"Банкет за счет бизнеса"
Предприниматели готовы платить налоги, но при условии, что увидят, куда тратятся их деньги. Ситуация с пандемией вскрыла многие узкие места при распределении финансовых потоков: из-за бардака с кодами ОКВЭД, подходов к налоговым ставкам и медлительности властей бизнес ограничен в доступе к господдержке. Что сделать, чтобы выжить? Своим мнением в интервью "Бизнес Новостям" поделилась основатель и руководитель компании "Бухгалтер и Я" Татьяна Максимчук.
БН Татьяна Владимировна, с какими вопросами к вам сегодня чаще всего обращается бизнес?
– Самый актуальный - попал ли я в число получателей мер поддержки. На сегодняшний день вышло уже четвертое по счету федеральное постановление на эту тему, в нем исправлена ошибка, связанная с кодами ОКВЭД (раньше были включены только 5-значные коды, сейчас добавили 4-значные, которые у большинства предпринимателей). Не исключаю, что корректировка появилась под давлением общественных организаций и бизнеса. Основной код ОКВЭД на 1 марта –ключевой показатель, на который надо ориентироваться, чтобы понять, может бизнес претендовать на господдержку или нет.
С кодами всегда был бардак, в том числе из-за действий государства. В 2017 году поменялся их справочник, в результате немного изменилось цифровое обозначение кодов и наименование. По факту давно работающий бизнес оказался с кодами, которые не соответствуют его фактической деятельности. Ранее основной код ОКВЭД не нес никакой смысловой нагрузки. Если он не соответствовал фактической деятельности бизнеса, никаких санкций или вопросов к бизнесу не возникало. У кого-то сейчас вовсе не указаны коды, по которым бизнес работает. В основном это касается ООО. Для них тоже не были предусмотрены никакие санкции. Они работали, так как в уставе есть фраза: «и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством». Кто бы мог подумать, что этот код ОКВЭД на 1 марта, на который раньше не обращали внимания, сегодня станет настолько важным в жизни бизнеса!
БН Получается, сейчас бардак с кодами пытаются привести в порядок за счет бизнеса?
– Даже не привести в порядок. Думаю, нужна была точка, от которой можно оттолкнуться. За цифровое обозначение и взяли данные кодов ОКВЭД на 1 марта. Примерно проанализировали и определили необходимый объем средств. В настоящее время депутаты Госдумы пытаются разработать механизм, позволяющий доказать, что бизнес попадает в число получателей поддержки несмотря на то, что его основной код ОКВЭД другой. У нас таким образом клиент пролетел мимо субсидии: занимался розничной торговлей, но из-за бардака в кодах не может воспользоваться поддержкой. При этом в список пострадавших отраслей попали и те, кто реально не вел такую деятельность. К примеру, предприниматель занимался оптом, а в свое время основным кодом указал «розничную торговлю». Таких меньшинство, но они есть.
БН Не дожидаясь решений Госдумы, можно ли сегодня изменить ситуацию?
– Важен код именно на 1 марта, а машины времени ни у кого нет. Пока приходится только ждать. Или еще вариант – если список ОКВЭДов дополнят, потому что есть ряд отраслей, которые стоило бы включить в перечень. К примеру, по торговле на розничных рынках. Правильнее включить целую группировку, а не какие-то отдельные мегаточные коды: все рынки были закрыты.
БН Как сам бизнес определяет, может ли претендовать на господдержку?
– Через те же сервисы налоговой службы. За что я уважаю налоговиков – за то, что оперативно запускают различные сервисы, информационные кампании. Достаточно вбить номер ИНН (все это есть на главной странице сайта ФНС), и сервис автоматически проверит, соответствуете ли вы критериям для получения субсидии: попали ли в список наиболее пострадавших отраслей, находитесь ли на 1 марта в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, нет ли совокупной задолженности по налогам более 3 тысяч рублей. ФНС сегодня – самое автоматизированное ведомство страны. Почему его бывший глава Михаил Мишустин назначен премьерминистром? Потому что сумел за короткое время привести налоговую службу к работе в такой системе.
БН Многие ли предприниматели, на ваш взгляд, могут воспользоваться мерами поддержки, транслируемыми правительством?
– Не многие. Опять же из-за ситуации с кодами многие отсекаются. Есть и другие причины, к примеру, долги перед бюджетами. Приведу конкретный пример: у нас есть клиент, ИП. У него нет долгов по налогам и сборам, как у предпринимателя, однако в субсидии отказано. Оказалось, что за ним, как за физлицом, числится долг за транспортный налог. Учитывается совокупная сумма задолженности: номер ИНН для ИП и физлица один и тот же, налоги не подразделяются. На днях появился положительный момент: 12 мая вышло постановление федерального правительства. В нем сказано: если есть переплата по другим налогам, она учитывается в общей сумме долга.
Критерий по отсутствию задолженности для получения господдержки логичен: если вы должник, почему государство что-то должно вам давать? Другое дело, если бы был реализован механизм погашения этой задолженности. От этого же выиграет и государство: соберет дебиторку.
БН Что можно сделать с точки зрения смягчения налоговой политики на региональном уровне?
– Снизить ставки налога на имущество, на землю, транспортный налог, УСН, откорректировать коэффициент для расчета ЕНВД, снизить потенциально возможный доход при патенте... Это все отдано на откуп региональным властям. Однако чиновники ссылаются на сильную закредитованность области, говорят, что бюджет жестко согласовывается и без федерального одобрения ничего сделать нельзя. Тем не менее, по моей информации, сейчас обсуждаются темы и по снижению налогов, которые рассмотрят на заседании бюджетной комиссии ОЗС на следующей неделе. Рассматривается, в частности, введение пониженных ставок по УСН, но при соблюдении двух условий: сохранение численности сотрудников не менее 90% (его переписали из перечня условий для получения субсидий на работников) и заработной платы не ниже 1,5 МРОТ. Лично я считаю, что второе условие губительно для бизнеса, потому что зарплата не ниже 1,5 МРОТ для Кировской области – это очень хорошая зарплата. У нас есть абсолютно белые предприятия, но продавцы у них не зарабатывают такие деньги постоянно, потому что бизнес сезонный.
БН Эти же показатели взяли в качестве условия для выплаты субсидии в 12130 рублей на одного работника?
– Там нет условия в 1,5 МРОТ. Многие думают, что это субсидия на выплату зарплат. Нет, ее можно потратить на любые цели - на выплату зарплаты, на коммуналку, на что-то другое. Сумма 12130 математически привязана к количеству сотрудников, чтобы определить, сколько денег необходимо на субсидии. Вектор направления поддержки бизнеса со стороны государства правильный – поддержать тех, кто сохраняет рабочие места. Это с одной стороны. С другой, если бизнес уволит всех сотрудников, они пойдут на биржу, и государству будет платить им те же 12130 рублей. Понятно, что сумма в 12130 на сотрудника – это как мертвому припарка, но хоть что-то.
БН По поводу критерия, согласно которому бизнес должен сохранить 90% сотрудников. Есть же сезонные бизнесы или микропредприятия, где работает 2-3 человека. Одного уволили – уже не уложились по критерию.
– Этот момент уточнили. Действительно, если бизнес маленький, то увольнение даже одного человека исключало предпринимателя из числа получателей поддержки. На этой неделе 12 мая на федеральном уровне появилось уточнение: если у вас уволено не более одного сотрудника. Это как раз сделали для микробизнеса.
БН Как вы относитесь к налогу на самозанятых? Со стороны областных властей ранее звучало мнение, что этот режим в регионе могут ввести уже с мая. Пока не ввели.
– Нормально отношусь. В первую очередь для государства это источник поступления доходов, потому что огромное количество людей занимается какой-либо деятельностью на дому и не платят никаких налогов. Платить налоги государству – это нормально. За счет их содержится та же инфраструктура. Самозанятый – это шаг к цивилизованной стране. Просто у нас нет культуры платить налоги, потому что мы не видим, куда эти деньги расходуются. В ситуации, которая произошла сегодня, правильным было бы распечатать Национальный фонд, но власти сказали: весь банкет за счет бизнеса. И сразу начались вопросы: где деньги, которые мы вам платим? Поэтому самозанятость считаю правильным направлением. От этого государство получит налоги, но оно должно отчитываться за их расходование. И необходим пласт осознанных налогоплательщиков, которые спрашивают с государства.
Я не думаю, что режим у нас введут в ближайшее время. Скорее всего, он заработает вместе со всеми – с 1 июля.
БН Почему так?
– Регион медленно принимает решения. Пока решают, 1 июля и наступит. Думаю, мы об этом тоже узнаем в конце мая, когда будут обсуждаться все эти налоговые изменения.
Сейчас еще какая ситуация. Те, кто официально не работает, не состоит на учете в службе занятости, у кого не открыто ИП – для них поддержки не предусмотрено. С точки зрения логики и финансов это нормально. По оценкам, в России 30% трудоспособного населения не числятся нигде. Представляете, как дергается глаз у государства, у фискалов: где деньги? Огромный пласт этих денег – нигде, а самозанятость позволит их вывести. По планам режим хотели внедрять в течение 10 лет, а сейчас уже сказали: со второй половины 2020 года запускаем на все регионы.
На самом деле люди хотят платить налоги и спать спокойно. Когда впервые заговорили про самозанятых, у меня взорвались все соцсети: спрашивали, как и где зарегистрироваться? Это простой и понятный механизм, но люди должны понимать: когда они вступят в такие правоотношения, на пенсию рассчитывать не смогут. Впрочем, в нашей стране вряд ли на нее вообще кто-то может рассчитывать.
БН При обсуждении темы самозанятых по-прежнему звучат опасения: люди начнут платить налог на профессиональный доход, а проценты с 4 или 6 повысят. Налоговые органы это опровергают.
– Когда повысят, тогда и будем разбираться. Проблему надо решать по мере поступления. Какие-то долгосрочные бизнес-планы в нашей стране строить сложно. В нашей стране вообще сложно вести бизнес. Страшно. Если сильно разбогатеешь – придут и заберут.
БН Вы затронули тему медлительности в принятии решений на региональном уровне. Так происходит далеко не во всех субъектах...
– Да. Возьмем в пример ту же Удмуртию, о которой много говорится. Они очень оперативно перед новым годом приняли поправки в законодательство и пониженные ставки по страховых взносам. По моей информации, уже в январе более 80 ИП Кировской области сменили место регистрации, начав платить налоги в бюджет Удмуртии. Хоть наши налоговики и говорят, что оттока нет, на самом деле он есть.
К сожалению, наши власти поздно поймут: эта медлительность приведет не только к еще большему уходу из региона налогоплательщиков, но и еще большему снижению доверия к власти со стороны бизнеса. Может, поймут уже в следующем году. С 2020 года грядет отмена ЕНВД для всех. Значит, эта армия ЕНВД-шников перейдет на упрощенку, где ставки 6% и 15%. С одним знакомым просчитывали, во сколько ему обойдется отмена ЕНВД и переход на УСН в 15%. Посчитали, он сказал: «Либо я продам бизнес, либо закроюсь. Других вариантов нет». Потому что вести бизнес в таких условиях финансово нерентабельно. Надо либо поднимать цены до заоблачных, но тогда никто не станет покупать товар. А повышать цены надо, чтобы он смог платить налоги и содержать штат. Речь не о том, что бизнес хочет платить меньше налогов. Он хочет быть финансового рентабельным, а со сложившимися ценами на рынке, где не заложены высокие ставки налогов, это невозможно.
БН По факту государство потеряет больше, чем приобретет?
Абсолютно верно. Они считают: мы знаем, каков оборот по ЕНВД, поэтому получим столько-то налогов. Снижать не будем, потому что хотим такую-то сумму. Если бизнес закроется, эти деньги окажутся виртуальными. Не с кого будет их взять. Рассчитывают на предпринимателей, которые с ЕНВД перейдут на УСН и начнут эти налоги платить? Так они закроются или уйдут в другой регион.
БН Насколько, по-вашему, целесообразно при выделении господдержки сегодня делить отрасли на наиболее пострадавшие и другие? Бизнес-объединения заявляют, что все отрасли пострадали и всех надо признать таковыми.
– Я бы не сказала совсем за всех, кто-то и деньги хорошие на кризисе начал зарабатывать. Правильнее сказать: «ситуация затронула всех», но формулировка звучит как «наиболее пострадавшие отраcли». До момента включения в перечень розничной торговли с кодами от 47 этот список, скажем, ущемлял права многих предпринимателей, потому что из-за закрытия ТЦ не работает розница. Пока их не включили, было обидно и неправильно.
Сейчас крупнейшие организации типа «Кока Колы» или «САН ИнБев» (производители «Балтики») внезапно запросили поддержку от государства. Серьезно? Пиво пострадало? По ощущениям, у них продажи выросли раза в три. Смешно, когда такие крупные компании начинают просить деньги. Даже если пострадали немного – ну не получат их учредители огромных дивидендов, ничего страшного. А самый маленький бизнес, совсем микро-микробизнес – он действительно пострадал.
К счастью, если судить по нашим клиентам – а их более 120 – пока никто не закрылся и все строят планы на будущее. Да, у некоторых сложности начались еще до объявления карантина, когда, к примеру, из-за паники начали в начале марта массово забирать абонементы в бассейны. Деятельность предприятия была фактически приостановлена раньше других, но и эта компания не расторгает с нами договор. Планируют открыться после того, как ситуация разрешится. Если и помогать деньгами, то явно не производителям алкоголя. Правильнее направить их на поддержку микробизнеса или самозанятых. Тех, кто действительно оказался сейчас в ловушке, потому что денег взять неоткуда.
БН По вашей оценке, все ли отрасли смогут восстановиться после кризиса?
– В Кирове да, по миру - нет.
БН Почему такое мнение?
– В Кирове все намного проще, не так глобально. Нет каких-то узких непроработанных новых ниш. Многие из стартапов не выживут. В Кирове развита оптовая и розничная торговля, которая никуда не денется и, скорее всего, разовьется в онлайн-торговлю. По Кирову, думаю, все отрасли останутся. У нас некому умирать.
БН При этом предприятия заявляют о своем закрытии. Первым громким закрытием стала «Фабрика»...
– Считаю, правильно сделали, закрывшись рано. Значит, работали с финансами. И четко понимали: даже если через какое-то время откроются - сколько еще придется работать в убыток? Это правильная работа с финансами. Это бизнес. К сожалению, сегодня многие предприниматели не считают деньги и не считали их никогда. Правильно не считают. И далеко не все понимают, что даже после снятия карантина может начаться вторая волна: компании откроются, затем поймут, что притока нет, выручки нет, уже после открытия карантина пойдет вторая волна схлопываний.
БН Какие отрасли выиграли от ситуации?
– Однозначно онлайн-торговля и связанные с ней сферы деятельности. К примеру, IТ-компании, которые пишут приложения, обслуживают сайты. Не скажу, что выиграл интернет-маркетинг (Яндекс. Директ или прочее размещение рекламы в сети Интернет). Они все равно живут за счет офлайн-торговли. У нас есть клиенты из числа интернет-агентств. В текущих условиях они не выиграли. Все, кто в офлайне, все пролетели.
БН Что, по-вашему, на сегодня необходимо сделать бизнесу, чтобы выйти из ситуации с минимально возможными потерями?
– Выскажу точку зрения по своей компетенции. Я вижу бизнес изнутри. Часто бывает красивой обертка, а внутри – все хаотично и несистемно. Бизнес – это деньги, а деньги любят счет. Зачастую бизнес деньги не считает и не ведет элементарных расчетов – откуда пришли деньги и куда потрачены. Карантин вскрыл эту мегаузкую проблему: приток денежных средств внезапно прекратился и стало очень важным, куда и сколько ты тратишь.
Раньше деньги поступали, тебе хватало на выплаты, хватало съездить с семьей в отпуск, даже купить хорошую машину. Деньги были, но их никто по факту не считал. Многие не делали аналитику в разрезе нескольких лет именно финансов. Я не говорю про выручку, которую все считают, говорю именно про финансовые показатели: не ушли ли в кассовый разрыв, хватает ли денег, работаете в ноль или в прибыль и т. д. Сейчас самое время заняться этими финансами и начать вести учет. Хватит смотреть на бухгалтерию как на тех, кто у вас забирает деньги.
Бухгалтерия ведет учет бизнеса, собирает доходы и расходы. У них можно спросить, сколько денег пришло, куда и сколько потрачено. От этих показателей и надо строить финансовый учет. Необходимо начать работать с цифрами и научиться это делать. Я по бухгалтерским отчетностям все расскажу про любой бизнес – обо всех узких местах, легальных и нелегальных схемах, в плюс работает или в минус. Просто по цифрам. Бизнесу надо научиться работать с цифрами. Это первое, что я бы посоветовала всем предпринимателям. Хватит просто считать выручку с продаж, пора считать финансовые результаты - насколько бизнес приносит вам прибыль. Зачем? Чтобы развиваться.
Досье:
Максимчук Татьяна Владимировна – основатель и руководитель компании «Бухгалтер и Я».
Дата и место рождения: 5 декабря 1983 года в Кемерово.
Образование: высшее, экономическое.
Трудовая деятельность:
2006-2008 г.г. - бухгалтер в ООО «Торты»;
2008-2009 г.г. - главный бухгалтер в ООО «Академия вкуса Киров»;
с 2009 г. - основатель, руководитель компании «Бухгалтер и Я».
Блиц:
На что не жаль потратить деньги? На комфорт, путешествия и образование.
Что больше всего цените в людях? Адекватность, честность.
Хотели бы стать чиновником? Нет, из меня вышел бы плохой чиновник. Там слишком много правил и начальников.
Три качества хорошего руководителя? Высокий уровень этики, честность, требовательность к себе и подчиненным.
Беседовала Анастасия Белова