Профессии: тату – развлечение или ремесло?
— Олег, как давно ты этим занимаешься? С чего начинал?
— Пятый год. До этого лет семь служил по контракту, потом уволился и решил начать. Сперва просто подкрашивал и корректировал чужие татуировки. Начинать с чего-то надо было, а так с ходу крупный проект не сделать. – То есть это хобби, которое стало работой? – Это хобби и работа одновременно. – Как ищешь клиентов? Пользуешься рекламой? – Клиенты сами меня находят. Реклама – сарафанное радио, очень серьезная вещь. – С какой аудиторией работаешь? – Конкретно мои клиенты – это люди 25-35 лет. Осознанные люди.
— Я так понимаю, работа творческая, но что важнее: талант или навык?
— Да, талант играет роль, но гораздо важнее постоянство. Фишка в том, чтобы не останавливаться. Остановишься – и всё. И интереса станет меньше, и что-то другое начнет затягивать.
— Учился ли где-то на эту профессию? Может, проходил курсы?
— На это не учат! Нет, сейчас, конечно, есть новые школы татуировки. Но это вообще бред! Тут годами брать надо. А если ты отучился месяц, получил какой-то диплом – то что тебе это даст?
— Работа интересная, но есть ли в ней минусы?
— Минусы… Есть (улыбается). Но небольшие. Основной минус – это график: дневной, недельный, месячный. Он выстраивается в зависимости от записей. Обычно это пара клиентов в день, но бывает и три, и четыре, и пять. Иногда я здесь по 12 часов. Причем каждый раз нужно заново готовить оборудование, стерилизовать его, обклеивать (пленкой). К стерильности подход жесткий.
— Большие ли у тебя сейчас расходы?
— Деньги уходят не только на аренду, но и на расходники – это иглы, краска и средства гигиены: полотенца, мыло, вазелин. Обычно на расходные материалы тратится 10% от крупной татуировки. Для мелких работ эта часть еще больше, потому что расходники точно такие же, а стоимость работы меньше.
— Когда ты только начинал, сложно ли было зайти на рынок? Конкуренция не давила?
— У нас в городе конкуренции тогда никакой не было, да и сейчас нет. Но начинать было очень сложно, так как мешали страх и неуверенность.
— Пользовался ли ты какими-либо формами государственной поддержки?
— Хотел, хотел! Собирался оформить социальный контракт, но мне отказали. Сейчас если программу откроют, то снова попробую.
— И еще вопрос: какой у тебя доход?
— Можно посчитать... В день в среднем я делаю две татуировки тысяч на семь в сумме. И так шесть дней в неделю. В общем, за соточку в месяц переваливает. Опыта становится больше – больше начинаю брать за свою работу. То есть с доходностью всё в порядке.
Беседовал Антон Чураков.
Фото из архива Олега Малыгина.