Не губернаторский срок
Никите Белых, экс-губернатору Кировской области, в конце прошлой недели вынесли приговор — 8 лет колонии строгого режима. «Бизнес Новости» восстановили цепочку событий, которые предшествовали этому. Расследование и суды длились 1,5 года.
24 июня 2016 года губернатор Кировской области Никита Белых был задержан в одном из ресторанов Москвы по обвинению в получении взятки в размере 400 тысяч евро. Все СМИ опубликовали фотографии, на которых был изображен обвиняемый с разложенными на столе деньгами. Валюта оказалась меченой сотрудниками ФСБ, так как передача взятки проходила под их контролем. Против Белых возбудили уголовное дело, максимальный срок наказания по которому может достигать 15 лет. На следующий же день суд решил, что обвиняемого нужно заключить в СИЗО.
Пресс-служба Следственного комитета тогда сообщила: «По версии следствия, Никита Белых лично и через посредника получил взятки в особо крупном размере на общую сумму 400 тыс. евро (что соответствует 24,1 млн рублей) за совершение действий в пользу взяткодателя и контролируемых им АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания», а также за общее покровительство и попустительство по службе при осуществлении правительством Кировской области контроля за ходом реализации предприятиями инвестиционных проектов и ведении предпринимательской деятельности на территории».
Сам Белых свою вину отрицал и отрицает до сих пор, утверждая, что деньги должны были быть направлены на благотворительные цели. В связи с этим в первые дни заключения он даже устроил голодовку в СИЗО. В начале июля его арест продлили, а в конце июля — президент России Владимир Путин уволил его с поста губернатора региона «в связи с утратой доверия».
Дальше потянулись долгие месяцы расследования, во время которых в прессе то и дело появлялась какая-либо информация о самом нахождении Никиты Белых в СИЗО: адвокаты, например, часто сообщали об ухудшении его самочувствия, не раз он оказывался в тюремной больнице - «Матросской тишине». Зато в личной жизни экс-губернатора региона произошли серьезные изменения: он представил публике свою невесту (ею оказалась поэтесса Екатерина Рейферт), потом долго просил судью разрешить им пожениться и наконец-то - 14 ноября прошлого года - это событие случилось.
Два дела в одном
Перед этим 22 марта 2017 года стало известно, что в отношении Белых возбудили еще одно дело о взятке в 200 тысяч евро, которые, по версии следствия, были переданы экс-губернатору бывшим заместителем председателя областного правительства Сергеем Щерчковым. Оба дела были объединены в одно производство. 29 марта стало известно о том, что Следственный комитет завершил расследование уголовного дела экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, а 5 сентября в Пресненском суде Москвы начались разбирательства по существу, с вызовом свидетелей.
Заседания проходили практически каждую неделю. 15 ноября прошлого года был допрошен главный фигурант этого дела — немецкий предприниматель Юрий Зудхаймер. По его словам, в 2013 году он приобрел 99% акций НЛК и 75% акций УК «Лесхоз» у своего друга Альберта Ларицкого (последний, кстати, в ноябре 2016 года получил три года колонии по делу о мошенничестве), который убедил бизнесмена, что к предприятиям «прилагается» 300 тысяч кубометров леса. Этот было решено в рамках инвестпроекта и согласовано с губернатором.
Зудхаймер хотел банкротить предприятия, но Белых убедил его в обратном, считая, что это негативно повлияет на имидж региона. На суде прокурор спросил о событиях, предвосхищающих дачу взятки: — Имелась ли между вами и Белых какая-то встреча, на которой высказывалось требование передать ему деньги? — В 2014 году Никита, как всегда, пригласил на встречу, я прилетел. Это был март, начало года. При встрече он мне сказал, что… Не знаю, как это сформулировать… Он сказал, что есть «такса», которую предприятие должно платить, каждый год, 200 тысяч евро, что она была установлена еще во времена Ларицкого.
Деньги, по словам Зудхаймера, были переданы Белых прямо в его кабинете в правительстве в мае 2014 года. Когда же его попросили передать вторую сумму в таком же объеме в 2016 году, он обратился в ФСБ, и те начали вести наблюдение.
29 ноября 2017 года допрашивали бывшего заместителя председателя правительства Кировской области и (по всей видимости тоже бывшего) друга Никиты Белых Сергея Щерчкова. Он рассказал суду еще об одной взятке, которая, по версии следствия, была передана Белых весной 2012 года от Альберта Ларицкого. По словам Щерчкова, он лично согласился передать пакет губернатору, изначально не зная, что там. Получил, заглянул внутрь, увидел четыре пачки номиналом по 500 евро и удивился. Зампред пришел в кабинет к Белых и передал деньги. После этого, по словам свидетеля, губернатор сказал ему продолжать помогать предприятиям Зудхаймера.
Оправдан частично
Также в ходе судебных разбирательств был допрошен экс-директор НЛК Владимир Сысолятин, который рассказал о том, что предприятие было прибыльным. Бывший министр лесного хозяйства региона Равиль Ахмадуллин сказал, что ему ничего неизвестно о покровительстве губернатором НЛК и «Лесхоза», и что последнее предприятие нужно было обязательно поддерживать, хоть от него и не должно было быть большой выгоды. Глава УФНС по Кировской области Светлана Чарушина рассказала о том, как Никита Белых критиковал деятельность налоговой и ее влияние (негативное) на инвестиционную политику региона.
Со стороны защиты среди прочих были допрошены Андрей Усенко, возглавлявщий благотворительный фонд «Вятка», Антон Русских, работавший помощником губернатора, Александр Галицких, бывший зампред областного правительства. Они рассказали о том, какой благотворительной деятельностью занимался подсудимый, много его хвалили, а Русских заявил, что Никита Белых был «лучшим губернатором и работал по 24 часа в сутки».
«Я считаю, что в тот период, когда Никита Юрьевич был губернатором, регион совершил серьезное движение вперед по целому ряду направлений — инфраструктуре, развитию отношения между обществом и властью, чем я конкретно занимался, по экономическим показателям», - пояснил суду Андрей Усенко.
В своем последнем слове Белых еще раз сказал, что взяток он не брал и попросил суд оправдать его. Однако этого не случилось.
Приговор зачитали 1 февраля — процесс длился с обеда до позднего вечера. В итоге Никита Белых был оправдан по одному из эпизодов получения взятки — от Альберта Ларицкого в 2012 году. Однако по остальным признан виновным и приговорен к штрафу в 48,5 млн рублей и 8 годам колонии строгого режима. Кроме того, в течение трех лет ему будет запрещено занимать государственные должности.
Через несколько минут после оглашения приговора комментарий по данному поводу опубликовала Генпрокуратура: «Суд не в полной мере согласился с позицией гособвинения (ред.: прокуроры просили 10 лет лишения свободы). В связи с этим вопрос апелляционного обжалования приговора будет решен в установленный законом срок».
Свою апелляцию подготовит и сторона защиты. Адвокат Никиты Белых Андрей Грохотов заявил, что они будут обжаловать приговор, требуя переквалифицировать дело: действия экс-губернатора нельзя трактовать как взятку, так как он действовал не в личных интересах.
Мнения:
Ян Чеботарев, юрист:
- Обращает на себя внимание отличная тактика и стратегия обвинения, продемонстрированная в этой шахматной партии. Расчет был на то, что Никита Белых после задержания пойдет на сделку со следствием, признает себя виновным и дело завершится «особым» порядком. При таком развитии ситуации приговор мог быть даже условным, т.к. имелась возможность квалификации действий Белых не как взятки, а лишь как покушения на таковую.
Но этого не случилось и следствие было вынуждено усиливать свою игру: на фланг был выведен Ларицкий, которого поддерживал Щерчков. Задачей этой связки было отвлечение внимания Белых с Судгаймера. Комбинация была разыграна как по нотам. Суд поставил Белых мат на 8 лет строго режима. Оправдание по эпизоду с Ларицким лишает его возможности обвинять суд в необъективности. Апелляция к Мосгорсуду не поможет пересмотреть итоги партии и Белых сможет снова выйти на доску только в 2021 году. Условно-досрочно. Если, конечно, получится. Белых жаль.
Дмитрий Русских, депутат Заксобрания IV и V созывов (ред.: был на суде):
Впечатление тяжелое, даже трагическое. На мой взгляд, Никита Белых до конца верил, что все может пойти по-другому. И чем дольше судья читал приговор, тем дальше, кажется, его надежды растворялись, потому что приговор изначально был обвинительным. Читали очень долго — почти 10 часов. Несколько раз судью останавливали, потому что Белых делали капельницы, кроме того, он принимал таблетки. Судья даже предложила ему сесть, но он отказался.
Хорошо, что один случай все же исключили из обвинения. Видимо, доказательная база там была слаба. И сам приговор оказался не самым жестким — минимум лет по данной статье. Но при этом и 8 лет тюрьмы при такой, на мой взгляд, слабой доказательной базе — это очень много. И я думаю, что вероятность смягчения приговора, к сожалению, маловероятна.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru