"Ищем не там, где потеряли"
В Кировской области все поставлено на рельсы для развития и продвижения спортивного туризма, но это сделано общественниками. Власть идет по другому пути. Так считает председатель Федерации оздоровительно-спортивного туризма Кировской области, руководитель ООО НПО «Терем» Сергей Герасимов. «Бизнес Новостям» он озвучил свое видение, как изменить ситуацию.
- Сергей Васильевич, когда и зачем создана Федерация?
- ФОСТКО была создана в 2000 году. Нам тогда было по 30 лет, мы были полны энергии и понимали: технологии спортивного и спортивно-оздоровительного туризма уходят вместе со старшим поколением. Но за год до этого региональный комитет по спорту заговорил о необходимости создания областной федерации туризма. Дело не быстрое, но мы справились - объединились все, кто на тот момент являлся специалистом с точки зрения владения технологиями спортивно-оздоровительного туризма и желал его развития. Так мы начали восстанавливать в Кировской области то, что было в 80-х годах, но в 90-х незаметно потерялось.
- Что было утеряно?
- Система подготовки кадров, судей, формирование календаря соревнований, а потом и их проведение. Соревнования можно проводить по правилам, а можно как на душе легло. В 90-е проводились, как пожелает оргкомитет, а в 2000-х стали проводиться по правилам. Судейские кадры можно набирать с миру по нитке -кто согласится, а можно создать судейскую коллегию, провести обучение и вернуться к системе судейства, прописанной в документах. Это элементарные вещи, но в 90-х годах мы их утеряли. Сегодня для активного продвижения и развития сферы спортивного туризма в Кировской области все поставлено на рельсы, но это сделано общественниками. С точки зрения государства, к сожалению, ситуация другая.
- А чем может помочь государство?
- Прежде всего, финансированием, которое может быть прозрачным, а может быть непонятным. Прозрачное финансирование спортивной работы в свое время в Кировской области вела госпожа Медведева (ред. Светлана, региональный экс-министр спорта). Действовали понятные и ясные формы статистики, на основе которой формировалась балльная система. Сколько баллов набрал — столько денег и получил. Надо увеличить количество баллов – увеличиваешь количество участников, подготовку числа судей, участвуешь в чемпионатах, проводишь в Кировской области всероссийские или межрегиональные соревнования. Количество баллов растет – денег выделяется больше. Речь идет об аккредитованных организациях, а ФОСКТО была аккредитована по виду спорта «спортивный туризм». Когда Медведеву «ушли», система отчетности изменилась. При начислении баллов перестали использовать форму 1ФК. К сожалению, сегодня нет ни одного тренера по направлению «спортивный туризм», работающего в спортивных школах. Нет спортивных школ и тренеров – мы не попадаем в формы отчетности, мы пролетаем мимо, баллов и финансирования. А годовой единый календарный план никто не отменял.
Это проблема, и существенная проблема, но мы пытаемся с этим работать. Как появляется новый министр, новый замминистра, всегда пишем письмо, просимся на встречу, встречаемся, даже получаем какой-то ответ... Процесс медленный. Ситуации 2000-х годов, когда общественников принимали с распростертыми объятиями, и власть четко понимала, что могут сделать общественники (и они это делают), а что – государство, прошла. В настоящее время задача государства - не реализация деятельности, а организация ее в том виде, как ее власть видит. А кто может сделать любую работу лучше общественников, знающих все изнутри? Это понимание 2000-х годов ушло.
- Ну сегодня же есть бесплатные спортивные группы?
- Сегодня есть система детско-юношеского туризма, которая находится не в системе спорта, а в системе образования. В рамках системы образования работают центры дополнительного образования разных направлений. Кто-то специализируется на детском и юношеском туризме, например, Областной центр детско-юношеского туризма. Городская станция туристов города Кирова перестала существовать. Ее включили в состав детско-юношеский центра гражданского патриотического и духовно-нравственного воспитания имени Александра Невского. Какие направления работы будут у подобных центров в приоритете - решает руководитель центра. Один человек решает, какие виды будут иметь развитие, но задумаемся, а во всех ли сферах он может быть компетентен?
- Проблему с вашими тренерскими ставками пытались решить?
Неоднократно с этим вопросом выходили на министерство спорта. Когда весь туризм был при минэкономразвития, восстановилась работа координационного совета по развитию туризма Кировской области. Тогда в рамках одного из заседаний Ольга Николаевна Чаузова (ред.: экс-министр минэкономразвития) выступила за решение о создании в спортивных школах ставок по виду спорта «спортивный туризм». Если есть по гимнастике, почему не может быть по спортивному туризму? К сожалению, закрепленное в протоколе решение так и не было реализовано. Если бы в спортивных школах ввели хотя бы три ставки по виду спорта «спортивный туризм», у нас появились бы равные права с другими видами спорта в рамках предоставления статистики и получения баллов, дающих возможность финансирования в нынешних условиях. Ситуация могла бы существенно поменяется. По крайней мере, точно появились бы люди, ответственные за этот вид спорта. Не общественники, а люди, которым платят деньги.
- Так как вы сами ищете финансирование, то к проведению мероприятий привлекаются спонсоры и бизнес?
- Совершенно правильно. И даже госструктуры — на взаимовыгодных условиях. У меня есть чудеснейшее мероприятие - чемпионат Кировской области по комбинированному туризму «Вятский лось». Я с 2003 года письма в МЧС высылал. До 2012го, пока не пришел генерал Михаил ВладимировичЛихачев (ред.: экс-глава ГУ МЧС по Кировской области), их все игнорировали. Пришел новый руководитель – я снова пишу письмо. Встретились. По итогам встречи приняли решение, чтокоманды структуры МЧС будут принимать участие в этих соревнованиях. И сегодня именно эти команды формируют основной пул участников. В прошлом году из 24 команд 20 было МЧС-сных, в этом году из 20 – 17 команд от МЧС, в том числе и из других регионов. Финансирования, конечно,от Главного управления МЧС по Кировской области нет, но предоставляют автомобилидля планирования дистанции и проведения соревнований. Ставятполевые лагеря,делают освещение на ночных этапах,организуютстраховку на воде. Вот такие взаимовыгодные условияработы. Сейчас Лихачева сняли. Что будет дальше – мы пока не знаем.
- Какие направления спортивно-оздоровительного туризма сегодня коммерциализированы,и где есть потенциал?
- Во всей России больше всего коммерциализированы сплавы – на байдарках, рафтах, катамаранах. Далее – восхождение на вершины. Подняться на Эльбрус можешь, конечно, сам, но лучше с компанией, которой заплатил деньги. Она тебя на соответствующую базу-лагерь приведет, адаптацию-акклиматизацию проведет, маршрут проложит и тебя сопроводит. Однозначно коммерциализированыконные путешествия: самодеятельных практически нет. В меньшей степени - велопутешествия, спелеопутешествия, парусные и лыжные путешествия. Их коммерцианизировать сложно. Этих же пещер, в которых можно свободно и безопасно ходить, немного. В основном в пещерах темно, грязно и стукаешься головой обо все. Надо проходить колодцы,сифоны, а это сложно для не владеющих техникой людей.
Легко коммерциализировать направления, где существует позитивное восприятие окружающего мира. Во время езды на велосипеде смотреть по сторонам не очень удобно, а во время сплава на байдарке это основное из занятий. Перспективны различного рода стационарные мероприятия в рамках решения какой-либо социокультурной задачи. Допустим, «Гринландия». Это коммерческий проект, хотя некоторые утверждают, что социальный. Проект достаточно легко коммерциализируется за счет того, что есть притягательная идея и большой поток людей. И еще у фестиваля значительная история – с 80-х годов. В дальнейшем создание определенных социокультурных фестивалей и их коммерциализацию можно будет ожидать.
- А какие из экстремальных видов спорта легче коммерциализировать?
- Если вернуться к понятийной базе, экстремальный — вид деятельности, который имеет уровень опасности выше фонового. Фоновый – один несчастный случай на 10 000 человек. Если вид деятельности дает больше количество несчастных случаев, чем 10 в минус 4 степени, то мы можем его назвать экстремальным.
С другой стороны, понятие может оцениваться субъективно: что для меня норма, для вас экстремально. Я регулярно водилна практику студентов 1 курса. Для определенныхдетей, которые до этого видели лес только по телевизору или через окно автомобиля, пребывание в лесу будет экстремальным: может повыситься давление, участиться пульс. Для девочек уже на второй день проблема — где вымыть голову: «Вот река» - «А там разве можно?»
Кроме того, если говорить об экстриме в туризме, то давайте разберем понятийку. Например, катание на снегоходе для кого-то будет экстремальным, но это не туризм, это вид физической активности. В рекламе пишут: «Экстремальный туризм - прыжки с парашютом, дайвинг». Это не туризм, это экстремальные видыспортивной и физической активности, где уровень подготовки должен быть выше фонового, чтобы все закончилось безпроблемно.
- То есть реклама – маркетинговый ход?
- Именно! Еще один маркетинговый ход - экологический туризм. Экстремальный и экологический туризм это общеупотребимые понятия, не раскрывающие суть явления. С одной стороны это то, что вкладывают в ваше сознание руководитель конкретной организации. Но это не будет иметь никакого отношения к понятийной базе в среде специалистов. Громкое название. Как сейчас заявили о регуляторной гильотине в туризме: хорошее запоминающееся выражение. Это отмена устаревших законодательных актов и нормативов. Но отменят эти — примут другие.
- У вас таких излишних требований много?
- Я принимаю участие в обсуждениях документов, которые касаются природной среды. Допустим, СанПиНы по детским полевым лагерям. В свое время были абсурдные требования. Например, максимальный вес рюкзака для мальчика 17 лет — 6 кг. Получается, в 17 лет ему можно носить рюкзак в 6 кг, а в 18, когда пошел в армию, – 36 кг? Нет перехода. Или, допустим, к стационарному лагерю должна вести дорога с твердым покрытием, иметься ночное освещение, продукты должны находиться в холодильниках. Ну кто с собой в полевой лагерь везет холодильник? Там берутся продукты, которые могут храниться без холодильника. Федерацией спортивного союза России был подготовлен пакет документов, их передали в свое время в аппарат Бабича. Тогда СаПиНы поменяли, но сейчас снова будут вводится ужесточения. И опять пойдем по кругу.
- Что, на ваш взгляд, тормозит развитие туризма в Кировской области?
- Отсутствие в рамках государства единой целевой установки. У нас туризм вначале курировал спорт,потом стурктуры внешнеэкономической деятельности, далее - культуры, затем предпринимательской деятельности, после вновь культуры и вновь минспорта. Соответственно, все структуры, которые имели отношение к туризму, были подчинены центральной задаче курирующего органа, которому подчинялись. Органы разные, задачи разные, технологии разные и единой установки на долгие годы нет.
Сейчас принимается стратегия социально-экономического развития региона до 2035 года. Предлагается открыть такое-то количество туристских центров, поставить такое-то количество табличек. А где показатель«увеличить на 15% число туристов,посещающих Кировскую область»? Какие будут поставлены цели – такие будут и результаты. Как только поменяется система оценки деятельности — все изменится. Например, туристический поток вырастает на 25% - вы молодцы. А если вы получили премию за разработку маршрута, по которому никто не ходит, то вы молодцы не по развитию туризма, вы -молодцы в получении награды.Очень хорошо, что Центр развития туризма Кировской области получил гран-при. Но это примерно так: у нашей коровы лучшее вымя в мире и мы имеем тому свидетельство, а молока она дает столько же, как и другие коровы. Надо смотреть не на промежуточный результат, ана конечный: если получение гран-при увеличивает поток туристов в Кировскую область — тогда вся деятельность построена правильно .
- А увеличить турпоток можно?
- Конечно можно. Любая деятельность может иметь конечный позитивный результат, если она направлена именно на эти показатели. В 2008 году у нас была программа «Развитие туризма...». Стояло пять задач. Когда мы программу разобрали, оказалось, что реализуются только две, потому что эти две проще реализовать, чем все остальное. Ищем не там, где потеряли, а там, где светло. В сфере туризма, к сожалению, именно такая ситуация.
- Что сегодня работает с точки зрения туристического бизнеса?
- Если рассматривать экономическую ситуацию, то отлично работают наши санатории. Где-то спады, где-то небольшие подъемы, требуется небольшая поддержка (к примеру, маркетинговая), но санатории стабильно работают. Основной доход в сфере туристкой деятельности дают именно они. Если говорить о компаниях, принимающих туристов из других регионов, тоже есть позитивные моменты, но они локальные и глобально картину не меняют. У нас даже нет возможности посчитать, сколько внутренних туристов Кировской области путешествует самостоятельно. А любой самодеятельный турист – это 65-70% дохода от коммерческого туриста. Если таких путешественников 5 человек, а коммерческий один, они оставят в3,5 раза больше денег, чем один коммерческий. Все субъекты экономической деятельности в рамках этого самостоятельного маршрута получат свою долю дохода. Единственный, кто в минусе, - это туркомпании.
- То есть и это можно направить в нужное русло?
- Если будет поставлена задача увеличить внутренние туристические потоки, соответствующие структуры начнут думать: как это сделать. И придут, наверное, к процессам, которые были нами предложены еще 10 лет назад. Совместно с Евгением Валерьевичем Конышевым (ред.: к.г.н. ,доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ) мы тогда разработали концепцию развития туризма в Кировской области. Прописали, как убрать межмуниципальную конкуренцию или конкуренцию между субъектами экономической деятельности. Предложили, как сделать, чтобы доход получали не только в этом, но и соседнем районе. Прописали системы, технологии, но они не востребованы.
- Зачем убирать конкуренцию?
- Представьте: два района начинают тратить деньги на повышение собственного имиджа, третий этого не делает. Турист приехал и уехал: нет инфраструктуры, потому что деньги потрачены на имидж. Но если у нас будет единый купольный бренд на определенные районы Кировской области, на это не надо будет тратиться каждой отдельной территории. Если создать, к примеру, 3-дневный межрайонный маршрут, турист посетит все три района. Они при этом тратят деньги на инфраструктуру и сервис. К созданию инфраструктуры может подключиться и бизнес, у которого в гостинице туристы ночуют. Такую систему создать реально, но купольным брендов в этом случае должны заниматься не районы, а соответствующие структуры. Такие технологии есть и могут у нас работать.
- Какие еще проекты предлагали, которые реально реализовать в регионе?
- Ту же «Всевятскую туристкую тропу». Через всю область, от Лальска до Уржума, может быть создан единый маршрут. В течение года любой желающий может проходить участок маршрута и за год пройти его целиком. На протяжение тропы расположено 75% уникальных объектов Кировской области.
Или проект «Вкуснятки с Вятки». В Суне есть рыжики, а где там бабы в сарафанах, которые через каждые 300 метров торгуют рыжиками? В Уржуме можно делать ржаной каравай, который долго хранится и обладает своеобразным вкусом и упаковываем в очень красивую коробку, которую жалко выбросить. Через эти точки едут транзитники и, покупая такие сувениры, везут образ Кировской области на свою территорию. И коробкой дома будут пользоваться: она же красивая. Транзитные потоки идут с запада на восток и с севера на юг. Их надо использовать, но, к сожалению, у нас не стоит задача это делать в рамках туристкой деятельности.
- Как оцениваете «серый» рынок отрасли?
- Я бы оценил с позиции несовершенства законодательства. Сегодня в Кировской области чуть больше 10 туроператоров, которые в рамках туроператорской деятельности на въезд работают в незначительной степени. По федеральному законодательству такой вид деятельности подразумевает заключение договора по перевозке и размещению. К примеру, туроператоры, которые везут туристов на сплав в природную среду, договор на размещение ни с кем не заключают, потому что проживание - в палатках. Под туроператорскую деятельность это не попадает. По факту документы выдаются на виды деятельности, которыми туроператор не занимается.
А в целом у нас есть организации, в которых работают 2-3 специалиста, владеющие технологиями пребывания в природной среде. Они организуют сплавы, различные выезды в природную среду. Есть работающие без документов. Я не могу дать однозначную оценку. С точки зрения законодательство или государства – плохо. С точки зрения развития этого вида деятельности — хорошо, поэтому Бог им судья.
Досье:
Герасимов Сергей Васильевич - председатель Федерации оздоровительно-спортивного туризма Кировской области, руководитель ООО НПО «Терем».
Дата и место рождения: 02 февраля 1970 года в г. Киров.
Образование: 3 высших (по направлениям «учитель географии», «сервис и туризм», «муниципально-государственное управление»).
Трудовая деятельность: начал в 16 лет в школе лаборантом химического анализа. Через 2 года перешел на заводу «Маяк» слесарем. Работал в Областной типографии (оператором фотонаборного оборудования).
В 1993 году зарегистрировался в качестве ИП.
В 2000 году создали федерацию, для содержания которой организовали ООО НПО «Терем».
Преподает в ВятГУ. Спортивный судья 1 категории. Женат, 3 детей.
Блиц:
На что не жаль потратить деньги? Воспринимаю деньги, как ресурс, поэтому не жаль ни на что, если это соответствует целевым установкам.
Задачи в жизни? Чтобы дети состоялись, а моя деятельность приносила результат.
Хобби: чтение, компьютерные игрушки, фильмы – мне все нравится. Не нравится культурное времяпровождение без интеллектуальной составляющей.
Что цените в людях? Профессионализм, порядочность, чувство юмора.
Какой вопрос зададите при встрече Путину? Почему он создает для себя более комфортные условия в рекреации, чем для населения России?
Беседовала Анастасия Белова