"Кризис вскрыл человечность бизнеса"

11.04.2020 19:18:00 2013 0

Сегодня перед законом все равны, но кто-то равнее. Преференции от государства раздаются избирательно, и бизнесу неясно, по каким критериям идет отбор. Экономическая ситуация и не понятные бизнесу решения ведут к общности предпринимателей. Такие мысли в интервью "Бизнес Новостям" озвучила директор ООО "Юридическое бюро "Земля и право" Елена Синицына.

- Елена Николаевна, как оцениваете «антикризисные пакеты», принятые на сегодняшний день на федеральном и региональном уровне для поддержки предпринимателей?

- Многие позиции звучат красиво: бизнесу предоставляют отсрочку выплат по налогам, приостанавливают проверки, дают послабления со стороны контрольно-надзорных органов, отсрочку за аренду имущества…

Как предприниматель считаю, что мне этот «антикризисный пакет мер» ничего не дает. Я по-прежнему обязана платить зарплату сотрудникам (при том, что мы не работаем), пусть и позднее, но обязана платить страховые взносы с фонда оплаты труда, сдать всю отчетность. Офис я арендую у частного собственника, и сейчас мы, как бизнес с бизнесом, ведем переговоры о снижении арендной платы. Отсрочка для арендаторов государственного и муниципального имущества означает, что позже (когда и как – не известно, как и не известно, наладятся ли дела) нужно будет все равно заплатить требуемую сумму.

Чтобы дать бизнесу возможность выжить, считаю, меры необходимы более радикальные. К примеру, по снижению налогов. Есть федеральный НДС, налог на прибыль организаций, но есть и много местных налогов - ЕНВД, УСН, патент, налог на имущество организаций, земельный. Думаю, власть на местах боится принимать слишком радикальные меры поддержки. Во-первых, памятуя, что эти налоги наполняют областной бюджет. Во-вторых, в отсутствии указания сверху.

- Предприниматели заявляют о «распределительном» подходе к оказанию поддержки. Одному преференции пред усмотрены, другой не подпадает под те или иные критерии и лишается льгот. Ваша позиция?

- Понятно, что пострадали все виды бизнеса: кто-то сильнее, кто-то слабее, но пострадали все. Есть категория наиболее пострадавших от карантинных мер в виде ограничительных мероприятий – тот же туристический или гостиничный бизнес. Естественно, я абсолютно «за» то, чтобы им предоставлялись меры поддержки государства. Но я не согласна с тем, чтобы игнорировались проблемы других отраслей предпринимательства, которых власти не сочли отнести к категории наиболее пострадавших.

Ко мне обращаются мои клиенты, знакомые: они зарабатывают на продаже работ и услуг, и на сегодняшний день у большинства деятельность приостановлена. Да, чей-то бизнес позволяет уйти в онлайн, предприниматели оперативно перестраиваются, однако доходы не сравнимы с прежними оборотами. И не все могут перейти на такой режим работы. Разве они не пострадавшие?

От чиновников слышала мнение, что происходящее – это предпринимательские риски. И когда человек «идет в бизнесмены», он понимает: можно получить баснословную прибыль, а можно «прогореть», к чему надо быть готовым. Бизнесмен несет риски сам

Лично меня подобная позиция со стороны чиновников возмущает, так как зарплаты они получают из налогов, которые платят предприниматели. По сути, благодаря вот таким рисковым людям и пополняются бюджеты, растет экономика, создаются рабочие места, развивается инфраструктура. А чиновники –  это нанятые нами управленцы, задача которых – эффективно управлять. Однако когда человек попадает в кресло чиновника, зачастую он оказывается на противоположной стороне баррикады.

- У вас в штате есть бывшие чиновники?

- У меня был опыт работы с ними. Год назад потребовался юрист. За четыре месяца через нашу организацию прошли четыре (!) юриста из административных органов: два из правительства Кировской области (там как раз проводилась очередная «чистка») и два – из администрации города (оказывается, там очень маленькие зарплаты). И ни один не смог работать после кресла служащего в моей коммерческой организации.

- Почему?

- На мой взгляд, шаблоны мышления чиновника не позволяют ему проявить гибкость в подходе к решению проблем клиента. В коммерческой структуре от самого юриста зависит, будут ли у него клиенты. Зависит от того, как он общается с клиентом, как умеет себя преподнести, заключить договор, как ведет работу. У чиновников, как оказалось, есть некое ожидание, что им все должны, что они охраняют некую правду (вы это имеете право делать, а это не имеете, если нарушили правило – виноваты). Мы по-хорошему со всеми четырьмя расстались, но было очень показательно.

- Тогда как оцениваете ситуации, когда государство вмешивается в отношения между бизнесом? На примере той же платы за аренду коммерческой недвижимости, когда собственник (как и в случае гос- и муниципальной недвижимостью) становится обязан арендатору дать отсрочку по уплате арендной платы?

- В целом лично я против отсрочек по аренде по государственному и муниципальному имуществу. Считаю, здесь нужно снижать арендную плату. Сегодня никто не знает, когда восстановится экономика. Коронавирус и карантин - это одно, а ситуация с ценой барреля нефти и курса валюты - другое. За шумихой с самизоляцией экономические проблемы не так видны, но мы столкнемся с этим. Когда экономика выйдет из рецессии? Неизвестно. Почему вообще руководство Роснефти принимает решения - идти на сделку с ОПЕК или не идти и как. А когда возникают последствия для экономики страны, то расплачивается по ошибочным решениям все население? Считаю, что государство и муниципалы имеют возможность вести речь именно об уменьшении арендной платы, а не об отсрочке.

По частной собственности вопрос щекотливый. Как юрист я понимаю: все субъекты малого и среднего бизнеса, как участники отношений, должны быть в равном положении. И если для государственных и муниципальных квадратных метров можно принять директивное решение, то для частных собственников решение должно учитывать интересы обеих сторон. Сегодня не работают магазины, расположенные в торговых центрах. Владелец такого магазина совершенно справедливо просит снизить арендную плату за период вынужденного простоя. Собственник ТЦ, у которого кредиты в банке, имущественные налоги (которые пока никто не уменьшал) также справедливо говорит: «А как я буду платить кредит? Мне банк не уменьшит сумму долга и проценты. Государство попросит налог на имущество. Как мне быть?».

Считаю, что в этой ситуации государство должно выровнять положение участников рынка: уменьшить сумму арендных платежей для арендаторов гос- и муниципального имущества и компенсировать такое снижение собственникам коммерческой недвижимости. И очень надеюсь, что на региональном уровне будет пересмотрен норматив площадей для недвижимости, налоговая база на которую исчисляется исходя из кадастровой стоимости (как прописано в «антикризисном плане»).

- Вопрос как юристу. Как из-за сложившейся ситуации прогнозируете дальнейшую судебную практику с фигурированием понятия «форс-мажор»?

- После того, как суды возобновят свою работу, появится очень интересная и новая практика – именно по доказыванию форсмажорных обстоятельств и в связи с этим невозможности исполнения обязательств по договору. Как юрист, считаю, что форсмажор отменяет наказание или санкции за нарушение обязательств по договору: ты не имеешь возможности их выполнить. Обычно ответственность за нарушения исполнения (или невыполнение) договора в нем прописана. Если не предусмотрена в договоре – регулируется нормами Гражданского кодекса. Доказав форс-мажор, сторона договора эти штрафы и санкции не получит. Однако надо доказать, что произошел именно форс-мажор, который и стал причиной неисполнения условий договора.

Премьер-министр Мишустин на заседании кабмина заявил, что «введенные из-за короновируса ограничения могут проходить как форс-мажор по договору аренды». Однако что означает «могут проходить»? Либо стороны договариваются об изменении условий договора, либо форс-мажор придется доказывать в суде. Думаю, будет масса дел, связанных с этой темой. Мы уже готовимся к судебным искам, подсказываем клиентам, какие документы необходимо собирать уже сейчас, чтобы в будущем была возможность отстоять свою позицию в суде. Кстати, на 6 апреля Московская торгово-промышленная палата  сообщила: отклонено 95% по форсмажору!  И пусть отказ ТПП не является препятствием для обращения в суд и доказывания форс-мажора, однако статистика настораживает.

- Еще один вопрос по просьбе нашего читателя. Имеет ли предприниматель право сократить заработную плату сотрудникам хотя бы до размера 2/3, как при простое?

- К сожалению, позиция президента, правительства и контролирующего органа в сфере трудовых отношений – Трудовой инспекции –  однозначна: нерабочие дни оплачиваются полностью, по окладу или средней зарплате.

За счет каких средств платить сотрудникам зарплату в период простоя, отсутствия работы и поступления денег? Это другой вопрос. Как бизнесмена, меня такая позиция перекладывания обязательств на плечи бизнеса возмущает. Я же за период самоизоляции должна заплатить сотрудникам не только зарплату, но и налог с фонда оплаты труда. Получается, бизнес сейчас должен и сотрудникам не дать умереть с голоду и государству заплатить (пусть с отсрочкой, но все равно заплатить) на «поддержание штанов». Где взять деньги? Да, предлагают беспроцентные кредиты на выплату зарплат (к слову, дают далеко не всем), а возвращать потом как? Очень сомневаюсь, что за полгода  экономическая ситуация выправится.

Что касается режима рабочего времени. Я очень хочу сохранить свой штат, не хочу пополнять биржу труда. Но сегодня денег на оплату 100 % рабочего времени у меня нет. Я веду диалог с сотрудниками – давайте работать дистанционно, но сократим продолжительность рабочего дня до 2/3. Люди понимают всю сложность ситуации, идут навстречу, но... нормы Трудового кодекса меня ограничивают. Разьяснения Минтруда однозначны – работодатель обязан оплатить всем 100% средней заработной платы и все! Господа из Трудинспекции, вы же зарплату получаете из наших налогов!

Полностью поддерживаю предложение одной из наших политических партий о том, чтобы разрешить работодателям отпускать персонал в вынужденные отпуска с выплатой им на период отпуска пособия органами соцзащиты. Если работодатель может себе позволить в отсутствие оборотов, продаж и спроса выплачивать сотрудникам среднюю зарплату, то государство тем более имеет возможность в кризисный период поддержать выплатами сотрудников таких организаций.

- Законодательством многие умело манипулируют. Думаю, и в новых условиях бизнес будет вынужден искать пути, как обойти установленные нормы. По той же теме оплаты сотрудникам 2/3 зарплаты, как при простое, возможны какие-то решения?

- У меня сразу возник вопрос, когда на сайте РБК я увидела такую информацию. Зачитаю: «на четырехдневную рабочую неделю временно перешла крупнейшая в России газоперерабатывающая и нефтехимическая компания «Сибур», в которой работают 23000 человек. На такой режим работы переведены все сотрудники корпоративного центра в Москве и администаративно-управленческого аппарата. Всего на четырехдневку будут переведены четверть сотрудников. Четырехдневная неделя входит в комплекс антикризисных мер, призванных сократить возможные потери компании на треть».

Я, например, тоже хочу сократить потери моей компании, пусть у меня и работает всего 12 человек, но мне тоже надо как-то искать выход из ситуации.

Читаем дальше: «Правление РЖД одобрило введение неполной рабочей смены или неполной рабочей недели с 1 апреля. Эта мера рассматривается как альтернатива сокращению штата на фоне экономического спада в первом квартале.»

А ко мне в конце марта, после первого шумного указа президента обратился директор одного предприятия. Его юрист решал вопрос: как перевести сотрудников в связи с таким вот простоем на 2/3 оплаты - хоть через простой, хоть через неполный рабочий день. Юрист звонила в Трудовую инспекцию, ответили, что компания не имеет права так делать. Что президент прямо указал: сотрудники уходят в нерабочие дни с полной оплатой. А по Трудовому кодексу все такие вещи - перевод на неполный рабочий день, изменение оплаты труда – процессуально жестко урегулированы (со специальной процедурой, уведомлением за два месяца и так далее).

Мы тогда поговорили с этим директором и нашли выход. Точнее, были вынуждены приспособиться к обстоятельствам и найти этот выход. Мне не понятно, почему у нас в правовом государстве такое происходит? Указы президента не соответствуют Конституции и нормам Трудового кодекса, но почему то их нужно исполнять. Почему «все равны перед законом, но некоторые равнее»? Корпорация «Сибур» не хочет сокращать работников и переводит их на неполный рабочий день. Я тоже хочу сохранить штат в полном объеме, для чего требуется принять ряд локальных нормативных актов внутри организации. При этом некоторые из них будут «не совсем соответствовать нормам Трудового кодекса», но в КоАП предусмотрены штрафы для организаций за нарушение норм трудового законодательства. Какие-то джунгли. Как говорится, выживай, как можешь…

- Почему, на ваш взгляд, так происходит?

- Логикой и умом не понять. Я 15 лет в сфере юриспруденции, в том числе в сфере земельно-имущественных отношений. С огромным сочувствием отношусь к нашим предпринимателям. И неоднократно сталкивалась на практике с алогичными вещами. Например, в 2019 году в очередной раз была объявлена война нестационарным торговым обьектам. Какая-то философия, конечно, под это была подведена: то ли они облик города портили, то ли законы о торговле нарушали. Хотя кто мешал обязать владельцев этих НТО привести объекты к единообразному, согласованному архитектурой облику? Кто мешал разьяснить и обязать исполнять нормы закона о торговле? Я была на собраниях, посвященных этому вопросу. Юрист из администрации, после того, как его доводы о необходимости убрать ларки иссякли, мне прямо сказал: «Ну что вы бузите? Это личное распоряжение Шульгина, он категорически против ларьков». Вот тебе и демократическое правовое социальное государство! Как жили при царской власти, когда есть воля монарха, так и живем.

Тот факт, что такие обьекты дают возможность реализации свежей продукции местных производителей, создают рабочие места, платят те же налоги, удобны для жителей – кого это волнует, когда «царь-батюшка против»? И сколько у нас таких «царей-батюшек», принимающих необдуманные решения? Решения, которые оборачиваются против бизнеса?

- Сегодня, общаясь с предпринимательским сообществом, есть ощущение, что люди перестали доверять власти, пишут обращения и протестные письма, просят поддержки, но при этом в большей степени надеются на своих же коллег-предпринимателей. Словно беда объединила бизнес-сообщество.

- Это так и есть. Мы каждый сегодня помогаем друг другу – кто, как и чем может.  Все друг другу оказывают поддержку и посильную помощь. К примеру, мы сейчас не работаем, но очень хочется подсказать предпринимателям – не важно, знакомы мы или нет – какие-то полезные и необходимые для них сегодня вещи. К примеру, юристы нашей компании разработали чек-лист для арендаторов, у которых возникло несогласие с собственником помещения по арендной плате (прописали, что и куда писать, и на что можно будет сослаться в будущем). Разработали чек-лист по форс-мажору - что писать, куда писать, на что можно ссылаться. Наши юристы разработали чек-лист для работодателей по ситуации с изменением режима рабочего времени или заработной платы (прописали, в какие сроки и какие документы принимать, каковы штрафы за те или иные нарушения). Ко всем прилагаются образцы документов. И готовы выслать эти чек-листы бесплатно всем желающим предпринимателям, вы только напишите об этом на наш электронный адрес: zemly-pravo@mail.ru

Ситуацию мониторим постоянно. Если появятся изменения – чек-листы подкорректируем, чтобы были актуальными.

С 4 мая должны заработать суды, начнет складываться судебная практика исходя из новых реалий. Тоже можем держать предпринимателей в курсе – как суды трактуют то или иное обстоятельство. Нам, юристам, нам этот тоже интересно.

И мы далеко не одни такие. Этот кризис действительно объединил людей, заставил совершенно по-другому посмотреть друг на друга. Я бы сказала, этот кризис вскрыл человечность бизнеса в отношениях друг с другом.

Досье:

Синицына Елена Николаевна –  директор ООО «Юридическое бюро «Земля  и право».

Дата и место рождения:  29 мая, город Рязань.

Образование:  высшее. Окончила МГЭИ  (юриспруденция, гражданскоправовая специализация).

Трудовая деятельность.  Работала в  УВД по Кировской области (оперуполномоченным), в ООО «Аутсорсинг» (юристом). В настоящее время -  ООО «Юридическое бюро  «Земля и право» (директор).

Семейное положение:  замужем.

Блиц:

На что не жаль потратить деньги? На книги и путешествия.

Что для вас счастье? Когда понимаю, что день прожит не зря, сделала полезное для себя или для других.

Что больше всего цените в людях?  Порядочность и стремление к движению вперед.

Что бы сделали в первую очередь, став президентом?  Мм… ввела бы обязательное духовное образование в школах!  В разумных пределах, без привязки к какой-либо конфессии.

Хобби: чтение, путешествия, кулинария.

Продолжите фразу: «Бизнес –  это... создание полезного и нужного продукта (услуги, работы) для людей»

 

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте