Контроль в долгосрок
Роспотребнадзор разработал проект новых санитарных требований для организаций розничной торговли пищевыми продуктами. Действовать они будут до 2031 года.
В настоящее время документ обсуждают эксперты. В ведомстве заявляют, что его появление не связано с распространением коронавируса.
Регуляторная гильотина
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не только предложила к общественному обсуждению новые санитарно-эпидемиологические правила для магазинов и рынков, но и выступила за упразднение старых, вступивших в силу с января 2002 года.
Нормы действовали в течение 18 лет и пополнялись поправками всего два раза: в 2007 году – уточняли ряд статей и в 2020 году – упразднили одну статью для транспортировки продуктов. В этот раз ведомство предусмотрело «срок годности» новых правил – до 2031 года.
Как отметили в Роспотребнадзоре «Российской газете», обновленные требования никак не связаны с коронавирусной инфекцией и разработаны (впрочем как и предыдущая их версия) для предотвращения инфекционных заболеваний и отравлений пищевой продукцией.
«Эти санитарные правила отношения к текущей эпидемической ситуации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 не имеют. Ведется плановая работа по актуализации документа», – подчеркнули в Роспотребнадзоре.
Цельные и чистые
Новые нормы СанПина включают в себя 11 пунктов требований к размещению торговых объектов, организации водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и освещения помещений. Также прописывают требования к оборудованию, инвентарю и посуде, к условиям перевозки, приему, размещению и хранению пищевой продукции, а также к условиям реализации продуктов и личной гигиене работников.
В документе перечислен набор стандартных требований, но с несколькими разительно новыми правилами. Так, теперь торговые объекты должны соблюдать уровень шума, приписанный жилым помещениям. Корзины и тележки для покупателей необходимо будет хранить и обрабатывать отдельно от торгового оборудования и инвентаря. Правилами запрещается содержать продукты в проходах и коридорах. При этом разрешен прием стеклотары от населения и ее хранение в отдельных помещениях или специальных автоматах.
На рынках и открытых торговых объектов необходимо будет установить навесы для защиты продуктов от атмосферных осадков и солнечных лучей, даже киоски и торговые палатки должны быть оборудованы раковиной для мытья рук, а передвижные торговые объекты следует располагать рядом с туалетом в шаговой доступности. В мелкой рознице запрещено продавать плодовые овощные культуры частями или с надрезами.
«Санитарный брак»
Проект предусматривает запрет торговым точкам продавать продукты, упавшие на пол, и взвешивать продукты без упаковки. Стоит отметить, что запрет на продажу упавших продуктов был наложен еще старыми правилами. Однако, если вспомнить продуктовые полки магазинов (особенно в отделе с фруктами и овощами), то можно понять: это правило не всегда в фаворе у продавцов. В магазинах (а на рынках тем более) зачастую встретишь лоток, корзину с уцененными «помятыми» продуктами. Которые, к слову, не залеживаются, а пользуются успехом у малообеспеченных граждан. К тому же как можно проверить упал товар или приобрел дефект во время сборки или транспортировки? Теперь, в новой версии требований, такие товары именуются «санитарным браком».
Если верить статистике и убеждениям фриганизма (ред.: философия отказа от потребительства), то 30-50% всех выбрасываемых магазинами продуктовых товаров все еще пригодны к употреблению. В 2019 году Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций и консалтинговой компании «ТИАР-Центр» заключили: граждане и торговые сети ежегодно выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на сумму свыше 1,6 трлн рублей.
Что касается запрета отпуска товаров без упаковки, то еще в апреле Роспотребнадзор обновил рекомендации по профилактике коронавируса на торговых объектах - посчитав, что магазины и супермаркеты должны запретить покупателям самим взвешивать продукты. Тогда в Ассоциации компаний розничной торговли прогнозировали рост стоимости продукции до 40%.
«Реализация рекомендаций по ограничению самостоятельной навески товаров потребует от сетей дополнительных материальных затрат, в том числе на наем дополнительного персонала, и может создать дополнительный риск скопления покупателей в зоне навески», – передает ТАСС со ссылкой на ассоциацию.
Ограничения для рыбных магазинов
Обновленные правила сохранили и запрет на размещение специализированных рыбных магазинов в жилых и административных зданиях или в пристройках к ним. С овощных специализированных магазинов запрет в новых требованиях снят.
«Эта норма понятно на что нацелена: чтобы в переведенных из жилых помещений в нежилые (это квартиры первого этажа, которые переделывают зачастую под коммерческие помещения) рыбные магазины не размещались. Это вполне разумно», — прокомментировал «Вестям» генеральный директор «INFOline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Однако, как пишет «РГ», по мнению исполнительного директора Рыбного союза Сергея Гудкова, оснований для прописывания данного требования нет: «У нас нет отдельных разграничений для организации торговли колбасой и рыбой».
Необъяснимые требования
По словам представителей бизнеса, ранее столь элементарные требования к гигиене не прописывались законодательно и никто из ритейлеров не допускал даже мысли поступить так, как теперь запрещено законом.
Речь идет в том числе и о весьма неясном пункте в 8 главе требований: «выливать жидкие пищевые продукты из посуды покупателя обратно в общую тару при отпуске данных продуктов». Мало того, что в документе нет объясняющей приписки, о каких продуктах и емкостях идет речь, так и в голову не приходит ни один пример возможного нарушения.
Впрочем, поправки Роспотребнадзора находятся только на стадии обсуждения. По информации «Ведомостей», статистике Управления гласит, что 80% проектов в конечном варианте претерпевают изменения.
Мнение
Илья Власенко, директор по внешним связям «Ассоциация компаний розничной торговли»:
«Предыдущие СаНПиНы значительно устарели и требовали серьезной доработки с учетом изменившихся за последние десятилетия условий торговли. В представленной новой редакции многие вопросы проработаны, исключен ряд устаревших требований. Однако новые правила нуждаются в дополнительной оценке и рассмотрении экспертами. Насколько затратным будет реализации и соблюдение данных правил, можно будет понять по мере их применения в хозяйственной деятельности.
Что касается вопроса о необходимости взвешивания продуктов в упаковке, то пластик в современных условиях используется повсеместно: в строительстве, машиностроении, медицине, сельском хозяйстве, легкой промышленности, производстве товаров повседневного спроса и хозяйственных товаров и во многих других отраслях и направлениях деятельности. Использование пластика в розничной торговле составляет незначительную часть от общего объема производимого и используемого в народном хозяйстве и быту. Более того, основная часть пластика, используемого в розничной торговле, приходится на уже полученную от производителя расфасованную продукцию (бутылки, пакеты)».
Елизавета Захарова