"Шоу-бизнес — моя стихия"
Готовы ли кировчане тратить деньги на развлечения, порочна ли система прокатчиков и что нужно современному зрителю? Об этом, билетной мафии, политике и коррупции рассказал директор Кировского цирка Олег Рыбкин.
- Олег Владимирович, политику часто называют цирком. Не задевает?
- Нет. Афоризмов и цитат про цирк много. Мне, как человеку цирка, многие из них нравятся. Если вас интересует именно сравнение с цирком политики, то я на этом не заостряю внимание. Как аполитичный человек, стараюсь больше наблюдать и анализировать. Безусловно, как управленец, поддерживаю связи со многими чиновниками и политиками. Это часть моей работы.
- Мы не случайно предложили вам интервью - чтобы не портить настроение читателям перед новогодними праздниками.
- И правильно. Посмотрите, о чем пишут — смерть Лужкова, арест Быкова, приговор по делу «Электронного проездного»... Люди устали от негативной информации.
- Однако без таких сообщений не обойтись. Взять ту же новость об устранении России от участия в соревнованиях...
- И мне очень обидно за нашу страну, которую считаю очень сильной державой. Воспринимаю такое решение как политическую недоброжелательность к России.
- А ваше мнение по поводу последних громких уголовных дел в Кирове?
- Мы все делаем ошибки в своей жизни.
- К теме цирка. Какие кардинальные изменения произошли в его работе за время вашего руководства. Приходилось ли принимать жесткие и непопулярные решения?
- Изменений много. Прежде всего я постарался изменить принципы работы, ориентировать сотрудников на работу со зрителем, на создание комфорта. Пришлось немало менять: многие сотрудники работают в цирке в 90-х годов, придерживались других стандартов, идущих в разрез с клиентоориентированностью. Кроме того, для меня было и остается важным донести до зрителя, что цирк — это вид искусства, и он может быть современным и интересным.
Непопулярные решения принимать, конечно, приходилось: всем не угодить. Это относится к кадровым перестановкам, пересмотру штатного расписания. Однако я стараюсь принимать взвешенные решения и всегда помню о важности соблюдения прав работников. Естественно, после принятия таких управленческих решений появились недоброжелатели. Они, к примеру, писали анонимки в контрольные органы о якобы плохом состоянии здания цирка и просили его закрыть. Здание в удовлетворительном состоянии и мы продолжаем его потихонечку обновлять.
- А кардинально? Неоднократно говорилось о полной реконструкции цирка...
- Действительно, вопрос о реконструкции — главный на протяжение нескольких лет. Здесь важно понимать, что это очень сложная задача, требующая согласованности действий Министерства культуры РФ, Росгосцирка, правительства Кировской области. В составе Российской государственной компании сегодня 38 стационарных цирков и многие из них требуют ремонта. В последние годы были отремонтированы Владивостокский, Нижнетагильский, Омский, Рязанский и ряд других цирков. Сейчас на капитальном ремонте находятся Красноярский, Саратовский, Уфимский. У меня большие надежды, что скоро в этом списке появится и Кировский цирк. Мы уже проделали большую работу по подготовке технической документации и ждем решения федерального руководства.
- Сегодня Кировский цирк — проект на самоокупаемости или дотационный? За счет чего живете?
- За счет вырученных средств. Это, с одной стороны, тяжело, с другой — стимулирует к работе, поиску новых методов привлечения зрителей, повышению привлекательности цирка. Ранее руководством страны была поставлена задача: Росгосцирк должен выйти на самоокупаемость к 2020 году. Сейчас вокруг этого ведутся дискуссии. Если бы наше здание не требовало ремонта и соответствующих затрат, то, возможно, выход на самоокупаемость и прибыльность был бы менее проблематичным.
- Какие самые расходные сроки расходов?
- Их множество: коммунальные платежи, оплата труда, содержание животных (мало кто представляет, какового это — кормить тигров или слонов). Кроме того, я стараюсь поддерживать цирк в достойном виде. За последнее время сделан ремонт в кассовом зале и туалетах, в гостинице для артистов. Отремонтированы некоторые служебные помещения, в том числе и для содержания животных. Думаю, структура расходов и доходов цирка — это общий тренд.
- Здание рассчитано более, чем на 1,6 тысячи зрителей. Как по факту идет заполнение?
- На заполняемость влияет много факторов: сезон года, уровень программы, рекламная кампания и т. д. Поэтому конкретного ответа на ваш вопрос дать нельзя. Есть программы, пользующиеся большим успехом — к примеру, цирк Филатовых, «Шоу воды, огня и света» под руководством Анатолия Сокола. Программа, с которой мы работали этой осенью - «Шоу королевских тигров» под руководством Николая Павленко - также собрала аншлаг. Сейчас готовимся к новогодним шоу, принимаем программу Марицы и Дана Запашных и прогнозируем высокую заполняемость зала.
- Ваше отношение к прокатчикам?
- Все индивидуально. Не стоит думать, что это прочная система. Многие прокатчики ответственно относятся к программам, с которыми работают — вкладывают в них средства, содействуют художественному процессу, поощряют талантливых артистов и сотрудников, развивают коммуникации с цирками и контрагентами.
- Вы продолжаете заниматься организацией концертов?
- Да. Уже сформирован немаленький объем концертов и мероприятий на 2020 год. Запланированы Дима Билан, Юра Шатунов, группа «Пикник», Эмин Агаларов, Алексей Чумаков, который на моей деятельности уже второй раз гастролирует в Кирове с таким большим концертом. Концертную деятельность продолжаю, причем не только в Кирове, но и других регионах. Шоу-бизнес по большому счету — это моя стихия. Не хочется терять опыт в этой сфере, наработанный за долгие годы.
- Кто-то из других организаторов может привезти того же Алексея Чумакова, или контрактные отношения артиста связаны конкретно с вами?
- Может. Если кто-то как-то кого-то перекупает или переманивает — это нормально. Здесь большую роль играет человеческий фактор, личные взаимовыгодные условия. Придерживаюсь мнения, что лично у меня нет конкурентов. Все партнеры.
- Возникало желания привезти кого-то, кто, казалось, никогда не приедет в Киров?
- Такие хотелки возникают постоянно. Неоднократно думал о том, чтобы привезти в Киров, к примеру, Лару Фабиан. У меня в Москве есть партнер, который является ее менеджером в России. Однако есть технический и бытовой райдер, гонорарная часть. И, главное, чтобы привезти Лару Фабиан, нужна хорошая площадка или концертный зал. В Кирове пока такого нет. Хотя к нам и так приезжает много звезд мировой величины: я привозил Томаса Андерса, Криса Нормана, вокалиста группы «Deep Purple» Гленна Хьюза. Не так давно организовывал шоу Филиппа Киркорова, которое — опять-таки из-за отсутствия концертного зала в областном центре — пришлось проводить в ледовом дворце «Олимп-Арена». Безусловно, лучше проводить такие мероприятия в Кирове — на сцене с хорошими техническими возможностями, а не морозить и не возить людей в Кирово-Чепецк.
- Обилие афиш на улицах города, один и тот же исполнитель приезжает не по разу в год. Зритель не устал от переизбытка звезд?
- Поверьте, не устал. Я каждый год отслеживаю динамику каждого артиста, с которым отработал. Гастрольный сезон начинается и заканчивается не в новый год. В шоу-бизнесе открытие сезона происходит в сентябре, закрытие — в конце мая. В конце каждого сезона подвожу итоги и анализирую: какой артист собрал, какой недособрал и почему. Очень важно мнение зрителя перед и после концерта. К примеру, по отзывам к предстоящему февральскому концерту Димы Билана я вижу, что артист интересен. Во-первых, у него хорошая ротация и на ТВ, и на радио, и в других СМИ. Во-вторых, хорошо идет продажа билетов. В-третьих, положительная динамика отзывов о предстоящем концерте. Зритель хочет видеть качественные шоу.
Есть категория людей, которые ходят на концерты ради спортивного интереса: образно говоря, чтобы обязательно увидеть каждого и оценить его работу. Большинство все-таки идут, чтобы получить от мероприятия удовольствие, окунуться в постановку, принять в ней участие, зарядиться от артиста энергетикой. Зритель разнообразный.
- Оцените покупательскую способность на развлечения кировского зрителя и зрителя из других городов?
- Мы ее всегда анализируем. По большому счету Киров не отстает от тех же Казани или Нижнего Новгорода. А во время организации концертов, к примеру, в Коми, вижу, что в плане собираемости Сыктывкар отстает. У нас проходят более масштабные и дорогие проекты. Хотя Коми — республика не бедная, нефтедобывающая, но доход от концертов пониже.
- То есть кировский зритель готов тратить на развлечения?
- Готов. И наш зритель более культурно развитый, чем во многих других регионах, и продолжает развиваться. Если вернуться к цирку, то сегодня зритель хочет видеть полномасштабное шоу. Это декорации, свет, яркие костюмы, красивые лица - то, чем человек наслаждается и чему радуется. И цирковые программы идут в ногу со временем: используют различные средства визуализации, работают со светом и звуком, на манеже гармонично соединяются искусство и технологии.
Я сужу даже по своим детям — у меня их двое: 14 и 6 лет. Вожу их и на цирковые программы, и на различные мероприятия. Дети очень любят воздушные номера. Они могут не смеяться над клоуном, но обязательно обратят внимание на что-то серьезное, экстравагантное, им интересна загадка, экстремально-технические трюки.
- То есть запросы потребителя меняются? Им не интересна классика жанра?
- И классика продолжает оставаться интересной. Может, я вас удивлю, но классический цирк — тот самый: добрый, с клоунами и животными — пользуется у зрителя огромной популярностью. Возможно, это запрос старшего поколения, которое хочет с помощью цирка показать детям частичку своего детства. И дети безумно радуются, когда видят на манеже клоунов и животных. Где они еще их увидят? Только в кино и на картинке. А в цирке — встречаются реально.
- У меня, возможно, ошибочное мнение, что юмор у современных клоунов банальный и даже несколько пошлый? Пнули друг друга — и хохочут. Причем не зрители, а сами клоуны...
- Это зависит от программы. Мы все-таки стараемся идти в ногу со временем и тщательно подходить к подбору программ. В цирк заходят новые жанры, новые репризы. Думаю, «не смешные клоуны» - это издержки прошлого. В новогодние праздники у нас будет проходить программа, в которой работают клоуны из Италии.
- А чем они отличаются от российских?
- Многим. Не хочу раскрывать интригу, пусть зритель сам придет и посмотрит. Европейский юмор отличается от юмора в нашей стране.
- Означает ли это, что зрителю нужен интеллектуальный юмор?
- Да. Хотя дети зачастую лучше реагируют на юмор, который был раньше.
- Он был незлобным, а сейчас многий — я сейчас говорю не про цирк, а в целом — злобный.
- Сейчас и мультики злобные. Поражаешься, что показывают нашим детям!Сколько там агрессии и вещей, которые можно показывать, условно, на канале 18+.
- Однако многие современные дети мультику «Ну, погоди» предпочтут американский. Это зависит от родителей?
- В первую очередь, да. Идет засилие интернета: двухлетний ребенок уже сидит в Интернете и гаджетах! Все это безобразие идет с Запада. Я считаю, что родителям необходимо ограничивать своих детей от всего этого.
- К теме Интернета. Традиционно пиратская версия фильма-премьеры через несколько дней появляется в сети. Тема пиратства к вам относится?
- В цирке фото-и видеосъемка разрешена. Я не считаю такие публикации с наших мероприятий пиратством. Многие снимают для себя — на память о своем посещении цирка: зритель хочет сохранить положительные эмоции. Я сам часто стою у центрального входа, встречаю и провожаю зрителя, чтобы узнать его мнение о программе. Не поверите, но все больше людей в возрасте за 40-50 лет приходят в цирк впервые! И уходят довольные. У одной знакомой, которая в последний раз была в цирке в 80-х годах и вновь пришла после долгого перерыва, спросил: почему не ходила. Сказала: из-за запаха. А у нас в цирке не пахнет. Современная химия позволяет избежать запаха, и мы уделяем чистоте и порядку очень много внимания. Времена изменились. Сегодня Кировский цирк вышел на уровень хорошего театра с интересными постановками, сюжетной линией в каждой программе, а не сборной цирковой программой с набором номеров. Мы вошли в стадию крупномасштабного действия.
- Актуальна ли для Кирова тема билетной мафии?
- Нет. Вся продажа билетов прозрачна. Во времена 90-х — да, были случаи и двойной, и тройной продажи билетов, их перепродажи. Сейчас это в прошлом. Мы обновили сайт и внедрили онлайн-продажу билетов, иногда продажа через интернет достигает 40%. Любой желающий может в онлайн-режиме выбрать место в зале и приобрести билет по безналичной оплате. Это всеобщий тренд на технологизацию и цифровизацию. Техническое оснащение цирка на самом деле достаточно современное. Мы сотрудничаем с ведущими компаниями в сфере звукового и светового сопровождения мероприятий. Думаю, большинство зрителей согласятся, что шоу в Кировском цирке — это всегда музыкально, ярко и красочно.
- Сегодня в Кирове немало развлекательных заведений. Хорошие шоу проходят, к примеру, в Гауди. Они для вас конкуренты?
- С точки зрения цирковых программ — нет. Цирк это цирк. Он один в Кирове. Цирк на сцене — уже не цирк.
Беседовала Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
Досье:
Олег Владимирович Рыбкин.
Дата и место рождения: 9 мая 1980 года, г. Алматы.
Образование: высшее.
Текущая трудовая деятельность:
С февраля 2016 года — директор Кировского цирка.
Женат. Воспитывает двух детей.
Блиц
- У вас есть дома животные?
- Всегда были. Сейчас живет шпиц, это полноценный член нашей семьи.
- Если бы вам предложили заняться политической карьерой — и выгодные условия, пошли бы?
- Я вне политики, это не мое. Я больше в культуре, шоу-бизнесе, где у меня получается.
- Сколько контактов артистов в сотовой телефоне?
- Не считал, но очень много. В первую очередь общаюсь по рабочим моментам, уже во вторую — по личным.
- О чем бы спросили президента?
- Об его отношении к животным. Так можно оценить, насколько человек миролюбив и открыт.
- Вам пытались дать взятку?
- Зачем? У меня девиз по жизни: зарабатывать руками и мозгами, что заработал — мое. Шальных и легких денег не ищу.