Приговоренные
Ленинский районный суд Кирова признал Алексея Навального виновным в хищении имущества «Кировлеса». Ему назначено наказание в виде 5 лет колонии общего режима, а также штраф в 500 тыс. рублей. Бывшему директору «Вятской лесной компании» Петру Офицерову дали 4 года колонии и аналогичный штраф. «Бизнес Новости» восстановили картинку событий «судного дня» в Кирове, продолжением которого стал прецедент не только для кировского, но и, пожалуй, российского правосудия.
«Не скучайте без меня»
18 июля, четверг, 8.20 утра. На крыльце Ленинского суда города Кирова – несколько десятков журналистов. У кукольного театра – два пикета, сторонников и противников Алексея Навального. Участников с обеих сторон – три десятка. Все ждут «часа пи» - сегодня судья должен зачитать приговор по делу «Кировлеса». До этого были 85 часов заседаний, растянувшихся на три месяца. Небо затянуто мрачными тучами. Размеренное ожидание и молчание нарушает сильный дождь. Журналисты плотнее «сбиваются» под козырек над судебным крыльцом. Полицейские, впрочем, не все – встают к Главпочтамту. Пикетчиков же спасает навес над крыльцом Театра кукол и маленькая палатка. «В русских суевериях любое начинание под аккомпанемент дождя сулит удачу, например, отправляться в дорогу в дождь», - рассказывает кто-то из журналистов. «Вот только куда приведет эта дорога сегодня? – добавляет второй. – Да и не начинание это, а финальный свисток арбитра».
В 8.56 к зданию суда подъезжает такси. Из «Волги» выходят Алексей Навальный с женой Юлией. У Навального – большая сумка. Как Юлия рассказала позже, Алексей знал, что получит реальный срок, который будет долгим. Раздались одиночные крики: «Алексей! Держись! Леха, ты герой!». И аплодисменты.
Навальные заходят в суд. Журналисты, не попавшие в зал заседаний, снимают и записывают малочисленных пикетчиков. Другая часть пищущей и снимающей братии располагается в соседнем кафе. Там они смотрят прямую трансляцию «Дождя» из судебного зала. «Признать виновными…», - раздается в кафе. И все продолжают слушать оглашение теперь уже обвинительного приговора. А на улице в это время под дождем ходит промокший одинокий мужчина с плакатом
"Дело против Навального: дело против всего нормального"
Все три с половиной часа, что оглашали приговор, главный обвиняемый не расставался с телефоном. Он даже шутил: «Пытаюсь уговорить всех, кто стоит в нашем ряду «пустить волну» как на стадионе. Пока не уговариваются», - писал Навальный в своем микроблоге в твиттере.
Между тем, судья Сергей Блинов читает: «У суда нет оснований сомневаться в доказательствах обвинения, которые опровергают то, что представила защита». Блинов также добавляет: «доводы, что Навальный преследуется по политическим мотивам, являются надуманными». Алексей Навальный приговаривается к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима, Петр Офицеров - к 4 годам также общего режима. Кроме того, обоим назначены штрафы в размере 500 тыс. рублей.
«Ладно. Вы тут не скучайте без меня. А главное - не бездельничайте, жаба сама себя с нефтяной трубы не скинет, - успевает записать Навальный в своем твиттере.
12.25. Судебное заседание закончилось. После оглашения приговора Навального и Офицерова берут под стражу прямо в здании суда. Приставы надевают на них наручники.
Между тем, адвокат Навального Ольга Михайлова сообщила, что решение Ленинского районного суда будет обжаловано. Защитники намерены дойти до Европейского суда по правам человека, «если отечественное правосудие не согласится с доводами адвокатов».
Эхо приговора
Политики, бизнесмены и общественники живо отреагировали на приговор Алексею Навальному. Сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов, присутствовавший на оглашении приговора, в частности, заявил: «Это был не суд, а судилище. Ни одного доказательства вины Навального и Офицерова никто в зале не услышал. По сути, людям дали 5 лет и 4 года за обычную предпринимательскую деятельность: купили за 14 млн рублей лес, продали за 16 млн, и это, оказывается, преступление. По мнению Немцова, за такое преступление надо немедленно взять под стражу Миллера, Сечина, «Роснефть» и ее руководителей, все компании и всех предпринимателей.
Миллиардер Михаил Прохоров в своем аккаунте в соцсети Facebook так прокомментировал приговор Навальному: «Открыта, а, скорее, закрыта целая страница в истории российского предпринимательства. Отныне каждый человек, заключающий с кем-либо хозяйственный договор, будет твердо знать: при желании его могут за этот договор посадить в любой момент. Приговор Навальному прямо бьет по интересам мелкого и среднего бизнеса — основы любого развитого общества». «Интересно, сколько молодых талантливых бизнесменов и юристов уже сейчас, вот прямо в этот момент мысленно пакуют чемоданы?» - задается вопросом Прохоров.
«Интерфакс» передает комментарий экс-министра финансов России Алексея Кудрина, который считает, что приговор Навальному выглядит не столько наказанием, сколько направлен на изоляцию его от общественной жизни, избирательного процесса.
Директор Центра политических исследований Сергей Марков убежден, что приговор Навальному нельзя считать политическим, поскольку он осужден по «хозяйственной» статье. «Он не станет вторым Ходорковским — миллиардов у Навального нет, - цитируют Маркова федеральные издания. - Даже сторонники Навального, которые отрицают справедливость приговора, признают, что он был нечист на руку. Эта схема понятна всем: с «Кировлесом» работали подрядчиком, позже предприятие было обанкрочено. Думаю, что Навального скоро забудут, а на его роль будет найден новый человек.
Экс-зампред правительства Кировской области Сергей Карнаухов, в свою очередь, написал в своем микроблоге в твиттере: «Поставил зарубку в календаре: сколько дней потребуется для того, чтобы всем забыть эту историю».
Пешком по тюрьмам
Но вернемся в город Киров. Судный день, 12.30. Приговор оглашен. В это время на улице полиция и ОМОН ставят ограждения и становятся живой цепью, создав «коридор» для безопасного выезда автомобилей с Навальным и Офицеровым в СИЗО. Около двухсот человек, включая многочисленных журналистов, обступают ограждения. «Свободу Навальному!», - выкрикивает кто-то. Клич подхватывают несколько десятков голосов. «Почему же только Навальному? Давайте тогда уже и Офицерову требовать свободу», - удивляется мужчина с нижегородским говором. «Свободу Петру Офицерову!», - легко соглашается оратор.
А когда полицейские «ГАЗели» с Навальным и Офицеровым уезжают от суда в сторону улицы Ленина, один из организаторов митинга предлагает мирно проследовать до СИЗО на Мопра, 1, куда, как он заметил «у нас обычно возят приезжих». Молодой человек призывает не вступать в конфликты с полицией, вежливую работу которой, к слову, отметили федеральные журналисты. А им, объездившим пол-России, есть с чем сравнивать.
Скандируя лозунги, несколько десятков сторонников Алексея Навального доходят до следственного изолятора на Мопра, 1. Однако там выясняется, что Офицеров и Навальный доставлены в СИЗО №2 на улице Нагорной. Самые стойкие направились туда, несмотря на то, что между изоляторами около пяти километров.
Во время шествия несколько активистов были задержаны, как уточнили в пресс-службе УМВД по Кировской области, «за проведение в городе несанкционированного шествия с использованием плакатов и баннеров». В результате до второго изолятора дошли около 40 человек и стали скандировать лозунги с требованием освободить Навального. Беспорядков не случилось. Кто-то говорил слова поддержки приехавшей туда же Юлии Навальной, кто-то ждал вестей из самого изолятора, куда пустили адвокатов и депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. Узнав, что настроение у Офицерова и Навального хорошее, что необходимо собирать деньги на штраф, который должен заплатить Офицеров, и услышав призыв продолжать акции, люди разошлись.
Подписка вместо решетки
Самое неожиданное произошло поздно вечером судного дня. Заключение Навального и Офицерова под стражу обжаловала… прокуратура Кировской области. Правоохранители посчитали, что у суда не было оснований для изменения меры пресечения. А до вступления приговора в законную силу Навальный и Офицеров могут находиться под подпиской о невыезде. Как сообщил «Бизнес Новостям» источник в облсуде, такого случая не было в истории кировского правосудия. Действия прокуратуры, обжаловавшей приговор суда в отношении Навального в части заключения его под стражу, назвал прецедентом и глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. «То, что сделала кировская областная прокуратура, - это своего рода прецедент, который хорошо скажется на дальнейшей судебной и юридической практике», - сообщил он ИТАР-ТАСС.
19 июля Кировский областной суд рассмотрел апелляцию облпрокуратуры и заменил меру пресечения Навальному и Офицерову на подписку о невыезде.
- Изменение меры пресечения на более строгую оснований не имеет, - постановил судья Ембасинов. - Они являлись в суде вовремя. Суд первой инстанции также не учел регистрацию Алексея Навального кандидатом в мэры.
Офицерова и Навального освободили из-под стражи в зале суда. Теперь, до вступления приговора в силу, Алексей сможет продолжить борьбу за пост мэра Москвы, от чего в связи с заключением в СИЗО планировал отказаться.
Дату следующего заседания, теперь уже по апелляции защиты Навального и Офицерова на приговор, определит Кировский областной суд.
Александр Грислис
grislis@mail.ru