Максим Исаев: «Бизнес с сердцем»
Интервью с директором филиала МТС в Кировской области.
Максим, вы к нам на Вятку из Самары приехали совсем недавно. Знали до этого что-нибудь о Кировской области? Долго раздумывали, когда поступило предложение возглавить МТС в Кирове? - - К моменту назначения в Киров в компании МТС я работал уже не первый год. Киров — очень важная часть бизнеса МТС в Поволжье, и безусловно я уже тогда знал многих людей из Кировской области, с которыми пересекался по роду деятельности, например, на конференциях. К тому же, здесь на тот момент у меня очень хороший друг работал коммерческим директором филиала — Юрий Мочалов. Он сейчас директор филиала МТС в Коми. Но сам я на тот момент ни разу не был в Кировской области. Из всех 13 регионов, которые входят в Поволжье, это был единственный, где я не был, вот такой интересный факт. После того, как директор МТС в Поволжье Михаил Чернышов предложил мне возглавить филиал компании в Кирове, я взял паузу на день. И согласился, потому что люблю такие смелые вызовы.
Ваши впечатления от Кирова и кировчан?
- Живу буквально в нескольких кварталах от офиса МТС. Зачастую хожу на работу пешком, это очень удобно. Кировчане очень отзывчивые, душевно относятся к любому общению. Очень много улыбчивых лиц. Кроме того, с коллегами мы часто ездим по области. И в районах всегда встречаем понимание и доброжелательность, что очень приятно. По сравнению с Самарской областью в Кирове люди более простые, более открытые. Это особенности менталитета. В общем, резюмирую: на Вятке живут очень приветливые и добрые люди! (улыбается).
Насколько быстро удалось найти общий язык с командой в новом регионе? Были трудности, непонимание чего-то или кого-то? Вообще, на ваш взгляд, какой вы руководитель?
- Адаптация в новом коллективе прошла незаметно. В каждом филиале нашей компании, вне зависимости от региона присутствия, в приоритете– высокий профессионализм сотрудников и умение работать в команде. Поэтому переехав из Самары в Киров, я не встретил никаких проблем ни в понимании, ни в коммуникациях, ни в бизнес-процессах. Я здесь отвечаю за все – и за развитие сетей, и за операционное и финансовое руководство. При этом я всегда открыт для общения с любым сотрудником филиала – у многих из них есть интересные предложения, которые могут «выстрелить». Кроме того, я часто бываю «в полях», общаюсь со своими коллегами, потому что важно быть не «над» бизнесом, а в нем – нужно видеть ситуацию на всех уровнях.
В 2014 году компания МТС и Правительство Кировской области подписали двухлетнее соглашение о сотрудничестве в области развития телекоммуникаций в регионе. Каковы результаты этого сотрудничества?
- Мы постоянно держим руку на пульсе по выполнению этого соглашения. Сейчас подходим к финальной стадии реализации всех договоренностей. Сразу отмечу - компания МТС будет и дальше вкладывать деньги в развитие региональной инфраструктуры. За время сотрудничества мы почти в полтора раза увеличили количество базовых станций в регионе, при этом строили не только больших городах, но и в небольших населенных пунктах в глубинке области. Отдельно велись работы по улучшению качества связи на трассах и автомобильных дорогах, таких как Советский тракт, автодорога Киров-Казань, федеральная трасса «Вятка» и многих других. Логично, что приоритетным направлением для МТС является развитие технологий передачи данных, в частности 3G и LTE. Наши абоненты уже успели привыкнуть и по достоинству оценить возможности, которые дают высокие скорости именно мобильного интернета, а именно, почти мгновенный доступ и потребление тяжелого контента в любой точке города. Летом, в рамках пресс-тура с Правительством Кировской области мы проводили «тест-драйв» своих сетей и даже за пределами областного центра получили отличные показатели.
Да, я помню этот тест-драйв. Максимальная скорость, которую мы тогда смогли «поймать», составила 52 мегабита в секунду. А максимально заявленная – 75 мегабит. Читатели спрашивают: что вообще влияет на конечную скорость, которую получают абоненты?
- Показатели Кировской сети МТС сегодня можно назвать очень хорошими, сегодня даже половина фиксированных сетей в России не может «похвастаться» такими показателями –привычная средняя скорость для проводного домашнего интернета это порядка 10 Мбит/с. Поэтому для мобильных технологий, когда интернет «передается по воздуху», 52 Мбит/с – это просто колоссальный результат. Есть несколько факторов которые влияют на конечную скорость в устройстве абонента: это и само устройство абонента, и расстояние от смартфона до базовой станции и, конечно, общая загрузка сети, т.е. общее количество абонентов, одновременно пользующихся интернетом. Процесс можно сравнить с дорожным трафиком . Есть часы пиковой нагрузки, когда машины стоят или едут со скоростью 5 км/ч, а есть часы максимальной разгрузки, когда дороги свободные. Так и с интернетом, не секрет, что скачивать что-то с помочью мобильного интернета лучше всего ночью, когда большинство абонентов спят, а не пользуется сетью
А если все так подумают и начнут «качать» ночью?
- Да, иногда бывает и такое (смеется).
А вы заметили , может по изменившемуся спросу, как сеть 4G принял вятский бизнес?
- По большому счету, именно появление 4G ознаменовало эру мобильных офисов для бизнесменов. Скорости 4G позволяют получать комфортное потоковое видео, быстро скачивать «тяжелые» файлы, размещать информацию на нескольких порталах одновременно, то есть работать с большим количеством открытых «окон» и не быть территориально привязанным к одному месту. А ритм жизни бизнесменов высокий– очень много перемещений, но всегда нужно быть на связи, поэтому комплект «ноутбук+модем МТС» - это готовый кабинет директора в любой точке города: можно общаться с подчиненными в режиме онлайн, проверять почту, демонстрировать «тяжелые» презентации деловым партнерам, а объединив несколько устройств даже проводить видеоконференции. К слову, сегодня многие отказываются от фиксированного интернета, как громоздкого и неудобного, в пользу интернета 4G.
Инвестируя в сеть 4G, компания МТС не «отодвинула» на второй план развитие 3G?
- Конечно, нет. 3G – это основная и самая массовая на сегодня технология. И самым массовыми на сегодня является смартфоны, которые поддерживает именно 3G. Таких в нашей области – 80 процентов. Да, пользователи меняют телефоны на современные смартфоны и начинают пользоваться новыми возможностями, вот за последний год трафик в сети LTE вырос более чем в 10 раз. Но пока основная масса абонентов не перешла на смартфоны нового поколения, а это перспектива нескольких лет, мы активно «прокачиваем» одновременно и 4G и 3G сети, чтобы наши абоненты могли с комфортом пользоваться мобильным интернетом, ведь спрос на услугу передачи данных из года в год только возрастает - только за последний год объем трафика в регионе вырос почти вдвое.
Если абонент выйдет из зоны покрытия LTE и попадёт в зону покрытия сети 3G или 2G, то будут ли разорваны активные соединение? Как быстро происходит переключение?
- Вы даже не заметите этого момента. Есть специальная технология автоматического перехода из одной сети в другую - мы называем ее “hand-over”, которая позволяет в одно мгновение передать «из рук в руки» соединение абонента. Фактически, благодаря этой опции абонент «прыгает» по сетям разных стандартов и перемещается от одной базовой станции к другой без разрыва соединения.
Недавно поднимался вопрос об отказе от традиционной передачи голоса в пользу голосовых сервисов поверх сети LTE? Насколько это реально в ближайшей перспективе?
- В мире про это говорят, есть примеры в Японии, где один из операторов предоставляет абсолютно весь спектр своих услуг только в 4G. Насколько я знаю, готовятся стартовать подобные проекты в США. В России пока таких примеров нет. МТС, как лидеры рынка, безусловно, занимаемся этим вопросом. Но пока это перспектива нескольких лет. Во-первых, нет достаточного количества мобильных устройств, чтобы взять и оставить только 4G. Во-вторых, не все операторы еще создали такую инфраструктуру, чтобы говорить о том, что ее достаточно, чтобы представлять голос везде и всем. Но в целом к этому телекоммуникационная отрасль в России идет. Из-за нашей огромной территории идем медленнее, чем остальной мир.
В связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране и в мире что-то изменится в потреблении услуг операторов, на ваш взгляд?
- Можно сказать что экономическая ситуация уже повлияла на те сферы, которые напрямую связаны с международными операциями, в нашем случае это роуминг. Летом мы наблюдали сокращение количества абонентов, выезжающих за рубеж, при этом значительно вырос туризм в рамках страны. Можно сказать, что в этом году наши абоненты «изменили» Красному с Черным и предпочли отдых на родине. При этом, если говорить о «местной» связи, каких-то глобальных влияний мы не заметили. Мобильная связь очень прочно вошла в потребительскую корзину кировчан, тем более мы предоставляем выгодные пакетные предложения, в которые включены и пакеты смс, и голосовых вызовов, и интернет – я говорю о линейке тарифных планов Smart - от 200 рублей. Как показывает среднее потребление по абоненту, этого более чем достаточно. А что такое сегодня 200 рублей? Чашка кофе в кофейне.
То есть люди меньше говорить и «качать» не стали?
- Однозначно. Если мы возьмем, например, кластер молодых людей, то они даже увеличивают свое интернет-потребление. Остальные группы населения где-то на средней величине потребления находятся: немного смс, немного голоса. Многие, к примеру, выбирают нашу компанию за то, что у нас выгодные звонки по межгороду: в сети МТС они стоят 0 рублей. Есть вообще бесплатные звонки на тарифном плане «Супер МТС». А новый тарифный план Smart NONSTOP позволяет пользоваться безлимитным интернетом в ночное время…. В общем, глобального снижения потребления сервисов связи мы не прогнозируем, потому что без мобильного общения современный человек свою жизнь не представляет. В кризисный период, люди отказываются от чего угодно, но не от мобильной связи или доступа в интернет. Это уже базовые услуги.
Многие кировчане заметили в городе этим летом два ярко-красных автомобиля: Porsche Cayenne и Chevrolet Camaro с символикой МТС. А многим довелось и прокатиться с ветерком на этих машинах. Расскажите, что это была за акция и для чего она проводилась?
- Это была специальная рекламная акция в поддержку мобильного интернета 4G. Cуперкары как раз выражают те дополнительные возможности, тот комфорт, который дают новые сети с новыми скоростями. Эти автомобили приезжали на вызовы обыкновенных городских такси, причем, методом случайного выбора. Наши такси возили кировчан совершенно бесплатно. Сами водители были очень рады тому, насколько бурно, искренне и позитивно жители Кирова реагировали на появление красных суперкаров. Говорили, что, наверное, ни в одном городе таких эмоций у пассажиров не видели. Восемь из десяти сразу начинали радоваться, фотографироваться у машины, делали селфи со своими друзьями (смеется). Соцсети бурлили восторженными впечатлениями!
Во время того же пресс-тура, зампред правительства Кировской области Алексей Кузнецов отметил, что компания МТС, помимо развлекательных проектов, инициировала в регионе ряд ярких образовательных и культурных программ с большой социальной значимостью. Что это за проекты? Зачем, на ваш взгляд, вообще бизнесу заниматься этим направлением?
- Почти половина капитализации компании – это ее репутация. Понятно, что любой бизнес существует для того, чтобы приносить доход и, как следствие, прибыль своим акционерам, платить налоги. Но подобное развитие возможно только в том случае, если бизнес не только «забирает», но и дает что-то взамен, реализует социальные и образовательные проекты. Каждому жителю важно понимать, что те деньги, которые они заплатили в своем регионе не уходят куда-то, а наоборот, частично к ним возвращаются уже в новом формате. При этом, бизнесу, для реализации каждого социального проекта нужна «связка» с основной стратегией компании, надо быть в русле. Для нас последние несколько лет драйвер бизнеса не меняется – мобильный интернет и все что с ним связано, поэтому почти все наши проекты завязаны именно на применении мобильных технологий. Например, «Мобильная библиотека», в которой мы собрали более 150 книг, в том числе и уникальные произведения вятской литературы, и открыли к ней доступ всем желающим. Подходи, выбирай, то, что хочешь прочитать, скачивай и забирай с собой на своем смартфоне или планшете.
На входе в центральный салон МТС на стенах размещены детские рисунки и фотографии, очень необычная выставка. Поддержка юных вятских художников – это часть вашей благотворительной стратегии в регионе?
- Это одна из составляющих частей нашего благотворительного творческого проекта «Поколение М», который уже полтора года гремит на всю страну и объединяет творческих и неравнодушных людей по всей России – от Мурманска до Камчатки. Помимо стен офиса МТС, все эти изображения размещены и на виртуальной площадке проекта и каждое из них помогает в спасении детских жизней. Вы спросите, «Как»? Дети, участвуя в разного рода конкурсах, слушая мастер-классы, фотографируют, рисуют, поют, танцуют — реализуют себя в творчестве и делятся этим онлайн. При этом, каждая работа, комментарий или репост на портале - это балл, который пополняет виртуальную «копилку» добра. Ежегодно МТС превращает эти баллы в реальные деньги, и перечисляет в Фонд Константина Хабенского на помощь тяжелобольным детям. Хочу с удовольствием отметить, что кировчане в этом проекте принимают очень активное участие. На данный момент Вятка входит в Топ-20 самых творчески активных и неравнодушных регионов России. Уже сейчас в проекте собрано больше 11 миллионов рублей, которые пошли на лечение детей. Я призываю всех кировчан активно участвовать в этом проекте и размещать работы своих детей на портале.