Медиа как бизнес
Медиа как бизнес После 5-летнего перерыва в Кирове прошел медиафорум "На семи холмах", генеральным информационным спонсороv которого выступила ГК "ИНМЕДИА". Гостями мероприятия стали известные медийные персоны регионального и федерального уровня.
В очередном эфире «Разворота на бизнес» (16+) они поделились своим мнением о экономической ситуации на рынке, его трудностях и перспективах, а также о развитии социальных сетей.
Участники:
- Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»)
- Николай Голиков, ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»)
- Виктория Вирта, основатель Академии интернет-резерва
- Елена Комкова, владелец Академии интернет-резерва
- Олег Воробьев, заместитель генерального директора ИД «Московский комсомолец»
- Юлия Игошина, завкафедрой журналистики и интегрированных коммуникаций ВятГУ
Олег Прохоренко:
- Задача предпринимателей — продать свой товар или услугу. Насколько, на ваш взгляд, это возможно делать посредством социальных сетей? И в целом, необходимо ли уделять большое внимание SMM (ред: развитию соцсетей), или это подходит не каждому бизнесу?
Виктория Вирта:
- Давайте не будем лукавить и говорить, что SMM нужен всем. Это могут утверждать только Insta-блогеры, которые зарабатывают на своих вебинарах. У каждого бизнеса свои цели и методы раскрутки.
Другое дело, что времена меняются. И даже если вы в данный конкретный момент еще не знаете, как зарабатывать на соцсетях, то в любом случае у вас должен быть паблик или ааккаунт в них. Это нормально: людям нужна информация о вас, и если они ее не находят в привычном для себя канале коммуникации, то делают не самые хорошие выводы относительно компании.
Николай Голиков:
- И в самом деле — когда представители правоохранительных органов просят проверять добросовестность контрагента, одним из критериев называется наличие сайта (который регулярно обновляется), а также активная страничка в соцсетях.
Виктория Вирта:
- Дело в том, что соцсети — это возможность показать деятельность компании, что называется, «в моменте», то есть, в режиме реального времени. И если вам есть, что демонстрировать, значит, компания живет: происходят какие-то события, заключаются договора,
Но в любом случае я за то, чтобы организация четко понимала цель своего присутствия в сетях. С этим, как правило, возникают проблемы. Ко мне приходят люди и говорят: «Мы хотим быть в Инстаграме и Фейсбуке». Я спрашиваю: «Зачем?». Отвечают: «Потому что там есть наши конкуренты». Оглядываться на других - это не совсем правильный подход. Для кого-то важно увеличение продаж, и это вполне реализуемо через соцсети. Скоро в России появится возможность покупать товары в соцсети, не выходя из ее.
Для других (например, для СМИ) важен трафик на сайт, возможность его монетизировать. Здесь соцсети тоже помогут.
Олег Прохоренко:
- Хорошо, компания поняла, что ей нужны соцсети. Обязательно ли ей присутствовать во всех?
Виктория Вирта:
- Воспользуйтесь статистикой. К примеру, о присутствии той или иной соцсети в конкретном регионе, о количестве активных пользователей. Есть ресурсы, которые специализируются на такой аналитике. В каждом регионе своя специфика (возраст, пол и т.д.), от нее и надо отталкиваться. Если люди предпочитают Инстаграм - создавайте страничку, если ВКонтакте — делайте ставку на него.
Елена Комкова:
- Есть еще один важный момент. В разных соцсетях люди ведут себя по-разному. Скажем, у меня, как у пользователя, совершенно разный сценарий присутствия в Инстаграм, Фейсбуке и ВКонтакте. Поэтому есть вероятность, что какой-то товар я куплю в одной сети, следующий — в другой, а в третьей не совершу никакого полезного для вашего бизнеса действия.
Олег Прохоренко:
- Не получится, что рано или поздно социальные сети окончательно придут на смену сайтам?
Виктория Вирта:
- Не думаю. Во-первых, сайты однозначно лучше индексируются — это огромное преимущество. Во-вторых, очень тяжело получить полное представление о компании только на основе ее страниц в соцсетях. Поэтому сайт в любом случае нужен, хотя бы в силу своей большей информативности. И не забывайте, что, согласно пользовательскому соглашению (не все его читают, а зря) все, что мы делаем в соцсетях, принадлежит им. Соцсети могут в любой момент ваш аккаунт удалить, и никаким способами, включая суды, вы его не вернете. Отсюда вывод: вкладывать огромные средства в соцсети нецелесообразно.
Николай Голиков:
- Должен ли владелец бизнеса присутствовать в сетях и продвигать себя? Или достаточно странички его компании?
Виктория Вирта:
- Мы живем в эпоху личностей, поэтому личные странички обязательны. Когда вокруг такое большое количество товаров, конкурировать по качеству и ценам сложно. Люди идут к тому человеку, чьи ценности и взгляд на мир им ближе. Если мы хотим, чтобы наш бизнес воспринимался не только как зарабатывание денег, а как некая философия, необходимо продвигать себя в соцсетях как человека, который этот бизнес представляет.
Олег Прохоренко:
- Насколько высока конкуренция на рынке обучения навыкам SMM?
Елена Комкова
- Он перенасыщен. Человек, у которого что-то получилось сделать в соцсетях, считает, что он готов учить других. Особенно это стало заметно последние года три — в интернете очень много объявлений, авторы которых предлагают быстро и недорого обучить основам SMM.
Качественных же площадок, где вас научат правильно работать, немного. Соцсети меняются очень быстро, поэтому потенциальным клиентам важно понимать, насколько актуальны материалы, обучение по которым им предлагают. Ну и, конечно, нужно отслеживать информацию о компании, знать ее репутацию, читать отзывы. Например, мы в академии разработали специальную систему: потенциальный клиент задает вопросы в определенной последовательности и по ответам сможет сделать вывод — сидит перед ним ноль или этот человек принесет пользу.
Николай Голиков:
- Для журналистики кадровая проблема тоже актуальна?
Юлия Игошина:
- Наверное, редкое кировское СМИ не задавало вопрос, есть ли у нас хорошие студенты, которых впоследствии можно взять на работу. То же самое делают предприятия и организации в поиске пресс-секретарей и сотрудников PR-служб. Потребности замеряются постоянно, и самый эффективный, пусть и малозаметный инструмент — это личное общение с работодателями.
Олег Прохоренко:
- Насколько успешно студенты проходят практику в СМИ и получают необходимые навыки?
Юлия Игошина:
- Практика начинается со второго курса, так что времени набраться опыта у студентов много. У меня вообще создается впечатление, что в последнее время наблюдается перекос от теории к практике. Насколько это верно, покажет ближайшее время.
Мы внимательно изучаем отзывы работодателей, если есть замечания- проверяем, делаем выводы. Если замечаний нет — тоже проверяем, почему так получилось, проходил ли вообще человек практику.
Николай Голиков:
- Олег, а вы берете на работу выпускников журфаков?
Олег Воробьев:
- У нас есть несколько вариантов сотрудничества с вузами. Довольно часто к нам приходят на экскурсии, в том числе и студенты из регионов. Это делается для того чтобы ребята походили, посмотрели, узнали, чем живет редакция, как делаются газета и сайт.
На протяжении многих лет у нас налажены тесные контакты с факультетом журналистики МГУ. Каждое лето в течение двух месяцев 30-40 студентов проходят у нас практику. Жестко контролируем, насколько качественно они выполняют свои обязанности, бегали и искали интересные темы.
Есть неплохие примеры и в регионах. Скажем, в нашем нижегородском приложении долгое время выходила полоса, целиком подготовленная студентами журфака. Это давало нам возможность уже на младших курсах подсмотреть «звездочек» и потом взять их на работу.
К слову, для того чтобы стать хорошим журналистом совсем не обязательно иметь профильное образование. Скажем, Павел Гусев, генерельный директор издательского дома «Московский Комсомолец», геолог. Это не помешало ему стать одним из топовых медиаменеджеров страны. Важны талант и желание что-то изменить вокруг себя.
Олег Прохоренко:
- А качество образования в журналистских вузах вас устраивает?
Олег Воробьев:
- Это серьезная проблема. Недавно я общался с одной выпускницей. Начали вспоминать историю СССР и России. Рассказал ей, что в 1991 году наша газета несколько дней не выходила из-за путча, который организовал ГКЧП. Она спрашивает: «А что такое ГКЧП?». Речь, напомню, идет о дипломированном специалисте. В ходе форума «На семи холмах» (12+) мы обсуждали эту историю: молодежь зачастую не получает тех базовых знаний, которые необходимы для работы журналистом.
Олег Прохоренко:
- У печатных СМИ сейчас не лучшие времена. Как вы выстраиваете работу с рекламодателями, чтобы привлечь их в газету?
Олег Воробьев:
- «МК» - один из немногих примеров частного издательского дома, который зарабатывает исключительно своей прямой деятельностью — выпуском СМИ. В нынешних жестких рыночных условиях делать это непросто, но можно. Это могут быть интересные предложения для клиентов, умение найти к ним подход. Есть определенные внутренние правила. Скажем, журналистам запрещено продавать рекламу.
Николай Голиков:
- А в провинциальных СМИ, где не такие большие зарплаты и штаты, они зачастую вынуждены этим заниматься.
Юлия Игошина:
- Как минимум, быть копирайтерами.
Олег Прохоренко:
- Еще одна актуальная проблема печатных СМИ — снижение аудитории. Она актуальна только для России?
Олег Воробьев:
- Расскажу на примере наших зарубежных проектов. Делать русскоязычную газету за границей в принципе сложно. Да, там много наших бывших соотечественников, но они жили в разных республиках, и у них абсолютно разный взгляд на мир. В такой ситуации важно правильно подавать информацию так, чтобы никого не задеть и не в ущерб ее интересности. Насчет аудитории — она более или менее стабильна. Люди привыкли читать газеты, плюс за рубежом много туристов, которые хотят видеть прессу на русском языке. А стабильность аудитории позволяет привлекать рекламу.
Николай Голиков:
- То есть, мнение, что печатные СМИ умирают, неверное?
Олег Воробьев:
- Более того, я категорически с ним не согласен. Так же, как и с точкой зрения, что интернет вытеснит «печатку». Интернет, прежде всего, это средство коммуникации, а не массовой информации. К слову, самые большие тиражи печатных СМИ — в Японии. Казалось бы, развитая IT-страна, где интернет должен доминировать. Приезжаю в немецкую деревушку — на выбор несколько толстых бесплатных газет с огромным количеством рекламы. А ведь тоже страна с высокими технологиями, но люди про газеты не забывают!
Думаю, в первую очередь состояние рынка печатных СМИ зависит от
экономической ситуации и спроса на них. Имеются и другие нюансы, скажем, массовый снос киосков, где продается печатная продукция — мы наблюдаем его по всей России. Есть и рыночные причины: в экономике все больше крупных игроков, они вытесняют мелких, как результат — уменьшение количества рекламодателей.
В этой ситуации интернет дает возможность найти новых читателей и новые финансовые возможности. Но в любом случае «хоронить» печатные СМИ рано.
Подготовил Вадим Шабалин
vashabalin@yandex.ru
16+