Не в ту кассу
С 1 февраля этого года бизнес должен начать применять новые кассовые аппараты – такие, через которые будут отслеживаться все его расчеты. Предприниматели жалуются – им такое новшество не по карману.
С 1 февраля 2017 года все ООО и ИП должны быть готовы работать с новыми кассовыми аппаратами. Вся контрольно-кассовая техника (ККТ) будет устанавливаться по новым правилам. Теперь те предприятия, у которых подходит срок замены ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) не будут иметь возможности ее перерегистрировать. Эту технику нужно будет снять с учета и зарегистрировать в налоговом органе другую, вновь приобретенную.
Речь идет о так называемых онлайн-кассах. С их помощью предприниматели, пробивая чеки, автоматически будут передавать сведения о своих расчетах (а соответственно, и о перечисленных в разные фонды средствах) в налоговые органы через операторов фискальных данных. Кроме того, любой человек, пробивший что-либо на такой кассе, сможет проверить свой чек с помощью специального мобильного приложения.
Закон о замене кассовых аппаратов был принят в июне прошлого года. Бизнес должен будет перейти на новую технику в несколько этапов: вновь регистрируемые кассы нужно будет установить с 1 февраля 2017 года, применяемые в настоящее время – заменить с 1 июля 2017 года. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть у малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок: для них он станет обязательным с 1 июля 2018 года. Этот закон не будет распространяться на тех предпринимателей, которые не могут обеспечить передачу информации в налоговые органы из-за отсутствия связи. Также от этой обязанности освобождены 16 видов бизнеса (например, те предприниматели, которые торгуют сезонными овощами и фруктами, осуществляют уход за детьми, продают изделия народных промыслов и т.д.) Подробный список таких исключений представлен на сайте Федеральной налоговой службы.
Конечно, подобные новшества, выльются для бизнеса в очередную копеечку. Так, новый кассовый аппарат стоит примерно 30-75 тыс. рублей. Модернизация старого (что тоже возможно) обойдется дешевле – от 10 до 60 тыс. рублей. Эти цифры не кажутся огромными на первый взгляд, но если бизнес сетевой и ему требуется несколько аппаратов, сумма сразу становится на порядок выше. Реестр возможной к применению техники можно изучить также на сайте ФНС. Он, как утверждают представители ведомства, постоянно пополняется и на данный момент в нем около 50 разных видов моделей.
Тех, кто не выполнит закон, ждет наказание. Так, если должностное лицо один раз забудет использовать данную кассу – оно заплатит штраф в размере от 25 до 50% от укрытой суммы, но не меньше 10 тыс. рублей. Юридические лица понесут большее наказание – от 75 до 100% штрафа от укрытой суммы, но не менее 30 тыс. рублей. Если подобное нарушение будет выявлено повторно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть отстранены от работы на срок до 99 суток. Должностных лиц ждет дисквалификация на срок до двух лет.
По данным кировской налоговой службы сегодня в регионе необходимо заменить 19 тысяч единиц контрольно-кассовой техники. На 9 января 2017 года было зарегистрировано 100 новых кассовых аппаратов.
Что касается страны в целом, то некоторые регионы в качестве эксперимента начали применять новую систему уже с 1 августа 2014 года. Это коснулось Московской области, Татарстана и Калужской области. По информации от налоговой, эксперимент удался. По данным на конец декабря прошлого года в стране работало 7,5 тысяч новых ККТ и по ним было пробито 9,5 млн чеков. Данные системы установили такие крупные торговые сети, как «Роснефть», «Ашан», «Перекресток», «Азбука вкуса», «Детский Мир» и другие.
В Кирове же бизнес готовит предложение о том, чтобы увеличить список предприятий, которые не должны попадать под действие этого закона. Его составляет Вятская торгово-промышленная палата, также предприниматели обратились за помощью и в Заксобрание региона.
Из-под действия нового закона планируется убрать тот бизнес, который работает по системе ЕНВД. Кроме того, предлагается разграничивать предприятия не по видам деятельности, а по годовому обороту или по количеству сотрудников. То есть закон, например, мог бы не затрагивать микропредприятия. Кроме того, кировские предприниматели говорят о том, что процесс замены касс – слишком затратный и может многих просто разорить. К нему надо готовиться длительное время, а не делать все за такой короткий срок.
Сами представители федеральной налоговой службы уверяют бизнес, что данная реформа применяется для улучшения системы контроля, а также для снижения количества проверок. Так, по их статистике благодаря подобным методам с 2011 по 2015 годы количество проверок бизнеса снизилось с 278 до 173 тысяч или на 38% при том, что их результативность повысилась с 54 до 86%. Логично предположить, что когда все установят подобные кассы, отпадет сама необходимость проверять бизнес – он будет как на ладони. Только будет ли лучше?
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Мнения
Николай Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты:
- Мы написали уже более 30 разных писем по данной проблеме – и в Российскую торгово-промышленную палату, и в Госдуму, и в ФНС. Да, уже давно ведется разговор о том, чтобы перейти на безналичный расчет, но дело в том, что пока у бизнеса для этого нет достаточной финансовой базы. Так, разовые затраты составляют сегодня 60-70 тысяч рублей на одну кассу. Вот, к примеру, есть предприятие, которое торгует только тортами в маленьких магазинах. Подобные вложения оно не сможет оправдать даже в течение года. Кроме того, одно дело – установить такую кассу, а другое - ее обслуживать. Пока еще данный вопрос не проработан – ремонтно-техническая база не создана. И уже есть пример того, как у одного предприятия сломалась такая касса и ему пришлось приостановить деятельность, пока велись поиски возможностей для ее ремонта. Не ясно также, что должны делать предприниматели, у которых в населенных пунктах до сих пор нет Интернета. Поэтому применение этого закона пока еще вызывает слишком много вопросов.
Владимир Николаев, генеральный директор «Кировской коммерческой компании»:
- Мы должны будем заменить наши кассы к 1 июля этого года. Я еще не изучал подробно вопрос о стоимости новой техники, но знаю, что она достаточно дорогая. Кроме того, помимо установки ее необходимо обслуживать – и пока неизвестно, как это должно происходить и кто этим будет заниматься. Мои коллеги рассказывали, как сложно у них проходил процесс установки системы ЕГАИС: они несли большие убытки. Поэтому хотелось бы, чтобы в этом вопросе скорее появилось больше ясности.