Исчезнут ли с рынка экскурсоводы и турагенты?

Исчезнут ли с рынка экскурсоводы и турагенты?

04.10.2020 737 0
ХХI век – время колоссальных перемен на рынке труда, и туризм не исключение. На пятки действующим профессиям наступают новые, которые чаще всего возникают на стыке гуманитарных и технических специальностей. Как результат – меняются и запросы к сотрудникам.

Тренды времени

Сегодня в топ по запросу на трудоустройство выпускников входят туроператоры, турагенты, менеджеры по туризму, экскурсоводы, администраторы гостиницы, организаторы досуга, аниматоры, специалисты по клиентскому сервису, специалисты по санаторно-курортному делу, гиды-переводчики. Об этом в рамках закрытия турсезона на онлайн презентации-дискуссии «Профессии будущего» сообщила завкафедрой туризма и управления персоналом ВятГУ Анна Шпенглер.

Однако тренды, которые диктует время, вносят коррективы на рынок труда и трансформируют восприятие окружающей действительности. Среди ключевых трендов Анна Шпенглер назвала глобальную цифровизацию. Как результат – автоматизацию процессов и сервисов, в том числе по подбору туров и взаимодействию с туристами.

Второй тренд – роботизация. «Сегодня роботы предоставляют информацию, проводят экскурсии, уже работают роботизированные оте-ли. Человеческий труд в некоторых сферах может замещаться роботами. Это не говорит о том, что людей в обслуживании туристов вовсе не будет, тем не менее требования к персоналу изменятся», – прокомментировала Анна Владимировна.

Третий тренд – виртуальная реальность, к примеру, внедрение 3D – экскурсий.

Четвертый – персонификация запросов туристов: многие уже просят индивидуальные туры.

Пятый – менеджмент впечатлений. «Это то, за чем охотятся все туристы. Мы живем впечатлениями. В нашем быстром времени их относительно немного, поэтому как туристы мы готовы платить за уникальные», – прокомментировала выступающая.

С учетом этих трендов футурологи представили свои прогнозы из разряда смелых предсказаний к 2030 году. Эксперты считают, что с большой долей вероятности через 10 лет туристы полетят в космос, по миру будут колесить летающие автомобили и трансатлантические поезда, а подводные отели станут реальностью.

Конкуренция усилится

В «Атласе новых профессий», разработанном экспертами «Сколково» совместно с рядом компаний, прогнозируется сильная трансформация всех отраслей. «В самое ближайшее врем исчезнут или станут невостребованными 57 профессий, однако появится 186 новых, – говорит Шпенглер. – Настораживает прогноз, что к 2030 году исчезнут такие профессии, как экскурсовод и турагент. Насколько это правомерно – вопрос спорный. Идет дискуссия, есть «за» и «против».

Шпенглер считает, что профессия турагента к 2030 году не исчезнет. «Профессия основана на трендах, которые будут востребованы и в 2030 году, – сопереживание и симпатия. Эти два качества будут в 2030 году нужны практически в любой профессии, – говорит она. – Турагент принимает чужие эмоции. Он практически становится универсальным психологом в своей отрасли. Должен слышать, сопереживать клиенту, уметь подобрать тур, который соответствует как финансовым, так и психологическим возможностям человека. При этом турагент должен понимать туриста лучше, чем турист понимает сам себя», – привела некоторые из аргументов в пользу сохранения профессии Шпенглер.  Кроме этого, турагент необходим в качестве консультанта, помогающего подобрать продукт: в сегодняшнем ритме жизни средний человек физически не справится с информационной перезагрузкой.

В целом к 2030 году будут востребованы такие компетенции, как клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, творчество, системное мышление, управление проектами, знания на стыке программирования, робототехники и искусственного интеллекта, межотраслевая коммуникация.

«Тренд будет на усилении конкуренции на рынке и глобальную автоматизацию процессов», – дополнила Шпенглер.

Тур по заказу

Все эти изменения приведут к появлению новых специальностей в туристической сфере. Среди них – архитектор территорий. Это специалист, который создает информационные ландшафты с учетом реалий региона и популярных туристических направлений. Появится разработчик тур-навигаторов. Он займется созданием сервисных приложений, помогающих туристу ориентироваться во внешней среде, в том числе по своим индивидуальным запросам. На рынке труда появятся дизайнер дополненной реальности и консьерж робототехники – специалист, контролирующий гостиничных роботов. «Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах. Несмотря на то, что механические швейцары, горничные и курьеры неплохо справляются со своими обязанностями, над ними все равно требуется присмотр человека, обладающего специфическими компетенциями», – пояснила Анна Шпенглер.

Востребован будет разработчик интеллектуальных туристических систем – специалист, который создает автоматизированные системы покупки билетов, навигации, бронирования гостиничных мест. Подобные сервисы популярны и сегодня как среди самих туристов, так и туроператоров. На рынок выйдет и бренд-менеджер – консультант и организатор, отвечающий за виртуальный имидж территории.

Самая приближенная к сегодняшним турагентам профессия – режиссер индивидуальных туров. Это гид, который разрабатывает предложения для конкретного туриста и лично проводит уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Разработчики атласа считают, что эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас, однако будет становиться массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров.

«Сегодня на рынке есть навыки, которые, по прогнозам, не будут востребованы в будущем. Считаю, навыки не исчезнут, они трансформируются исходя из реалий и изменений запросов потребителей. Задача участников рынка – получать новые компетенции, расти. И понимать, что полученные сегодня знания через 10 лет будут неактуальны. Учиться мы будет постоянно», – подчеркнула Анна Шпенглер.

Подготовила Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте