"Без перекосов"
Главное на рынке — наличие спроса. В противном случае регион может остаться с лесом, но без денег. Сегодня в Кировской области создаются условия для привлечения инвесторов в ЛПК, но лес направо и налево раздавать никто не будет. Законодательство лояльно, а сообщения об избыточном уголовном преследовании бизнеса связаны с желанием лесозаготовителей получить сверхдоходы. Но таких в регионе единицы, уверен министр лесного хозяйства Кировской области Алексей Шургин.
- Алексей Иванович, как за последнее время изменилась ситуация с вывозом леса за пределы Кировской области?
- Проводимая правительством Российской Федерации работа по ограничению вывоза фанерного сырья за рубеж приводит к отрицательной динамике экспортной выручки предприятий ЛПК региона. Это может не нравится, но тем самым правительство поддерживает производство в России.
По данным ОАО «РЖД», железнодорожным транспортом в 2017 году за пределы области вывезено 2,8 млн кубометров лесопродукции, в 2018 – 3,4 млн, а за первый квартал 2019-го – всего около 0,8 млн кубометров.
Подчеркну, что отгрузка за пределы региона не связана с вывозом ценного сырья: примерно 1,5 млн кубометров вывозимого сырья – это низкосортная древесина, которую мы поставляли на целлюлозно-бумажные комбинаты и плитные заводы других областей. И это для нас хорошо. Главное на рынке – наличие спроса. В противном случае мы останемся с лесом, но без денег.
Между тем в Кировской области на серьезном уровне находится переработка.
Ограничение вывоза фанерного сырья позволило стабилизировать цены и повысить внутреннюю переработку в тот же самый шпон.
- Расскажите о результатах работы и дальнейшем развитии системы Лес-ЕГАИС?
- Цифровизация экономики — правильный тренд, и сегодня он общий для России. Основная задача – сделать инструменты контроля наименее затратными для добропорядочных участников лесного бизнеса. Как часто получается? Ввели множество систем отчетности, вор как воровал, так и продолжает это делать, а нагрузка для добропорядочного бизнеса возрастает. Сегодня в регионе начата реализация пилотного проекта по внедрению электронного сопроводительного документа для контроля за оборотом древесины. Эту систему, не предполагающую дополнительных затрат и как наиболее комфортную для предпринимателей, мы предлагали на всероссийских лесных форумах в Красноярске и Сыктывкаре, а также на рабочих совещаниях, проводимых Рослесхозом. Надеюсь, нас услышат. Цель — создать прозрачные условия для добропорядочного бизнеса и очистить лесной сектор от недобросовестной конкуренции.
- Какова ситуация с созданием пунктов приема и переработки древесины и как это отражается на неформальной занятости?
- Чтобы лесной ресурс «работал» на регион и приносил в бюджет доходы, кто-то должен приложить усилия, в том числе лесозаготовители. С 2017 года в регионе зарегистрировано около 2 тысяч пунктов закупки и переработки древесины. Это позволяет владеть информацией: что здесь перерабатывается, в каких объемах, и кто этим занимается. Мы выезжаем на делянки и проводим беседы с работающими в лесах людьми.
Во-первых, это профилактика незаконных рубок. Когда к человеку пришли и спросили, как его зовут, видит ли он границы делянки, объяснили, что будет, если зайти за эти границы, он осознает: нарушать нельзя. Во-вторых, такие беседы и заполнение опросных листов несут социальную миссию. Человек завтра выходит на пенсию — а она минимальная, потому что он не был официально трудоустроен. Во время таких выездов в лес мы говорим о необходимости трудоустройства сотрудников. Это достойные люди, которые работают честно. Почему в перспективе они должны оказаться в худших условиях?
В этом году активно выходили в лес в первом квартале, когда велись заготовки. За квартал выявили 596 работающих в лесу предприятий, на 338 из них — а это 57% — не были заключены трудовые договоры с работниками. А это более 1500 человек. В результате работы межведомственных комиссий в муниципалитетах при активном участии налоговой службы работодатели трудоустроили более 300. Только за первый квартал 2019 года рост поступлений от НДФЛ составил 2,1 млн рублей. За 6 месяцев этого года поступления от НДФЛ по виду деятельности «лесоводство и лесозаготовка» выросли на 22 млн рублей; по «деревопереработке» - на 40 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Я не говорю про другие налоги, которые из этого вытекают. Это результат системной межведомственной работы. По нашим оценкам, по «лесозаготовке» к концу года мы дополнительно получим 45 млн рублей НДФЛ.
- Каков, на ваш взгляд, потенциал при работе по выявлению так называемых «лесных призраков»?
- Сегодня у нас в лесах работают около 3600 человек. Примерно 70% из них - на профессиональной основе. Но надо понимать, что к нам могут приехать бригады из других регионов. Жители сельской местности зимой идут на лесозаготовки для получения дополнительного заработка — это, по нашим оценкам, порядка 1,5 тысячи человек. Поэтому работу по выявлению неформальной занятости мы будем продолжать.
- А много ли на лесных делянках находите китайцев?
- Официально выдано 20 разрешений пяти собственникам на привлечение работников из Китая. Они трудятся на предприятиях. Сведения о работе китайцев на лесных делянках пока ни разу не подтвердились.
- Почему в нашем лесном регионе не хватает деловой древесины, чтобы удовлетворить запросы инвесторов?
- Надо четко понимать: нехватка сырья может быть в конкретном месте, но на другой территории его переизбыток. Когда мы в прошлом году разрабатывали Лесной план, в нем заложили идею: зоны приоритетных инвестпроектов — это северные территории. Там есть лес, но не развита инфраструктура. Это поле для работы для крупных инвесторов.
Мы поддерживаем добросовестных предпринимателей вне зависимости от того, является ли он представителем крупного бизнеса или местным предпринимателем, организовавшим переработку древесины. Но сегодня привлечь инвестора на любых условиях не самоцель. Регион заинтересован в реализации производств, направленных на переработку низкосортной древесины, а также, обеспечивающих глубокую, налогоемкую переработку имеющейся деловой древесины не менее, чем на 60 % на создаваемых мощностях. При этом подчеркну, будет ли инвестор менять непрофильное сырье на профильное (обменивать, продавать, покупать) или создаст многопрофильное производство – это выбор бизнеса.
Принцип рациональности использования лесного ресурса, закрепленный федеральным законодательством (ред.: постановление правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов…»), мы конкретизировали в постановлении правительства Кировской области (от 22.01.2019 № 9-П). Согласно ему, предполагается, что предоставляемая инвестору деловая древесина на 60 % будет им использована. Это оптимизирует объемы предоставления ресурса для одного инвестора и позволяет обеспечить сырьем большее число участников лесного рынка. Подчеркну, мы готовы предоставлять необходимые для производства объемы лесных ресурсов, чтобы обеспечить сырьевую безопасность, но не должны допускать перекосов.
На сегодняшний день ключевой проблемой является то, что зачастую реализуемое в рамках приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов производство имеет моносырьевой характер. Инвестор, имеющий статус приоритетного и получающий значительные объемы древесины по льготной цене, потом занимается его перепродажей и получает сверхприбыль от торговли сырьем, не перерабатывая ресурс. В итоге бюджет недополучает доходы, которые может получить, а другие потенциальные переработчики этого ресурса лишаются. При этом каждый субъект РФ, исходя из принципа рационального и эффективного использования лесных ресурсов, может предъявлять к инвестору требования, учитывая специфику региона. Учитывая существенный дефицит лесных ресурсов для действующих в регионе производств, мы считаем, что предъявляемые требования в рамках постановления регионального правительства целесообразны и обоснованы. Это наша трактовка федерального требования рационального использования лесного ресурса.
- Какой эффект показывают торги по продаже лесных насаждений для субъектов малого и среднего предпринимательства?
- Кировская область является лидером по эффективности таких торгов. Средняя цена продаваемой древесины составляет 525 рублей за кубический метр, это самая высокая ставка в ПФО. По ряду районов цена на отдельных делянках за обезличенный куб доходит до 1700-1800 рублей. В прошлом году торги по продаже лесных насаждений для МСБ пополнили бюджет на 347 млн рублей, в этом году планируем получить в бюджет более 450 млн рублей. С каждого реализованного на торгах кубометра налоговые поступления во все уровни бюджетов составляют примерно 400 рублей. Мы выставляем на торги около 1 млн кубометров, бюджет дополнительно получает 400 млн рублей.
- Вопрос от предпринимателей: когда в регионе будет дан старт для открытых конкурсов по долгосрочной аренде в области освоения лесов?
- Вся документация для проведения конкурсов готова. По первому участку проходит процедура независимой оценки, до конца года пройдут конкурсные процедуры. 9 сентября на общественном совете при министерстве лесного хозяйства состоялось обсуждение критериев оценки конкурсных заявок. Общественный совет рекомендовал провести конкурс. После расторжения договоров аренды востребованные участки были обременены. Сейчас процедуры по снятию обременений заканчиваются, участки начинаем готовить на конкурс.
- С чем связаны многочисленные иски от вашего министерства в арбитражный суд?
- Сегодня по закону и сложившейся судебной практике изменения в договоры аренды лесных участков в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка вносятся в судебном порядке.
По соглашению сторон мы внести изменения не можем — только через суд. Рост числа таких исков связан с окончанием действия на территории Кировской области лесохозяйственных регламентов и принятием новых. За прошлый год в арбитражных судах было рассмотрено 207 судебных дел о внесении изменений в договоры аренды лесных участков. С начала этого года рассматривается более 200 таких исков. Претензионно-исковая работа направлена исключительно на приведение условий договоров аренды в соответствие с действующим законодательством и существующей судебной практикой.
Исковые требования о расторжении договоров аренды лесных участков подаются министерством в случае нарушения арендаторами действующего законодательства, условий договоров аренды в части невнесения арендной платы в установленные размеры и сроки, невыполнения лесохозяйственных мероприятий. Так, за период с 2018 года по настоящее время министерством подано около 60 исковых заявлений о расторжении договоров в связи с невнесением арендной платы и невыполнением лесохозяйственных мероприятий. Эта работа направлена на надлежащее исполнение арендаторами взятых на себя в соответствии с действующим законодательством обязательств.
- Еще вопрос от предпринимателей. Рассматривается ли вопрос о снижении ставок в части предоставления лесного фонда?
- Ставка платы за лесные ресурсы состоит из двух частей «базовой федеральной» и сформированной на основе конкурсной процедуры -«региональной». Постановлением правительства ежегодно устанавливается размер базовой ставки, соответственно, региональная изменяется пропорционально. Позиция федерального центра сегодня такова, что действующие ставки на лесные ресурсы крайне низкие. Формирование ставок планируют изменить: они повысятся для арендаторов, которые не имеют собственной переработки. Все, кто идет работать в лес и намерен заявиться на конкурсы должны понимать: ставки вырастут.
- Предприниматели говорят об избыточных требованиях и уголовном преследовании (в первую очередь, по ст. 260 УК) за правонарушения в лесной сфере и говорят о несоизмеримости наказания и нарушения. Ваша позиция по этому поводу?
- Такие опасения высказывают предприниматели, которые пытаются получить сверхдоходы и злоупотребляют своими правами при заготовке древесины. Мы их выявляем, а потом начинаются сказки про то, как государство «кошмарит» бизнес. Эта категория недобросовестных предпринимателей пытается реализовывать серые схемы заготовки древесины, когда в разрешительных документах пишут одно, а по факту вырубают больше, но таких меньшинство. Профессионалы очень хорошо видят грань, за которой будет административное наказание, и не нарушают закон. Все мы знаем, что нельзя превышать разрешенную скорость, но кто-то ее превышает. Ваш вопрос из этой же серии… Я знаю большое количество добропорядочных арендаторов, для которых нарушение требований 260 статьи Уголовного кодекса в принципе невозможно. Законодательство лояльно, но желание людей получить сверхдоходы притупляет инстинкт самосохранения.
- Ряд регионов идут по пути внедрения интенсивной модели лесопользования. Насколько это направление актуально и целесообразно для Кировской области?
- Интенсивная модель лесопользования целесообразна для Кировской области. На одной из секций IIIЛесного форума эта тема обсуждалась, и предложения по данному вопросу были включены в резолюцию форума. Элементами интенсивной модели являются внедрение рубок обновления и переформирования, создание лесных культур сеянцами с закрытой корневой системой и т.д. Кировские леса ежегодно прирастают на 18 млн кубометров, мы вырубаем 10 млн кубов. Вопрос: где 8 кубов? Упали и сгнили, это естественный процесс. Поэтому более полное освоение древесины в лесах нам нужно.
По прогнозам экспертов, внедрение интенсивной модели лесопользования позволит увеличить заготовку в экономически востребованной зоне до 1 млн кубов в год. Лесу от этого только лучше: лес должен рубиться, особенно лиственный. Я видел опытные участки, где за 30 лет с участка березового леса получали около 300 кубов фанкряжа. Мы получаем 300 кубов примерно с 5 га за период в 70 лет.
- В чем видите потенциал развития лесной отрасли Кировской области на ближайшие годы?
- В развитии глубокой переработки древесины, биоэнергетики и деревянного домостроения.
С организационной точки зрения — в создании оптимальной системы, в которой учтены интересы всех участников процесса. Для региона это привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, рост доходов бюджета. Для бизнеса – прозрачные и понятные правила работы в рамках региональных и федеральных целей, оптимальные условия финансирования строительства и модернизации производственных мощностей, поддержка проектов, отвечающих специфике лесной отрасли в регионе.
- 28 сентября исполнится год, как вы работаете министром лесного хозяйства Кировской области. Какие проблемы и изменения видите?
- Я был знаком с лесным сектором и проблемами региона. Основная проблема в области с точки зрения организации государственного контроля - недофинансирование. С 2016 года федеральное финансирование уменьшилось почти на 60 млн рублей. Для лесников это громадная сумма, сокращение финансирования отрицательно сказалось на кадровой политике. Люди стали уходить. В этой части была проведена большая работа. Особенно хочется поблагодаритьгубернатора области Игоря Владимировича Васильева и вице-губернатора Андрея Геннадьевича Плитко за поддержку работников министерства и подведомственных организаций и за понимание проблемы. В 2019 году более 40 млн рублей из областного бюджета были направлены на оплату труда работников лесной сферы.
В целом система контроля за оборотом древесины в Кировской области одна из лучших в РФ. Мы не зря по итогам 2018 года стали первыми в ПФО по этим показателям. Это говорит об уровне понимания проблем со стороны всех участников лесного бизнеса, начиная от лесников и заканчивая переработчиками сырья. Сегодня лесной бизнес Кировской области — это серьезная система. И здесь нет временщиков.
- Чем вятские бизнесмены отличаются от предпринимателей Марий Эл?
- В Республике Марий Эл лесным бизнесом в основном занимаются люди с лесохозяйственным образованием – лесники. Я не вспомню ни одного случая, чтобы арендатору лесных отношений была направлена претензия за невыполнение лесохозяйственных работ. В Марий Эл люди считают своим долгом и привилегией посадить лесные культуры и ухаживать за ними. В Кировской области нам порой приходится через суды обязывать лесопользователей проводить работы по воспроизводству лесов: эти 60 исков отсюда и рождаются. Конечно, добросовестных лесопользователей большинство. В Кировской области лесным бизнесом традиционно занимаются представители леспромхозов, лесозаготовители.
В то же время в Марий Эл лесоперерабатывающих производств единицы. Уровень лесоперерабатывающих предприятий и глубина переработки древесины в Кировской области выше, чем в Марий Эл.
- Вчера прошел празднование Дня лесного хозяйства, где было сказано много хороших слов. Что бы вы еще сказали представителям лесной отрасли в ваш общий профессиональный праздник?
Я искренне благодарен всем, кто связал свою жизнь с лесом. Люди, которые работают в лесной сфере - профессионалы, обладающие колоссальными знаниями и опытом. Это люди с громадной ответственностью. Всем труженикам лесной отрасли я желаю здоровья, понимания в семьях. Желаю, чтобы шли на работу и возвращались домой с удовольствием.
- Где живет ваша семья?
В Марий Эл. У меня два старших сына «получили автомат» - приняли присягу. Остальные четверо еще маленькие, учатся. Каждые выходные езжу домой: пока дети маленькие, мы приняли решение не переезжать.
- Какие требования предъявляете к людям?
- Только те, что предъявляю к себе.
Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru