Маркировка с техническим сбоем

16.02.2020 17:38:00 1874 0

Маркировку готовой молочной продукции в России планируется запустить с 1 июня. Переработчики, принявшие участие в пилотном эксперименте, заявили о полной технической неготовности рынка.

И подсчитали затраты, которые исчисляются миллионами. Оценив масштабы бедствия, федеральные чиновники экстренно пытаются сделать работу над ошибками. Хотя бы для видимости.

Двойная прослеживаемость

Остроту проблемы обозначили на минувшей неделе на заседании «Вятского молочного союза». История началась в конце июня 2019 года, когда правительство РФ издало постановление о проведении эксперимента по маркировке молочной продукции. До 29 декабря планировалось – совместно с переработчиками и оператором системы ООО «Центр развития перспективных технологий» – выяснить целесообразность запуска проекта. Однако уже в ноябре, до завершения эксперимента, появилось новое правительственное распоряжение: маркировка молочки становится обязательной с 1 июня 2020 года, а с 1 декабря запрещается реализовывать и остатки молочной продукции.

Первый вопрос бизнеса – зачем, если уже введена система обязательной ветеринарной сертификации «Меркурий», позволяющая отследить путь молока от фермы до прилавка? «С 1 ноября система работает в полном объеме, все предприятия молочной отрасли перешли на электронную ветеринарную сертификацию молочной продукции, вся продукция сопровождается в электронном виде», – подчеркнула на заседании заместитель гендиректора «Кировского молочного комбината» Лариса Заболоцкая.

Именно из-за «двойной технологической и финансовой нагрузки, которую ни один бизнес не в состоянии понести», из эксперимента вышел его инициатор – французская группа «Данон». По сути, ранее даже рассматривался вопрос о введении «Меркурия» или маркировки. Сейчас, по факту, союз «или» исключен.

«На обеспечение работы системы»

По информации, которую публикует на своем сайте ЦРПТ, эксперимент проходит удачно. Так, в релизе от 24 января сообщается о резком росте участников пилота по маркировке молочной продукции: со 185 компаний на 20 декабря 2019 года до 325 на 24 января 2020-го. «ЦРПТ уже провел успешные тесты по нанесению маркировки на все используемые отраслью виды упаковочных материалов, включая картон, пластиковые крышки, полиэтиленовые пакеты, а также протестировал самые распространенные форм-факторы упаковки», – отмечается в сообщении оператора.

Компании, которым все-таки удалось на практике апробировать систему, говорят о ее технической неготовности. К примеру, что считываемость QR-кодов составляла 60%.

КМК также намеревался поучаствовать в эксперименте. Еще в августе прошлого года написали соответствующие письма, в том числе и в ЦРПТ. «Только 11 октября к нам приехали оттуда специалисты, которые провели обследование предприятия: за три часа обошли производственные участки, сфотографировали оборудование – и уехали. Мы долгое время просили заключение: скажите, что нам дальше делать? Хотелось вступить в реальную фазу эксперимента, попробовать наносить маркировку непосредственно на производстве. Не получилось», – продолжила Лариса Заболоцкая.

Заключение получили лишь в конце января этого года. Как выяснилось, на ряд автоматов по розливу молока установить систему технически невозможно. Соответственно, предприятие не сможет выпускать молоко в пакетах, которое относится к социально значимому сегменту (в пакетах дешевле). «Обеспечить групповую упаковку в полипак (ред.: мягкий пакет) мы тоже не сможем, оператор так и написал. Придется искать другую – не многоразовые пластиковые ящики, а те же картонные коробки с вкладышами. Это дополнительные производственные отходы», – продолжила представитель комбината.

Только на оборудование для маркировки, передачи данных потребуется 84 млн 350 тысяч рублей. На предприятии 29 фасовочных линий, и на каждую необходимо установить принтер для нанесения штрих-кода, систему технического зрения для его прочтения и передачи, систему агрегации, отбраковки.

Ну и еще один момент. Стоимость каждого кода маркировки – 50 копеек без НДС. Если, к примеру, на КМК производится около 150 млн упаковок продукции в год, то несложно подсчитать: ежегодно только на коды предприятие будет вынуждено отчислять по 75 млн рублей. И отнюдь не в бюджет государства, а «на обеспечение работы системы». ООО «ЦРПТ» – частная компания. Как сообщает www.dairynews.ru, ее контракт с правительством по форме частно-государственного партнерства заключен на 15 лет без проведения какой-либо конкурсной экспертизы (на основании решения кабмина Дмитрия Медведева). Само общество является совместным проектом USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

«Они сами не готовы»

Аналогичная ситуация происходит и по другим отраслям – в частности, обувной. «Пилотный проект по маркировке обуви начался летом 2019 года. За полтора года все технические проблемы до конца не решены. Сегодня (ред.: 12 февраля) я был на семинаре, который проводила представитель ЦРПТ Вера Волкова (ред.: руководитель проекта «Легкая промышленность»). Она прямо сказала, что решения для агрегаторов торговли через Интернет сегодня нет», – рассказал представитель вятской обувной промышленности.

«Сам «Честный знак» постоянно дает сбои, они сами еще не готовы. До 1 марта (ред.: срок введения обязательной маркировки на обувь) осталось совсем немного», – говорит гендиректор ООО «Вахруши-Юфть» Эдуард Данелян. На встрече бизнес-сообщества с председателем Заксобрания Владимиром Бакиным он попросил написать от лица депутатов письма с просьбой отложить введение маркировки: рынок не готов. Подобные обращения разосланы в различные инстанции и от Российского союза кожевников.

«Критической» назвал ситуацию с маркировкой обуви и зам. генерального директора завода «Искож» Владимир Зонов. «Пострадают прежде всего промышленники, производители, которые должны все это организовать на производстве. Программное обеспечение не готово, технических средств нет, оборудование – только под заказ, изготовляется не менее 2 месяцев, – говорит он. – Все затраты лягут так или иначе на потребителя. Мы не говорим о том, что не нужно бороться с контрафактом. Мы заявляем о том, что рынок технически к этому не готов. Пишем письма, обращения, чтобы дату перенесли на 31 декабря. Год при этом не изменится». Он добавил, что «изначально маркировка преподносилась как борьба с контрафактом. Сегодня выясняется, что за этим стоят коммерческие структуры и деньги идут не государству».

«Считаю систему залоббированной. Думаете, бабушка в Малмыжском сельпо придет и будет телефоном сканировать, чтобы убедиться, что тапочка сделана на «Вахрушах», а не в Китае? Это фантазии. Кто-то очень зацифровался и далеко оторвался от жизни», – поддержал президент Вятской ТПП Николай Липатников. Ранее от палаты был направлен ряд писем в разные инстанции, чтобы сроки маркировки обувных товаров сдвинуть. Невозможность запуска проекта аргументировали «в том числе поздними сроками ввода ЦПРТ ряда технологических решений и необходимостъю временных затрат их отработки на практике». Судя по сообщениям федеральных СМИ, подобных обращений за последнее время поступает все больше.

На минувшей неделе правительство опубликовало проект постановления, согласно которому производство, ввоз и оптовые продажи обуви без передачи данных в систему маркировки будут разрешены до 1 июня 2020 года.

Государственные вливания

Многочисленные обращения поступают и по молочным продуктам. Сейчас намерен активизироваться вятский бизнес: чем больше заявлять о проблеме, тем больше шансов, что услышат. В минувший четверг стало известно о предложении Минпромторга субсидировать внедрение маркировки. В ведомстве такую необходимость объясняют затратами производителей продукции на оплату услуг по предоставлению кодов. «Стоимость оборудования, необходимого производителям для маркировки товаров средствами идентификации, может составлять несколько миллионов рублей и более», – говорится в соответствующем проекте постановления. Субсидии предлагается предоставлять из федерального бюджета «Российскому фонду технологического развития». Размер господдержки не уточняется.

На минувшей неделе Минпромторг также сообщил о намерении отложить маркировку для части молочных продуктов. Продукция со сроком годности более года может начать маркироваться с 1 декабря 2020 года, а продукция со сроком годности менее года – с 1 марта 2021 года. Оборот немаркированных остатков продукции предлагается разрешить до окончания срока ее годности. Отсрочку маркировки на год могут получить фермеры и мелкие производители.

«Также Минпромторг предлагает не маркировать товары весом единичной упаковки до 30 граммов и выдавать бесплатно коды маркировки для продукции стоимостью ниже 30 рублей. Обязательное сканирование кода маркировки на кассе начнется с даты введения обязательной маркировки, однако российской рознице планируется предоставить отсрочку по штрафам 12 месяцев с даты публикации постановления правительства РФ об обязательной маркировке, чтобы бизнес в спокойном режиме успел дооснастить себя сканерами для считывания кодов», – сообщили в Минпромторге.

Мнение

Артем Белов, генеральный директор национального союза производителей молока «Союзмолоко»:

– Несмотря на то, что «Союзмолоко» неоднократно указывал на нецелесообразность введения маркировки в такой сложной отрасли, как молочная, мы, безусловно, приветствуем решение регулятора о переносе срока внедрения маркировки и видим в этом способность к диалогу с бизнесом. Предложения по особым условиям – отказ от маркировки продукции до 30 г и до 30 рублей, отсрочка на год для опта, мораторий на штрафы – показывают, что понимание Минпромторгом сложности внедрения маркировки и объема издержек растет.

Тем не менее, в случае переноса сроков молочная отрасль не избавлена от издержек на внедрение маркировки. По нашим последним актуализированным данным, исходя из информации от предприятий, затраты в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, а ежегодные – не менее 35,2 млрд рублей.

Мы убеждены, что введение маркировки вообще нецелесообразно, учитывая уже работающую систему прослеживаемости (ЭВС) и крайне незначительную (менее 1%) долю контрафактной продукции. Новые сроки внедрения системы снова устанавливаются поспешно и не были заранее обсуждены с отраслевым сообществом в лице крупнейшего союза.

Сроки введения снова предлагаются до проведения оценки целесообразности введения обязательной цифровой маркировки для молочной продукции. Именно после ее проведения можно было реально оценивать необходимость внедрения системы и установить, что выгода от маркировки действительно превышает издержки.

В настоящий момент не завершен эксперимент по маркировке молочной продукции. К настоящему моменту на площадках участников не протестированы все необходимые для внедрения маркировки технологии, и вопрос выбора способов нанесения кода остается открытым. Не утверждены и технические требования к оборудованию, как это предусматривает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования».

Юлия Усинская

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте