Путь для грузов – материалы газеты
Поехали в Индию, Болгарию и Бразилию
За период с января по февраль 2023 года общая погрузка на кировском участке ГЖД по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 15%. Падение идет по основным номенклатурам. Из-за расторжения договорных отношений со стороны покупателей Евросоюза снижение по минеральным удобрениям составило 8%, по химикатам – 30%. Объемы по лесным грузам сократились на 27%. Это связано как с сокращением продаж готовой продукции деревоперерабатывающими комбинатами из-за расторжения договоров с покупателями Евросоюза, так и снижением объемов по закупу кругляка комбинатами у лесозаготовителей Кировской области. Скачки цен на рынке металлолома привели к сокращению объемов отгрузки лома черных металлов на 20%. Об этом, ссылаясь на данные Кировского филиала Горьковской железной дороги, на круглом столе «Развитие экспорта в новых условиях: меры государственной поддержки, барьеры и точки роста в Кировской области» рассказал старший вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов.
Причины понятны: влияет санкционный режим и нарушение логистических цепочек. В настоящее время продолжают действовать введенные ограничения на заход российских судов в иностранные порты, практически все иностранные морские операторы отказываются работать с российскими грузами. Для судов, которые все-таки продолжают это делать, повышены страховые покрытия.
«Несмотря на сложившую ситуацию, совместно с грузоотправителями выстраиваются новые логистические схемы отправления грузов: в Индию через порт Новороссийск, в Болгарию через порт Таганрог, в Бразилию через порт Лужская и другие», – зачитал выдержку из предоставленной ГЖД информации Исупов.
При этом на 9% к уровню прошлого года увеличились отправки грузов в контейнерах.
«Для организации выполнения грузовых операций по приему и выдаче грузов в контейнерах в 2022 году дополнительно открыты станции Вятка, Белка – Слободская, Стальная, Чепецкая», – продолжил зачитывать Юрий Геннадьевич.
Динамическая модель
Среди других изменений в работе железной дороги назвал переход на электронный документооборот с использованием электронной подписи. В декабре 2022 года их оформлено 98,9%, на конец февраля 2023-го – 99,3%.
Сообщил и об еще одном нововведении – изменении модели работы по согласованию заявок на перевозку грузов ф.ГУ-12. Сейчас идет апробация.
«Заявку по этой форме раньше подавали, ее согласовывали и спокойно грузили. Сейчас поэтапно вводится новый формат: согласование заявок на перевозку грузов ф.ГУ-12 будет определяться на основе расчетов динамической модели занятия инфраструктуры (ДМЗИ)», – прокомментировал выступающий.
Уже с 1 марта 2023 года поэтапно все дороги подключили к логистическому контролю в автоматизированной системе «Электронная транспортная накладная», чтобы исключить возможности приема заявок сверх рассчитанных в ДМЗИ. По мнению представителей железной дороги, автоматизация процесса позволит улучшить качество планирования, повысить прозрачность процесса, не допустить дискриминации, исключив принцип «первым пришел – первым обслужился», а также способствовать соблюдению баланса погрузки возможностями инфраструктуры.
По мнению Юрия Исупова, у грузоотправителей все-таки могут возникнуть проблемы.
«Может получиться так, что, имея согласованные заявки ф.ГУ-12, возникнет проблема с реальной отправкой. Ряд регионов с этим уже столкнулись. Отдельные металлурги начали обращаться в федеральное правительство. Говорят, что вынуждены на 30% сократить отгрузки, потому что ДМЗИ не позволяет», – прокомментировал эксперт.
И добавил, что от Вятской ТПП выйдут с предложением к ГЖД дать разъяснения для кировских грузоотправителей в формате видеоконференции.
Ранг приоритетов
Отдельно остановился на важном моменте для отправителей лесных грузов. Выступающий напомнил о совещании в федеральном правительстве, где поднимался вопрос о необходимости предоставить лесопромышленникам возможность отгрузки в восточном направлении. Тогда же прозвучало предложение сформировать перечень первичных грузов.
Правлением ОАО «РЖД» в декабре принято решение о внесении изменений во временные правила определения очередности для их перевозок. Подпункт «грузы, требующие высокой скорости и надежности доставки» распределили в порядке приоритетности.
Первыми обозначены отправляемые во внутригосударственном сообщении в рамках предоставления услуг по перевозкам грузов по расписанию грузовые экспрессы (груз перевозится в рамках соответствующего договора).
Затем идут грузы в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и экспортно-импортном сообщениях, за исключением экспортных лесопромышленных грузов.
И только после – экспортные лесопромышленные грузы в составе контейнерных поездов в экспортном сообщении и заявляемые грузоотправителями, обладающими собственными производственными мощностями по переработке древесины и/или лесосырьевой базой. Это касается нескольких позиций ЕТСНГ – с номерами в тарифной группе 091 – 094, 102, 103, 111, 121 – 122, 125 – 127, 131 – 133, а также грузы с кодом ЕТСНГ 081205.
«Как мне кажется, дополнительная возможность коснется только крупных лесоэкспортеров», – коротко прокомментировал на круглом столе эксперт.
И добавил: перечень формируется на основании данных Минпромторга России, полученных от субъектов.
«Надеюсь, что минпромторг Кировской области оперативно предоставит соответствующую информацию, чтобы хотя бы части нашим грузоотправителям обеспечить более льготные условия отправки», – прокомментировал позднее «Бизнес новостям» Юрий Исупов.