Кузнецов выживает... бедность

Кузнецов выживает... бедность

18.10.2020 21:25:43 204 0
Казалось, в XXI веке кузнецов могли вытеснить современные технологии, роботы. Однако главной угрозой кузнечного дела стала неплатежеспособность населения. Разбираемся, чем живет, точнее, как выживает сегодня кузнечный бизнес Кировской области.
Скудность кошелька и мышления

«По большому счету все не работают, а выживают. Потому, что за изделия, которые делают мастера, в Кировской области платят неадекватные деньги. Нам просто деваться некуда – в области денег нет! В соседних регионах: в Коми, Ижевске, Перми и Казани, Нижнем Новгороде – изделия стоят, к примеру, 200 рублей, а у нас 150. Что богатые, что бедные – больше не дадут. Но бедные люди или потребители среднего достатка легче расстаются с деньгами, чем богатые, они и дотошнее. Честно говорю: все кузнецы выживают», – рассказал директор «Вятской ковки» Александр Шмаков.

Помимо низкой покупательской способности на пути к развитию и стабильности у мастеров кузнечного дела стоит и обесценивание труда кузнеца и сварщика. «К нам, бывает, приходят люди и с порога говорят: «А чо так дорого?» А ты сам попробуй сварить! Мы делаем достойные вещи, но металл дорожает, комплектующие – недешевые. А люди этого не понимают и, честно говоря, просто не ценят труд. Им надо и красиво, и быстро, и дешево. Приходят, показывают эскиз, который из ста человек сможет воплотить в жизнь один, и хотят за это отдать сущие копейки», – заключает Александр Шмаков.

«У нас невысокая стоимость изделий, – поддержал директор ООО «Мастерские художественной металлопластики» Евгений Шкляев. –  Понятно, что для богатого человека 100 рублей – это мелочь, а для бабушки – состояние. Цены примерно все равняют под одну планку, мониторя российский рынок. У нас в регионе одни из самых бюджетных цен, потому что клиент на большее не соглашается. Это не очень перспективный рынок».

Схема заработка

Сколько из и так невысокой стоимости изделия получит сам кузнец – вопрос индивидуальный. Как поясняют мастера, если кузнец хороший, то от общей суммы ему достанется 35-40%. Все зависит от характера работы. Есть изделия, производимые из дорогих материалов, но по исполнению они просты – тогда большая часть цены уйдет на расходники. А есть тонкие работы из обычных металлов, – на них уходит больше времени и сил. Тогда материальные затраты составят всего 10-20%, а остальное уйдет на зарплату мастерам, аренду помещения и другие расходы.

Кризисные элементы роскоши

Как и на любой бизнес, на кузнечное дело влияют многие внешние, экономические факторы. Бесследно не прошел и коронакризис. В разговорах владельцы студий ковки мимолетно заметили – думали, что закроются. Но сейчас потихоньку начинают восстанавливаться. Одним помогло сотрудничество с компаниями-застройщиками, обеспечивающее стабильность, другим – долгосрочные соглашения с другими компаниями.

Из-за кризиса покупательская способность просела еще больше. Тем более если учитывать, что кованые изделия – это не предметы первой необходимости, скорее элементы роскоши.
«Очень трудно угадать, каким будет сезон. Все зависит от ситуации, наличия денег у людей, их стойкости, – комментирует сегодняшнюю нестабильную ситуацию Евгений Шкляев. – Люди уже оправились и поняли, что им приходится жить с этим вирусом. А деньги никуда не делись, ходят в обороте. Другой вопрос: будут ли люди их вкладывать в дело или притормозят пользование?»

Ниша без конкуренции

Александр Шмаков считает, что сегодня начать кузнечный бизнес очень тяжело. «У каждой мастерской есть свои заказчики. Понимаете ли, не все покупают «Мерседесы», кто-то ездит и на «Оке». Здесь то же самое: кто-то заказывает дорогие вещи, кто-то бюджетные варианты. Есть мастера, которые за мангал стоимостью три тысячи рублей даже и не возьмутся, они будут делать только мангалы за 10 тысяч рублей. Им это интересно, они набили руку в этом деле, у них и будут заказывать клиенты. А, как вы говорите, мангал, сваренный из ржавого металла дядей Васей в соседнем гараже, даже не знаю, кто и купит. Все же понимают, что мангал проржавеет, но изначально вещь должна быть красивая», – отметил Александр Шмаков.   

И добавил: на пустом месте, просто купив сварочный аппарат, кузнечный бизнес не построить – ниша занята полностью. При этом конкуренция на рынке невелика, потому что спрос на кованые изделия в регионе низкий.

Пользовательская заинтересованность

Если говорить о популярности кузнечного мастерства, изделий ковки, то в России в месяц пользователи поисковой сети Яндекс  совершают почти 39 тысяч запросов по ключевой фразе «кузня», на Приволжский федеральный округ приходится всего 15,5% показов, на Кировскую область – 0,6%.

Самые частые запросы делают жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 9 077 и 4169 запросов соответственно.

Заинтересованность Кировской области в теме ковки, согласно сервису «Google Trends», – 
43 балла из 100.

«У нас заказывали и заборы с перилами, и ограждения, и различную мебель. Другой раз якорь и подводную лодку заказали на могильный памятник. Изделия из ритуального сегмента – кресты, оградки, столы, скамьи, элементы памятников – занимают у нас существенную нишу. В последний путь люди хотят проводить с почестями, чтобы было все лучшее. Приходят пожилые люди, и в этом сегменте денег не жалеют, хотят сделать что-то достойное. Поэтому кризис пока не берет», – отметил директор «Вятской ковки».

«В основном компании занимаются воротами, калитками, входными группами, за счет этого и живут. Наш профиль – художественная ковка. Мы стараемся охватить максимально все виды ковки, но в приоритете – металлические скульптуры. Мало кто занимается таким же направлением. В этом деле все зависит от мастерства. Если ты умеешь и знаешь, как делать тот или иной элемент или изделие, то сможешь выполнить заказ быстро и заработаешь. Если будешь делать месяц, то проешь эти деньги и ничего не получишь. Очень сложно выбрать критерии для оценки стоимости изделия», – считает директор ООО «Мастерские художественной металлопластики».

Зимнее проседание в 30%

Динамику интереса к теме «художественная ковка» показывает «Google Trends». Взяв за пик популярности самое большое число показов, сервис выстроил график, согласно которому за год периодом наибольшего интереса стала неделя с 29 декабря 2019 года по 4 января 2020-го. Меньшее число запросов было совершено в период 16-22 февраля. Однако после этого стремительного роста запросов не случилось: заинтересованность пользователей колебалась и до сих пор колеблется в пределах 20%-72%.

«Как правило, самые тяжелые месяцы – январь-февраль, но это некритично. Зимой на 20-30 % работы меньше. К счастью, в прошлые годы зимы проходили без всяких осложнений. Как в этом году будет – не знаем. Повышенный спрос начинается в августе и до Нового года», – заключил Александр Шмаков.   

«У нас сезон короткий – с марта по ноябрь. Стараемся на зиму оставить подготовительную работу, чтобы весной сразу смонтировать и поставить. Но четкой сезонности у нас нет. Бывает так, что зимой загружены больше, чем летом», – поделился Евгений Шкляев.  

Елизавета Захарова

Фото работ: «Мастерские художественной металлопластики»

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте