Хоть горшком назови
Президент России Владимир Путин поддержал идею отмены транспортного налога и его перевода в акциз.
Круглый стол
Участники:
Елена Ковалева, глава департамента финансов Кировской области
Сергей Ердяков, председатель Союза автомобилистов Кировской области
Сергей Киселев, президент холдинга «Движение-Нефтепродукт»
Багир Шарифов, коммерческий директор компании «Интеройл»
Александр Харюшин, председатель Вятского транспортного союза
Глава государства Владимир Путин поддержал инициативу лидеров парламентских партий – отменить транспортный налог. По словам президента, нужно стремиться к тому, чтобы все перевести в акциз и «уходить от транспортного налога». «Сколько едешь, столько платишь», - заявил Путин. На встрече с руководителями парламентских партий он также отметил, что транспортный налог был сохранен по просьбам губернаторов, поскольку доходы от него поступают в региональные бюджеты.
Впрочем, некоторые эксперты круглого стола «БН» уверены, налоговые поборы можно называть как угодно, их суть от этого не изменится.
Багир Шарифов:
Экономическая целесообразность в России во многом определяется не тем, как собрать налоги, а тем, насколько эффективно и целесообразно распорядиться ими. В данном предложении, на самом деле, видны явные преимущества. Во-первых, с точки зрения администрирования, безусловно, легче собрать акциз с узкого круга нефтяных лиц, если их все-таки собрать, нежели транспортный налог с многочисленной армии автовладельцев. В то же время возникает вопрос предоставления рабочих мест армии оставшихся без дела, скромных сборщиков налогов.
При этом - социальная справедливость торжествует! - решай сам, когда, на чем и сколько ездить. Во многих странах есть налог на имущество, налог на роскошь и акцизы на топливо. Платит больше тот, кто больше ездит и, тем самым, амортизирует дорожную сеть. Несправедливо владельцу дорогой машины платить такой же налог, как собственнику скромного авто. Сегодня же кажется абсурдом действующая привязка транспортного налога к мощности автомобиля и ситуация, при которой топливо дорожает, а транспортный налог растет.
Сергей Ердяков:
Мне также хочется напомнить, что транспортный налог в Кировской области один из самых высоких в стране. Он не соответствует доходам населения. Поднят он был по инициативе губернатора, который назначен «сверху». «Союз автомобилистов» с самого начала выступал за снижение или отмену транспортного налога и за выборы губернатора.
В начале этого года и в июле также были увеличены акцизы на бензин и составили Евро – 3 (Е-3) – 8,225 тыс. рублей за тонну, на дизтопливо Е–3 – 4,3 тыс. рублей за тонну.
Губернатор обещал, что с увеличением акцизов и образованием дорожных фондов транспортный налог снизится, но этого не произошло. Хорошо, что впереди выборы. Лично я за него голосовать не буду и призову своих сторонников поступить так же.
Александр Харюшин:
А мы, перевозчики, обеими руками «за» подобную инициативу. Пассажирский транспорт поглощает очень много топлива и плюс мы платим еще за дороги. Получается, двойное налогобложение. Хотя, стоит отметить, что акцизы и так увеличатся — нас никто спрашивать не будет... Некоторые люди спрашивают «а вы не боитесь, что без транспортного налога дорог в регионе не будет?», мне им всегда хочется ответить «а вы не боитесь, что вы все скоро будете ездить на гужевых повозках, а не автобусах?». Перевозчики еще весной обосновали, что стоимость проезда должна составлять 16-17 рублей — для того, чтобы они хоть как-то могли обновлять свой автопарк — а не 15 рублей, как сейчас. В настоящее время нет ни одного пассажирского автопредприятия кроме муниципальных, которые в состоянии это делать. Мы с вами скоро будем действительно ездить на гужевых повозках.
Елена Ковалева:
Данную инициативу нужно рассматривать с позиции обоих налоговых статей. Если взять и просто убрать транспортный налог из доходов регионального бюджета, для нас это будет большой «минус». В этом году мы ожидаем доходы от него в размере 919 миллионов рублей. Почти миллиард. При этом, напомню, транспортный налог служит одним из основных «наполнителей» Дорожного фонда, чьи средства идут на строительство, содержание и ремонт дорожной сети области, дворовых территорий. Поэтому его отсутствие в доходной части бюджета определенным образом скажется на состоянии дорожной отрасли.
С другой стороны, если отмена транспортного налога нивелируется за счет увеличения акцизов, то в таком случае, ничего не изменится. Однако, нюанс в том, что транспортный налог — это региональный налог, на который мы можем законодательно влиять (в рамках федерального закона, разумеется), а вот акцизы поступают в Москву и там распределяются согласно коэффициенту (количество проданных нефтепродуктов в регионе, количество транспорта в регионе и т.д.), то есть наше влияние в данном случае минимально.
Багир Шарифов:
Да, я тоже думаю, что здесь речь идет о централизации всех дорожных финансов России в предложенный Владимиром Путиным "Росавтодор". Изымается именно транспортный налог, который являлся основным источником пополнения местных дорожных фондов. Его отмена, безусловно, лишит региональную власть возможности бездарно распоряжаться деньгами налогоплательщиков, закапывая их в дорожные лужи, грязь, бордюры. Таким образом, укрепляется вертикаль финансовой власти, при этом местная - лишается ресурсов, а значит, возможностей, влияния, что увеличивает ее зависимость от федерального центра. Возможным недостатком может явиться как неэффективное, так и неравноценное распределение как ресурсов, так и объемов работ в пользу регионов, подрядчиков, производителей. Хотя, с другой стороны, появляется возможность централизованного контроля качества, используемых материалов, технологий, производимых работ. Все зависит от эффективности закладываемого механизма и личностных качеств руководителя проекта.
Сергей Ердяков:
Вообще-то, региональные дорожные фонды формируются не только из транспортного налога и акцизов, но и они не полностью идут на дороги. Нам стало известно, что, проходя через фильтр областного бюджета, большая часть их перераспределяется на другие нужды. Хотя пополнение бюджетов может происходить и за счет снижения управленческих расходов (сокращение количества управленцев и их высоких зарплат). В тех же районах самые богатые люди - чиновники.
Сергей Киселев:
С другой стороны, транспортный налог сегодня - это своеобразный налог на имущество. И это нормально. Я думаю, что если даже, все-таки, отменят транспортный налог и будет произведено увеличение акцизов, то суть не изменится. Налог все равно останется, как его не назови. Транспорт — есть? Все, плати.
Я согласен с утверждением президента, что «кто ездит, тот и платит». Просто представьте: вот вы имеете квартиру. Налог на имущество платите? Платите. Весь мир платит. Имеете машину. Налог на нее платите? Платите. Это тоже имущество и его не скроешь. С него так или иначе будут брать налог. Машина — это не серьги, не кольца и прочая «ювелирка», наличие которых трудно отследить. Так что, повторюсь, налог так или иначе будет, как бы его не завуалировали.
Акцизы, кстати, в любом случае увеличат. Это государственная необходимость — у страны сейчас бюджет по швам трещит.
Багир Шарифов:
Тем не менее, от предложения президента (если оно, все-таки, оформится в законопроект) выиграют автовладельцы, но в том случае, если с нефтяников все-же соберут все налоги, "Росавтодор" все же построит качественные дороги, а не коттеджи, и умники не придумают еще какой нибудь налог на пользование транспортной инфраструктурой. Предположу, что данная мера не призвана укрепить рыночную экономику или демократическое устройство, однако это не противоречит благим целям. Но если бы я захотел взять в свои руки или за горло, - кому как больше нравится - нефтяников, дорожников, глав регионов, - я именно так и сделал бы. Вопрос в том, с какой целью? Чтобы величественно царствовать или справедливо править. Покажет и накажет история.
Сергей Ердяков:
В первую очередь, конечно, от этой инициативы выигрывают автомобилисты, которые используют автомобили для своих личных нужд. Коммерческий транспорт переложит акциз на стоимость своих услуг, так как бензин и дизтопливо все равно будут расти в цене.
На самом деле, цена в большей степени зависит не от акцизов, а от квот и пошлин на вывоз нефтепродуктов за границу. Хочется призвать губернатора и Заксобрание поступить так, как поступили их коллеги из Смоленской области, которые на машины до 100 л/с вообще убрали налог, а на остальные сократили в два раза. Вот это забота о людях, вот это я понимаю.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Информация
Все равно вырастут
С 2012 года, согласно Бюджетному кодексу РФ, транспортный налог и акцизы на нефтепродукты стали основным источником формирования дорожных фондов, на средства которых ремонтируются дороги общего пользования, дворовые территории многоквартирных домов и так далее. Госдума в октябре предложила правительству РФ рассмотреть возможность дополнительной индексации с 2015 года акцизов на бензин.