Книжный рынок: бумажный бумеранг
Российский книжный рынок, как и популярность бумажных книг, продолжает расти. Стоит ли открывать свою книжную лавку, не являясь франшизой или филиалом крупной сети, сколько и что можно заработать на интеллектуальных людях – "Бизнес Новости" узнали у экспертов. Российский книжный рынок, как и популярность бумажных книг, продолжает расти. Это происходит за счет появления новых современных авторов, вышедших из «фикбука» в офлайн, и высококачественных уникальных издательств, вдохнувших новую жизнь в оформление книг. Стоит ли открывать свою книжную лавку, не являясь франшизой или филиалом крупной сети, сколько и что можно заработать на интеллектуальных людях – «Бизнес Новости» узнали у экспертов.
Ситуация в России
Итоги развития книжного бизнеса подвели на пресс-конференции в конце января в Доме Пашкова. Эксперты полагают, что в 2020 году стабильный небольшой рост книжного рынка достигнет 308 млн экземпляров (в 2019 году он вырос на 1–2% и составил 305 млн). С финансовой точки зрения рост чуть более заметен: если в 2018 году рынок заработал на книгах 86 млрд рублей, то в 2019-м – 92 млрд рублей. В текущем году при благоприятных обстоятельствах у рынка есть шанс дойти до отметки в 100 млрд рублей, полагают эксперты. Однако основным каналом роста являются интернет-магазины (+24% прибыли), также заметна стремительная динамика популярности платных электронных и аудиальных книг (+30%).
«Определяющими тенденциями прошедшего десятилетия стал взрыв интереса к нон-фикшнлитературе, коррелирующий с общим запросом на познание во всем мире – как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения, – считает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. – Также все более громко зазвучал термин «омниканальность» – интеграция нескольких каналов коммуникации в единую систему. Мы видим это на примере электронных книг: наши исследования показывают, что электронный формат не «убивает» «бумагу», как это предсказывалось».
Места хватит
На пресс-завтраке, посвященном итогам года и тенденциям книжного мира, гендиректор объединенной розничной сети «Читай-город – Буквоед» Михаил Иванцов заметил: до сентября был заметен хороший рост и спроса, и дохода, но осенью ситуация в корне изменилась – «как будто бы перекрыли кран. Ощущение, что у покупателей кончились деньги».
«Рост выручки на 2019 год у нас был заложен на уровне 10–15%, мы вышли с оборотом в 26 млрд рублей и новыми 60 магазинами. А средний чек вырос на 3–4%, что соответствует росту инфляции в стране, – говорит Иванцов. – На одном рынке всегда найдется место, по крайней мере, для двух операторов. Рынок большой, и людям нужен выбор. Местным операторам никто не мешает развиваться и, как минимум, работать не хуже».
Если говорить о крупных игроках книжного бизнеса, то в Кирове их не так много: федеральная сеть «Читай-город», федеральная сеть «Улисс» и ее франшиза «Территория», и региональные магазины – «Золотой век» и «Центральный книжный магазин» («Вятка-Роспечать»).
Еда или книга
Пять-шесть лет назад в Кирове закрылась сеть книжных магазинов (15 точек) АО «Кировкнига». Это было связано с кризисом рынка. Низкая платежеспособность населения, высокие расходы по основным статьям (аренда помещений, зарплаты сотрудника) – кривая экономического роста отказывалась подниматься. И можно было бы надеяться на обычный спад и завершение очередного цикла, но, как рассказала «Бизнес Новостям» директор «Кировкниги» Светлана Ивановская, кривая шла вниз и не поднималась очень долго – бизнес стал нерентабельным.
«Сейчас заметен рост популярности к бумажным книгам. Закрываясь, мы предвидели такое развитие событий. И это естественно. Все же я считаю, что в Кирове низкие зарплаты, из-за чего покупательская способность низкая: люди скорее купят себе и семье еду, чем книгу», – говорит Светлана Ивановская.
От чего зависит рентабельность?
Прибыль книжного магазина зависит от многих факторов. Начиная с сезонности, когда количество и длина пробитых чеков увеличиваются в десятки раз перед учебным или Новым годом, и заканчивая акционными мероприятиями типа «Библионочь» или «Черная пятница», когда продавцы беспрестанно заполняют пустые стеллажи новыми книгами со скидкой в 30–50%.
Одним из значимых факторов является и локация магазина. Если торговая точка находится на задворках или в бизнес-центре с неудобной для покупателя логистикой, прибыль невелика. Но, по словам Ивановской, на сегодняшний день хороших мест осталось немного. «Возможно, есть смысл заниматься доставкой заказов из онлайн-магазинов, однако открывать свой книжный магазин, не присоединяясь к федеральному проекту, считаю нецелесообразным. Все места, которые были бы интересны покупателям, на самом деле очень дорогие, а у точки с маленьким клиентским трафиком, но менее дорогой, хорошей прибыли не будет: покупателей немного. Подходящих муниципальных площадей с невысокой арендой просто нет», – считает Светлана Ивановская.
Читающие
Менеджер книжного магазина «Территория» Инна Панасенко, в свою очередь, уверена: любовь к книжным магазинам возвращается. «Мне кажется, сегодня люди приходят в крупные книжные магазины, потому что там есть выбор. У человека есть возможность походить среди книжных полок, полистать интересные им экземпляры, посмотреть новинки и любимые книги, вышедшие в новых изданиях. Поэтому люди по-прежнему любят магазины и приходят в них ради живых книг, живых людей, – считает эксперт. – Сейчас издается огромное количество книг, и иногда люди теряются в их многообразии. Этим и хороши книжные магазины – продавцыконсультанты могут помочь подобрать книгу, проконсультировать».
Она подчеркнула: многие люди возвращаются к тому, что бумажную книгу в руках держать приятнее. «В магазин приходят разные люди. Есть мнение, что сейчас дети мало читают. Это неправда. Есть дети, которые тянут родителей за руку в книжный магазин. Много читает и молодежь, и очень часто – классику. Не верьте стереотипам!» – резюмировала Инна Панасенко.
Елизавета Захарова