Экология возврата

06.09.2020 18:43:00 929 0

Если и говорить об осознанном потреблении, грамотном обращении с отходами и вторсырьем, то в памяти всплывают практики Советского Союза. Когда сдача макулатуры и металлолома – это не хитрая выдумка, чем бы себя занять, и не вынужденный шаг во имя спасения планеты, а грамотно выстроенная работа общества и государства. Вспоминается и сдача стеклотары. Сейчас же сбором и сдачей вторсырья занимаются немногие, не так активно и без былого энтузиазма. Преимущественно из-за неработающей (даже не созданной повсеместно) системы.

Как пытались это ввести
 
Эпопея с возвращением культуры сдачи оборотной тары началась в 2017 году. В правительство РФ депутат законодательного собрания от Ленобласти Владимир Петров направил соответствующую инициативу. Она предусматривала не только введения залоговой стоимости, но и обязательство устанавливать автоматы по сбору пустых бутылок на территории крупных торговых сетей.
 
«Залоговая стоимость – это фиксированная цена на тару, которая указывается на бутылке или банке и гарантированно возвращается потребителю после сдачи. Это будет стимулировать людей сдавать бутылки. А если в каждом магазине будет автомат, то им будет еще и удобно их сдавать. Эти меры широко применяются в Европе, например, в Финляндии. При этом в России пункты по сбору стеклотары находятся только в 80 городах», – сообщил депутат RT.
 
Инициативу приняли весьма не однозначно. С одной стороны, конечная цель благородна, необходима России, которая только начинает свой путь к осознанному потреблению. С другой стороны, предложение очень сырое, не апробировано на практике и не учитывает действующее законодательство и удобство самих людей. Во-первых, согласно действующим нормам СанПина, пункт приема вторсырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания запрещен.
 
Во-вторых, если крупные ритейлеры будут отдавать даже по 3-5 рублей за каждую принятую бутылку, они уйдут в минус. Именно для этого и нужна залоговая стоимость тары, которая позволит скупать у населения стеклянные бутылки не за собственные средства, а за заложенную на этапе производства сумму.
 
В 2019 году инициатива возобновить работу пунктов приема стеклотары и пластика при магазинах в Государственную думу поступила от фракции «Справедливая Россия». На ней заострил внимание бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, поручив разобраться в ее целесообразности и реальности воплощения.
 
Согласно проекту, в случае его принятия закон обяжет торговые сети принимать тару у населения. Автор инициативы, замруководителя фракции Олег Нилов отмечал, что за передачу рассортированного вторсырья население необходимо поощрять. По примеру других стран – 5-7 рублей за единицу тары.
 
Инициатива дальше не прошла.
 
Тогда в июле 2020 году вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве экологию, поручила Минпромторгу, Минприроды, Роспотребнадзору и «Российскому экологическому оператору» провести эксперимент по приему упаковки в рознице.
 
Эксперимент начнется после 15 января 2021 года. Проводиться будет как «дорожная карта» по внедрению раздельного сбора мусора. Как никак «мусорная реформа» в действии, надо что-то грандиознее проводить, нежели установку цивилизованных контейнерных площадок и введения тарификации. При этом, по информации РБК, сославшегося на Минпромторг, проект продлится с IV квартала 2020 года по III квартал 2021. Несмотря на то, что начало эксперимента не за горами, понимания, как действовать и реализовывать указание, нет.
 
Механизмы бесплатной работы
 
Сейчас существует механизм «залоговая стоимость тары». Эта сумма включена в стоимость товара. Если человек возвращает тару в магазин, то эта сумма ему возвращается, как правило, в виде купона на скидку. Такая практика сложилась в западных магазинах и некоторых федеральных продовольственных сетях, например, «ВкусВилл».
 
«В сети продуктов питания установлен первый фандомат (специальный автомат по сбору вторсырья) российского производства. Аппарат принимает пластиковые бутылки от 0.5 до 2 л и алюминиевые банки. Уникальность фандомата в том, что он начисляет бонусные баллы на карту «ВкусВилл» за сдачу вторсырья. Баллы покупатели могут потратить 1 к 1 во всех магазинах нашей сети. Скоро появится возможность получить скидку на конкретный товар, при этом никакие чеки печататься не будут», – пояснил «Бизнес Новостям» эколог «ВкусВилл» Вардан Варданян. – Таким образом мы призываем наших покупателей сдавать бутылки и банки на переработку, и это дает результат: количество сданной тары на один аппарат в месяц увеличилось в 6 раз по сравнению с китайскими аппаратами, которые не вознаграждали покупателей».
 
Ежемесячно «ВкусВилл» у 33 000 клиентов собирает и сдает на переработку 15 000 кг (650 000 единиц разного вида) вторичного сырья.
 
«Батарейки в сети можно сдать уже несколько лет. Год назад ритейл запустил сбор «Добрых крышечек» и сейчас их сдать можно в более 200 магазинов сети. Сейчас мы сфокусированы на том, чтобы крышки можно было сдать во всех магазинах сети, – продолжил Варданян. – Пока планов по сбору стеклянных бутылок нет. Основной минус реализации экологических проектов – расходы, которые приходится нести на реализацию. Только одни батарейки обходятся в несколько миллионов рублей в месяц. Мы стараемся делать наши проекты так, чтобы никаких минусов и проблем для наших покупателей и коллег не было. Можем отметить только то, что магазины у нас не очень большие, поэтому мы не всегда имеем возможность реализовать тот или иной проект, но ищем и находим другие варианты».
 
 
Местная практика
 
Однако в Кировской области нет не только «ВкусВилла», но и крупных проектов по сбору оборотной тары, инициированных предпринимателями. Впрочем, есть локальные проекты, работающие сами на себя.
 
Так, местный бренд косметики Mi&ko выпускает товары исключительно в оборотной таре и переработанном картоне. От покупателей они принимают банки и бутылки из-под косметики, стерилизуют ее и снова фасуют в нее собственную продукцию. Исключением являются пластиковые дозаторы с железными пружинами.
 
Стеклянные сосуды копятся у дистрибьюторов-партнеров, после чего направляются вновь на производство в Киров.
Городские активисты организовали регулярные акции по сбору вторсырья, куда также входят стеклотара. Вот только в дальнейшем она идет на переработку, а не вторичное использование.
 
Проблемная цена экологичности
 
При этом стоит понимать, что организация сбора залоговой, обратной тары требует не только изменения текущей нормативной базы, но и повсеместного внедрения определенных решений: установки урн, контейнеров или фандоматов, строительства, оборудования помещений для накопления собранного сырья и человеческие ресурсы для работы в этом направлении. Кроме этого, постоянные текущие затраты на техобслуживание и ремонт.
 
Если говорить не о стандартных боксах для сбора оборотной тары, а об установке фандоматов, то это далеко не дешевая инициатива. В зависимости от модели только покупка одного фандомата, согласно сервису Bottle Bank, обойдется примерно в 450 тыс. руб, аренда – в 30 тыс. руб.
 
Как отметил пресс-секретарь «Вятича» Владимир Маматов в эфире «Радио «Киров Град»16+ (региональный партнер «Эхо Москвы»), завод «Вятич» готов начать собирать обратную тару и перерабатывать ПЭТ-бутылки. Установка обойдется предприятию примерно в 3 млн евро.
 
«Вятич» принимает тару у населения: стеклянные бутылки без обозначительных пометок, фирменного тиснения. Но нам интереснее, чтобы все это было централизовано, чтобы были охвачены хотя бы Киров, Кирово-Чепецк и Слободской.
Мы готовы принимать пол-литровую стеклянную бутылку по 3-4 рубля. Для нас эта цена прекрасна, так как является рыночной. Мы с большим удовольствием начали бы принимать с нашего населения стеклотару, не заказывая и не бегая по пунктам сдачи. Но для этого необходимо, чтобы пункты приема были повсеместно и централизованно организованы в торговых сетях. Их надо принудить к этому административным решением, – считает Владимир Маматов.
 
Завод, по словам Маматова, готов собирать и собственную оборотную тару – ту, что выпустил. Во-первых, стеклянные пол-литровые бутылки. Их мыть, стерилизовать и пускать обратно в производство. «Да, на первый взгляд доля стекла на полигонах невелика – 2-3%. Но для экологии стекло губительнее пластика – оно не разлагается никогда. Его можно лишь перерабатывать и пускать на вторсырье», – поясняет представитель завода.
 
И продолжает: «Следующий интересный нам момент – это сбор ПЭТ-бутылок. Мы готовы их собирать и перерабатывать. После переработки будем получать проформы для следующих бутылок или же гранулят. Мы можем справляться своими силами, купив специализированную установку за 3 млн евро.
 
Сбором и переработкой жестяных банок не займемся: все-таки это цветной металл, а это не наша отрасль. И точек для приема цветмета в городе полно».
 
По словам гостя студии, развитие направления по приему и переработке тары в первую очередь тормозит тот факт, что в области не налажена взаимосвязь всех заинтересованных в сборе оборотной тары, ресайклинге сторон. «Это процесс, когда надо согласовывать интересы и торговых сетей, и властей, и местных жителей. Это экономически и административно трудоемкий процесс. Если мы хотим хоть немного напоминать Европу – хоть в чем-то, то с этого можно и начинать», –
продолжил Маматов.
 
В то же время для бизнеса это невыгоднее ситуации, существующей на сегодня. «Но лучше собирать свое родное вторсырье, чем заказывать вне региона. Мы убиваем двух зайцев: делаем себе лучше и помогаем населению избавляться от вторсырья. Существующий пункт приема – рабочая система, но не выход из положения.
 
Мы готовы принимать и ПЭТ и стеклотару, но без поддержки правительства это абсолютно нереально», – резюмировал Владимир Маматов.
 
Елизавета Захарова. Изображения с сайта Pixabay.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте