Исчезнут ли с рынка экскурсоводы и турагенты?
Тренды времени
Сегодня в топ по запросу на трудоустройство выпускников входят туроператоры, турагенты, менеджеры по туризму, экскурсоводы, администраторы гостиницы, организаторы досуга, аниматоры, специалисты по клиентскому сервису, специалисты по санаторно-курортному делу, гиды-переводчики. Об этом в рамках закрытия турсезона на онлайн презентации-дискуссии «Профессии будущего» сообщила завкафедрой туризма и управления персоналом ВятГУ Анна Шпенглер.
Однако тренды, которые диктует время, вносят коррективы на рынок труда и трансформируют восприятие окружающей действительности. Среди ключевых трендов Анна Шпенглер назвала глобальную цифровизацию. Как результат – автоматизацию процессов и сервисов, в том числе по подбору туров и взаимодействию с туристами.
Второй тренд – роботизация. «Сегодня роботы предоставляют информацию, проводят экскурсии, уже работают роботизированные оте-ли. Человеческий труд в некоторых сферах может замещаться роботами. Это не говорит о том, что людей в обслуживании туристов вовсе не будет, тем не менее требования к персоналу изменятся», – прокомментировала Анна Владимировна.
Третий тренд – виртуальная реальность, к примеру, внедрение 3D – экскурсий.
Четвертый – персонификация запросов туристов: многие уже просят индивидуальные туры.
Пятый – менеджмент впечатлений. «Это то, за чем охотятся все туристы. Мы живем впечатлениями. В нашем быстром времени их относительно немного, поэтому как туристы мы готовы платить за уникальные», – прокомментировала выступающая.
С учетом этих трендов футурологи представили свои прогнозы из разряда смелых предсказаний к 2030 году. Эксперты считают, что с большой долей вероятности через 10 лет туристы полетят в космос, по миру будут колесить летающие автомобили и трансатлантические поезда, а подводные отели станут реальностью.
Конкуренция усилится
В «Атласе новых профессий», разработанном экспертами «Сколково» совместно с рядом компаний, прогнозируется сильная трансформация всех отраслей. «В самое ближайшее врем исчезнут или станут невостребованными 57 профессий, однако появится 186 новых, – говорит Шпенглер. – Настораживает прогноз, что к 2030 году исчезнут такие профессии, как экскурсовод и турагент. Насколько это правомерно – вопрос спорный. Идет дискуссия, есть «за» и «против».
Шпенглер считает, что профессия турагента к 2030 году не исчезнет. «Профессия основана на трендах, которые будут востребованы и в 2030 году, – сопереживание и симпатия. Эти два качества будут в 2030 году нужны практически в любой профессии, – говорит она. – Турагент принимает чужие эмоции. Он практически становится универсальным психологом в своей отрасли. Должен слышать, сопереживать клиенту, уметь подобрать тур, который соответствует как финансовым, так и психологическим возможностям человека. При этом турагент должен понимать туриста лучше, чем турист понимает сам себя», – привела некоторые из аргументов в пользу сохранения профессии Шпенглер. Кроме этого, турагент необходим в качестве консультанта, помогающего подобрать продукт: в сегодняшнем ритме жизни средний человек физически не справится с информационной перезагрузкой.
В целом к 2030 году будут востребованы такие компетенции, как клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, творчество, системное мышление, управление проектами, знания на стыке программирования, робототехники и искусственного интеллекта, межотраслевая коммуникация.
«Тренд будет на усилении конкуренции на рынке и глобальную автоматизацию процессов», – дополнила Шпенглер.
Тур по заказу
Все эти изменения приведут к появлению новых специальностей в туристической сфере. Среди них – архитектор территорий. Это специалист, который создает информационные ландшафты с учетом реалий региона и популярных туристических направлений. Появится разработчик тур-навигаторов. Он займется созданием сервисных приложений, помогающих туристу ориентироваться во внешней среде, в том числе по своим индивидуальным запросам. На рынке труда появятся дизайнер дополненной реальности и консьерж робототехники – специалист, контролирующий гостиничных роботов. «Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах. Несмотря на то, что механические швейцары, горничные и курьеры неплохо справляются со своими обязанностями, над ними все равно требуется присмотр человека, обладающего специфическими компетенциями», – пояснила Анна Шпенглер.
Востребован будет разработчик интеллектуальных туристических систем – специалист, который создает автоматизированные системы покупки билетов, навигации, бронирования гостиничных мест. Подобные сервисы популярны и сегодня как среди самих туристов, так и туроператоров. На рынок выйдет и бренд-менеджер – консультант и организатор, отвечающий за виртуальный имидж территории.
Самая приближенная к сегодняшним турагентам профессия – режиссер индивидуальных туров. Это гид, который разрабатывает предложения для конкретного туриста и лично проводит уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Разработчики атласа считают, что эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас, однако будет становиться массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров.
«Сегодня на рынке есть навыки, которые, по прогнозам, не будут востребованы в будущем. Считаю, навыки не исчезнут, они трансформируются исходя из реалий и изменений запросов потребителей. Задача участников рынка – получать новые компетенции, расти. И понимать, что полученные сегодня знания через 10 лет будут неактуальны. Учиться мы будет постоянно», – подчеркнула Анна Шпенглер.
Подготовила Юлия Усинская