Как живёт торговля на селе

01.10.2019 23:58 528 0

Нехватка кадров, быстрый век технологий и конкуренция с федеральными сетями: какие проблемы решают предприниматели в селах?

В числе главных трудностей процветания торговли на селе – высокая налоговая нагрузка и вхождение федеральных сетей. Об этом представители местных и районных торговых предприятий рассказали на «круглом столе» «Торговля на селе: состояние, проб­лемы и перспективы». Мероприятие прошло в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при поддержке Минэкономразвития России и правительства Кировской области. Участниками «круглого стола» стали более 60 субъектов МСП.

Лариса Агалакова, заместитель министра экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области:

– Развитию сельских территорий в настоящее время уделяется особое внимание на федеральном и региональном уровне. Сфера торговли – неотъемлемая часть жизни муниципальных районов. Мы понимаем, что торговля на селе – это не просто бизнес, это бизнес, который повернут лицом к населению. Сегодня он сталкивается с такими проблемами, как низкая покупательская способность и труднодоступность населенных пунктов, которые тоже нужно обеспечить качественными продуктами и необходимыми товарами. Поэтому наша общая задача – обозначить основные направления развития, выработать стратегические направления, чтобы торговля на селе развивалась.

Федералы на горизонте

В числе ключевых сложностей и их причин озвучивались сокращение местного населения, повышение среднего возраста работников предприятий, низкий уровень доходов, нерентабельность содержания точек в отдаленных деревнях и селах.

Одна из главных проблем, которые выделяют предприниматели – как самостоятельные, так и состоящие в областном союзе потребкооперации, – вхождение федеральных сетей. На сегодняшний день точки федеральных магазинов есть абсолютно во всех районах Кировской области. Финансовые затраты на единицу товара у небольших магазинчиков – гораздо выше, чем у федералов, говорят сами предприниматели. Конкурировать с ними по цене на товары – утопия.

Так, с 2017 года у оричевской фирмы «Алекс Хлеб» идет стабильное снижение объемов выпускаемой продукции, доходов и рентабельность (всего 6%).

– Такому спаду способствуют налоговая нагрузка, страховые взносы в ПФР и другие фонды, рост транспортных расходов, – подмечает Вера Мамаева, руководитель хлебобулочного производства. – По этим же причинам платежеспособность покупателей снижается. С появления в районах федеральных сетей местные магазины, не выдерживая конкуренции, закрываются. «Федералы» диктуют свои правила торговли, при которых наше предприятие теряет значительную долю прибыли. Наценка на хлебобулочную продукцию у крупных магазинов – 40–100%, а у нас – 0!

Самая главная проблема в торговле в районных центрах – это присутствие федеральных игроков. У них больше бюджеты, раскрученные бренды, хорошие технологии по работе с персоналом, доступ к низким ценам на закупку товаров, – подчеркнул руководитель Клуба маркетологов Кировской области Алексей Обжерин. – При этом мы можем успешно конкурировать наравне с ними! Для этого необходимо вести правильный маркетинг.

Лучшая реклама – сарафанная

Чтобы выделиться на фоне, даже с федеральными сетями необходим правильный сервис. Он состоит из позитивного и негативного эффекта. Положительный – обслуживать клиента, превосходя ожидания: называть клиента по имени, улыбаться, предлагать чуть большее (например, помочь донести коробки), сказать в конце добрые слова.

Негативный момент заключается в том, что у предпринимателей всегда были, есть и будут косяки. Как бы руководитель ни старался – косяки будут всегда.

– Как решить эту проблему? Давать двойную компенсацию, обнуляя негативный эффект и добавляя позитивное впечатление клиенту. Так недовольный клиент станет довольным и еще и расскажет о вас друзьям, коллегам. А нет рекламы лучше, чем сарафанное радио – она самая дешевая, но эффективная.

О точке безубыточности

О своем опыте и секретах работы поделилась исполнительный директор компании «Мечта» (п. Пижанка) Ирина Коробейникова. Она руководит несколькими продуктовыми магазинами, магазином строй­ и хозматериалов, а также кулинарией в райцентре.

– Сложности у нас точно такие же, как и у всех: нехватка дипломированных специалистов. В районах, особенно в деревнях, уменьшается численность населения. Еще одна проблема – постоянно меняющиеся в законодательстве технологии: введение онлайн­касс, маркировки алкогольной и табачной продукции. Это требует финансовых затрат: как на приобретение нового оборудования, так и на обучение сотрудников. Не все имеют навыки работы с компьютером, с интернетом. Кажется, это смешно звучит, но это так, – поделилась руководитель торговой сети «Мечта».

Запросы от налоговой службы – отдельная боль сельских предпринимателей. Служба запрашивает целые пакеты документов – от сертификата соответствия до поименного перечня поставщиков. Из­за этого возрастает объем работы и возникает необходимость брать дополнительную штатную единицу – бухгалтера, который сможет отвечать на все эти многочисленные вопросы и запросы.

Тем не менее, перспективы торговли на селе есть, уверены представители предпринимательского сообщества.

– У каждого нашего магазина рассчитана точка безубыточности – минимальный уровень дохода. Сотрудники ознакомлены с этой цифрой, и еженедельно составляют план действий: что и как надо рекламировать, что нужно сделать именно в этом магазине, чтобы достичь точки безубыточности, – продолжила Ирина Коробейникова.

Также «Мечта» ведет статистику работоспособности сотрудников, которая помогает справедливо и в равно заслуженной мере начислить зарплату и премию каждому из работников торговых точек.

– Несмотря на то, что мы находимся в селе, реклама и маркетинг должны проводиться и работать на потребителя. В этом наше отличие от федеральных сетей – быстрее реагируем на запросы наших жителей. Скорость реакции выше у мелкого магазина, чем у крупной сети. На самом деле проблемы есть всегда. Их нет только у тех, кто не работает. Остается только не останавливаться, а решать их! – уверена Ирина Коробейникова.

Пути решения

В качестве решения ряда проблем развития малого и среднего бизнеса на селе предпринимателям предложили разработать схему построения стратегии: уделять больше внимания внутренним процессам, сервису и маркетингу.

– Каждому предприятию необходимо разработать уникальное торговое предложение, – заявил Алексей Обжерин. – Если оно у вас есть, то клиенты постепенно начинают перетекать к вам – даже от федералов. И грамотное УТП должно выражаться в одной фразе, которая должна содержать уникальность, значимость и выгоду для клиента, простоту понимания!

В завершение встречи Юрий Исупов, модератор «круглого стола», и.о. старшего вице­президента ВТПП, подытожил, что все проблемные ситуации, возникшие вопросы и предложения их решения будут направлены в ведомства, в том числе и в палату, Кировский областной фонд поддержки предпринимательства, министерство экономического развития Кировской области.

Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания):

г. Киров, Динамовский пр ­-д, 4, 2 этаж.

Подробности по тел. (8332) 648­649 и на сайте kfpp.ru

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
Array
(
    [FOLDER] => /news/
    [URL_TEMPLATES] => Array
        (
            [news] => 
            [detail] => #SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
            [section] => #SECTION_CODE#/
        )

    [VARIABLES] => Array
        (
            [SECTION_CODE] => materialy-gazety
            [ELEMENT_CODE] => kak_zhivyet_torgovlya_na_sele
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

)

Также читайте