Персики из Ташкента
Летом 1913 года жители Вятки веселились на благотворительных гуляниях и кушали персики из Ташкента. А по набережной бродил цирульник, «всем мылил головы» из одного ведра сомнительной чистоты, и брил всех одной бритвой, что привело в негодование вятских газетчиков. Впрочем, они еще много чем были недовольны — дорогами, пьянством, разбушевавшимися хулиганами. Почитаем июльские газеты...
***
Как говорят: у семи нянек – дитя без глазу… Так и у города: 5 человек городской управы – и полнейшее запустение в городском хозяйстве. Так, в заведывании у города находится дом благотворительных заведений имени Клобукова. Дом этот город содержит в удивительно небрежном состоянии. Взять, например, хотя имеющееся при доме здание бывшей электрической станции. Здание каменное, в котором можно было бы разместить не один десяток призреваемых в богодельне, благо в главном здании чрезвычайно тесно. Между тем, теперь при бдительных хозяевах здание разваливается и стоит зря, и никому, видимо, следить за его состоянием.
***
По берегу реки Вятки, вблизи пристаней, и по базарам с наступлением теплой погоды ходит неизвестного звания цирульник. У него большое ведро сомнительной чистоты, в котором плавает в мутной воде кусок мыла и кисть, сделанная из мочала. И кисть, и вода, и бритва – общие для всех пациентов. Операция бритья производится тут же на улице и стоит очень недорого. Не отрицая необходимости существования подобного цирульника, все же приходится сказать, что кое-кому не мешало бы освидетельствовать его приборы, и, может быть, в целях предохранительности и запретить ему всем мылить головы из одного ведра и одной кистью.
***
В начале июля около 5 часов дня на углу Всесвятской и Стефановской улиц, против дома Огородникова, пять человек деревенских парней напали на старика-крестьянина, проезжавшего мимо их, и за то, что он отказался посадить их в свою телегу, начали бить его кто чем попало. Старик с прошибленной головой, спасаясь от хулиганов, бросил лошадь и забежал во двор Огородникова. К счастью, во дворе была партия рабочих, которые защитили старика от озверевших хулиганов, пытавшихся ворваться во двор. После этого старик весь окровавленный был отправлен в больницу.
***
На сифонах, выпускаемых заведением вод Башмакова, укупорка покрыта ржавчиной до того, что до них противно прикоснуться. Многие полагают, что это излишнее украшение сифонов, с чем нельзя не согласиться.
***
Маленькая пикантность. Как нам передают, наблюдение за вновь строящимся домом общественного Веретенникова банка возложено не на городского архитектора, как это бы следовало, а на совершенно другого архитектора… из гласных. Почему это произошло, неизвестно, но постройка производится с роскошью необыкновенной, совсем не согласной с городскими средствами: мраморные лестницы, какая-то вычурная облицовка всего здания и так далее.
***
В первых числах июля общество частного служебного труда устраивает прогулку на пароходе с музыкой. Сбор с этой прогулки поступит на усиление средств торговых классов, открытие которых предполагается в наступающем учебном сезоне.
***
Многие удивляются безграмотной вывеске на пристани городского перевоза. Написано вот что: «Плата не зимается: со всех казенных транспортов, кроме клади казенной винной монополии, лиц, едущих как пешими, так и на лошадях по казенной надобности, с государственной и земских почт, курьеров, эстафет и с лиц, по делам службы по бесплатным билетам земских управ, а также с обратных ямщиков, отвозивших почты или перечисленных выше лиц». Попробуйте-ка догадаться, кто едет за плату, а кто даром!
***
В слободе Дымково проживала с дочерью Серафимой старушка Федосия Глухих. В конце июня у дочери родился внебрачный сын. Желая скрыть позор, мать и дочь порешили и спрятали ребенка на подволоку, где он находился до 2 июля, и никто не подозревал, что Серафима родила. Старуху, очевидно, мучила совесть, что ребенок остается не похороненным. Тогда она купила гроб, положила в него тело ребенка и принесла в Пятницкую церковь, сказав священнику, что ребенок родился очень слабый, а потому она и несла в церковь крестить, а окрестила его дома бабка и назвала Павлом. Священник поверил старушке, покойника отпели и похоронили. Служба ли в церкви или что другое так подействовало на старуху, что, придя домой, она все время плакала, а затем повесилась. Все это обнаружилось только после смерти старушки, дочь которой на допросе полиции чистосердечно призналась. Дело передано судебному следователю. Предстоит вскрытие могилы и извлечение трупа для судебно-медицинского вскрытия. Серафима Глухих находится на свободе.
***
У местных торговцев появились в продаже свежие фрукты: яблоки, персики и абрикосы. В виду того, что эти фрукты доставлены из Ташкента и за перевозку уплачено довольно дорого, цены на них стоят высокие: яблоки продаются по 25 копеек за фунт, персики 50-60 копеек десяток и абрикосы 35 копеек десяток. Фрукты мелкие и еще довольно зеленые.
***
Напоминаем нашим читателям, что сегодня с двух часов дня в Александровском саду состоится продолжение гулянья с лотереею в пользу Вятских детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии. Программа гулянья та же, что и была раньше. В лотерею будет разыграно оставшееся от предыдущего гулянья призы с добавлением еще одной лошади, и таким образом будут: лошадь, корова, телка, 8 сажень дров, несколько самоваров, серебряные вещи и прочее.
***
Решетка сквера у Александровского Собора в некоторых местах поломалась и нуждается в ремонте. Не пора ли отобрать, наконец, те звенья решетки, которые «случайно» присвоены городской электрической станцией и водворить их на место?
***
На Преображенской улице в доме врача Шмелева помещается отделение для душевно-больных. Во дворе дома содержатся свиньи, которые откармливаются отбросами. От свинарника идет невероятная вонь. Обыватели просят обратить внимание кого следует на неуместность подобного свинарника. Желательно обязать губернскую земскую управу убрать свинарник.
***
Нас просят обратить внимание на свирепствующую в селе Падеряне Яранского уезда и соседних селениях эпидемию дизентерии. В виде иллюстрации указывают на то, что в одной из деревень за неделю умерло 7 ребятишек. Уездная управа и медицинский персонал соседней Рудкинской больницы не принимают каких-либо экстренных мер для прекращения эпидемии, и она начинает принимать угрожающие размеры. Обращаем на это внимание кого следует, а главным образом Яранской уездной земской управы.
***
У нас совершенно не существует обязательных постановлений, которыми ограничивались бы размеры тяжестей, перевозимых на лошадях. В настоящее время производится уборка леса с плотов, пригнанных водою, при чем на лошадей, вынужденных возить волоком тяжелые намокшие бревна, возлагается прямо-таки непосильная работа. Лошади выбиваются из сил, а возчики подвергаю их настоящим истязаниям, пользуясь тем, что это же не в городе и избиений их никто не видит. Не мешало бы хотя раз применить к возчикам ст.43 и 53 устава о наказании.
***
Перевозка мяса. Мясо с боен перевозится на рынки и по лавкам на очень грязных телегах, совсем не приспособленных для этой цели. Телег, обитых цинком, служащих специально для перевозки мяса, не имеют даже и крупные мясники. Несмотря на сильную жару, мясо ничем не прикрывается или и покрывается такими грязными тряпками с насохшими пятнами крови, что противно смотреть.
Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»