"Рынок очищается"
Помогло ли стимулирование строительного рынка застройщикам и не приведет ли это к раздуванию «ипотечного пузыря»? Об этом, причинах несогласия с новшествами в саморегулировании отрасли, бюрократических препонах и ценовой конкуренции на торгах «Бизнес новостям» рассказал генеральный директор «Маяковской», руководитель регионального СРО строителей Дмитрий Сергеев. И однозначно ответил на вопрос, намерен ли уйти с поста руководителя компании.
«Вопрос к банкам»
БН Дмитрий Валерьевич, как, по вашим оценкам, строительная отрасль пережила ситуацию с пандемией?
– Если говорить конкретно о застройщиках, то предложенные меры поддержки – в первую очередь, снижение ипотечных ставок – сыг-рали свою роль. Те, кто раньше колебался строить-не строить, покупать-не покупать жилье, после снижения ставок все-таки стали выбирать первый вариант. Застройщикам не нужны были прямые деньги из бюджета, нужен был спрос. Снижение ставок по ипотеке этот спрос поддержало, поэтому провала (об этом говорят и коллеги из крупных строительных компаний) мы не наблюдаем.
Сложившуюся на рынке ситуацию считаем для застройщиков удовлетворительной, потому что есть возможность стабильно работать, платить налоги, зарплаты, выполнять обязательства перед дольщиками. Может, последствия кризиса скажутся в дальнейшем, так как доходы жителей продолжают падать, но как минимум в краткосрочном периоде эта мера поддержки сыграла свою роль.
БН Не выльется ли в дальнейшем ситуация со снижением доходов и покупательской способности и одновременным стимулированием рынка в раздувание «ипотечного пузыря»?
– Это вопрос все-таки к банковскому сектору. Застройщики деньги за квартиры получили, затем подключаются банки и решают задачи по возврату своих денег. Если заметили, банки уже сейчас ужесточают требования к заемщикам. Это происходит в целом по России. Один из признаков – увеличение первоначального взноса.
БН При этом на неделе премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о снижении первоначального взноса по льготной ипотеке с 20 до 15%. Не все банки слушают премьера?
– Каждый банк все-таки сам определяет риски, поэтому некоторые идут на ужесточение требований к заемщикам: могут повысить требования к уровню доходов, к поручителям – вводят дополнительные меры, чтобы обезопасить себя. Это, повторюсь, все-таки вопрос не к строительному, а к банковскому сектору.
БН С запуском программы госипотеки и повышением спроса на новостройки менеджеры ряда компаний предупреждают о повышении цен. По вашему мнению, насколько сегодняшние цены на первичном рынке соответствуют реалиям рынка?
– Здесь каждый застройщик сам определяет, как поведет себя в этой ситуации. Мы цены не повышали и пока не планируем. Цену считаем не от рынка, а от себестоимости, а себестоимость строительных материалов сильно не изменилась. Да, подорожали отдельные виды материалов, например, металл, или комплектующие. Так, лифты поднялись в цене процентов на 15, но в наших объемах строительства это не играет существенной роли. Те же кирпич, цемент или железобетон остались в прежних ценах, поэтому серьезного роста себестоимости – я говорю конкретно за нашу компанию – мы не видим и свои цены не поднимаем.
Ценовая антиконкуренция
БН Наши эксперты все-таки говорили о резком росте отпускных цен на строительные материалы сразу после введения ограничительных мер, которые затем пришли в норму. Вы с этим столкнулись?
– У нас масштабы производства большие, контракты долгосрочные, поэтому мы не завязаны на каких-то сиюминутных поставках. Может, где-то поменяли поставщиков, которые решили заработать на ситуации, но в 99% случаев цены для нас остались прежними. С кем-то перезаключали контракты: если раньше поставщики давали материалы в рассрочку, то сейчас некоторые перешли в формат работы «заплати, потом бери». Таких совсем немного, и ситуация с повышением отпускных цен нас практически не коснулась. Мы столкнулись с проблемой складских запасов поставщиков, которые опустели. Раньше можно было приехать и взять товар, сейчас все идет под заказ.
БН Потому что производственных мощностей не хватает или материалы завозные?
– Это опять же вопрос не к строителям, а к поставщикам и продавцам строительных материалов. Может, связано с оптимизацией, сокращением оборотных средств у продавцов или ужесточением требований со стороны их поставщиков. Такая тенденция есть, если говорить о крупных застройщиках.
Однако у нас есть большой пласт небольших предприятий, которые выполняют работы, к примеру, для Фонда капитального ремонта или в целом тех, кто работают в рамках госзакупок. По таким компаниям кризис в части поставок строительных материалов ударил и ударил сильно. Это оборотные средства, которых они лишились: с одной стороны, государство перестало давать предоплату, с другой, компании не имеют возможности взять материалы в долг.
Надо понимать, что строительная отрасль не отнесена к числу наиболее пострадавших от пандемии. Прямой государственной поддержки для строителей не предусмотрено.
БН Конкретно ваша компания участвует в гос- или муниципальных закупках?
– Если есть возможность работать не с государством, мы будем работать напрямую с физическим лицом. Почему нет желания (и в ближайшее время его не появится) работать с государством? Во-первых, из-за отсутствия конкретного потребителя ресурса. При работе с государством есть круг людей, которые выполняют свои должностные обязанности и на этом их функционал заканчивается. Есть один, второй, третий, четвертый участник этой цепочки, и, как правило, начинается перекладывание каких-то функций друг на друга: один заказывает, второй платит зарплаты, третий принимает важные решения... При работе с конечным потребителем все проще: покупатель напрямую заинтересован в приобретении квартиры.
Во-вторых, цена: это единственный критерий отбора победителей по 44-ФЗ. При отборе проектировщиков предусмотрена процедура конкурсов, в которых, помимо ценовой категории, есть и другие критерии оценок. При отборе строительных подрядчиков критерий один – самая низкая цена. В такой ситуации конкурировать с предприятиями, у которых, как правило, нет ни базы, ни техники, ни складских запасов мы не можем. У нас накладные расходы совершенно разные. Пока единственным критерием отбора будет цена, в ценовой конкуренции торгов нам не победить.
БН На ваш взгляд, происходит ли сейчас тенденция укрупнения строительных организаций? После введения эскроу-счетов эксперты прогнозировали такой тренд.
– На кировском рынке укрупнения я не вижу. Происходит другой процесс – очищение рынка. Он начался не сейчас, и его причина не коронакризис. В первую очередь это связано с ужесточением требований к застройщикам, в том числе и введением эскроу-счетов. Фирмы, у которых не хватает оборотных средств или которые не всегда работали в белую, с рынка ушли. В большинстве своем это небольшие компании. Они появились в 2012-2014 годах, когда произошло «вспенивание» рынка: цена явно была завышенной, и на строительный рынок пошли все. Торговали строительными материалами или занимались страховым бизнесом (это образное сравнение, никого не хочу обидеть), а тут решили позаниматься стройкой. Это не профессиональные строители, и рынок их выдавливает. Экономика их выдавливает.
Генплан – документ для администрации
БН Власти заявили о намерении к юбилею Кирова отремонтировать фасады жилых домов, в том числе и признанных объектами культурного наследия. Как, на ваш взгляд, сегодня в целом ведется работа с такими объектами?
– Да никак. Если мы говорим о жилых домах, они исключены из программы капитального ремонта, а других механизмов в Кировской области не внедрено. Если это не жилые объекты, то вопросы возникают к собственникам. В подавляющем большинстве случаев это государство в той или иной форме – федеральные, областные, муниципальные структуры, МУПы. На содержание, может, деньги и выделяются, но на приведение объектов в первоначальный вид или реконструкцию не выделяется. Сомневаюсь, что ситуация изменится в ближайшее время.
БН Ваше мнение по поводу проекта генплана Кирова-2040?
– Считаю, что генплан – это документ для администрации города. Когда проект генплана будет принят, трансформируется в правила землепользования и застройки, тогда и станет рабочим документом для застройщиков.
Документ посмотрел, изучил. Мне его трудно оценивать, так как по многим позициям мы не выполнили показатели предыдущего генплана. Очень сомневаюсь, что реализуем все показатели, заложенные в новом документе. Это больше меморандум о намерениях. Сверять свои планы, намерения с генпланом нам, как застройщикам, необходимо, но настольной книгой новый генплан для меня не будет.
БН По жилищному строительству план выполнили. И в новом документе заложены серьезные показатели по строительству жилья. А где строить?
– По жилищному строительству показатели заложены реальные, а вопрос «где строить» все-таки должна решить администрация, чтобы реализовать эти показатели. Землю под строительство предусматривает муниципалитет. Это будут новые районы, уплотнение существующей застройки, реновация? Определитесь, а мы поймем, куда нам надо идти, а куда не надо.
БН Или вариант развития застроенных территорий. Вы были первопроходцем этого механизма?
– Мы были вторыми. Первым был КРИК, его объект – на перекрестке Розы Люксембург и Ленина - в дальнейшем был продан КЧУСу, сейчас не достроен.
Мы победили на втором объявленном администрацией аукционе – по территории напротив Октябрьского рынка. Тот проект завершили. В этом году закончили еще один объект –микрорайон поселка Мирный (в границах Ульяновской -Солнечной -Инженерной). Третий договор, который сейчас в стадии реализации, – в районе улиц Московской и Хлебозаводского проезда. Там идет стадия расселения граждан. Тяжело идет, сейчас администрация судится по переселению последней семьи. Надеюсь, кто идет маленькими шажками, тот все равно дойдет до конечной точки.
БН Как вы в целом оцениваете такой механизм?
– Считаю его необходимым городу, потому что финансируемая за счет федерального бюджета программа переселения граждан однозначно не сможет ликвидировать все аварийное жилье Кирова. При этом у нас большой пласт и ветхого жилья, которое завтра станет аварийным. На него деньги пока не предусматриваются и не выделяются.
Чтобы эту ситуацию в какой-то части предугадать, решить проблему за счет софинансирования из внебюджетных источников, тем самым увеличить объемы сноса и ликвидации аварийного и ветхого жилья, как раз и нужен механизм развития застроенных территорий. К сожалению, таких договоров единицы. С одной стороны, у администрации возникают сложности по части нормативных документов. С другой стороны, есть и случаи неисполнения застройщиками обязательств по договору. Уже после назначения на пост главы администрации Дмитрия Осипова я задавал вопрос администрации, если ли намерение реализовывать механизм развития застроенных территорий. Мне ответили, что есть.
БН Хороший механизм. По факту большинство работ и расходов берет на себя застройщик.
– Но необходимо подобрать территорию, это большая подготовительная работа со стороны администрации. Это одна из объективных причин. Однако есть и субъективное желание заниматься этой темой.
СРО – не финансовый институт
БН На неделе в рамках регуляторной гильотины федеральное правительство упразднило пакет документов в сфере контроля строительства. Где сегодня чаще всего приходится сталкиваться с бюрократической машиной?
– Отмененные нормативные акты (по крайней мере, которые я успел посмотреть) серьезным образом на нашей работе не отразятся. Что нам мешает работать в первую очередь, касается не строительства, а области проектирования и земельных отношений.
По проектированию – это различные нормативные документы, которые противоречат друг другу и не регулируют часть отношений. Есть документы обязательного и необязательного применения, при этом два человека трактуют их по-разному. Еще есть экспертизы, поэтому предугадать качество конечного продукта очень сложно. Приходится проводить дополнительные согласования, уточнения. В части земельных отношений –очень большие сроки прохождения различных процедур, которые пока не сокращаются.
Если говорить про строительство... Да, сократили на три дня срок получения разрешения. На нас это точно никак не отразится. Если документы собраны, застройщик и так получит разрешение. Если документы не собраны, то какая разница, срок будет на три дня короче или дольше? Естественно, работу по снижению административных барьеров необходимо проводить и делать это в планово, а не в пожарном порядке. В целом это нужно.
БН Вопрос как к руководителю региональной СРО: какие принципиальные изменения произошли в сфере саморегулирования отрасли за последнее время?
– Из-за коронавируса СРО была законодательно предоставлена возможность тратить средства компенсационного фонда на выдачу кредитов своим членам. Это единственное кардинальное нововведение, все остальные плановые.
БН Ваше личное отношение к этому?
– Отрицательное. Во-первых, СРО выполняет функцию технического регулирования, это не финансовый институт. Деньги компенсационных фондов размещены в банке, и каждый должен заниматься своим делом. Почему бы банкам не выдавать эти средства: банки могут оценить риски, проверить платежеспособность, у них есть механизмы по возврату денег. Считаю, навязывать эти функции СРО неправильным. Еще раз повторюсь: каждый должен заниматься свои делом.
Во-вторых, решение о выделении денег из компенсационного фонда должно принять определенное количество людей – правление СРО. Здесь есть момент коррупционной составляющей, и мысли, что «кто-то с кем-то договорился» все равно будут возникать. Лично я брать на себя такую ответственность очень не хочу. Может, жизнь заставит, но у меня такого желания нет. И у членов правления – из тех, с кем я разговаривал на эту тему – желания брать на себя финансовую и моральную ответственность тоже нет.
БН А кто может заобязать это сделать?
– На сегодняшний момент решение остается за общим собрание СРО. Ближайшее назначено на 19 августа. Если члены ассоциации примут такое решение, мы, как исполнительный орган, будем вынуждены его исполнять. Если не примут – лично я буду рад. Хотя сейчас и федеральное министерство строительства, и национальное объединение саморегулирования говорят о том, чтобы СРО деньги выдавали. При этом, скажем, национальное объединение увеличивает членский взнос на свое содержание. Деньги компенсационных фондов лежат в банке на депозитах. Дайте возможность тратить проценты с них на текущую деятельность СРО. За счет этого мы могли бы снизить членский взнос. По этому пути не идем, пока идем по пути выборочной точечной помощи отдельным членам СРО. Я отношусь к этому нововведению отрицательно.
БН А в целом как кризис отразился на количестве членов СРО?
– Число остается стабильным: более 300 организаций. Да, некоторые исключаются, но одновременно идет и прием новых компаний.
БН Исключаются из-за финансовых проблем?
– Да, в первую очередь из-за финансовых соображений: организация прекращает свою деятельность, из-за финансовых сложностей не может найти квалифицированных специалистов или оплатить членский взнос. При наличии желания у организации быть в рядах СРО мы очень гибко подходим к решению проблем. Всегда даем шанс решить свои проблемы. Естественно, если такой заинтересованности не видим (бывают случаи, когда физически не можем найти компанию), принимаем решение о ее исключении. В таких случаях у меня рука не дрогнет проголосовать за исключение, потому что, скажем, недобросовестный член СРО может в дальнейшем нанести ущерб всему объединению, который придется компенсировать другим членам СРО.
Без зарплаты
БН Ваше избрание на пост председателя социального комитета Заксобрания означает уход из «Маяковской» или в ОЗС будете работать по совместительству? На двух же стульях нельзя...
– Тогда уж на трех (улыбается). Еще СРО.
БН Ну, в таком случае как минимум на четырех. Еще и Общероссийский народный фронт (ОНФ).
– Депутатская деятельность, которой я занимаюсь, – это общественная деятельность. Я буду председателем комитета на освобожденной основе, со своей основной работы не уйду. Заработной платы в Законодательном собрании у меня не будет.
БН Социальный комитет – не совсем профильный для руководителя строительной организации. Зачем это вам?
– Как раз связано с моей деятельностью в ОНФ. Это та общественная организация, которая аккумулирует и социальные вопросы, возникающие на территории области и отдельных муниципалитетов. Если люди не могут их решить самостоятельно, они адресуют вопросы в ОНФ. Думаю, понимание этих проблем и причин – с чем обращаются люди и почему не решаются в рамках действующего регионального или муниципального законодательства – поможет мне работать в качестве председателя комитета.
Думаю, поможет в этом и опыт руководства СРО, где тоже все члены равны. В Заксобрании председатель комитета – это такой же депутат, просто его основная задача – организовать работу комитета, выслушать все мнения (как депутатского корпуса, так и представителей власти) и совместно помочь найти решение, которое максимально удовлетворит всех. В СРО также необходимо каждому дать возможность высказаться и услышать мнение всех. В СРО, как я уже сказал, нас более 300. Опыт на этом посту также, думаю, поможет в организации работы комитета.
Тем более в комитете есть два сильных заместителя: один представляет медицину (ред.: Ирина Морозова), второй – образование (ред.: Анатолий Чурин). Они помогут разобраться в вопросах с профессиональной точки зрения. Считаю, что председатель должен оценивать ситуацию с противоположной стороны, быть потребителем услуг. Это позволит с помощью профессиональных мнений принимать решения, которые принесут пользу именно потребителям – обычным жителям.
БН Лично вам зачем общественная деятельность в ОНФ? Потому что кто, кроме меня?
– Не совсем так. Правильнее ответить высказыванием Гиллеля: «Если я не для себя, кто для меня? И будучи только для себя, кто я? И если не сейчас, то когда?» У меня переосмысление наступило после рождения ребенка. Сегодня есть возможность создавать какие-то блага для ребенка, но после ухода из активной жизни, к примеру, на пенсию, ты, возможно, не сможешь оказывать ему финансовую помощь. Если раньше не сделал ничего, чтобы изменить его жизнь к лучшему, в будущем будешь об этом жалеть. Точно лучше жалеть о том, что не получилось, чем о том, что ты просто ничего не сделал. Если что-то можно сделать для других сейчас, значит, это надо делать.
Беседовала Анастасия Белова.
a.a.belova@mail.ru
Фото: пресс-служба Законодательного собрания.
Сергеев Дмитрий Валерьевич– генеральный директор ООО Специализированный застройщик фирма «Маяковская».
Родился:
18 декабря 1974 года в Кирове.
Образование:
Высшее. В 1997 году закончил ВятГТУ (инженер-строитель), в 2000 г. закончил ВятГТУ (экономика и управление на предприятии).
Трудовая деятельность:
- с 1997 года мастер СМУ-19, затем директор дочернего предприятия;
- с 2004 года – прораб, зам.директора в Вятской проектно-строительной компании;
- с 2005 года – главный инженер ООО Фирма «Маяковская»;
- с 2008 года – генеральный директор ООО Фирма «Маяковская» (сейчас ООО Специализированный застройщик фирма «Маяковская»).
*Депутат Законодательного собрания, ранее избирался депутатом Кировской гордумы V созыва;
*с 2011 года – председатель правления СРО «Союз строителей Кировской области»;
*член регионального штаба ОНФ.
Блиц
На что не жаль потратить деньги?
Расцениваю деньги как инструмент для достижения поставленной цели. Если цель достигается при тех затратах, которые планировались, то никогда не жалею. Это в бизнесе. В личной жизни не жаль тратить деньги на помощь другим людям, но я точно должен знать, что это реальная помощь, а не обман.
Что цените в людях?
Честность, преданность.
Хотели бы стать чиновником?
Нет. Не тот склад характера.
Какой бы вопрос задали при встрече президенту?
Что бы он хотел исправить из того, что сделано на посту президента.
Три качества хорошего руководителя?
Прагматизм, хладнокровие и умение слушать собеседника.
Жизненное кредо?
Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.