Право на права

Право на права

04.10.2020 590 0
На рынке обучения вождению все зависит не от того, кого учить, а как учить. В этом уверена основатель женской автошколы в Кирове GIRL&CAR Наташа Форт.

«Бизнес новостям» предприниматель рассказала об экзаменах сдачи на права, рынке перекупщиков, бардаке с ОСАГО, «пьяных» авариях и сравнила бизнес с вождением автомобиля.

БН Наташа, насколько развита конкуренция на кировском рынке обучения вождению?

– Развита: в Кирове работает больше 40 автошкол. В основном конкуренция происходит за счет цены. Когда я создавала продукт, в первую очередь продумывала именно цену. Наши услуги фактически стоят раза в два дороже средней рыночной цены, но продумано, за что люди платят эти деньги. Если сравнить наши условия с автошколами, получается, многие платные предложения рынка у нас бесплатны. Детальная проработка каждого элемента программы, каждой ситуации – по этой доскональности, считаю, мы вне конкуренции, у нас «все включено» и не требуется доучиваться после курса.

БН Хотите сказать, что обучение по минимальной цене вовсе не гарантия его качества и дешевизны?

– Все равно придется дополнительно платить за тот же бензин или окажется не достаточно занятий ни по времени, ни по их ценности. Сегодня большой вопрос – как правильно учить водителей. Еще лет 5-6 назад в автошколы приходили те, кто действительно хотел научиться. Сегодня идут все. Многие впервые садятся за руль именно в автошколе.

БН И как учить?

– Мы создали стандарт, который подходит для всех: и кому дано, и кому не дано. Удалось выявить формулу, благодаря которой люди быстрее адаптируются, понимают процессы. И результат выше, чем если бы тренировались по старинке, как училась я или большинство.

БН Правильно понимаю, главное – не столько научить переключать коробку передач, сколько подготовить водителя психологически?

– Абсолютно верно. Научить водить – это 10%. Все остальное в большей степени связано с психологической подготовкой: работа на различных скоростях, маневры, решение нестандартных задач. Если делаешь ошибку на повороте – как это исправить, как не бояться дороги, чтобы из-за страха не делать ошибок... При стандартном обучении в идеальную картинку – тебя всему быстро и дешево научат – увы, не уложиться.

БН Есть случаи, когда, пообщавшись с человеком, вы понимаете: его нельзя выпускать на дорогу?

– Да. Иногда видишь максимальный уровень агрессии во взглядах: воспринимают дорогу как место, где полно дураков. Человек на дороге испытывает граничащее с абсурдом чувство злости. Такого действительно нельзя подпускать к дороге. Он потенциально создает ситуацию «или он, или в него» и, как магнит, начинает притягивать к себе пакости. Один раз даже отказала в обучении такому клиенту. Во всех остальных случаях удалось донести, что мир не такой уж и злой. Получилось сломать такую систему восприятия дороги.

БН Являются ли для вас конкурентами частные инструкторы, предлагающие свои услуги? Они, на ваш взгляд, имеют право быть на рынке?

– Имеют право. Многие частные инструкторы стараются, учат, работают на совесть, а не по принципу: «Давай деньги, что-нибудь покажу». Если обращаться к частному инструктору, то только по рекомендации, а не по первому попавшемуся объявлению в Интернете.

Все-таки частные инструкторы работают без стандартов. Поработав в этой сфере, я поняла: без них тяжело. У нас даже этап подготовки разделяется на три части, и на каждом этапе свой инструктор. Как в школе: есть начальная школа, среднее, старшее звено, и учитель начальных классов не учит старшеклассников.

БН Как на рынок повлияла пандемия и какие уроки вы вынесли из этой ситуации?

– В период пандемии автошколы оказались забытым звеном, на которое не распространялись никакие программы поддержки. Признаться, я благодарна пандемии, потому что у меня в этой ситуации родились и реализовались новые идеи. Придумала новые маркетинговые ходы, к примеру, написала книгу, которая вот-вот выйдет из печати. Это один из путей знакомства со мной, с моей школой. Пока сидели дома, я знакомилась с людьми, писала учебные материалы, создала новый учебный курс. В обычном ритме сделать такую работу было бы сложнее, поэтому не бывает худа без добра.

БН На государстве не в обиде, что оказались без господдержки?

– Я на государство никогда не в обиде, потому что вести бизнес – мой личный выбор. У меня свое видение бизнеса: мы его создаем, чтобы не что-то взять, а что-то дать, сделать свой вклад. Я с удовольствием создаю сама.

БН Почему автошкола женская?

– Потому что так я попала в целевую аудиторию. Много лет занималась обучением вождению высшего мастерства (это направление и сейчас осталось). Многие годы занималась также организацией автогонок, к ним готовила людей. Это тоже уровень высшего мастерства. Однако тех, кому это обучение требуется как хлеб, немного. А женщины – создания, которых высмеивают в анекдотах и про кого снимают ролики и скидывают в Интернет: посмотрите, как она паркуется. Может, ее просто этому никто не учил или не  научил? Я разработала специальную программу, создала стандарты, направленные именно на водителей-женщин. И каждая эту же парковку отрабатывает за два дня.

БН Если отбросить выражения из разряда про обезьяну с гранатой, в чем принципиальное отличие водителей мужчин и женщин?

– В количестве обрабатываемой информации. Мужчина видит одну задачу, которую и решает. Ему говоришь задачу. Понял? Понял! И выполнил. У женщин изначально в голове 25 задач. Ей говоришь конкретную команду, и женщина начинает думать: а если не справлюсь, не получится, сделаю плохо и все подумают, что не смогу... В женском обучении мы эти 25 мыслей сводим к одной.

БН То есть по факту это единственный вектор, который нужно повернуть в голове женщины?

– Единственный. Повернуть – и все выравнивается. И женщина на дороге становится порой лучшим водителем, чем мужчина. Мужчины учатся интуитивно. Заканчивают школу, чтобы только получить права. И не задумываются над тем, чтобы научиться чему-нибудь покруче-получше. Это в России, а в той же Европе иначе: в большинстве развитых стран распространен автоспорт, которым занимаются большинство мужчин и углубляют свои знания. В России же большинство мужчин считают, что и так все умеют, сами себя доучат. Раз мужчина, значит, априори умеешь все. Хотя по факту после моих курсов многие говорят: «Как? Почему я раньше этого не знал? 30 лет был за рулем и впервые научился ездить. Что я делал на дороге все эти 30 лет?»

БН Каково женщине заниматься, казалось бы, неженским бизнесом? Приходилось ли сталкиваться с теми, кто вас отговаривал от такого занятия?

– Мне всю мою жизнь говорили: ты же девочка, не стоит этим заниматься. А что делать, если Бог дал такой талант? (улыбается). Да, у меня был выбор – или заняться тем, чем умею и хочу, или похоронить эту идею. Второе – не смогла. Реально пробовала, несколько раз пыталась бросить, но на утро просыпалась с новыми идеями. Стоит ли мне отказаться от этого бизнеса, потому что он мужской? Да ни за что на свете я сейчас этого не сделаю! Так в любом бизнесе: если человек чувствует свою силу и интерес к делу – им следует заниматься. Не важно, для девочек или для мальчиков. Ну и что, что кому-то кажется странным, что я преподаю спецслужбам.

БН Женщинам?

– Мужчинам! Тренирую ОМОН, инкассаторов, личных водителей. Для участия в госконтрактах у нас по этому направлению тоже нет конкурентов. Я сейчас даже запускаю специальный курс «Тренер», чтобы в будущем их для себя вырастить.

БН Насколько похожи процессы ведения бизнеса и вождения автомобиля?

– Очень сильно. Ко мне приходят некоторые бизнесмены и находят конструктивные пути решения своих задач в бизнесе. К примеру, по поведению на крутом повороте можно понять модель поведения человека в кризисной ситуации. Испытываешь те же чувства: ступор, зажим, панику, страх –

и все это прорабатывается в повороте. Необходимо выбрать точную траекторию, угол колес, скорость, как проехать по дуге и когда открыть газ. Подобные ситуации на дороге встречаются и в бизнесе, а на дороге отрабатываются. У меня есть «студенты», которые после курсов вождения увеличили свой доход, потому что поняли: ступор – это не навсегда, с этим можно успешно справляться. В такой, казалось бы, отстраненной теме, люди находят новые пути и решения для своего бизнеса.

БН Какие ключевые статьи расходов на содержание автошколы? И на чем в этом бизнесе нельзя экономить?

– Самая крупная – автомобили и их правильный выбор. У нас сейчас автопарк, где мы знакомим будущих водителей с разными машинами. За курс ездишь на разных и не «пришита» к одной машине и одному тренеру.

По поводу расходов... Считаю, что колеса должны быть лучших брендов, запчасти – только оригинальные, ТО проведено вовремя. На этих моментах я никогда не буду экономить. Техническое обслуживание считаю самым важным фактором: мы не можем ездить на ломаных или ржавых машинах. Пожалуй, это основная статья расходов.

БН При выборе авто в парк вы участвуете. Бывают ли случаи, когда пытаются подсунуть «левые» автомобили?

– Конечно, рынок продажи автомобилей грязный. Он держится на смотанных пробегах, нашпигованных присадками и прочими штучками-примочками автомобилях, шпатлеванных кузовах, на которых нет живого места. Рынок перекупства, где часто продаются «убитые» машины в красивой оболочке, нафаршированные и накрашенные, еще никуда не пропал. Он не такой активный, как был несколько лет назад, но еще живой. Я знаю, как выбрать кузов, а что касается «начинки» – мотора или запчастей – с этими вещами учусь разбираться, приходится изучать нюансы при выборе каждого нового автомобиля (понятно, при помощи специалиста). Каждую последующую покупку для автопарка тестирую уже с другим уровнем опыта и знаний. Следующими покупками, думаю, будут только новые авто, потому что лучший автомобиль – новый. Сегодня, считаю, многие владельцы авто часто отказываются от техосмотра, заливают дешевое масло, покупают дешевые запчасти, поэтому и автомобили быстро изнашиваются. Их и выставляют на рынок.

БН Ваше мнение по поводу регламента о проведении экзамена на получение водительских прав. На неделе  автошколы заявили о необходимости серьезной корректировки документа, ссылаясь в первую очередь на его субъективизм. Техрегламент нужен?

– Обязательно! Но с ясным и понятным трактованием. У нас так часто бывает: по-быстрому издали документ, не разобравшись, как он будет работать, и обязали всех его выполнять. Выполнение требований техрегламента в сегодняшней его версии по факту зависит от совести и взглядов инспекторов: очень сильно субъективно. Чтобы достичь объективности при принятии любого документа, в первую очередь, необходимо мониторить результаты и слушать отзывы и обратную связь. Если большинство участников рынка недовольны документом – вы посмотрите, что принимаете. Послушайте, что люди говорят. Сейчас документ действительно субъективный и требует доработок.

БН Что, к примеру, вас кардинально в нем не устраивает?

– Моменты, связанные с техническими нюансами, к примеру, поворотом. Что значит на экзамене выполнить «поворот направо с минимальным расстоянием»? Это понятие не разъяснено. Написано, что справа не должен проехать велосипедист. Какой велосипедист – ребенок, взрослый? На каком велосипеде? Параметры этого велосипедиста могут варьироваться от 0,5 до 1,5 метра (если велосипедист едет с баулами). Кто-то посчитает это мелочью, но это не мелочь, и такие моменты вызывают очень много вопросов. Или, к примеру, не прописан нюанс по выбору «ближайшего места для разворота». Я как водитель могу сам подумать? 

Сегодня водитель, как Бобик, которого дрессировали, он должен упасть и сделать команду. Правильнее, если у водителя будет возможность подумать, разобраться, выбрать оптимальный вариант. На экзамене надо выбрать место для разворота и развернуться на ближайшем перекрестке. Водитель понимает, что реально не войдет в этот поворот, но он обязан там развернуться. Именно недопонимание правильности выполнения задачи рождает огромные очереди на сдачу экзаменов: по полгода люди ходят экзамен сдавать.

БН По вашему мнению и опыту, насколько рынку обучения вождению и получения водительских прав присуща коррупционная составляющая?

– Лично мне никто не предлагал дать взятку или помочь купить права. Думаю, и не предложит никогда. Я сторонник другой позиции: в ГИБДД очень большое количество людей, которые выполняют свою работу с честью, совестью и радеют за то, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Если показывают новости об одном сотруднике, который где-то нагрешил, эта аура не должна распространяется и на всех других, от чего явно становится обидно и неприятно честным полицейским. Самые читаемые новости – про страшные ДТП, про полицейского, получившего взятку или продающего права, а почему нет информации про 5-10 других представителей ГИБДД, которые в этот же день спасли жизни нескольких автомобилистов? Давайте сосчитаем не того одного, кто брал взятку или нарушил, а сотни хороших водителей, хороших сотрудников полиции и на них обратим свой фокус внимания?

Мы в школе это делаем – планомерно и постепенно. В результате студенты учатся видеть в представителе ГИБДД друга и уважать его труд, цивилизованно общаться и разбираться в ситуации.

БН В большинстве случаев более вежливые и дисциплинированные водители - люди постарше. Неуважение на дорогах чаще всего демонстрируют молодежь. Почему?

– Думаю, молодым просто-напросто негде выплеснуть адреналин. И поведением на дороге они восполняют своей недостаток знаний об автомобилях. У молодого водителя, особенно до 25 лет, кровь кипит, он хочет узнать как можно больше. Где узнает? На дороге. И чтобы он на трассе глупостей не наделал, его в автошколе нужно учить по-другому.

Один из курсов в школе – «Управляемый занос», он идет после базового. Когда человек проходит этот курс, у него пропадет желание делать подрезания, шашечки или устраивать гонки на общей дороге, потому что приходит понимание ответственности и последствий после таких действий. Большинство водителей эти выкрутасы на дорогах делают дико, основываясь только на собственной уверенности.

Я более 10 лет занималась организацией спортивных гонок, участвовала в них и как спортсмен. Без школы это бесполезно, поэтому я и открыла школу с нуля. Эту прививку в мозг надо делать чуть ли не с рождения, и необходимо прививать ответственность водителя за то, что он делает через знания об автомобиле и его безопасном движении. Человек эту ответственность должен понимать не как расход, а как вложение в себя.

БН Легко ли сегодня купить права?

– Знаю, что такое происходит, но не знаю, легко ли: ни мне, ни моим ученикам этого не предлагали. Для меня торговля правами аналогична продаже билетов на кладбище. Да, купил ты эту бумажку, а дальше что? Ты же не купил курс обучения, который даст тебе водительский мозг? Права купить можно, но умение водить – нельзя. Каким бы ни был сложным или непонятным экзамен, его нужно пройти. Самому!

БН Как относитесь к последним нововведениям на кировских дорогах?

– Любые эксперименты считаю правильными: если не пробуешь, то и не поймешь результат. К примеру, кольцевой перекресток в Макарье считаю хорошим нововведением. Понятно, многие забыли, как их надо проезжать, но ничего, вспомнят. Все, что ведет к ускорению темпа движения, решению проблем с транспортными заторами, – это уже необходимость. Машин становится больше, нужно экспериментировать и внедрять зарекомендовавшие себя практики.

БН Все-таки правильнее технические «фишки» внедрять или поддерживать тренд на сокращение количества личного автотранспорта?

– То и другое. Да, на дорогах много личных авто: несколько лет назад во дворах стояло по две машины, а сейчас у каждой семьи по две. А количество дорог не увеличивается, как и число старых дворов без парковочных мест. И я не думаю, что число личных автомобилей в ближайшее время будет сокращаться. Если бы общественный транспорт работал хорошо, тогда бы и личный покупали не так активно. Сегодня люди не хотят стоять в этих общественных заторах, а хотят брать ответственность в свои руки. Даже цена на автомобили не пугает: каждый хочет водить машину сам!

Сегодня задача – научиться ездить в сжатых условиях, четче чувствовать это движение вокруг. И понимать, что машина есть не только у тебя, но и у всех твоих соседей. Понимать и относиться к этому по-дружественному.

БН В России обсуждается снижение возраста получения водительского удостоверения до 16 лет. Ваше мнение по этому поводу?

– Я бы этого не делала: молодежь и в 17 лет не особо готова сесть за руль. Да, в США дети водят авто с 14 лет, но там ребенок уже в 8 классе может записаться на курс автомеханики. Учится разбираться в автомобилях, менять масло, колеса. Детям это механик в гараже рассказывает-показывает на уроке. Школа начинает с азов готовить людей к жизни, поэтому там есть градиент роста автомобильного сознания. У нас пока этого нет, поэтому инициативу считаю преждевременной.

БН Что думаете по поводу реформы ОСАГО?

– На своем примере расскажу. Мне нужно сделать открытую страховку на учебный автомобиль. Ни одна страховая не взялась, ссылаясь на то, что больше не оказывают такую услугу. Видимо, совсем невыгодно. Я готова заплатить, но не могу получить услугу. Как работать?

БН И как работаете?

– Пока ездим по старым страховкам, срок не вышел. Наверное, будем оформлять страховку на конкретных водителей. А если у меня два человека на одном автомобиле работают? С этим ОСАГО весь рынок встал, поэтому даже комментировать не хочется – бардак.

БН В Госдуму внесли предложение о законодательной ответственности агрегаторов и таксопарков за здоровье пассажиров. Ваше мнение по этому поводу?

– Считаю инициативу абсолютно правильной. Водитель такси должен везти пассажира так, чтобы тот был доволен и находился в безопасности. Возможно, это приведет к большей ответственности водителей такси.

БН В середине июня в России законодательно ужесточены наказания за пьяные ДТП: аварии с серьезными последствиями фактически приравняли к умышленным убийствам. Ваше мнение по поводу пьяных за рулем, и почему, по-вашему, страна так долго шла к принятию такого закона?

– Потому что в России «чуть-чуть не считается». При этом на дорогах немало людей, которые злоупотребляют алкоголем, невзирая на чины и звания. Думаю, те, кто принимал закон и о себе думали: «А как же я, бедняжка, сейчас поеду?» Очень поддерживаю ужесточение мер к пьяным водителям. Даже сегодняшние штрафы мало кого пугают. Ну, заплатил 30 тысяч – и снова пьешь.

БН Стоит ли пожизненно лишать прав тех, кто хоть раз попался на пьяном вождении?

– Может, пожизненно и не стоит сразу. Стоит дать шанс на искупление, хотя надо разбираться в каждой конкретной ситуации. Нужно использовать передовой опыт других стран, где проблему удалось решить. На самом деле алкоголизм присущ не только России, другие страны тоже неплохо попивают, у нас это выражено ярче. Применять опыт и обязательно мониторить результат. Не просто «рубануть» – и всё, пошли наказывать. Любой закон должен быть гибче и иметь обратную связь, чтобы работал. И обсуждаться с привлечением экспертов, а не так: один принял – и все побежали исполнять. Еще бы и авторство у каждого указывать. К примеру, кто ответственен за ситуацию с автодромами?

БН В плане изменения к ним требований?

– Да. В 2015 году издали указ о том, что автодромы для автошкол обязательно должны быть с асфальтовым покрытием, оснащены огромными фонарями, чтобы было светло, как днем. У нас что, обычные дороги так оснащены? Зимой не должно быть снега, то есть владелец автодрома закупает пушки для снеготаяния или содержит персонал, который перед экзаменом до асфальта убирает снег, чтобы была видна разметка.

Самое интересное, что по новому регламенту с апреля 2021 года экзамен на автодроме отменяют! Бизнес вложил огромные деньги в строительство автодромов, а их убирают. Если позднее вновь решат вернуть, автодромов уже не будет, потому что мест для них не будет. Выделение земельных участков, их оборудование – дичайшая проблема России. Кто смог оборудовать автодром, то влез в игольное ушко, еще и попытался в нем развернуться. У нас в городе  всего несколько автодромов, и такая ситуация по всей стране.

БН Меняется ли в целом отношение к урокам вождения?

– До сих пор многие считали обучение в автошколе баловством и экспресс-получением прав. Хотелось бы, чтобы люди смотрели на это как на ценность, веху своего образования, необходимого в жизни. Если ты не знаешь математики – не умрешь. Если делаешь ошибки по русскому – все равно жить будешь. Не знаешь литературу – как-нибудь изъяснишься, даже если молчишь, тебя поймут. Но если ты не доучен в автошколе или осваиваешь дорогу интуитивно, не знаешь необходимых на дороге законов физики или геометрических алгоритмов, путаешься в знаках или не умеешь распределять внимание для их отслеживания, это заканчивается невеселой историей. Неправильно делать фокус на то, чтобы купить или по-быстрому получить права. Если владеешь мастерством вождения, ты это право на права все равно получишь. Если не владеешь – тебе с этим жить. Вот только главное – остаться при этом живым.

Блиц

Любимая марка автомобиля? ГАЗ-М-20 «Победа».

Какой бы вопрос задали при встрече Путину? Как он выдерживает такой
рабочий режим?

На что не жаль потратить деньги? На образование.

Что цените в людях? Верность, честность, открытость.

Жизненное кредо? Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Беседовала Анастасия Белова

(a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте