"Местная элита чужаков воспринимает плохо"
Вслед за уходом сити-менеджера Ильи Шульгина пройдет череда отставок его команды. Первые заявления уже написаны. Оптимально формировать команду из местных, но им надо перестать быль функционалами, бояться сделать шаг в сторону и держаться за свой стул. В этом случае у Кирова появится возможность для развития. Такие мысли "Бизнес Новостям" озвучил предприниматель, активист, член Общественного совета при "Ротавтодоре" Константин Ситчихин.
- Константин, как вы оцениваете ситуацию с последними кадровыми изменениями?
- Скажу про дорожное хозяйство. Там, на мой взгляд, двойная политика. Практически за три года сменились три руководителя дорожной отрасли в Кирове — Менькин, Гутнов и Лунев. Также и в областном министерстве транспорта: за последнее время там тоже второй министр - местный. Складывается мнение, что у нас люди надолго не остаются. Либо им не нравится наш климат, либо когда они сюда приходят, не до конца понимают, что здесь не все так радужно, как им описывали. Большого капитала здесь не сделаешь, так как наша общественность всегда где-то рядом и присматривает за этим. И местная элита, как мы наблюдаем, чужаков очень плохо воспринимает.
Кировскую область многие рассматривают как площадку для карьеры. В последнее время прослеживается тенденция: чтобы в той же Москве пойти выше — надо поработать в глубинке. Иногородние чиновники на какое-то время приходят сюда, чтобы поставить галочку в трудовые книжки, сказать, что «пощупали и поели землю» - и пошли дальше. Эта тенденция — не только в нашем регионе. Так происходит во всех, где идет замена власти, губернатора, который раньше не жил в этом регионе. С ним приезжает команда, а потом все равно идет ее замена на местных. Это тоже повсеместная тенденция. Думаю, и в нашем регионе в ближайшие два года практически вся команда будет из местных. Останутся лишь очень близкие к губернатору, которые с ним давно работают.
- В числе явных кандидатур на пост сити-менеджера называют главу «Вятавтодора» Дмитрия Осипова. Как оцениваете перспективу руководства городом представителя именно дорожной сферы?
- Я с ним практически не знаком. Он старается дистанцироваться от общения с общественностью, а в наших мероприятиях участвуют замы или руководители ДЭПов. Осипов личность непубличная, выполняет основные поручения от основного руководителя и учредителя — министерства транспорта. Насколько - в случае назначения - он будет правильно и грамотно руководить? Он менеджер, руководитель крупного предприятия. Не скажу, что оно показывает выдающиеся показатели в рамках экономический стабильности, но, по крайней мере, не обанкротилось. В сегодняшних реалиях это уже что-то значит. Надеюсь, если Дмитрий Осипов станет сити-менеджером, город при нем, по крайней мере, не пойдет в минус, а будет расти в плюс.
Мы, общественники, его не знаем. Это говорит о том, что человек, по всей вероятности, не будет открытым насколько, насколько открыт Илья Вячеславович Шульгин. Про все эти урбанистические вещи — форумы, движения и т. д. - как мне кажется, можно будет забыть, если только ему их не будут навязывать со стороны правительства.
У нас в свое время был на посту сити-менеджера функционер - Дмитрий Драный. Все мы о нем все слышали, но практически взаимодействие с общественностью отсутствовало. Он выполнял задачи, поставленные вышестоящим руководством. Здесь примерно такая же ситуация, только Осипов будет выполнять указания не думы, а того, кто его поставит на это место. По факту назначает правительство.
- Одной из причин, почему «ушли» Шульгина, наши эксперты называют поднятые им коррупционные дела, которые дошли до уголовного преследования...
- И я говорил и буду говорить за это «спасибо» Илье Вячеславовичу. За то, что разворошил улей, который творился в «АТП», в деле по парку Победы. За то, что подписал заявление от мэрии, как потерпевшей стороны.Ни Александр Перескоков, ни Дмитрий Драный этого не сделали, хотя явно знали обо всех этих схемах. Мне известно, что к ним не раз приходили органы МВД, была определенная доказательная база, но, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходимо заявление от потерпевшей стороны. Это администрация города. Может, Илью Вячеславовича попросили или порекомендовали это сделать, может и сам сделал этот правильный для города ход. И машина закрутилась. Понятно, нашей в кавычках элите, которая все время кормилась на этом рынке беспредела, это не интересно. В итоге кого-то отодвинули, кого-то посадили, в отношении кого-то возбудили уголовное дело. Не всем приятно. На мой взгляд, это один из факторов информационной неблагоприятной ауры вокруг Шульгина.
- Вслед за ним уволился и глава «АТП» Сергей Волков.
- Это предсказуемо, Волков понимал, что его сегодня-завтра уволят. Дубравин (ред.: Николай, экс-директор «АТП») в свое время выстроил цепочку коррупционных схем и систему взаимодействия между сотрудниками, а Волков ничего не вычистил. Оптимальный вариант, когда уходит начальник, - уйти за ним. Думаю, так сделает любой чиновник, который пришел с кем-то в команде. Даже если вдруг Игорь Владимирович уйдет на повышение - в другой регион или другое министерство, - то большинство из его команды также уйдут за ним, они не останутся в нашем регионе. Это и называется работа в команде. И Волков был один из людей в команде Ильи Вячеславовича.
- То есть ждем череду отставок?
- На сегодня, по моим данным, ряд людей уже написали заявления. Минимум трое, причем один уже давно. Это тоже практика: по Луневу стоял вопрос задолго до его официального ухода, он и заявление задолго написал. Думаю, в ближайшее время почти все, кто пришел при Илье Вячеславовиче, уйдут. Останутся местные, назначенные в последнее время.К примеру, начальник отдела транспорта Александр Зимних или Сергей Зотин, который пришел на начальника департамента городского хозяйства. Это люди, которых, по сути, назначал не сам Шульгин и не он их отбирал.
- При формировании команды все-таки правильнее брать местных или иногородних?
- Лучше местных, но команда должна омолаживается. В свою очередь, варяги хуже не делают точно, и что-то преподносят хорошее. Поработав с Евгением Николаевичем Луневым, мы увидели — за что я долго бился — кольцевое движение на Макарье. Кто-то говорит, что это плохо, кто-то считает, что хорошо, по крайней мере мы начали реализовывать новые проекты, которых раньше в Кирове не было. Кстати, организацию кольцевого движения я увидел в Перми. Там есть еще одна хорошая инициатива - делают временные дорожки для велосипедистов. На летний период времени отделяют часть проезжей части пластиковыми барьерами, а ближе к зиме все это снимают и чистят. В Перми такая инициатива реализована при поддержке губернатора Максима Решетникова, который сейчас министр экономического развития РФ. Он в свое время эти инициативы общественности реализовал.
Мы с Луневым эту тему обсуждали. Он же завел пластиковую разметку. Да, не получилась, но я причину больше аргументирую работой подрядчиков, а не «плохого Лунева». Поворот направо — зеленую стрелку — до него тоже никто не сделал. Это разгружает перекрестки города, например, на повороте на Радужный или в районе нововятского моста.
Приходящие со стороны приносят что-то новое. Беда в том, что они приходят ненадолго.Сегодня из старожилов можно назвать, пожалуй, только директора ГДМС Леонида Лобова: он пришел с Гутновым и работает года два. И Алексей Ишутинов — старожил, который пожизненно исполняющий обязанности. Когда один приходит - другой уходит, Ишутинов тащит.
- В чем принципиальный подход к работе иногородних и местных?
- Варяги не боятся внедрять инновационные идеи, потому что не держатся за место настолько, насколько держатся наши чиновники. Иногородние проще смотрят на работу, знают, что найдут себе место в другом регионе или министерстве. Наши чиновники хватаются за место и готовы выполнять любые указания, только чтобы их не уволили. Четкие исполнители. Это неправильно. В такой ситуации мы никогда от них не увидим какой-то индивидуальности, новых заделов.
Опять к Илье Вячеславовичу. Он пытался что-то поменять вокруг себя, но столкнулся с большим противовесом. Понадеялся на команду, которую поначалу собрал, а та его подвела. Без команды больших идей не воплотить. Получилось то, что получилось.
- Вы являетесь членом региональной дорожной группы. Можно ли ее на сегодня назвать главным инструментом общественного контроля?
- Одним из главным. Общественность все-таки не должна на себя перекладывать систему контроля за качеством выполнения работы со стороны подрядчика, потому что есть чиновники, которые сидят на должностях, получают за это зарплату и обязаны выполнять должностные инструкции. А общественность - один из рупоров для чиновников: когда у тех замылился глаз, чтобы этому глазу что-то показать. Часто контроль со стороны общественности воспринимается негативно. Нам говорят: «Почему вы нам тычете, мы сами видим». Если бы видели, мы бы не тыкали. На что-то тыкать приходится регулярно.
- Какие проекты, которые уже обсуждались между общественниками и чиновниками, реально реализовать в Кирове?
- И надеюсь, что с новым руководством города, УДПИ (может, станет-таки Алексей Ишутинов), еще кого-то мы продолжим конструктивный диалог, который был выстроен с прежними руководителями. Хотелось бы дореализовать проекты, связанные с круговым движением, потому что Макарье — только первая ласточка. Есть перекресток Луганская-Дзержинского, который берет на себя большой объем транспорта. Есть перекресток Дзержинского - Октябрьский проспект, там тоже непонятное движение, желательно вводить круговое. В конце-концов, есть площадь Лепсе с непонятным движением.
Следующим объектом в списке для проработки у нас стояла Комсомольская площадь. Лунев обещал провести анализ, но его в Кирове больше нет. Сейчас жду понимания, кто станет руководителями и насколько мы, как общественники, сможем взаимодействовать по этим проектам.
- А более масштабные, к примеру, связанные с ремонтом или строительством дорог?
- Мы тоже это обсуждали. Конечно, надо делать продолжение улица Сурикова, о чем мынеоднократно говорили и будем настаивать на этом, потому это разгрузит целый ряд улиц. Вели речь о продолжении строительства Студенческого проезда, соединении улиц Солнечной с Воровского и Производственной: там надо сделать небольшой участок, и мы сразу разгрузим направление на поворот на Производственную в сторону Воровского. Есть проект продолжения улицы Щорса в районе «Простора» - соединяя улицу с выездом на Солнечную, мы сразу разгрузим два направления - на перекрестках Щорса-Производственная и Щорса-Ульяновская. Есть такие точки, которые надо развивать в городе. Об этом администрация в курсе. И сегодня есть нацпроект «БКД», который дает нам право этим заниматься. По показателям мы подошли к периоду нацпроекта, когда имеем возможность проводить не локальный, а капитальный ремонт. Надеюсь, сейчас начнем меньше вкладывать в восстановление дорог, а займемся более глобальными проектами. Надо, к примеру, заботиться об объездных дорогах.
- Это же огромные деньги...
- Все можно реализовать без серьезных бюджетных влияний. Унас на сегодняшний день есть хорошие перспективы для развития автомобильной дороги Ижевск-Киров. Она на 2022-2023 годы стоит в плане для передачи в федеральную собственность. Федерация легко эти дороги забирает, если у субъекта готов весь пакет документов.
Во-первых, это освобождение от нагрузки регионального бюджета, во-вторых, дорогу в случае передачи обязаны приводить в нормативное состояние по федеральному стандарту Росавтодора. Ижевску передача дороги тоже интересна. Удмурты и наши к этому идут, но разными шагами: там делают два, у нас — один.
Что мы еще получаем. В случае передачи трассы федерация обязана соединить две автомобильные дороги – Вятку и эту — объездной дорогой через Киров, потому что федеральная автомобильная дорога, по нормативам, не должна проходить через город. И не надо никаких денег. Мы не раз про это говорили, но я не вижу большого желания со стороны министерства транспорта эту инициативу продолжать. В Костроме сейчас по такой схеме готовятся проектировать объездную дорогу вокруг города после передачи трассы 243, которая связывает Кострому и Киров (участок от Котельнича), в федеральную собственность. Возьмите Пермь, Екатеринбург, Нижний Новгород — аналогичная ситуация. К этому надо стремиться. А мы туннели собрались строить, хотя я считаю это иллюзией из иллюзий.
- Это про туннель на месте переезда в Нововятске?
- Да, в моем понимании это иллюзия. Во-первых, строить можно только на месте ж/д переезда. Это Транссибирская магистраль. Чтобы прокопать там туннель, надо все согласовать с РЖД, а это тяжелая история. Во-вторых, при строительстве мы обезглавливаем маршрут № 41. Где он будет ездить? Мы не китайцы, не строим больницу за две недели. Строительство займет года два, как люди будут добираться?
Или к таким проектам надо привлекать тех, кто через это уже прошел. У нас, правда, есть хороший пример — предприниматель в Зуевке построил платный туннель. Возьмите его, поставьте замминистра и скажите: построй нам такое же здесь. Думаю, построит, потому что у него на сегодняшний день есть опыт взаимодействия с РЖД. Он знает, какие бумаги и как получить. Он же сам ходил, ему никто не помогал.
- Знаю такого. Это мой хороший знакомый Анатолий Лесков. В свое время он немало сил потратил с этим переездом...
- Но построил же. И содержит.
- Но чиновником он точно не пойдет.
- По крайней мере это хороший пример для нашего министерства транспорта: когда предприниматель хочет построить - он строить. По поводу туннеля я все-таки считаю идею неправильной. Главный вопрос: как люди будут добираться?
- Если не туннель, то что?
- Дорогу с мостом. Когда хотели соединить Чистые пруды, Радужный с выходом на Южный объезд Кирова, даже готовили предпроектное решение. Путепровод моментально много что разгрузит. Да, это деньги, но деньги в реальные жизнеспособные проекты. В моем понимании, надо строить хорошую автомобильную дорогу, которая свяжет Чистые пруды, Радужный и с выездом на Южный обход. Я не говорю, что наше правительство что-то неправильно делает. В некоторых случаях чиновников, может, неверно наставляют. Опять вернемся к началу: иногда полезно, когда в наш регион приходят люди, которые поработали в Москве и знают, какими путями, через какие кабинеты эти деньги в Москве выбиваются.
- Если вернуться к теме «АТП». Что там происходит?
- Пока нестабильность.Волков из «АТП» ушел. Раньше были товарищи Дубравин, Чичибабин, Быков. Все стабильно, все все понимали. Платили «АТП», там были свои схемы, то что будет сейчас — до конца не понятно.
- Если все переходит под КПАТ... Его руководитель, Денис Пырлог, всегда выступал против всех этих непонятных схем расчетов по субподряду.
- При этом Денис тоже понимает, что без этих автоперевозчиков не обойтись. Ни у «КПАТа», ни у «АТП» нет столько автобусов, необходимых для качественной работы системы общественного транспорта. Они все равно живут за счет субподрядных организаций.
- А что дальше? Один из вариантов создания единой транспортной компании — в объединении «КПАТ» и «АТП»?
- Он рассматривается. Сейчас все будет зависеть от нового сити-менеджера, потому что придет новый глава администрации и начнет формировать свою команду. Значит, будет новый руководитель у «АТП». Может, и Пырлог, который одновременно будет работать в «КПАТе» и исполнять обязанности в «АТП». Для объединения компаний надо же знать, что происходить внутри «АТП», какие там работают финансовые схемы, как идут денежные потоки. Ну и есть юридические моменты. Для слияния «АТП» необходимо передать правительству области: нельзя объединить юридическое лицо города с юридическим лицом правительства. А это процесс не быстрый. Думаю, возня начнется с лета.
Досье:
Ситчихин Константин Сергеевич — предприниматель, активист, член Общественного совета при ФГУ «Росавтодор», член региональной дорожной группы ОПКО
Дата и место рождения: 25.11.1984 г. в Кирове.
Образование: высшее. Окончил Колледж промышленности и автомобильного транспорта (автомеханик), затем - ВСЭИ (экономист).
Трудовая деятельность:
2006 - 2013 гг. - служба в органах МВД. Затем работал в строительном бизнесе.
В наст. время - руководитель филиала ФГУП "Фармзащита" Кировской области.
Семейное положение: женат, воспитывает двух детей 1 и 7 лет.
Блиц:
- На что не жаль потратить деньги?
- На детей.
- Какое из событий считаешь самым значимым в истории страны?
- Победу в Великой Отечественной войне. Она заставило страну стать сильной и обороноспособной.
- Хотел бы стать чиновником?
- На сегодня нет. Неблагодарное это дело.
- Какой сверхъестественной способностью хотел бы обладать?
- Исцелять людей.
Беседовала Анастасия Белова, a.a.belova@mail.ru