Отключите гаджеты
Что нужно для счастья учреждению культуры? Денег на реконструкцию. А если реконструируется одно здание и уже не за горами выделение средств на второе, это двойное счастье. И Татьяна Мазур, новый директор Художественного музея им. Васнецовых действительно сияет. Для нее сегодня сама работа в музее – сплошное удовольствие.
От баннера до ремонта
Ваше назначение на должность директора музея совпало с началом реставрационных работ в Репинском особняке. Это случайность?
– История, связанная с необходимостью ремонта здания, длится уже очень давно. Особняку более 200 лет и его состояние совершенно плачевное. Да, в 2010-м году поменяли крышу дома, и это несколько спасло положение, но ненадолго. За это время появилась необходимость в изменении проектно-сметной документации, так как экономическая ситуация сейчас другая и цены выросли. В 2008 году именно я была инициатором того, чтобы закрыть здание баннером. Я тогда приехала из Санкт-Петербурга. Нам надо было срочно привести в порядок центр накануне Дня города. Я и предложила использовать опыт северной столицы. Мы выделили музею 60 тысяч рублей и они заказали баннер. Многие тогда недоумевали, как за один день мы смогли «отремонтировать» особняк.
Как сейчас движется реконструкция?
– Первый этап реставрации предполагает, что мы приведем в порядок само здание и будут удалены все наносные элементы, чтобы оно полностью соответствовало своему историческому облику. Нужно укрепить фундамент, отремонтировать фасад, установить новые оконные рамы. Кроме того, новые требования эксплуатации подобных зданий говорят о том, что у нас должен появиться лифт, чтобы создать возможность передвижения по музею людям с ограниченными возможностями.
Реставрационные работы – одни из самых сложных. Никогда не знаешь, что скрывает старый слой штукатурки, какие трещины придется заделывать и откуда могут вдруг посыпаться кирпичи. Но мы рады, что с нами работают молодые ребята, авторы проекта реставрации, которые душой болеют за свое дело.
К августу, как обещает подрядчик, мы должны получить обновленное здание, которое ничего не потеряет в своем историческом облике. Оно будет максимально приближено к образу купеческого особняка. Лифт немного изменит конфигурацию входа – лестница сместиться в сторону. Потом уже будет решаться вопрос о дальнейшем финансировании проекта, о наполнении здания новым оборудованием.
Недавно появилась информация о том, что могут быть выделены средства из резервного фонда президента РФ на ремонт основного здания музея.
– Да, было бы здорово, если бы старое и новое здания обновили свой облик практически одновременно. Но только к концу года будет известно о принятии решения и о сумме, на которую мы сможем рассчитывать. Если средства будут выделены, уже в следующем году мы приступим к ремонту фасада и фойе Мраморного здания музея
Как «шагреневая кожа»
Вы достаточно долго работали в министерстве культуры. Что за это время вам удалось сделать?
– Я, если честно, случайно оказалась в департаменте культуры. Для меня это был неожиданный поворот судьбы. Я была помощником зампредседателя правительства области и вдруг это предложение - заместитель главы департамента культуры. Для меня это был шок! Назначение состоялось в очень символичную дату - 9 мая в 2008 года. Я сначала думала, что это ненадолго. Но культура – особая сфера. Либо ты там остаешься навсегда, либо она тебя сразу отторгает. Наверное, я оказалась человеком культуры. И скажу, что в современных условиях заместитель по экономике, наверное, больше всех необходим этой отрасли. При мне была создана областная целевая программа «Развитие культуры Кировской области» - первый программый документ в сфере культуры. Мне довелось участвовать и курировать крупные инфраструктурные проекты: Театр кукол, пристрой к библиотеке Герцена, центры культурного развития в муниципальных образованиях области. Центры культурного развития - это вообще особый этап в развитии культурного пространства области. Ведь благодаря усилиям Никиты Юрьевича Белых, Кировская область стала единственным регионам, где построены 4 (!) центра. Это современные многофункциональные площадки. А какую радость испытали жители небольшого поселка Стрижи, где более 20 лет не было клуба, и появляется такой замечательный культурный центр «Стрижи». В день открытия творческого сезона в октябре на концерт Вятского колледжа культуры, по-моему, пришел весь поселок, пришлось стулья в проходах зрительного зала ставить!
Все признают, что сферу культуры финансируют по остаточному принципу. Когда я только пришла, как раз начала меняться система оплаты труда, вводились стимулирующие выплаты: зарплата работника определялась исходя из его конкретного вклада в общее дело. Это было сложно, так как все привыкли зависеть от окладов. Система хорошая, но надо грамотно ей распорядиться: все зависит в итоге от каждого конкретного руководителя учреждения культуры. В рамках этой работы мы опять оптимизировали расходы нашей сферы. В следующем году еще на чем-то сэкономили. И получается, что сфера культуры с каждым разом все больше и больше сжимается – как «шагреневая кожа».
Только мы разобрались с этой реформой, началась новая, когда были введены понятия бюджетных и автономных типов учреждений. С одной стороны, конечно, учреждения культуры вроде бы и получили право распоряжаться дополнительно заработанными деньгами, но направлять эти средства пока вынуждены в основном на заработную плату, в фонд стимулирующих надбавок. И пока не получается тратить эти деньги на развитие, например, на современное оборудование или аппаратуру.
А сейчас, когда вашу должность сократили, некому больше заниматься экономическими вопросами?
– Это не так. Когда еще создавали министерство культуры, я говорила, что самый лучший вариант его структуры – один министр и один заместитель. Если уж «оптимизировать» сферу культуры, то надо начинать с себя, с министерства. И сейчас Андрей Борисович Скальный, как министр, принял правильное решение, что в сложное экономическое время сам будет вести эти вопросы.
Сфера культуры была какое-то время без руководителя. Как вы считаете, новый министр – достойный кандидат на эту должность?
– Я думаю, назначение Скального на должность министра культуры - это то назначение, которое ждала областная сфера культуры. Он имеет исключительно профильное образование, огромный опыт работы и знает, как должно идти развитие в сфере культуры. Но несколько месяцев – это очень маленький срок, чтобы судить о работе человека в подобной должности. К тому же планы на 2016 год к его приходу уже были сверстаны. В современной кризисной ситуации неизвестно, как будет финансироваться следующий 2017-ый год, поэтому выводы пока делать рано.
В министерство еще во время вашей работы поступало немало жалоб со стороны общественности на то, что некоторые старинные дома не реставрируются или даже сносятся, не будучи внесенными в реестр памятников культуры.
– Этот вопрос для меня очень болезненный. Дело в том, что федеральный закон N 73-ФЗ определяет строгий порядок действий, который не обойдешь. Объект сначала по чьей-либо заявке должен быть выявлен, потом должны пройти процедуры историко-культурной экспертизы, на основании ее выводов принимаются решения о включении в реестр памятников культуры, и уже совсем отдельная тема - реставрация объекта. Все это требует финансовых средств, а денег на все это, как правило, нет.
Кроме того, представьте, что ваш дом все-таки признан памятником культурного наследия. Вы сталкиваетесь с серьезными ограничениями, снести дом уже нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если он официально признан аварийным. Так многие дома в центре города не попали в программу переселения из ветхого жилья. Мне довелось общаться с жителями подобного памятника. Они рассказывали, как их дом разваливается, а по туалету бегают крысы. В отчаянии мне кричали в лицо: «Сами и живите в своем памятнике».
Причем, в этом вопросе наше законодательство противоречит само себе: с одной стороны оно запрещает сносить памятники культуры, а с другой – мы никак не могли отстоять флигель усадьбы Хохрякова. Собственник участка, конечно, заплатил штраф, а «избушку нашу», как он ее называл, все равно снес.
В прошлом году была запущена программа по сдаче в аренду памятников культуры по символической ставке. Она не поможет?
– Этот вопрос сейчас нужно задавать специалистам из министерства культуры области. Мне известно, что на нашем региональном уровне пока еще не разработан порядок действия по этому закону. Так просто же памятник никому не отдашь. Должен пройти определенный отбор среди желающих. Но будут ли они, пока неизвестно.
Еще один культурно-экономический вопрос, который волнует общественность – застройка исторического центра города. Мэрия считает, что если центр не будут застраивать, он обветшает.
– За что я люблю Санкт-Петербург: они сохранили горизонт исторической застройки - когда ты находишься в центре города, на тебя ничего не давит. Я за то, чтобы историческую часть Кирова максимально сохранить. Построили же на улице Спасской возле нашего музея такие дома, которые отлично вписались по архитектурному стилю. Кроме того, где еще можно строить, когда уже и так все пространство занято. В центре города нередки проблемы с водоснабжением, с парковкой, на улице пыль и грязь. Можно просто строить чуть дельше от центра или за городом.
За душевное здоровье
Как вас приняли в музее и каким проектом занялась Ирина Любимова?
– Ирина Анатольевна осталась в музее, теперь она руководит филиалом в Рябово. Это ее выбор. К тому же данный проект - ее детище, наработки и идеи.
Вы считаете, он будет когда-нибудь успешным?
– Я думаю, подобный проект можно развивать, если бы в Рябово жила целая семья: они бы косили траву, выращивали овощи в огороде, держали коров и лошадей. И при этом работали бы в музее. Любая усадьба и дом требуют каждодневного ухода. Перед созданием программы для проекта я ездила в Болдино. Я поняла, что мы не сможем достичь показателей сотен тысяч посетителей. Во-первых, потому что там все создано в районном центре, где есть инфраструктура. Там можно переночевать в гостинице, пообедать в кафе и т.д. Кроме того, нам каждый день в школе рассказывали о Пушкине, говоря о том, что он – наше все. Но много ли мы знаем со школьной скамьи о художниках Васнецовых? Почти ничего. Откуда же тогда возникнет желание съездить на их родину? Необходима специальная программа по краеведению в школах, в рамках которой не просто рассказывали бы о роде Васнецовых, но и были бы предусмотрены выездные уроки не только в село Рябово, но и села Ошеть, Лопьял - входящие в маршрут «Васнецовское кольцо». И, конечно, необходима максимально широкая информационная поддержка проекта «Васнецовское Рябово» на российском уровне.
Что касается вашего прихода в музей…
– Я очень близко была связана с деятельностью всех учреждений культуры. Поэтому никаких иллюзий по поводу данной работы я не питаю. К тому же я часто путешествую по России и всегда бываю в музеях.
Сейчас я нахожусь в предвкушении того момента, когда будет завершена реставрация особняка, я мечтаю, чтобы мы разместили в восстановленном старинном интерьере нашу постоянную экспозицию 17-19 веков. Тогда люди смогут почувствовать ее по-другому. Когда еще работало это старинное здание, в нем была уникальная атмосфера, был потрясающий зал древнерусского искусства, он был больше и колоритнее и я бы очень хотела, чтобы он вернулся туда.
Мало кто знает, что из всех провинциальных музеев у нас одна из самых лучших коллекций. Знатоки искусства, которые к нам приезжают, просто благоговеют при виде наших произведений. Об этом надо просто больше рассказывать. В этом единственная проблема работников нашего музея. Все они – профессионалы высочайшего уровня, но не умеют подать себя в информационном пространстве.
Я им говорю: «Я в вашу профессиональную деятельность не вмешиваюсь, но я рассуждаю, как любящий и уважающий музей посетитель, который замечает детали, остающиеся незаметными для вас». Я бы хотела, чтобы у нас читались лекции, проводились музыкальные четверги (кстати, кто знает, что в четверг музей работает до 20(!) часов?), чтобы к нам постоянно приходили студенты Вятского художествееного училища, факультете культурологии объединенного универститета. Да, основная функция музея – сохранение ценностей, но никто не отменял необходимости их популяризации.
Придите в музей, отключите все свои гаджеты, пройдите по выставке и вы выйдете другим человеком. Даже необязательно любить живопись, чтобы ходить в музей. Там все равно что-то удивит: человек должен чувствовать красоту и отдохновение. Да, конечно, мы знаем, что нам нужны врачи и педагоги. Но если ты душевно здоров, ты физически и болеешь меньше. Культура очень важна.
Вы счастливы работать в музее?
– Да, это новый и очень приятный виток в моей жизни. Это счастье - оказаться среди людей, которые меньше других зациклены на материальных вещах после той напряженной службы, которая у меня была столько лет. Это особенная аура. Бежишь по музею, вдруг увидел экскурсию для малышей, остановился, посмотрел, как завораженно они слушают рассказ – какое это блаженство.
В нашем мире так много завидующих людей, но никто не знает, какая работа стоит за успехом тех, кому они завидуют. Мы сейчас находимся в какой-то гонке на выживание. Но если подходить к каким-то вещам проще и быть добрее, тогда всем будет легче. И еще я поняла, что нужно любить себя. Если ты пожалеешь себя и будешь к себе добрее, поменяется отношение и к другим.
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Досье:
Татьяна Сергеевна Мазур, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых
Дата и место рождения: 8 апреля, г. Киров.
Образование: ВЗФЭИ; прошла обучение в Российской академии государственной службы при президенте России:
в 2007 году по программе «Управление развитием региона: содержание, технологии, критерии эффективности»,
в 2015 году по программе «Управление в сфере культуры».
Карьера:
с 1982 по 2002 годы работала в органах исполнительной власти;
с 2002 по 2004 годы – главный специалист администрации Первомайского района г. Кирова;
с 2004 по 2005 годы – главный специалист департамента культуры, информации и общественных связей Кировской области;
с 2005 по 2008 годы – начальник отдела стратегического планирования департамента экономического развития при правительстве Кировской области;
с 2007 по 2008 годы – помощник заместителя председателя правительства Кировской области;
с 2008 по 2015 год – заместитель главы департамента культуры Кировской области – начальник отдела правовой, кадровой и специальной работы.
C 1 июля 2015 года по март 2016 года - заместитель министра культуры Кировской области.
Ваши увлечения: автопутешествия, вышивание крестиком.
Ваш любимый писатель: Антон Чехов. Он как никто другой дает понять, что времена меняются, а люди все те же.
Ваше любимое направление в живописи: Эпоха Возрождения и Леонардо да Винчи.
Ваш девиз: «Улыбайтесь – это всех раздражает». Я считаю, что улыбка – универсальное оружие.