"Дорога молоку!"
Автопробег под таким названием прошел на минувшей неделе по России. Несмотря на то, что Кировская область принимала в нем участие впервые, именно она выбрана для старта.
Перед самым началом мероприятия «Дорогу молоку!»обсудили в очередном эфире «Разворота на бизнес» (16+)
Участники:
- Любовь Гусева, директор компании «Литон»
- Алексей Котлячков, заместитель председателя правительства Кировской области, министр сельского хозяйства и продовольствия
- Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка
- Ильдар Файзуллин, директор ООО «Уфагормолзавод», председатель НО «Молочный союз Башкортостан»
Драйвер для объединения
С.Занько: руководитель проектов «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+): Михаил, несколько слов о проекте "Дорога молоку!"
М.Мищенко:Изначально было просто желание собирать молочников и ездить по предприятиям. Затем идея переросла в большое общее движение, в котором принимают участие представители со всей России и зарубежных стран. Участники автопробега ездят по России, посещают заводы. В этом году посетим Кировскую область, республики Удмуртия и Башкортостан.
С помощью автопробега решаем ряд задач. Одна из них — пропаганда молока и молочных продуктов. Когда представители молочной отрасли садятся в машины, едут по стране, рассказывают о своих продуктах, показывают их, угощают — это действенно. Автопробег — это хорошая возможность для обмена опытом: люди из разных регионов видят, как строится бизнес на той или иной территории, каковы его особенности. Это возможность увидеть закрытые предприятия, которые по своему оснащению не уступают мировым стандартам: просто так на такие заводы не пускают. В конце-концов автопробег - возможность посмотреть нашу огромную страну, совершенно с другого ракурса, увидеть место, в котором мы живем.
Л.Гусева: Когда собирали и организовывали участников автопробега, были сомнения: сможем ли объединиться. Михаил сказал, что он в этом не сомневался, а мы немного сомневались. Объединение произошло, и «Дорога молоку!» послужила для этого определенным драйвером.
С.Занько:Алексей Алексеевич, в Кировской области предприниматели не склонны к объединению, а сегодня представители целой отрасли объединились и пропагандируют свой продукт. На Театральной площади развернулся целый праздник. Как вы восприняли идею с автопробегом?
А.Котлячков:Идею проведения мероприятия подхватили сразу. Думаю, в дальнейшем будем проводить подобные мероприятия 1 июня, когда отмечается Международный день защиты детей и Всемирный день молока. У нас есть что показать гостям. Кировская область - молочный регион. Мы ежедневно производим 1900 тонн молока. Объемы производства равномерны в течение года, что очень важно для переработчиков. Произведенное молоко очень высокого качества. У нас сырое молоко забирают 10 регионов, в том числе Москва. Такие расстояния бизнес для себя определяет объемами и качеством сырья.
В чем сила?
Н.Голиков, ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):Какие регион может получить выгоды от всего этого процесса, если посмотреть, к примеру, с точки зрения пропаганды потребления?
А.Котлячков:У нас и так очень высокое потребление. Кировчане любят молочную продукцию. Если мы потребляем 265 кг молока на душу населения в год, то Россия - 204 кг. С точки зрения увеличения потребления вопрос, может, и не стоит, больше стоит вопрос объединения. Рынок требует объединения, весь мир объединяется. Не только молочникам, но и предприятиям любых других отраслей, чтобы завоевать место на рынке, надо быть сильным, а сильным можно стать только объединившись. Поэтому мы, с одной стороны, смотрим на это как еще одну возможность объединить бизнес. С другой стороны – это праздник для людей, потребителей, это праздник культуры потребления молочной продукции.
Н.Голиков: Если это действительно натуральный молочный продукт...
А.Котлячков: Естественно. Поэтому в процессы с участием недобросовестности на рынке приходится вмешиваться государству. Мы совместно с перерабатывающими и молокопроизводящими предприятиями региона ведем работу в этом направлении. И видим — об этом говорят и независимые эксперты, - что бизнес Кировской области в этом плане добропорядочный.
С.Занько: Ильдар, в Башкирии, как понимаю, молочники объединяются для решения совместных задач?
И. Файзуллин: Башкирия тоже молочная республика. За 2018 год мы надоили 1 млн 800 тысяч тонн молока (у нас население 4 млн человек). Их них товарного - около 800 тысяч тонн. Это разные категории, поэтому и вопрос, сколько в России производится молока — то ли 30 млн тонн, то ли 16 млн тонн — спорный.
А.Котлячков:Статистика ведет подсчет по двум направлениям. По одному считает молоко, произведенное во всех категориях хозяйств, в том числе личных, которые занимают значительную часть в общей статистике. И есть крупнотоварный бизнес. Для переработчиков важно качественное молоко. И здесь речь даже не про фальсификат, а именно про хороший продукт, товарное молоко.
И. Файзуллин: Сегодня в наш молочный совет входит около 54 перерабатывающих предприятий и больше 100 товаропроизводителей молока. Крупных предприятий около 12. И это огромная молочная сила с большим потенциалом.
Мы совместно - «Молочный союз Башкортостана», Российский союз производителей молока и министерство сельского хозяйства Башкирии разработали программу до 2030 года по увеличению производства именно товарного молока до 2 млн тонн в год. На нее из республиканского и федерального бюджетов (софинансирование 50 на 50%) выделяется 30 млрд рублей. В 2018 году мы получили и освоили 3 млрд рублей на поддержание продуктивности и увеличение производства товарного молока в республике. Ежегодно прибавка составит 10%. «Молочный союз Башкортостана» заплатил за разработку программы около 1 млн рублей. Насколько знаю, мы сделали это первыми.
А.Котлячков: В программе прописаны конкретные мероприятия, необходимые для получения этих 2 млн тонн молока. Это мероприятия в полях, продуктивность и объемы кормов, поголовье, техника, подготовка кадров. Все эти отражаются в программе и просчитаны затраты на эти мероприятия.
Вопрос сезонности
И. Файзуллин: В Башкирии остро стоит вопрос сезонности. Мероприятия для решения этой проблемы — одно из основных в программе. Грубо говоря, зимой мы доим 100 тонн, а летом — 160 тонн. Такие перекосы очень сильно отражаются на цене: летом стоимость сырья может на 30-40% стать ниже, чем зимой. Сезонность — наша болевая точка.
Но у нас есть много предприятий, которые нивелирует эту цену молока. Есть два крупным завода по сушке молока, есть крупный перерабатывающий завод, недавно купленный французами. В летний период, когда происходит закладка сухого молока, сыров, цена за счет этих трех крупных предприятий поднимается.
С.Занько: Как Кировской области удалось добиться нивелирования сезонности?
А.Котлячков: За счет нехватки финансирования. Когда люди избалованы деньгами, они так и начинают работать. К нам приезжают коллеги из других регионов, удивляются: «Как так? У нас по 500 ферм-дворцов построено. А молока нет». Молоко не в ферме, молоко — в корове. Это вопрос правильно выстроенное работы. Отработана система искусственного осеменения. Из-за снижения потребления молока летом цена начинает падать (это в последнее время наши поставщики сырья и переработчики начали заключаться долгосрочные договоры). Так как возмещение из бюджета было небольшим, мы искусственно сдвинули растелы, чтобы у нас молоко было и зимой. Это сделано из экономической целесообразности.
М.Мищенко: Сезонность - это не всегда плохо. С одной стороны, да, идет волатильность цены. С другой -крупнейшие в мире экспортеры молока – это страны с самой большой сезонностью. Возьмем в пример Новую Зеландию: население 3,5 млн человек и столько же коров. У них сезонность большая. У них зимой молоко практически не производится, а летом производится очень много. И там пастбищное производство. И это позволяет им минимально сократить себестоимость производства сырого молока и, соответственно, делать его максимально дешевым. Новая Зеландия производит так называемые концентрированные молочные продукты, которые идут на экспорт — сухое молоко, масло, сыры. Населению все это не съесть. Поэтому нельзя однозначно сказать, что сезонность — это хорошо или плохо.
И. Файзуллин: Сезонность мешает формировать бюджет каждого предприятия. Мы каждый раз думаем, куда летом деть молоко. Соответственно, сильно опускаем цену для товаропроизводителя, который тоже не может сформировать свой годовой бюджет. Разброс цен очень плохо сказывается именно на бюджетных составляющие наших бизнесов. Я не могу спланировать, что у меня будет в конце года, заработаю я или нет. Поэтому у нас нет долгосрочных контрактов с товаропроизводителями, это тоже пугает. В Кировской области, где можно зафиксировать равномерные объемы молока в течение года и, соответственно, цену, удобно планировать свой бюджет, свой бизнес. Наверное, это основная причина, почему я против большой сезонности.
Да, у нас крупные предприятия сушат молоко, производят сыр, они могут себе позволить заложиться в большом количестве такой продукцией. К примеру, сыр - продукт долгосозревающий. Как раз к зиме созревает и мы получаем по российским меркам конкурентную цену. Все-таки вопрос сезонности — спорный.
А. Котлячков:Когда начинаешь считать в деньгах, с выпасом получается не дешевле.
Регулятор рынка: бизнес или власть?
С.Занько: Мы говорим о наращивании объемов производства товарного молока в Башкирии. Такая тенденция скажется на других регионах? Конкуренция обострится?
А.Котлячков: Не думаю, что обострится. Президентом поставлена задача на наращиванию экспорта. Предприятия найдут товар, который нужен на экспортной рынке и уйдут туда с объемами. Разговаривал весной с одной крупной компанией. Говорят: хотим выйти на экспортный рынок, но нужно с кем-то объединяться. Даже у крупных компаний объемы малы для выхода на международный рынок. Повторюсь: когда мы говорим об объемах производства молока, с точки зрения переработки учитываем только товарное. И, говоря на тему экспорта, говорим о качестве продукта, потому что требования в рамках Таможенного союза очень жесткие, не говоря уже о выходе на рынки Китая или Индии.
С.Занько: В Кировской области говорят о выходе на объем в миллион тонн молока, в Башкортостане производят 2 млн тонн. Поголовье увеличивается?
А.Котлячков:Количество коров в России в целом сокращается. Объемы растут за счет продуктивности.
С.Занько: Конкуренцию в Российской федерации регулирует все-таки рынок или правительство?
М.Мищенко:Рынок. Дефицит молока в России - около 3,8 млн тонн. поэтому потенциал для роста достаточно большой. Эти 3,8 млн восполняются завозными дешевыми продуктами с заменителями молочного жира. Рынку есть куда расти. Вопрос в другом: президент поставил цель выходить на экспорт, но для этого необходимо выполнение ряда условий. Первое — объемы. Второе — конкурентоспособный по себестоимости товар. Для этого необходимо развивать внутреннюю логистику. У нас страна очень большая, речь в первую очередь идет о железнодорожной логистике, которая на сегодняшний момент не очень эффективна. Государство должно заключать двусторонние соглашения о беспошлинной торговле со странами, куда мы хотим поставлять товар. К примеру, Китай и Новая Зеландия имеют двусторонние соглашения о беспошлинной торговле. У нас беспошлинная торговля осуществляется с ограниченным количеством государств. Это новые реалии мира, с которыми, к сожалению, мы сталкиваемся. И наши производители в такой ситуации, как бы не хотели поставлять продукцию на экспорт, будут сталкиваться с не конкурентной ценой. Рынок регулирует бизнес, а государство должно оказывать содействие. В первую очередь, создавая инфраструктуру — это и логистика, и заключение торговых соглашений. И сокращать внутренние барьеры для производителей. Производители сегодня молодцы, и они сильно ждут и надеются, что государство сможет создать для них такие условия.
Л.Гусева: На какую бы тему мы сегодня не говорили, все равно возвращаемся в экономику. В любой теме — про квоты, объемы потребления, переработки все равно главным действующим лицом у нас является потребитель. Да, если говорить про вятскую землю, у нас потребление одно из самых высоких в стране, мы производим молока больше, чем потребляем. Это объединение очень важно в части позиционирования кировского молока. Желательно, чтобы оно перерабатывалось здесь на территории, а не вывозилось в виде сырья. При этом возможность увеличения продаж в регионе опять же зависит от потребителя, потребительского спроса. Очень благодарна организаторам автопробега, что приняли решение стартовать в Кировской области. Благодарна нашему министерству, что так активно включились. Для нас, молочников, это повод объединится, и мы это сделали.
Подготовила Юлия Усинская