорожным комитетом области. Тогда, во время декабрьской встречи, выяснилось, что победитель аукциона не обладает ни нужной техникой, ни специалистами, которые бы позволили ему выполнить работы по госконтракту: «Мы содержать ничего не собираемся. Вы будете нам платить деньги, а мы кого-нибудь наймем». Примерно так.
Поскольку законом предусмотрено, что исполнение обязательств по госконтракту можно обеспечить тремя способами: банковская гарантия, депозит (в случае с кировскими дорогами это 500 миллионов), либо поручительство другой организации, «Гарантии-Строй» предоставили возможность выбрать наиболее для нее подходящий. Одновременно чиновники занялись проверкой репутации и материального достатка победителя аукциона.
Выяснилось, что организация вполне легальная и занимается строительством в Московской области. Правда, строительством сугубо жилищным и промышленным... Почему раньше нельзя было навести справки?
- Разумеется, участники аукциона проверяются на стадии приема заявок, но перечень требований, который предъявляется законодательством, не позволяет узнать реальное состояние дел в компании, - объясняет глава регионального департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских. - Более того, он не позволяет выяснить возможность потенциального победителя осуществлять работы, как, например, договоры, связанные с подрядом. Не важно, речь идет о содержании, ремонте или строительстве дорог.
Он вспоминает мотивы, которыми, по официальной версии самих законодателей, руководствовались в Госдуме во время принятия ненавистного многими 94-ФЗ. С одной стороны, это, якобы, максимальная прозрачность процесса во избежание взяток и сговора. С другой, заказчик в этой ситуации получается каким-то бесправным что ли.
В кировском управлении федеральной антимонопольной службы говорят примерно то же самое, и на вопрос «можно ли исключить из числа участников бюджетных аукционов недобросовестные компании» бессильно разводят руками и констатируют, что нет, нельзя.
А счет-то голый...
В общем, москвичи решили остановиться на варианте поручительства и предложили в этом качестве принять некую Санкт-Петербургскую организацию ООО «СМУ «Апартамент». Департамент дорхозяйства снова стал наводить справки: есть ли у «Апартамента» серьезные финансовые обороты по счетам, владеет ли собственными активами, например, недвижимостью и т.д. Обратились в налоговую инспекцию и Росфиннадзор. Оказалось, что документы, представленные организацией-поручителем в качестве финансовых гарантий, подложные. Никаких активов, никаких движений по счетам в «Апартаменте» нет. Это, по всей видимости, «пустышка». Ее учредителем, по некоторой информации, стал молодой человек из Екатеринбурга, ранее судимый за грабежи и неоднократно замеченный правоохранительными органами в состоянии наркотического опьянения... Стало понятно, что о заключении контракта на содержание дорог с москвичами не может быть и речи, поэтому с 1 января 2012 года за выполнение работ взялся «Вятавтодор».
Однако на этом история не заканчивается. В настоящее время департамент дорожного хозяйства региона готовит пакет документов в правоохранительные органы, подозревая, что в действиях ООО «Гарантия-Строй» присутствуют элементы мошенничества.
- Речь может идти о типичной схеме, пример которой есть на федеральном сайте антимонопольной службы, - комментирует ситуацию заместитель руководителя кировской антимонопольной службы Артем Молчанов с оговоркой, что окончательное определение случившемуся сможет дать только суд.
Он сообщил также, что ФАС готово участвовать в разбирательстве между чиновниками и строителями из столичного региона, если будут соответствующие обращения от департамента дорожного хозяйства. На сегодняшний день таких обращений антимонопольщикам не поступало.
Забытый долг
Еще один нюанс. Поскольку договор на обслуживание дорог Кировской области заключен со вторым участником торгов - «Вятавтодором», присутствуют опасения, что «Гарантия-Строй» может оспорить это решение через суд. Об этом представитель компании заявил после получения отказа в заключении договора. Правда, сообщение было устным и письменных заявлений, его подтверждающих, пока не поступило. Однако в департаменте дорожного хозяйства подобного развития событий не исключают, но в победе московской компании сильно сомневаются. Сами москвичи сначала охотно согласились прокомментировать положение, в котором оказались, а потом вежливо передумали.
Кстати, на одном информационном кировской сайте обнаружилась интересная информация, согласно которой несостоявшийся победитель недавнего дорожного аукциона в 2003 году основал в Кировской области фирму «Кировский Домостроитель», известную своими долгостроями и последующим банкротством. То, что кировская компания имеет отношение к ООО «Компания «Гарантия-Строй» неофициально подтвердил бывший работник предприятия-банкрота. Кроме того, этот «Домостроитель» вроде бы даже остался должен городской казне порядка 500 млн рублей за право аренды земельного участка в Урванцево под жилищное строительство. Право на него было получено после победы на соответствующем аукционе в 2007 году.
- У нас нет сведений о дальнейших действиях «Гарантия-Строй», связанных с якобы готовящимся судебным разбирательством в наш адрес. Также нет информации об умышленном мошенничестве со стороны строителей, - это уже мнение главы департамента государственных закупок Кировской области Елены Мальцевой.
Причину сложившейся ситуации она также, как и ее коллега Альберт Запольских, видит в несовершенстве существующей процедуры проведения государственных закупок и возлагает надежды на готовящийся проект федерального закона о государственной контрактной системе, в котором особое внимание будет уделено защите заказчиков от недобросовестных участников. Не понятно только, почему эти нюансы нельзя было предусмотреть в уже существующих нормативных актах. Особенность у россиян что ли такая - черновики писать и надеяться переиграть все когда-нибудь потом.
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru